Конспект занятия по математике для подготовительной группы " в королевстве числа девять". Конспект нод по математике в подготовительной группе Состав числа 9 занятие в подготовительной группе

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: Состав числа 9

Программное содержание :

    Познакомить с составом числа 9 из единиц .

    Познакомить с цифрой 9 .

    Совершенствовать умение назвать числа в прямом и обратном порядке от любого числа .

    Закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе.

    Развивать глазомер

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, корова), карточки с цифрами от 1 до 9 .

Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), лист белой бумаги А4, цветные карандаши, раздаточный материал «Домино».

Ход занятия

I часть. Разминка

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

Давайте проведем математическую разминку с мячом.

    назови число на 1 больше

    назови число на 1меньше

    назови соседей числа …

    Я начну, ты продолжай день недели (если знаешь, называй три дня вперед).

Молодцы ребята, справились с заданием, значит, вы готовы к путешествию. А отправимся мы сегодня в зоопарк.

А каким транспортом мы туда доберемся, узнаете, если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)

На чем же мы отправимся?

Заведем мотор, и начнем обратный отсчет 10…1 и полетели…...

Совершим мягкую посадку (сели за парты).

II часть. Игровое упражнение «Зоопарк»

На доске карточки с изображениями животных - волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, коровы.

Воспитатель спрашивает у детей:

На какие две группы мы можем разделить животных?

Каких животных называют дикими? (Дикие животные – это животные, не прирученные и не одомашненные человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

Каких - домашними?

В нашем зоопарке будут жить только дикие животные.

Саша, подойди и отбери карточки только с дикими животными.

Сколько всего животных в нашем зоопарке? Посчитай. Д евять

Какой цифрой можно обозначить число девять? Цифрой 9

Найдите в цифровом ряду цифру 9.

На какую цифру похожа цифра 9? (Дети находят цифру 6)

Чем отличаются цифры 9 и 6? (Цифра 9 стоит на ножке, а 6 перевернута и стоит на голове).

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

С. Маршака «Веселый счет» :

Цифра «девять» , иль девятка,

Цирковая акробатка,

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Какие животные будут жить в нашем зоопарке? Дикие.

Сколько животных будет жить в нашем зоопарке? Девять.

Какой цифрой мы обозначим число девять. Цифрой 9.

Физминутка «Тик-так».

III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».

Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

Красный круг в центре листа;

Зеленый круг в левом верхнем углу;

Желтый круг в правом верхнем углу;

Синий круг в нижнем правом углу;

Голубой в левом нижнем углу;

Два круга вверху листа;

Два круга внизу листа.

Посчитайте, сколько зверей мы разместили в зоопарке? Девять.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное. (Даша, где живет лиса? Лиса живет в верхнем правом углу) и т.д.

- Молодцы ребята! Справились с заданием. Отодвиньте свои схемы и давайте отдохнем!

Физминутка «Солнце спит».

IV часть. Игровое упражнение «Соседи числа».

У каждого ребенка карточка «Домино» (от 1 до 10 кругов) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет: У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; и старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа.

Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.

Итог занятия

Давайте вспомним, с каким числом мы сегодня познакомились? (с числом 9)

Какая цифра обозначает число 9? Цифра 9.

- Каких животных мы называем дикими? (Животных, не прирученных и не одомашненных человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

- Каких - домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, эти животные не выживут без ухода человека).

- Кто сможет назвать по порядку дни недели?

татьяна Туева

Задачи. Познакомить с составом числа 9. Учить решать и составлять задачи на сложение. Развивать логическое мышление.

Демонстрационный материал : наборное полотно с цифрами; предметные карточки, на которых изображены 5, 6, 7, 8 предметов; число 9, наборное полотно с изображением восьмиэтажного дома.

Раздаточный материал: тетрадь, карандаши (один простой, один цветной, кассы цифр, математический набор.

Ход занятия. На наборном полотне две цифры 6 и две цифры 9. Здесь же предметные карточки с пятью, семью, девятью и шестью предметами.

Воспитатель дает задание: найти знакомые цифры и поставить рядом с теми карточками, которые им соответствуют. После выполнения задания педагог незаметно переворачивает цифру 9 в положение цифры 6. Спрашивает: «А эти цифры разве не знакомы нам?» Дети разгадывают хитрость и сами объясняют: «Это новая цифра 9». Воспитатель объясняет: «Цифра 9 - большая фокусница. Посмотрите, как она меняется, если ее перевернуть. «Цифра 9, иль девятка,- цирковая акробатка. Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет». Запомните эту цифру».

Задания и вопросы : откройте кассы и найдите в них обе цифры - 6 и 9. Сравните их и запомните. Какое число при счете мы называем раньше: 6 или 9? Покажите цифру, которая идет перед цифрой 9. Отсчитайте столько же треугольников и положите их слева. Покажите цифру, которая идет за цифрой 8. Отсчитайте столько же кругов. Чего больше: кругов или треугольников? На сколько? Какое число больше: 8 или 9? Воспитатель предлагает открыть тетради и обвести 9 клеточек (интервал между ними равен двум клеткам, затем отсчитать шестую клетку и закрасить ее красным карандашом, отсчитать девятую клетку и тоже закрасить.

На доске выкладывается изображение восьмиэтажного дома, на нем стоит номер 9. Воспитатель говорит: «В этом доме на каждом этаже по 2 квартиры, в каждой квартире разное количество жильцов, но на каждом этаже в сумме 9 человек. Одна квартира на каждом этаже уже заселена, надо заселить другую». Дети поочередно выходят к доске и на каждом этаже ставят карточку с числом, недостающим до 9.) Дети выкладывают на планшете все цифры, которые они знают, и отвечают на вопросы: какая из этих цифр показывает самое малое число? Самое большое?

Работа в тетради . Запись числа, нарисуй столько предметов, сколько обозначает число 9, из скольких единиц состоит число? Запись примеров.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Образование и состав числа 3» Цель: Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии. Задачи: - сформировать.

Конспект НОД ФЭМП в старшей группе. Тема: «Состав числа 8. Цифра 8 Деление геометрических фигур на равные части». Цель: Создание социальной.

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа восемь» в подготовительной группе Конспект НОД по ФЭМП Тема: Состав числа восемь (подготовительная группа) Учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел; учить.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Состав числа четыре» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема «Состав числа Четыре» Цель занятия: «Учить составлять число 4 из двух меньших.

Конспект НООД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Состав числа три» МБДОУ «Колокольчик» комбинированного вида п Чернянка Белгородской области Конспект непосредственно организованной деятельности.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа) Задачи. Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать.

Раздел 8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, состав

Подготовила: Захарова Н.В., воспитатель МБДОУ д\с №65, г. Ставрополь

Цель: учить составлять и решать задачи и примеры. Закрепить состав числа 9, закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

Закрепить состав числа 9.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Оборудование: наглядный и счётный материал, линейка на каждого ребёнка, мяч, задания на каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие далеко­далеко, на планету математики. Подойдите к столам, там у каждого лежит задание. А на чём мы отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Начинаем с цифры 1. После цифры 1, Таня, скажи, какая цифра следует?

Воспитатель: Да, правильно 2. А после цифры 2, Артём, скажи какая цифра?

Воспитатель: Молодцы, и так по порядку.

Воспитатель: Настя, скажи, что у тебя получилось?

Настя: Ракета.

Воспитатель: У всех получилась ракета? Посмотрите, у вас есть ещё задание. Нужно помочь пчёлке собрать нектар. Пчёлка берёт те примеры в ведёрке, в которых ответ получается 9. Поможете? Для начала надо решить примеры, ответ у которых получится 9, соединим с ведёрком.

Помоги Пчелке собрать нектар

Воспитатель: А теперь назови, какой пример в ведёрко положил, Дима? Дима: 4+5.

Воспитатель: А Женя?

Воспитатель: Лиза?

Воспитатель: Настя?

Настя: 8+1.

Воспитатель: Все примеры собрали? Таня?

Таня: Нет, ещё один. 6+3.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наша ракета полетела, надо узнать, на какую кнопку надо нажать, чтобы отправиться в полет. Для этого надо решить задачи.

1. Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

8 румяных, наливных,

1 с кислинкой.

Сколько их?

2. Десять веселых медвежат За малиной в лес спешат,

Но один из них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Воспитатель: Какая цифра у вас получилась? Лиза, сколько у тебя получилось?

Воспитатель: А сколько получилось у Димы?

Воспитатель: Молодцы, теперь можно отправляться в полет. Катя, подойди, на клавиатуре нажми на цифру 9.

Катя нажимает на цифру 9. Звучит музыка.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в полёт. А пока мы летим, скажите, какие арифметические знаки вы знаете? (= + - > <).

Воспитатель: Мы подлетаем к планете. Закройте глаза. Ребята, посмотрите, мы прилетели на другую планету. И нас встречают жители этой планеты. Посмотрите, какие они необычные, а у одного из жителей есть конверт. Сейчас посмотрим, что в нём.

Смотрят. Там задания.

Воспитатель: А в нем задания. Задания то зашифрованные. Кто помнит, на какую цифру мы нажимали, что бы ракета взлетела? Женя, на какую цифру? Женя: 9.

Воспитатель: Назовите число, за которым идет число 9? (8) Назовите число, следующее за числом 9? (10) Назовите соседей числа 9? (8 и 10)

У вас есть счётные палочки. Давайте составим примеры с числом 9. Какой пример составила Настя? (4+5) Какой пример составила Арина? (3+6) А какой пример составила Маша? (2+7) А Катя составила? (9+0)

Физкультминутка «Мы устали, засиделись»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Давайте поиграем и вспомним дни недели.

Игра «Дни недели». Я буду бросать мяч, и задавать вопрос. Кому бросила, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально. Вопросы: Какой первый день недели? Какой 3? После четверга, что будет? Какой день недели выходной? и т.д.

Воспитатель: Ребята, а у нас ещё одно задание. Нам предлагают отгадать загадки о геометрических фигурах.

1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я! (треугольник).

2. Не овал я, и не круг, треугольнику я - друг. Прямоугольнику я - брат, а зовут меня... (квадрат).

3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква О. (круг)

4. Я - почти, как круг - малец, я похож на огурец.

5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче, (прямоугольник)

Воспитатель: А теперь из геометрических фигур поможем нашим героям построить дом для числа 9 по схеме (схема крепиться на доске). Из каких геометрических фигур построен дом на схеме?

Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети строят дом.

Воспитатель: Какие красивые получились дома. А давайте измерим высоту дома? Длину дома? А с помощью чего мы будем мерить дом?

Дети: Линейки (измеряют высоту и длину дома).

Воспитатель: Какой высоты получился дом у Лизы?

Лиза: 9 см.

Воспитатель: А у Маши?

Маша: 9 см.

Воспитатель: Какой длины получился дом? У Насти?

Настя: 9 см.

Воспитатель: А Андрей померил?

Андрей: 9 см.

Воспитатель: Молодцы. А в конверте есть загадка. Но она не про геометрические фигуры. Послушайте и отгадайте загадку: что все замки открывает? Женя?

Женя: Ключ.

Воспитатель: А кто ещё как думает? Катя, а как ты думаешь, что это такое?

Катя: Ключ.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Давайте проверим, правильно ли вы её отгадали. Надо внимательно слушать меня. У вас на листиках есть чёрная точка. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начинаем: от чёрной точки вправо отсчитайте 8 клеток, затем вверх 2 клеточки, вправо 4 клетки. Вниз 5 клеток. Затем влево 4 клетки. 2 клеточки вверх. 4 клеточки влево. 3 клетки вниз. 1 влево. 1 вверх. Влево 1 клеточка. 1 вниз клеточка. 1 влево клетка. 3 клеточки вверх. 1 клеточка влево. И 1 клетка вверх.

Воспитатель: Что у вас получилось? Лера?

Лера: Ключ.

Воспитатель: А у Димы, что получилось?

Дима: Ключ.

Воспитатель: Значит, правильно вы отгадали загадку. Молодцы! Жителям этой планеты очень понравилось, как вы справились с заданиями. Вы все сегодня хорошо поработали, посмотрите, здесь есть ещё конверт. Посмотрим, что там. Что же это?

Дети: Медали.

Воспитатель: Жители этой планеты награждают вас за старание и за помощь им (награждение медалями). Но нам пора отправляться назад. Закрывайте глаза (звучит музыка). Ну вот мы и вернулись. Давайте вспомним (вопросы к детям):

Где мы были?

С каким числом мы сегодня работали?

Ответы детей.


Захарова Наталья Валентиновна

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.

Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.

Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)

1. Игра с цветными кружками.

Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)

Сколько здесь всего кругов?

Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.

Сколько стало кругов?

Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.

Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.

2. Решение "весёлых" задач.

Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.

Например:

Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?

Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.

3. Игра "Кто в домике живёт?"

Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.

4. Игра "Угадай - ка"

У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.

Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.

5. Игра "Магазин"

Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.