Когда нужно начинать воспитывать ребенка? Когда начинать воспитание ребенка

Дети - наше будущее. И от того, насколько хорошо ребенок воспитан, напрямую зависит качество будущего человечества. Не секрет, что в последнее время вопросу воспитания уделяется гораздо меньше времени, чем это было во времена наших бабушек. Действительно, зачем утруждать себя развивающими играми, если можно отправить ребенка в страну виртуальной реальности. И малыш занят, и родителям хорошо.

Но такой подход гарантирует, что в будущем из такого чада вырастет неполноценная ячейка общества. Сегодня мы расскажем, как правильно воспитывать малыша, что он вырос достойным человеком.

Роль воспитания

Это только кажется, что воспитание ребенка - пустой звук. Типа, вырастет и сам разберется каким ему быть. Многие вещи необходимо закладывать в раннем детстве. Да, созревшая личность сама решит доброй ей быть, или злой. Но куда важнее быть в душе достойным человеком, с твердым набором морально-этических норм и вести себя с людьми в зависимости от ситуации. Чем являться на самом деле «моральным уродом».

Кроме того, качественное воспитание избавляет от многих личностных проблем. Например, человек твердо знающий что правильно, а что нет, не станет долго корить себя за разрушившиеся отношения. Он извлечет уроки и пойдет дальше, стараясь не совершать прошлых ошибок.

У воспитанного человека хорошо складываются отношения с социумом. Он знает как расположить к себе людей, как стать лидером. Поэтому смело можно сделать вывод - если ребенок в школе обделен вниманием сверстников, значит имеется недостаток какого-то морального качества.

Стоит акцентировать внимание, что лучше всего воспитание ребенка происходит по примеру. Займитесь своим воспитанием, доработайте то, чего на ваш взгляд вам не хватает. А малыш уже научиться, глядя на родителей. Первые социальные навыки создают самый мощный эффект. А получаются они именно от родителей.

Развитие детей

Вопросу развития, наоборот, сегодня уделено повышенное внимание. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо в 3 года уже , писать, знало таблицу умножения и играло на рояле произведения Баха. Все хотят вундеркинда, но не все понимают человеческую природу. Сверх-ребенок рождается примерно 1 на миллион. И вырастить его искусственно, искажая природу, нельзя. Можно лишь развить потенциал, улучшить показатели. Но добиться сверх вершин, имея обычные возможности, не реально.

Об этом стоит помнить родителям, которые заполняют день ребенка по максимуму. Да, сейчас великое множество кружков и секций, но это не значит, что ребенок обязан посещать их все. Не стоит стремиться дать малышу абсолютно все, чего не было в вашем детстве.

Дети, чей рабочий день не имеет «окна» на простые детские шалости и , регулярно страдают от нервных расстройств. ЦНС еще не до конца окрепла, поэтому у ребенка случаются периоды гиперактивности или спада настроения. И это совсем не значит, что нужно максимально занять малыша кружками, чтобы не было времени на баловство. Шалости, игры - естественный процесс взросления. Так дети познают мир. Вспомните себя в их возрасте. Наверняка вы шалили больше.

Развиваться - хорошо, но не стоит пересекать рамки допустимого. Задайте себе вопрос - это действительно то, что хочет мой ребенок или это мои личные амбиции? Понятно, что каждый родитель хочет лучшего для своего чада. И вроде бы имеет определенный опыт, чтобы об этом судить. Не стоит забывать, что каждый человек уникален. Одному хорошо в балетной школе и на уроках классической музыки. Другой же воспринимает мир через палитру красок и звуки рока.

Больше проводите времени с детьми, общайтесь с ними на всевозможные темы. Узнавайте своего ребенка, каждая личность уникальна. И только хорошо узнав малыша как личность, можно выбирать кружки. Те, которые ему действительно интересны. Родитель, в первую очередь, друг для своего ребенка. Не забывайте об этом.

Методики воспитания детей

Методологий воспитания подрастающего поколения великое множество. И не обязательно хорошо то, что проверенно годами. Многие методы устарели, какие-то нашли свою «реинкарнацию» в новомодных способах. Выбрать то, что подходит именно вам не сложно. В первую очередь, проанализируйте как воспитывали вас. Все ли устраивает, оборачиваясь на свое детство спустя года? Если ответ положительный, значит старайтесь передавать ваш собственный опыт малышу. Со временем, когда ребенок подрастет, он сам подскажет вам в верном ли направлении движетесь или стоит попробовать новые методы.

Помните, что ваша цель - вырастить счастливую здоровую личность, а не человека, живущего в своих страхах. Основные модели воспитания детей:

  1. Школа Монтесори. В ее основе лежит идея самостоятельности. Родитель наделяет ребенка нужными навыками, а дальше ребенок занимается сам. Развивается индивидуальность ребенка, личность учиться самостоятельно справляться с задачами и возникающими проблемами.
  2. Музыкальная академия Сузуки. Профессор Сузуки полагает, что полюбив музыку, как элемент прекрасного, чадо и дальше будет тянуться к красивым вещам и добрым эмоциям. Нужно только найти ключик к каждому.
  3. Поверь в свое дитя. Данный метод предполагает как раз таки личные предпочтения малыша. Никакого принуждения, строго по желанию ребенка. Поддерживаются любые детские стремления и начинания.
  4. Система Никитиных отводит родителю роль помощника и советника. Свобода ребенка не ограничивается родительским словом. Старшие подсказывать, а выбор остается за ребенком.

Не обязательно брать одну модель как единственно верную. Возможно сочетание элементов нескольких разный теорий. Хорошо дополнять их своими личными наблюдениями.

Как воспитать ребенка правильно

Запомните основные правила в воспитании подрастающего поколения и следуйте им неотступно:

  • Малыш должен расти в атмосфере любви и . Разумеется, полностью контролировать свои эмоции очень сложно, но малыш только учиться. Он не стремиться разозлить маму. И тем более он не виноват, если кто-то другой нарушил вашу эмоциональную стабильность.
  • Будьте ответственны за свое поведение. Дети начинают копировать поведение взрослых уже после 1 года жизни. Конечно, пока не осознанно. Поэтому, если чадо постоянно мусорит, пересмотрите в первую очередь свое поведение, не делаете ли вы тоже самое.
  • Никогда не отвечайте ребенку в момент аффекта. Сперва успокойтесь, восстановите душевное равновесие, потом реагируйте на . Малыши воспринимают все гораздо чувствительнее, слова взрослых их могут сильно ранить.
  • Не давите на ребенка. Оставьте ему возможность самому принять решение. Кому понравиться быть постоянно под давлением и гнетом?
  • Спокойствие, любовь и . Это ваш ребенок, вы его любите таким какой он есть. Найдите в себе силы быть мудрыми и справедливыми.

Ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитательном процессе:

  1. Не правильное определение объема любви. Очень часто родители страдают гиперопекой или, наоборот, уделяют малышу слишком мало внимания. У каждого ребенка свой язык любви - подарки, обнимания, комплименты. Прислушивайтесь к нему, он сам подскажет что ему нужно.
  2. Попустительство. Чрезмерная свобода и падение родительского авторитета. С маленькими детьми нужно иметь определенную долю твердости, вседозволенность ведет только к «присаживаю на шею». Но никакого повышения голоса или применения физической силы быть не должно. Так вы только продемонстрируете что ребенок одержал верх.
  3. Сомнения. Никогда не сомневайтесь в ребенке. Он лучший, он добьется небывалых высот. Только так. Потому что он ваш. Родительская вера - одна из основ психического здоровья малыша.
  4. Сверх ожидания. Научитесь переживать неудачи. Это естественно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Научите дитя не опускать руки, а подниматься и добиваться своего.
  5. Научитесь слышать. Не просто слушать что сообщает вам маленький рот. А действительно слышать, понимать, сопереживать. Научитесь уважать индивидуальность и все попытки самостоятельности.
  6. Не обманывайте ребенка. Не давайте тех обещаний, которые вы заочно не сможете выполнить. Это рушит авторитет родителя, и убивает доверие. Дети должны быть уверенны, что родитель - идеал, абсолют.
  7. Не пытайтесь жалеть ребенка там, где это не нужно. Не стоит думать «Он еще слишком маленький, глупый, неумелый. Сделаю сама». Детей нужно постоянно озадачивать, так они развиваются. Вы можете подсказать как сделать правильно. Но полностью брать на себя что-то не стоит. Дети любят помогать, быть нужными, полезными.
  8. Не балуйте. Научите малыша, что все хорошее нужно заслужить. Будет ли это денежный эквивалент поощрения или уже в виде покупок - решать вам.
  9. Не стремитесь осуществить детскими руками свои амбиции. Как уже говорилось выше - кружки и секции хороши, когда ребенку самому интересно их посещать.
  10. Сегодня да, завтра нет. Если вы запрещаете ребенку трогать телефон, то запрет должен быть круглосуточный и от всех членов семьи. Когда папа разрешает, а мама запрещает - плохо. Малыш только запутается.

Когда начинать воспитывать ребенка

Ответ прост - с первых дней жизни. Не стоит делать ребенка господином жизни. Приучайте сразу к тому, что мама главная. Например, малыш перепутал день с ночью. Положите его рядом с собой. Не хочет спать - пусть лежит рядышком. С мамой тепло, уютно и спокойно. Рано или поздно грудничок заснет сам. Через пару таких ночей режим стабилизируется и дитя начнет спать по ночам.

Не позволяйте баловаться с грудью во время кормления. Начал играться - уберите сосок и дайте вновь. В таких мелочах вы продемонстрируете свой авторитет как родителя. Но не забывайте про чувство меры. Ребенок не должен чувствовать себя притесненным и ненужным. Разумное сочетание любви и строгости - вот залог правильного воспитания.

Можно ли наказывать детей

В данном вопросе сколько людей, столько и мнений. Одно известно точно, никогда не прибегать к данному рычагу воспитания сложно. Если не сказать больше - невозможно. Подрастающая личность должна осознавать, что все поступки несут какой-то смысл. В их жизни или других живых существ. Одно дело случайно ошибиться. И совсем другое - нарочно нанести какой-то вред.

  • При выборе будьте справедливым, ведь ваша цель донести урок, а не сломать ребенку психику.
  • Обязательно объясните, какие последствия имел его поступок и как их можно было избежать.
  • Не повышайте голос и не угрожайте физической расправой.
  • В каждой просьбе оговаривайте что будет, если малыш послушается, и что в случае отказа.
  • Не вымещайте свое раздражение на чадо, плохой день бывает у каждого и ребенок тут совершенно не при чем.
  • Обязательно расспросите дитя почему он поступил так, ведь зачастую дети совершают ошибки из благих побуждений.
  • Физическое наказание стоит применять только в том случае, если все остальные методы не дали результата, но перед этим спросите себя, а все ли вы сделали, чтобы ваш ребенок вас услышал?
  • Не забывайте про метод кнута и пряника. Каждое хорошее дело должно быть поощрено, сладостью или простым поцелуем.
  • Никогда не позволяйте себе обзывать, унижать ребенка. Это психологическая травма на всю жизнь! Самооценка страдает, а контакт с родителем становится все меньше и меньше.
  • Наказания вроде постановки в угол стоит применять только в случае серьезных проступков, повлекших за собой последствия для здоровья или жизни. Например, драка закончилась переломом.
  • Не стоит использовать игнорирование как наказание, этот способ хорош только в том случае, когда между родителем и малышом тесный эмоциональный контакт. Потерять который ребенок боится. В других случаях этот метод не эффективен.

  1. Детей дошкольного возраста лучше всего воспитывать в игровой форме. Разыграйте сказку, в который главный герой не чистит зубы по утрам. И на примере героя объясните малышу какие последствия от этого могут возникнуть и как его воспринимают другие дети.
  2. Не забывайте показывать ребенку свою любовь. Да, ты совершил плохой поступок, ты огорчил меня этим. Но я тебя все равно люблю. Потому что ты мой сын/дочь.
  3. Не занижайте значимость детских рассказов и вопросов. Это сейчас вы знаете, что ситуация ерундовая. Для ребенка это личностная трагедия. Вспомните ваши личные страхи и трагедии в дошкольном возрасте и поделитесь ими с малышом.
  4. Основа правильного воспитания - доверие. Дитя должно быть уверено, что его всегда поймут, выслушают и помогут. Что родители справедливые и честные.
  5. Поддерживайте любое позитивное увлечение малыша. Хочет рисовать - купите краски и мольберт. Захотел играть на гитаре - пожалуйста. Это процесс поиска себя и лучше, чтобы он успешно завершился еще в детстве.
  6. Не забывайте соблюдать установленные правила. Если запрещаете ребенку кушать сладкое перед едой, то не стоит дразнить его, поедая мороженное до обеда. Это не справедливо. Чтобы правила беспрекословно соблюдались, они должны быть едиными для всех.
  7. Уважайте ребенка, позвольте ему проявлять индивидуальность, самостоятельность.
  8. Обязательно проявляйте любовь в мелочах. Придя из магазина купите внеочередную сладость, если ребенок убрал за собой игрушки. Обнимите и поцелуйте его просто так. Учите малыша выражать свои чувства.
  9. Спрашивайте мнение ребенка. Учите его принимать решения, и брать ответственность. Начинайте с малого - какие печения купить к чаю, какого цвета зубную щетку.
  10. Учите объяснять и отстаивать свою позицию. Это поможет находить консенсус в конфликтах без наказаний.
  11. Ни в коем случае не критикуйте ребенка на людях, все негативные моменты только дома, за закрытой дверью.
  12. Также не стоит сравнивать с другими. Вам самим-то нравится, когда ваша мама говорит о Светке, у которой три высших образования и две квартиры в центре Москвы?

Встретила интересную статью о воспитании детей, но немного сократила. Считаю лишним прибегать в воспитании к моментам, связанным с ложью, выдумкой, хитростью. Излишне детям говорить то, чего не стоит говорить. Я не имею ввиду разговоры с ребенком на интимную тему. Просто не стоит при ребенке обсуждать кого-то, чьи-то действия. Даже, если хочется показать, что так нельзя делать. Ребенок должен уважать взрослых, а не обсуждать. Кроме того, есть вопросы, дела, которые ребенка, в силу его возраста, не могут интересовать и не должны касаться.

1. Практически процесс воспитания начинается с момента зачатия .
И уж совсем явно - с пятого месяца беременности, когда зародыш обретает слух.

Но наиболее эффективным применение некоторых из предложенных ниже
принципов формирования личности окажется, видимо, в возрасте 2-3 года
(вообще же, конечно, границы размыты).

2. Все сигналы окружающего мира маленький человек впитывает подобно сухой губке.
Но всё же в основном воспитывается ребёнок только на наглядном примере взрослого.

Просто наивно думать, что чуть позже подросток не будет, к примеру, курить
лишь оттого,что дымившая мама всегда говорила ему, что делать так,
как делает она, - нельзя, что это «плохо».

3. С ребёнком надо больше говорить.
Истина тоже прописная, но важная настолько, что не грех повториться.

Говорить обо всём.
Неверно думать, что, мол, для какой-то темы
ребёнок ещё мал и ничего не поймёт.

Конечно, по-своему, но понимает он всё. Как и любой взрослый.
На доступном ему уровне надо объяснять малышу всё многообразие мира.

Избегайте немотивированных запретов.
Причём объяснять всё, конечно, лучше по существу,
а не просто "потому что дядя будет ругаться".

КСТАТИ, эта страшилка про чью-то ругань где-то похожа на попытку
объяснить то, что КРАСТЬ - НЕЛЬЗЯ, лишь тем, что за это посадят в тюрьму.

(Дескать, если поймают. А стало быть, "надо учиться красть незаметно").

А вовсе принципом, что ведь ЭТО - НЕ ТВОЁ, ЭТО - ЧУЖОЕ…

Ведь ты же не хочешь, чтобы пропала твоя вещь!..

Свои запреты объясняйте подробно и обязательно проверяйте,
насколько твёрдо уяснил ребёнок, ПОЧЕМУ нельзя лезть в лужу
(заболеешь или маме придется стирать)

Или бегать по клумбам
(ведь в эту красоту, вложено столько труда!

А красоту портить нельзя никогда!
да и больше всего на свете нужно уважать чужой труд!).

Пытайтесь взывать к логике.
Помочь её формированию у ребенка

Может упор на врождённое чувство справедливости,
позволяющее безошибочно отличать Добро от Зла.

4. Первый (или не первый) ребёнок для мамы - это, как правило, всегда архиважно.
Но для самого ребёнка его МАМА всё равно всегда есть нечто гораздо большее.

В начале нашего пути мама - это вообще ВСЁ .
Забывать об этой своей роли нельзя.

Пропуская всё через сердце, искренне вживаясь во все его заботы
и подавая эмоциональный пример, мама, как бы взрослея вместе с ребёнком,
должна проходить все стадии роста своего чада.

Неподдельно расстраиваться, что не по назначению использован подгузник,
с любопытством сравнивать между собой разные погремушки,
подмечать огрехи в конструкции игрушечной дороги или безвкусно наряженной куклы.

А потом так же искренне печалиться, что не удалось без помарок
выполнить домашнюю работу, что не хочет решаться задача.

5. В воспитательных целях должно быть использовано каждое событие,
происшедшее в стенах дома или коснувшееся их извне.

Мама может управлять развитием ребёнка
при помощи некоего набора положительных и отрицательных эталонов,

Примеров, указывающих на хорошие и дурные поступки... лучше, самого объекта воспитания.

А чтобы ребёнок не забыл того или иного события, которое мама решила включить
в этот набор, достаточно всего лишь часто о них напоминать.
Достаточно часто. ( : ?, не будет ли это похоже на нотацию).

В первый день несколько раз, на следующий - чуть реже, на третий, возможно,
хватит и двух раз. Потом раз в неделю, в месяц, в год.
Частоты эти, конечно, совершенно условны и могут зависеть от множества факторов.

Таким образом Вы добьётесь того, что удачно выбранный поведенческий эталон
легко укоренится в сознании будущего гражданина навсегда.

6. Подобные эталоны - «как надо поступать» и «как не надо» - должны составить
своего рода воспитательный базис,
понятный только двоим: маме и ребёнку.

К примеру, со «случаем в конце сквера» они оба ассоциируют
достойный подражания эпизод, когда Ваш ребёнок дал поиграть другому
свою любимую игрушку. Это уже хорошо.

Но, когда тот ребёнок вдруг понял,
что без этой лопатки просто жить дальше не сможет, Ваш малыш

Вдруг проявил очаровательную щедрость и, обязательно с Вашего согласия,
решился чудесную игрушку подарить насовсем!

В другой раз произошёл совершенно позорный случай,
забыть который хочется навсегда.

Но забыть не удастся, потому что мама решила
включить его в свой воспитательный набор под меткой «щенок».

Когда она говорит это слово, в сознании ребёнка всегда возникает образец того,
как поступать нельзя.

Помнится, тогда в песочницу
забрёл откуда-то настоящий щенок,
которого всем очень хотелось погладить.

И в этой ситуации Ваш малыш, даже сказать страшно,
…ЗАМАХНУЛСЯ НА ДЕВОЧКУ… Не ударил, к счастью…

Умело драматизируя ситуацию, которая обязательно должна задеть
личные интересы ребёнка, Вы можете закрепить в его сознании мысль о том,
что данные кому-либо обещания всегда нужно исполнять скрупулёзно.

А, кстати, вторым после слова МАМА
младенец должен твёрдо уяснить слово НЕЛЬЗЯ.
(Ну а третьим - понятие ЭТО ЧУЖОЕ).

7. Постоянно внушайте ребёнку ту простую как мир истину,
что в отношении окружающих всегда надо поступать только так,
как он хотел бы, чтобы относились к нему.

Почаще предлагайте ребёнку саму эту идею - попытаться почувствовать
себя на месте другого:

Незаслуженно обиженного,
- обманутого,
- униженного,

8. Подсознание ребёнка работает гораздо активнее, чем у нас.
Он может самозабвенно строить замок из кубиков, возиться с паровозиком или куклой,

Но при этом слышит и запоминает все (и даже ещё незнакомые) слова,
залетающие в детскую сквозь приоткрытую дверь.

И то, что услышит он в раннем возрасте (и особенно - неоднократно),
запечатлено будет навеки.

9. Все дети разные.
И в помощи, начальной подсказке, как правильно организовать себя,
они нуждаются по-разному объективно.

Будьте готовы к тому, что, может быть, первое время Вам и малышу придётся
делать уроки вместе.


Подсказывать нельзя, конечно.

Доходить до всего ребёнок должен самостоятельно, но,
может потребоваться, под руководством мамы.

Все дети разные.
Некоторых нужно организовать.
Это не каприз, они нуждаются в этом действительно.

10. Если хотя бы один из родителей владеет иностранным разговорным,
то это колоссальное стартовое преимущество
должно быть использовано максимально .

Даже если уверены, что этот язык ребёнку явно не пригодится,
дело тут просто в его элементарном развитии.

Пример этот не выдуманный - так обстоит в одной Бакинской чете:
родители хорошо говорят и на русском, а вот дети их, как ни обидно за них,
понимают только азербайджанский.

Ведь психика маленького ребёнка за какой-то год или два впитывает целый язык,
а то и два-три языка,
на которых с ним общается мама.

Весьма мудрёная задача и для образованного взрослого!!

Ребёнок же усвоит их, не затратив ни грана усилий.
А два языка - это, как ни крути, всё же не один лишь родной,

А ещё и ПЛЮС ИНОСТРАННЫЙ… (то есть два родных языка).

11. « ЖЕНЩИНЫ, - обращается ясновидящая Любовь Панова, -
мы с вами потеряли чувство любви!
Мы повергли Землю в такую гадость!

Остановитесь, женщины!

Остановитесь, давайте вместе полюбим всё вокруг нас.
И даже то, что ещё только готово к нам прийти, - это маленькое-маленькое существо.
Давайте мы научимся у них любить, понимать, жалеть.

И, поверьте, тогда наши дети спасут наш мир.
Мир, который может очень скоро рухнуть.

Поймите, женщины, что всё зависит от нас!
Войны, беды и неприятности - всё идёт от женщины.

Это мы так воспитали своих детей, что они могут поднять оружие
не то что на другого человека, а даже на родного брата.

Это наша вина во всём!
Так давайте вместе возьмёмся и всё исправим!

Давайте научим наших детей любить по-настоящему.
Так, как вы хотите, чтобы любили вас.

Полюбите сначала вы ребёнка,
присмотритесь к нему,
поймите, почему он капризничает, что его беспокоит.

Может быть, отгадка не в том, что у него отвратительный характер,
а в том, что ребёнку просто чего-то не хватает.

Может быть, вы его мало ласкаете,
вы ему мало говорите о том, как вы его любите и как вы ждали его.
Может быть, вы вообще его не слышите »

(Р.И. Гарифзянов, Л.И. Панова. Откровения Ангелов-Хранителей.
РАЙ или АД. М. 2003. С. 106-107).

Воспитанием ребёнка следует заняться ещё до появления его на свет. Не секрет, что голос мамы положительно влияет на неродившегося малыша. Поглаживая животик, слушая мелодичную музыку, вы тем самым готовите своего ребёночка для контакта с внешним миром. Хорошо, если и папа включается в воспитание вместе с мамой, малышу не придётся знакомиться с их голосами после того, как он родится.

Если вы не делали этого, будучи беременной, и общение с ребёночком началось лишь после его рождения, то не расстраивайтесь. Воспитывать никогда не поздно, начинайте общаться с первых минут его пребывания вместе с вами. Конечно, не нужно начинать учить его уму разуму и читать художественную литературу для поднятия его интеллекта. Читайте сказки, помогайте маленькому привыкнуть к этому миру. Ребенок должен чувствовать, что родители готовы защищать и оберегать его от всех неожиданностей.

Своей заботой и любовью вы даёте младенцу чувство уверенности. Малыш должен чувствовать, что когда он проголодается, то его накормят, если ему будет холодно, немедленно наденут тёплые вещи. Отношение с мамой для малыша является самым важным в его жизни, это главное в воспитании.

Специалисты доказали, что тесный контакт с матерью просто необходим, от этого дети становятся более счастливыми. Важно кормление грудью, так ребёнок меньше подвержен инфекционным заболеваниям и более спокоен. Формирование личности зависит от того, как вы воспитываете детей, в строгости или любви. Строгое воспитание не даёт хороший результат, а наоборот, может вызвать неадекватную реакцию вашего чада. Как только ваш малыш научится ходить, не спешите сажать его в манеж, пусть исследует пространство, в котором он находится. Для него ведь всё новое, интересное. Поиграйте с ребёнком, показывая ему новые игрушки, расскажите какого они цвета, формы и так далее.

На прогулке, дома или в гостях, проговаривайте каждый свой шаг, расскажите всё, что видите на пути, это очень важно. Общением вы не только помогаете ребёнку знакомиться с окружением, но и пополняете его словарный запас в дальнейшем, расширяете его кругозор. В настоящее время специалистам-психологам приходится много работать, чтобы выяснить те или иные моменты воспитания. Но они твёрдо убеждены, что воспитание начинается ещё до рождения малыша, и ваша теплота, любовь и ласка помогут вашему малышу стать полноценной личностью нашего общества.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8304 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8253 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9225 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Многие родители после рождения малыша задаются вопросом – когда начинать воспитание ребенка . Наши предки, жившие в больших семьях, начинали процесс воспитания ребенка почти с рождения. Простой и практичный подход, ведь перевоспитание, как любая переделка, дело трудоемкое и неприятное. Какие же приемы воспитания можно применять к маленькому ребенку, который не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о том, что такое хорошо и что такое плохо? Еще недавно было принято сразу показывать новорожденному, кто здесь главный, помещая его фактически в эмоциональный вакуум. Считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не откликаясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, очерчиваем границы дозволенного и готовим к жизненным трудностям. Для многих современных родителей такой метод неприемлем.

Мамы и папы сейчас стараются обеспечивать крохе мягкую психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они теперь чаще впадают в другую крайность. Ради того, чтобы ребенок рос счастливым, молодые мамы готовы основательно потрудиться, превратив первый год материнства в постоянный подвиг самоотречения.

Мама - главная

Бытует мнение, что хорошая мать должна по первому писку малыша лететь выполнять все его прихоти. Лишь бы избежать стрессов и обеспечить становление здоровой и стабильной нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно находится на ручках, получает грудь по требованию, мама бросает любые дела, чтобы позаниматься с хнычущим чадом. Только вот младенец, растущий в таких условиях, все меньше становится похож на расслабленного и умиротворенного маленького Будду. Он отчего-то беспокоится и капризничает, порой даже чаще, чем ровесники, которых сразу приучали к жесткому режиму. Бывает, со временем усталая мама начинает чувствовать себя слегка разочарованной и обманутой. Никакого обмана здесь нет, малышу на первых порах действительно необходим непрерывный физический и эмоциональный контакт с мамой. Но при этом в не меньшей степени ребенок нуждается в том, чтобы родители определяли для него четкие рамки поведения. Разве можно чувствовать себя в безопасности на корабле, где капитан бросил штурвал, решив положиться на естественный ход событий? Хороший капитан учитывает скорость и направление ветра, погоду, состояние корабля, но ведет судно сам, потому что точно знает, как надо.

Выполняя свою ведущую роль в воспитании ребенка, мама управляет повседневной жизнью и поведением малыша. Именно она определяет, когда ему пора есть, спать и играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать нужно с самых первых дней, двигаться при этом маленькими осторожными шажками. И начинать лучше с себя. С пристального внимания к сигналам своего организма.

В первые дни после родов у мамы периодически возникает такая же сильная потребность прикладывать ребенка к груди, как у него пососать грудь. Даже если мама эту потребность отчетливо не осознает, природа ей подскажет с помощью приливов молока. Если кроха в такое время сам не попросил грудь, приложите его по своей инициативе, чтобы избежать переполнения. Если станете следовать своим внутренним ритмам, то обнаружите, что они удивительным образом совпадают с ритмами ребенка. Сильные приливы со временем проходят, но вы уже кормите интуитивно, не дожидаясь голодного плача. Вы прикладываете кроху к груди, когда он хочет пососать, но все же на секунду раньше, чем он потребует. Ситуация под контролем опытного взрослого, а беспомощный малыш выступает в более комфортной для него роли ведомого. Когда кроха подрастает, месяцам к двум, мама успевает наладить удобный для нее ритм дня. Она предлагает ребенку грудь, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что кроха сыт и доволен.

Маленькие разлуки

Где находится ребенок в то время, как мама занята? В первые сорок дней после рождения почти безотлучно при матери. Но постепенно, начиная с нескольких минут в день, мы учимся делать домашнюю работу вместе с малышом. Сначала это несложные дела. Вам требуется время, чтобы привыкнуть делать их с ребенком на руках или в слинге. А детка привыкает, что мама не только ухаживает за ним, но и бывает занята важной работой. Постоянно держать ребенка на руках не надо. Оптимально перемещать за собой по дому шезлонг или переноску, иногда откладывая туда малыша. К четырем месяцам кроха должен уметь терпеливо ждать, пока мама закончит возиться, например, с кипящим борщом и сможет снова с ним позаниматься. На первых порах мы откладываем ребенка ненадолго и всегда берем его на руки ДО того, как он захныкал от одиночества. Так в сознании малыша вместо связи: «Я заплакал - мама сразу подбежала и взяла меня на ручки» закрепляется: «Мама всегда точно знает, когда пора меня взять. Если она считает, что я должен подождать, что ж, подожду». Начинать откладывать дитя легче с утра, так как к вечеру малыши устают, им больше, чем в первой половине дня, хочется на ручки.

Полезные дела

Воспитание и социализация ребенка, большую часть дня проводящего при маме, происходят естественно и незаметно, но при этом необыкновенно успешно. Очевидно, у крохи складывается примерно такая картинка мира: «Мы, люди, - это вовсе не те, кто задумчиво созерцает движение мобиля над кроваткой (а чуть позже движение мультяшных героев на экране). Мы делаем полезные дела, и это очень увлекательный процесс! Водичка в кране шумит, ножик стучит о доску, морковка оранжевая, дверца открывается, когда за нее тянут, рыба пахнет рыбой, а корица - корицей». Конечно, большинство малышей все равно рано или поздно совершают все эти удивительные открытия. Но как жаль упускать такие богатые возможности для раннего развития! И еще детки, находящиеся при хлопочущей маме обычно ведут себя тихо и сосредоточенно. Не даром говорят, что можно бесконечно долго созерцать огонь, текущую воду и чужую работу. Наверное, это отголоски раннего детства.

Прекрасные возможности для начала воспитания ребенка дает процесс грудного вскармливания. «Воспитанный» грудничок не будет баловаться у груди, кусаться, щипаться, оттягивать сосок. Если вам некомфортно, вы просто не разрешаете ребенку сосать грудь в таком положении. Спокойно забираете грудь и прикладываете заново. Сразу ловко все проделать не получается почти ни у кого. То малыш недостаточно широко откроет рот, то мама замешкается. Но они оба учатся, постигая науку добиваться цели, подстраиваться, осваивать новые навыки сообща. Мамы утверждают, что на лицах деток в этот момент читается чувство ответственности и удовольствие от процесса совместного обучения.

Спать хочется!

Чтобы уложить спать малыша, родители готовы поступиться любыми педагогическими принципами. Особенно изматывает ситуация, когда кроха перепутал день с ночью. Сонные мамы и папы гуляют с ребенком на руках, поют до утра колыбельные и даже, случается, прыгают с малышом на гимнастическом мяче. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью, когда вся семья ложится спать. Если у малыша другое мнение, это его проблемы. Мама рядом, тебе уютно и безопасно. Не спится - полежи тихонько. Мы с папой спим! Захныкал - можешь грудью утешиться. За пару ночей ребенок поймет, что никто с ним играть не будет, когда вокруг все спят. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей крохи, но вовсе не всех капризов. Главное - отличать одно от другого.

Волшебная палочка

То, что вы прочитаете дальше, не воспринимайте как метафору. Все буквально. Материнская воля - это когда мама только подумала, а ребенок сразу сделал. Потому что мама не допускает мысли, что может быть иначе. Ведь она действует в интересах крохи, с учетом его естественных потребностей. Вы иногда можете потерзаться сомнениями наедине с собой. Но, приближаясь к малышу, хватайте свою основательную, спокойную материнскую уверенность и прочно держите ее при себе! Это и есть та волшебная сила, которая помогает управлять поведением ребенка без окриков и насилия.

Начинать воспитывать дитя надо тогда, когда оно лежит поперек кровати. Старая аксиома сегодня несколько усовершенствована. Ведь многие родители начинают общение и воспитательный процесс любовью еще в утробе. Что необходимо знать папам и мамам о воспитании малышей до года? Какие тенденции можно перенять из японских и русских православных традиций? Что советует по этому поводу Евгений Комаровский? Вооружаемся полезной информацией.

Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология

Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый - до трех месяцев - характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.

До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника , реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.

Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное , зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные - это поможет развивать лепет. Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями. Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.

Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.

Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением - еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.

Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет - все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции . В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.

Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.

Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.

Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.

Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев. Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать.

Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями. Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать.

Методы воспитания детей с рождения до года в Японии

Единство матери и малыша - основной принцип воспитания японских малышей в возрасте до года. Все заботы о нем лежат исключительно на плечах женщины, она обязана не позволять малышу плакать, всегда спит рядом с ним. Таким образом, до года младенец остаётся частью тела своей мамы. Она постоянно носит его на руках либо за спиной. Для этого продаются специальные женские куртки с отделением для малышей.

До пяти лет ребенок в Японии считается императором. Это означает, что ему можно все. Желания крохи не оспариваются. Мама не утверждает свою власть над ребенком. Она может лишь озвучивать предупреждения о том, что опасно, больно, грязно, плохо. Если малыш упал, ударился, обжегся, то мать у него просит прощения. Папа в воспитательном процессе этого периода может взять участие лишь в выходной день.

Раннему развитию и воспитанию в стране уделяют много внимания. Ориентиром в этом плане является книга Ибуки «После трёх уже поздно». Это классика японской педагогики. Основной тезис книги - фундамент человеческой личности закладывается тогда, когда у крохи высокая восприимчивость. Развивать его надо стимуляцией естественного интереса к новому, закладыванием в раннем возрасте основ сильной личности. Все это лежит на плечах мамы, которая ежедневно удовлетворяет все физические потребности, обеспечивает крохе тепло, комфорт, тесный физический контакт.

Воспитание детей до года: православие

Младенец до года знакомится с Таинствами крещения, миропомазания, причастия. На специальных службах происходит воцерковление и наречение имени малыша. Именно церковь в христианстве является защитой маленького ребенка, его благословением на жизнь в духовном мире. После процедуры воцерковления мама должна как можно чаще причащать малыша, что является укреплением его физических сил. Совместное посещение Литургии - обязательный элемент духовного воспитания. Так не дитя сходит Божья благодать, формируется его кротость, послушание, привычка посещать церковь с раннего возраста. В ее формировании и заключается роль родителей-христиан. Они вводят Бога в жизнь детей и посвящают ему своих чад.

В Евангелии описан момент, когда Христос возмутился тем, что его ученики не пускали к нему матерей с их детьми. Объяснил, что детям принадлежит царство Божие. А тот, кто его не принимает как ребенок, в него и не войдет. Любовь Бога к малышам проявилась в том, что Иисус их обнял и благословил. Он возложил на них свои руки. То есть любовь выразилась в обычном физическом прикосновении.

Именно этого - физического контакта родителей с крохами до года - порой очень не хватает в семьях. Священники объясняют, что дети сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Но для некоторых матерей они до года являются просто предметом ухода. Такие матери недооценивают роль общения, выражения любви, эмоций по отношению к своему чаду.

Тепло, спокойствие, общение, ласка должны исходить от матери, которая вместе с отцом обязана в младенчестве приучить дитя к церковным таинствам. Конечно же, и сами родители должны жить по Законом Божьим, являясь первым авторитетом и примером для подражания детям.

Развитие и воспитание ребенка до года: Комаровский

Известный педиатр всегда подчеркивает, что счастливый ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому основой воспитания должно быть физическое здоровье крохи.

Евгений Олегович акцентирует на том, что с момента появления девочки или мальчика в доме его должна окружать атмосфера любви и тепла. То есть психологическое благополучие в семье, теплые взаимоотношения между папой и мамой как раз и создают идеальную основу для воспитания малыша. В такой семье не возникает споров по поводу того, кто пойдет с малышом на прогулку.

Педиатр уверен, что обеспечение психического благополучия мамы - основная задача отца ребенка.

Что касается ухода и частых болезней деток до года, то господин Комаровский уверен: даже самый лучший педиатр не сделает дитя здоровым. Это задача родителей, которые не должны его кутать, перекармливать, баловать. Родителям часто болеющих детей детский врач советует завести собаку, поскольку она заставит взрослых гулять с ней и малышом два раза в день. Свежий воздух, закаливание, проветривание комнаты, соблюдение режима - основы воспитания здорового малыша.

В то же время важно не «перегибать палку» и не делать из крохи центр Вселенной. Семья должна быть таким центром, то есть единство отца, мамы, их чада.

Специально для - Диана Руденко