Классный час " Умеешь ли ты дружить?". Умеешь ли ты дружить

Классный час» Умеешь ли ты дружить». 2 класс

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование;

1.Отрывок из мультфильма «Умеет ли крокодил дружить»

2. Презентация

Методы проведения: - дискуссионные - игровые

Ход занятия

1 . Организационный момент.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе... (высказывания детей) Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2. Актуализация - Послушайте стихотворение А. Барто " Требуется друг"(читает ученик)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат. Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной". Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!" А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!" Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"

3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению . - Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной? - Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей? - Почему героине так трудно было найти подружку?

Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

3. Беседа « Какое чудесное слово дружба».

А кого можно назвать другом?

А как называют такого человека? - А какими должны быть настоящее друзья?(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)

- Выскажите свои высказывания:

«Друзья всегда……..»

«Со мной можно дружить потому, что…..»

4. Игра «Собери пословицу»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга ищи, а нашёл береги.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь -не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Выступление детей поможет вам рассказать, как должен поступать друг?

    Если с другом разделил
    Ты свои конфеты -
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет,
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

    Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты - культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) Мы открыли правила дружбы.

    Не ссорится

    Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить – быть вежливым

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть внимательным1. доверять другу;

    делиться новостями, успехами или неудачами;

    уметь хранить чужие тайны;

    радоваться вместе с другом его успехам;

    не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать её;

    стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

6. Игра « Хлопок»

(Добрый, робкий, счастливый , веселый, умный , скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный , грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник , капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну ).

7.Просмотр видеофрагмента –Умеет ли крокодил дружить?

8. Игра»Истории из корзины».

Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем найти выход из них. Работать будем по группам.

(Ребёнок выбирает историю в трёх-пяти экземплярах, чтобы все находящиеся в группе могли прочитать историю. Затем каждая группа обсудит её и скажет своё мнение).

1 ситуация.

Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля толкнул мальчика.

Обсуждение:

Правильно ли поступил мальчик Коля?

Как должен был повести себя другой мальчик?

Как повели бы себя вы?

Как вы считаете поступил мальчик? (Плохо)

Что он должен был сделать, чтобы избежать ссоры? (Извиниться)

Что не должен был делать Коля? (Толкаться)

Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем избежать ссоры).

2 ситуация.

Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Девочка обозвала подругу.

Обсуждение:

Почему девочки поругались?

Что должна была сказать подруга? (Извиниться)

Как поступили бы вы?

Что сделала девочка? (Обозвала)

Что должна была сделать девочка? (Замечание)

Что сделали бы вы?

Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть и аккуратным и вежливым, тогда сможем избежать ссоры).

3 ситуация

Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка отказала. Подруга обиделась и ушла.

Обсуждение:

Почему девочки поругались?

Как можно было избежать ссоры?

Как вы думаете, если вещь принадлежит другому человеку, можно ли настаивать, чтобы её дали вам?

Вывод: не настаивай при отказе, уважай мнение других.

(Проблемные ситуации): Работаем парами – обсуждение.

    Твой друг допустил ошибку на доске, а ты заметил.

    Твой друг говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?

9.Подведение итогов

Давайте же вырастим цветок дружбы! Лепестки

На лепестках написать пожелание своему другу

Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё. Вы знаете, ребята, животные тоже умеют дружить, их дружба самая настоящая, они никогда не предают друзей.

Читает учитель:

Чтобы солнышко светило Чтоб на всех хватало, Чтоб цвели в лугах цветы, Чтоб дружили я и ты. За руки возьмёмся, встанем в круг. Каждый человек человеку – друг! За руки возьмёмся, пусть пойдёт По земле огромный хоровод!

УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА!

Д р у г - э т о о д н а д у ш а , ж и в у щ а я в д в у х т е л а х .
А р и с т о т е л ь .

К а к и м д о л ж е н б ы т ь д р у г ?
Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге – человеке, который всегда придет на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку еще не встретился настоящий друг, либо они испытали определенное разочарование в людях. Настоящий друг необходим каждому человеку, ведь, поделившись с близким другом радостью, человек испытывает ее вдвойне, а несчастья переносятся легче, если о них рассказать.

Существует ли в современном обществе понятие дружбы? Кто может похвастаться наличием настоящего друга? Как найти неподдельные дружеские чувства? Все эти вопросы невольно возникают у нас в голове, когда мы сталкиваемся с неприятными жизненными ситуациями.

Общая жизнь каждого человека построена так, что он всегда будет нуждаться в поддержке других людей. Но кроме семьи, мы можем рассчитывать только на друзей. Но, несмотря на это, не всех их можно назвать настоящими друзьями.

Давайте поговорим о том, каким должен быть друг. Итак:

Многие люди общаются и занимаются совместной деятельностью, что в общем-то чаще всего и приводит к возникновению дружеских отношений. Давайте рассмотрим основные предпосылки появления хороших крепких личных связей, а затем обратимся к вопросу о том, каким должен быть настоящий друг.

  • Дружба возникает часто на основе общих интересов. Если вы увлекаетесь какими-то общими темами, то у вас есть о чем поговорить и о чем поспорить. А это очень важно для формирования дружеской симпатии.

  • Дружба возникает если люди занимаются совместной деятельностью. Именно данная предпосылка работает чаще других, так как любое дело объединяет людей. Речь идет не обязательно об учебе. Даже совместные поездки или просто похожесть жизненных ситуаций и совместное их разрешение очень сильно сближают и объединяют людей.

  • Ну и, конечно же, личностные характеристики друзей. Каждый человек обладает широким набором особенностей, которые могут сочетаться и не сочетаться с особенностями других людей. И в случае дружбы, закономерность складывается следующая. Люди, которые обладают различными характеристиками сходятся очень хорошо. Люди видят в друг друге противоположные качества и восполняют с помощью друга свои недостатки. Причем это происходит естественно. Лозунг таких отношений — «Вместе мы в два раза сильнее». Каждый может написать целое сочинение, каким должен быть друг. Другой вариант развития событий подразумевает, что партнеры по общению обладают схожими признаками. В такой паре складываются отношения объединения. Лозунг таких отношений — «Мы — как одна капля воды».

« В о б щ е с т в е н н ы х о т н о ш е н и я х с в о и х и з б е г а й д е л а т ь в р а г о в и з д р у з е й ; с т а р а й с я , н а о б о р о т , о б р а щ а т ь с в о и х в р а г о в в д р у з е й . » (П и ф а г о р ) .

  • Самое первое условие сохранения дружеских отношений и увлечения их ценности — это не безразличность партнеров друг к другу. Друг — это тот, кто искренне заинтересован в делах, самочувствии, личных победах своего друга. Ему нужна эта информация о нем. Настоящий друг чувствует потребность не только знать о своем товарище, но и самому делиться с ним сокровенными тайнами или просто повседневными историями своей жизни.

  • Друзья всегда найдут, чем вместе заняться. Настоящий друг разделяет интересы своего товарища и всячески их поддерживает и развивает.
  • Друг как опора. Пожалуй, самая весомая характеристика дружбы. Если вы знаете, что можете положится на вашего друга, значит ваши отношения — это настоящая дружба. Серьезность данной характеристики не может не влиять на дружеское взаимодействие. Надежный человек — это тот, кто готов пожертвовать своими ресурсами ради вашего блага. На это способен далеко не каждый. Вот, какими качествами должен обладать друг.

В м и р е н е т н и ч е г о л у ч ш е и п р и я т н е е д р у ж б ы ; и с к л ю ч и т ь и з ж и з н и д р у ж б у в с ё р а в н о , ч т о л и ш и т ь м и р с о л н е ч н о г о с в е т а . (Ц и ц е р о н ) .

Д р у ж б а — о н а , к а к п а з л . К а ж д ы й т в о й д р у г — к у с о ч е к .

Знай мой друг вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать покуда не спеши
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай

Люди мы стареем и ветшаем
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем
Обретаем их куда трудней
Если верный конь поранив ногу
Вдруг споткнулся а потом опять
Не вини его вини дорогу
И коня не торопись менять

Я иных придерживался правил
В слабости усматривая зло
Сколько в жизни я друзей оставил
Сколько от меня друзей ушло
И теперь я всех вас видеть жажду
Некогда любившие меня
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня

Я прошу вас люди ради бога
Не теряйте доброты своей
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей

Расул Гамзатов.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.Стремись больше узнавать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить.Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба. Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную.

У современной молодежи дружба часто заменяется поверхностными приятельскими отношениями. Молодые люди часто меняют своих друзей.

В наше время телефон, компьютер заменяют личные контакты между людьми, живой обмен мнениями, и как будто бы отпадает потребность в друг друге. Но это не так, ведь дружба — это удивительные отношения между людьми.

Люди не могут жить друг без друга.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Народ сложил о дружбе много пословиц и поговорок:

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Человек, богатый друзьями, широк как степь, а без друзей — узок как ладонь.

М е ж д у н а р о д н ы й д е н ь д р у ж б ы о т м е ч а е т с я 3 0 и ю л я .

М е ж д у н а р о д н ы й д е н ь д р у з е й – 9 и ю н я .

Дружба — удивительное чувство, и, конечно же, поэты не могли не писать об этом.

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3

Классный час

« Умеешь ли ты дружить?

Работу выполнила

учитель начальных классов МОУ-СОШ №3

г. Красный Кут Саратовской области

Фатеева Наталья Ивановна


Классный час: "Умеешь ли ты дружить"

Цель: учить детей ценить дружбу

* учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;

* выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

* помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;

* развивать умения детей общаться, вести рассуждения.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей

С вами познакомиться я хочу скорей!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."(высказывания детей)

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2.Актуализация

Послушайте стихотворение

А. Барто « Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной".

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!"

А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"

3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению .

Почему Вика так мечтала о дружбе с Ильиной?

Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

Почему героине так трудно было найти подружку?

По какому принципу она искала себе друзей?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

Обобщение ответов детей .

А как вы думаете, что такое дружба?

Где можно узнать значение слова дружба?

Произнесите это слово, что вы представляете?

А на вкус? (слайд 3 -4)

С какими животными можно связать слово дружба?

С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

С какими героями произведений можно связать слово дружба?

Игра «Кто с кем дружит»

Добрая Золушка Пятачок

Забавный Вини Пух и …. Малыш

Добрая Белоснежка и … Чебурашка

Доверчивый Буратино и … Мальвина, Пьеро

Крокодил Гена и … семь гномов

Весёлый Карлсон ….. красавец принц

Какие краски вы возьмёте, чтобы "нарисовать" дружбу?

Каждому из нас бывает радостно или наоборот, что-то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделится с человеком, который поймёт, порадуется вместе с нами или погрустит.

А как называют такого человека?

А какими должны быть настоящее друзья?

(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)

Поиск решения.

- Расскажи о своём друге. Мозговой штурм.

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.

Какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?

Продолжите строчки

«Друзья всегда……..»

«Я могу дружить с такими людьми, которые……»

«Со мной можно дружить потому, что…..»

-О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и учёные. Философ Сократ говорил так: " Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание – дружба народов?

Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

Это желание действовать вместе, т.к. нас много, а планета одна.

Можно проводить переговоры по разным вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

- Создавать и участвовать в Международных конкурсах.

- Проводить совместные праздники.

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами.

Орденом Дружбы народов награждаются:

    Граждане других государств; (до 1994 года и россияне)

    Предприятия, учреждения, организации, воинские части, республики, края, области, города;

Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

    В Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы;

    Спортивный клуб называется «Дружба»

    Наша спортивная команда тоже « Дружба». Вспомните, какой девиз « В дружбе сила»!

Работа с законами дружбы.

Учёные - психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены несколько законов дружбы.

Обсуждение.

Давайте внимательно прочитаем все законы.

Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

Какое правило тебе кажется самым легким?

Какое правило тебе кажется самым сложным?

- Дружба дело нелегкое. Нужно быть искренним другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто сделать.

Работа в группах.

Обсудите проблемные ситуации. Как вы поступите в этой ситуации? (каждая группа получает карточки)

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

2. Твой друг совершил плохой поступок и просит тебя никому не рассказывать. Что ты сделаешь?

3.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

4. Твой друг заболел, не пришёл в школу. Поддержи словами его в этой ситуации.

5. Твой друг получил хорошую отметку. Какие слова ты ему скажешь, по поводу успеха.

6. Твой друг заболел, а тебя есть билет на праздничный спектакль, что сделаешь ты?

Работа в группах.

«Составь цветок дружбы»

- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим НАШИ ЦВЕТЫ ДРУЖБЫ.

(каждой группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность)

А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)

Вот и получились цветы дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех хватало,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмёмся, встанем в круг.

Каждый человек человеку – друг!

За руки возьмёмся, пусть пойдёт

По земле огромный хоровод

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Список использованной литературы

1. М.М.Безруких Рабочая тетрадь для 3 класса «Учусь понимать других» Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

2. М.М.Безруких Пособие для педагогов «Все цвета, кроме чёрного» Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

3. И.А Каиров «Азбука нравственного воспитания!» М., «Просвещение», 1975

4. Г.К. Зайцев «Уроки Знайки» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 1 «в» КЛАССА

Тема «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям.

Задачи:

1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих

человеческих взаимоотношений на примерах литературных

произведений, песен, стихотворений и на личном опыте детей;

2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности

учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);

3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.

Актуальность выбранной темы :

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Ход мероприятия:

Вед. Ребята, здравствуйте, куда это мы попали? Как красиво кругом. Ой. Кто это шуршит в траве? Осторожно…

(Появляется Светлячок с фонариком)

Вед. Ребенок1: Летним вечером Светлячок зажигает свой голубой фонарик и летает, летает над травой. Что он делает? Чем занят? Оказывается, ищет друга.

Вед. Ребенок 2: Да, у каждого из вас есть друг, иногда даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел

Вед. Ребенок 1: Летел Светлячок, летел и вдруг услышал в траве какие-то звуки. Посветил фонариком и видит: Кузнечик прыгает, куда-то торопится. Светлячок окликнул его.

Светлячок: - Кузнечик, а Кузнечик!

Кузнечик: - Чего тебе?

Светлячок: - Ты хочешь стать моим другом?

Кузнечик: - Да, хочу.

Светлячок: - Тогда пойдем со мной поиграем.

Кузнечик: - Хорошо, но только чуть позже. Сейчас я должен найти своего младшего брата. Он только, что шалил здесь и куда-то пропал. Я его жду, а его все нет. Мама волнуется, велела мне разыскать его. Ты появился как раз вовремя. Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу!

Светлячок: - не могу я этим заниматься, я должен искать друга!

Вед. Ребенок 2: Летел он, летел и вдруг опять слышит в траве какой-то звук. Посветил он опять фонариком и увидел Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой мешок. Светлячок и кричит ему:

Светлячок: - Эй, Муравей, Муравей!

Муравей: - Что тебе?

Светлячок: - Не хочешь ли ты стать моим другом?

Муравей: - Хочу!

Светлячок:- Ну давай поиграем!

Муравей: - Ладно, поиграем, но немного погодя, я должен отнести домой мешочек, только вот я немого заблудился. Посвети мне, покажи дорогу.

Светлячок: - Не могу я этим заниматься. Я должен друга искать!(летит дальше)

Вед. Ребенок 1: Вот уже, который вечер Светлячок, держа свой фонарик, все летает и летает над травой. Чем он занят? Чего он хочет? Все друга ищет.

Вед. Ребенок 2: Так и не нашёл?

Вед. Ребенок 1: Нет, не нашёл.

Ведущий: А вы, ребята, знаете, как найти настоящего друга. Научим же скорее Светлячка. А то он так и будет летать один, только устанет зря. Ты

садись, послушай, ребята поделятся своим опытом, как складывались отношения с друзьями у них.

Мальчик1: Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

« А я-то в дружбу нашу верил! …

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один просится:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька, Колька – что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь! ...

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:

Мальчик 2 - Прости уж, сердишься?

Беда, горячий я такой!

Мальчик 1 Я подхожу к нему мириться,

И говорю ему: - Ну что же!

Я не сержусь: чего сердится?

Я так и знал, что ты придешь!

Ведущая: Первое, что нужно запомнить для настоящих друзей, что друга обязательно надо прощать, да и самому попросить прощения у друга не стыдно и не трудно.

Песня: « Верный друг»

Ведущая: А вот еще один случай который следует изучить. Посиди, Светлячок, послушай.

Девочка 1 Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий,

Я шепчу: - Дружи со мной …

Мы же одногодки

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Девочка 2:Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменитой.

Девочка 3: Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - дружи со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг …

Написать ли объявление

Срочно требуется друг.

Ведущая: вот еще один совет для Светлячок и для вас ребята:

Нельзя командовать другом. Высокомерие, эгоизм, корысть – мешают дружеским отношениям. Если хочешь искренних отношений, старайся и сам прийти на помощь.

Песня: «Все мы делим пополам.»

Светлячок: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как нужно искать друзей. Друзьям следует помогать. Друзей беречь. Быть внимательнее, отзывчивее, добрее.

Теперь то я быстро найду себе друзей.

Ведущая: а по-моему, светлячок, ты уже нашел их! Правда, ребята!

1 уч. Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте сила злая

Не опасна будет вам

Надо помогать друзьям!

2 уч. Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой!

3 уч. Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей

Все отдал – богаче стал

Что сберег, то потерял.

4 уч. Лишь тот не на год –

Навсегда богат,

Кто дружбу сохраняет,

Как бесценный клад.

Лишь тот не на год –

Счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет

Честно сквозь года.

Песня «Настоящий друг».

1. Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит. 2 раза

2. Мы поссоримся и помиримся.

Не разлить водой: шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь 2 раза

Вот что значит настоящий верный друг.

3. Друг всегда меня сможет выручить

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту. 2 раза

Вот что значит настоящий верный друг.

У дружбы есть свои законы-

Они рождаются не вдруг.

Вот в классе – все тебе знакомы,

Но лишь один из них твой друг.

А сейчас я предлагаю встать всем нам, и вам сверчок, и вам муравьишка, и кузнечик, в наш круг дружбы и поиграть.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари,

(дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло руки.

(дети пожимают руку тому кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Имей друга всегда и два, и три,

И другу слева подари.

(Дети дарят друг другу что-то по кругу в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей сто друзей»

Пусть растет и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Песня: «Шире круг»

Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан
Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

Песня «Песня волшебников»

Слова Луговой В. Музыка Гладков Ген.

Чтоб могли на Марс летать

Люди без опаски,

С детства учимся мечтать

Мы у старой сказки.

Важно только не забыть,

Как ответ к решеньям,

В жизни каждый должен быть

Добрым и волшебником.

От чего бы не сказать

Дружно, вслух, всем вместе,

В трудный час не унывать

Помогают песни.

Всем на свете, наконец,

Нам напомнить нужно,

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба.

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

Цель: создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.

  • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения:

  • дискуссионные;
  • игровые.

Оборудование:

технические средства:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер;
  • видео клип “Песня о дружбе”;
  • презентация “Умеешь ли ты дружить”?

дидактический материал:

  • памятка “Правила дружбы”;
  • карточки-задания;
  • шкатулка с пословицами;
  • модель “Дом дружбы”;
  • учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь 2 класс (Н.Ф.Виноградова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Отгадайте загадку:

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Правильно! Но наша радуга необычная, на ней написаны слова. Давайте прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова, и узнаем тему урока:

Окружающим

Жизнелюбие

Благородство

Единство

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель. О чем будем говорить? (О дружбе). Умеешь ли ты дружить?.

III. Совместное открытие нового знания.

Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”? (Учитель предлагает учащимся игру “ Мир моих ощущений”)

– Как “пахнет” дружба?

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Рассказы детей о своих ощущениях.

IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог.

Умеешь ли ты дружить? (Разбор ситуаций в группах)

(Учитель предлагает учащимся разобрать проблемные ситуации в учебнике на страницах 86-87, и для каждой ситуации подобрать правило дружбы, которое отражено на слайде)

Работа учащихся с текстом учебника:

1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?”

4. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, - крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Слайд №3.

Правила дружбы

  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

(Дети работают в группах и обмениваются мнениями)

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!

Физминутка “Мирилка”.

Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.

А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.

Учитель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?

(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)

Учитель. Да, нужны правила дружбы.

V. Составление правил дружбы.

(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)

Золотые правила дружбы (на слайде).

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.

VI. Закрепление изученного материала.

Игра “Мудрая шкатулка”. (Работа в парах)

Учитель. Ребята, в этой шкатулке лежат разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  4. Один за всех и все за одного.

Музыкальная физминутка “Дружба”. (Дети танцуют под музыку)

VII. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.

Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?

Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения)

VIII. Рефлексия деятельности.

Учитель. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте к Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …

IX. Подведение итогов урока.

Какое открытие для себя вы сделали на уроке?

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

Что вам было самым интересным на уроке?

Учитель. А теперь возьмитесь за руки, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Учитель. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.

XI. Задание на дом:

По выбору:

  • работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 27
  • нарисуй свое дерево дружбы.
  • пополни “мудрую шкатулку “пословицами о дружбе.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”. 2 класс, рабочая тетрадь. Москва “Вентана-Граф”, 2008.
  2. Зайцев Г.К. “Уроки Знайки”. Санк-Петербург “Детство-Пресс”, 2007.
  3. Каиров И.А “Азбука нравственного воспитания!” М.: “Просвещение”. 2005.
  4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – “Литера+”. 2008.