Классный час Правила обязательные для всех. Классный час "правила поведения"

Классный час

на тему: «Культура и этикет»

класс: 4 «Е»

подготовила : Смагулова Д.Б.

проверила : Сыздыкова Л.Т.

дата проведения : 13.02.17

Астана, 2017 г.

Классный час на тему: «Культура и этикет»

Цель : освоение учащимися основных правил культурного поведения в общественных местах и обществе.

Задачи :

    Ознакомить детей с правилами поведения в общественных местах;

    Развитие у детей навыка работы в группах;

    Введение понятий «этикет», «культура».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Карточки с заданиями.

Ход классного часа:

    Организационный момент:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы проведем классный час, но перед его началом, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

    Тема урока (5-6 мин):

Тема нашего классного часа очень интересная. А какая именно тема, вы попробуете догадаться сами, просмотрев фрагмент из мультфильма. (Фрагмент мультфильма «Винни-пух идет в гости»).

Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

Как вы думаете, повел ли себя воспитанно Винни-пух? Кролик?

Тема сегодняшнего классного часа: «Этикет» (слайд).

    Основная часть (27 мин):

Общее обсуждение темы:

«Мозговая атака».

Кто такой воспитанный человек?

Какими качествами он должен обладать?

А как вы думаете, существует ли своеобразный кодекс, который содержит в себе правила вежливости и поведения в общественных местах? (слайд)

(обсудить эти вопросы в микрогруппах)

Обобщение ответов детей и создание общего вывода, представления об этикете и воспитанном человеке.

Этикет – это установленный порядок или своеобразный кодекс правил поведения в общественных местах и обществе. Как вы думаете, о каких общественных местах идет речь?

(кино, театр, гости и т.д.) А школа – это общественное место?

Входит ли в этикет правила хорошего тона?

Задания для микрогрупп:

Итак, сегодня мы попробуем создать свой кодекс правил поведения. Каждая группа выберет для себя определенное задание.

(на столе лежат карточки по разделам «Правила поведения в театре», «Правила поведения в кинотеатре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в школе», «Правило хорошего тона» с различными ситуациями).

Группа «Правила поведения в театре».

    Лёша и Катя собрались в театр на спектакль. Придя за 20 минут до начала представления, дети сдали свою верхнюю одежду в гардероб, зашли в зал и нашли свои места.

    Тёма, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим.

    Тёма сев на свое место, начинает расспрашивать, что же уже показали артисты. Немного посмотрев игру актеров, мальчик достает свою шоколадку с кармана и начинает шумно разворачивать. Поняв, что ему скучно, посреди представления он решает пойти в буфет.

    Марина искала своё место в зале. Найдя место, которое располагалось в конце ряда, она начала пробираться между рядами, повернувшись к сидящим лицом.

    Лёша с Катей сев на свои места, обсуждали предстоящее представление шёпотом, чтобы не мешать другим. Когда в зале потемнело и прозвенел третий звонок, они быстро стихли в ожидании начала спектакля.

Группа «Правила поведения в кинотеатре»

    Айдана с Аружан решили сходить в кинотеатр на премьеру фильма. Киносеанс начинался в 13.00. Девочки пришли в кинотеатр в 12.30. Сдали свою одежду в гардероб, купили билеты в кассе. Успев сделать все дела, Айдана с Аружан зашли в зал, прошли на свои места.

    Тёма пришел на киносеанс. Опоздав на него на 15 минут, он ворвался в зал, плюхнулся на свое место и тут, увидел своих знакомых, которые тоже опоздали на фильм. Он начал громко кричать, отчаянно звав их и размахивая руками, в надежде, что его друзья его заметят.

    После чего Тёма достал из своего большого рюкзака газировку, которая немного растряслась, пока он бежал в кинотеатр. Открыв ее, он обрызгал себя и рядом сидящих людей.

    Тут у Тёмы громко зазвонил телефон. Он начал громко разговаривать со своим другом по телефону, рассказывая, на какой фильм он пошел и что же тут происходит.

    Сев на свои места, Айдана и Аружан поставили свои телефоны «на беззвучный режим». По пути в зал они взяли с собой сок и попкорн. После завершения сеанса, встав со своих мест, девочки посмотрели, не оставили ли они после себя мусор и отправились не спеша на выход.

Группа «Правила поведения в гостях»

    У Тёмы сегодня день рождения. Звонят в дверь. Мальчик попросил открыть дверь свою бабушку. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Тёме мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?».

    Камилу пригласили на празднование дня рождения ее одноклассницы. Согласившись, Камила стала думать о подарке. Девочка решила подарить книгу своей однокласснице, которая очень любит читать.

    К Тёме вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку Тёмы, которая встречала гостей, они хором кричат: «Поздравляем!».

    Опаздывая на день рождения одноклассницы, Камила преждевременно позвонила ей, чтобы предупредить её и извиниться за неудобства.

    Тёма подошел к своим друзьям, взял подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит: «Проходите в комнату, пальто снимайте!».

Группа «Правила поведения в школе»

    Прозвенел звонок на перемену. Тёма вскочил, побежал к выходу с класса, по пути расталкивая своих одноклассников. Выбежав в коридор, он сбил первоклассника и побежал быстрее в буфет.

    Саша, выходя на перемену, для начала пропустил вперед своих одноклассниц, после чего вышел сам. Выйдя в коридор, он решил посмотреть доску объявлений, которая находилась в холле школы. Увидев бежавшего первоклассника, Саша его предупредил, что бегать по школе нельзя.

    Увидев большую очередь возле буфета, Тёма решил схитрить, расталкивая всех стоящих, со словами: «Тёть Маш, дайте мне сок! Вот вам 100 тенге, дайте сок! Я на урок опаздываю!»

    На 15-ти минутной перемене, как обычно, 4 «А» класс собирался в столовую с классным руководителем. Саша встал в пару с Алиной, для того, чтобы пройти в столовую на обед. Когда они зашли в столовую, Саша сел на свое место и пожелал всем приятного аппетита.

    Сегодня 5 урок – урок литературного чтения. Тёма прочитал произведение, которое задавали на дом. Он так сильно хотел ответить на уроке. Классный руководитель начал урок. Не успев даже спросить, кто подготовился к уроку, Тёма начал громко кричать: «Я готов! Я хочу ответить!»

Группа «Правила хорошего тона».

    Тёма вышел во двор погулять. На лавочке сидела соседка с 3-го этажа. Увидев мальчика, она поздоровалась: «Тёмочка, доброе утро!». Тёме было некогда с ней здороваться, он буркнул в ответ: «Ага» и побежал к своим друзьям.

    Айдар поехал в школу на автобусе. Зайдя в автобус, он увидел свободное место. Убедившись, что нет старших и пожилых людей, которые хотели бы сесть, он сел. На следующей остановке в автобус зашла бабушка. Айдар уступил место бабушке со словами: «Присаживайтесь, пожалуйста!».

    В библиотеке Айдар увидел девочку, которая не могла достать нужную ей книгу с верхнего стеллажа. Девочка увидела Айдара и попросила его: «Привет! Ты не мог бы мне помочь достать эту книгу?». Айдар с радостью ответил: «Привет! Конечно!», а девочка поблагодарила его за книгу.

    Тёма ужинал дома с семьей. Закончив приём пищи, Тёма встал со стола и, не поблагодарив за ужин, ушел играть в компьютер.

    У 4 «А» класса проходил урок физической культуры. Тёма задел Алину, которая бежала рядом. Алина упала. Тёма, переступив через одноклассницу, побежал дальше.

Ребята, вам попадется определенное задание по разным темам. В каждом конверте вы найдете карточки с жизненными ситуациями. Ваша задача: внимательно прочитать и проанализировать ситуацию и подумать, соответствует ли она правилам этикета или нет. Проанализировав ситуацию, попробуйте вывести свое правило этикета и написать его на листе А3. На анализ ситуации и запись правила вам дается по 3 минуты. После того, как каждая группа закончит со своим правилом, передает свой постер другой группе. Для следующей группы дается уже другая ситуация, но задание тоже самое. Таким образом, каждая группа должна поработать с каждым постером и вернуть его первой группе. Когда ваш постер вернется к вам же, вам дается 2 минуты на выступление и анализ добавленных правил.

(идет выступление каждой команды)

Дети, а как вы думаете, Тёма – воспитанный мальчик? А вы поступаете так, как он? Что нужно сделать для того, чтобы стать воспитанным человеком?

Давайте посмотрим, какие правила поведения вы упустили и какие совпали с нашим кодексом. (слайд)

    Закрепление темы и подведение итогов :

А теперь, давайте подведем итог нашего классного часа. Сейчас рассчитаемся на 1, 2, 3, 4, 5.

1 номера:

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

2 номера:

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

3 номера:

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

4 номера:

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы ведь в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

5 номера:

Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Все, что видит, покупать,

Станьте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите букву "А"!

И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся

С продавцами во главе,

К вам директор магазина

Подползет и скажет маме:

"Заберите все бесплатно,

Пусть он только замолчит".

Творческое задание:

Ребята, теперь вас ждет творческое задание. Теперь у нас образовалось 5 новых групп. На столе у вас лежат карточки с «Вредными советами». Ваша задача: прочитать и попробовать инсценировать это стихотворение. То есть, каждая группа будет в роли актеров театра. У вас есть ровно минута на то, чтобы распределить роли между участниками группы и попробовать сыграть сценку. На выступление 2 минуты.

(дети ставят сценки по стихам Г.Остера «Вредные советы»)

Как вы думаете, эти стихотворения соответствуют правилам этики? Можно ли так поступать, как советует автор? Поступают ли так воспитанные дети?

Я надеюсь, вам понравился наш классный час и впредь, вы будете воспитанными по отношению к своим сверстникам, родным, старшим и остальным, даже незнакомым людям!

Классный час « Правила, обязательные для всех»

Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Ход классного часа.

Культура поведения в общественных местах.

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Тот, кто ездит домой, общается с родителями, братьями и сёстрами, с соседями; все вы в школе общаетесь со многими учителями, школьными товарищами; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомиыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с прсьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и не знакоиыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свестят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спиться мне…

Из-за этой самой птицей

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласиться-

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим-

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил…

До чего же я старался!

Я с девчёнками не дрался.

Как увижу я девчёнку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто с ней я не знаком.

Мама очень удивилась:

Что с тобой, скажи на милость?

Может ты у нас больной-

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

Чудеса,- сказала мама

И купила снегиря…

Я кричу на всю квартиру:

У меня сегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение « Правила, обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихотворения.

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных-

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну ещё туда- сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки- пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну ещё туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

Учитель помогает сформулировать учащимся первое правило: « Быть всегда, везде и со всеми честными».

Учитель: Второе правило правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, в театр, на урок, на любое мероприятие. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.

Третье правило деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

И четвётрое – правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знпть, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуации о поведении в общественных местах.

1-я ситуация.

Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рассталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: « Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув еа пастрадавшего. Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как вы поступили бы в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

2-я ситуация.

Пятый класс идёт на экскурсию в музей. Ещё издали слышно, что идёт много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить « ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у кмоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомтесь с этими « Не» повнимательнее.

- Не спеши первым сесть за стол.

-Не разговаривай во вреия еды.

-Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

- Не чавкай.

- Не рвись первым выскакивать в двери.

- Не перебивай говорящего.

- Не размахивай руками.

- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

- Не передразнивай говорящего , даже если он заика.

- Не садись раньше старшего без его разрешения.

- Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

- Не забудь снять головной убор, входя в дом.

- Не повторяй слишком часто «я».

- Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

-Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

- Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь толкнёшь.

— Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

- Не держи руки в карманах.

- Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

- Не призноси слов, точное значение которых тебе не известно.

- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру « Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила « Не», то справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть « правила хорошего тона», например: « За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила « Не», например, « не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак…

- При еде… (не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).

-Приветствуя старшего…

- При разговоре с другом…

- При входе в общественный транспорт…

- В людных местах и на улице…

- Входя в школу…

Итог

Чему новому вы научились на классном часе?

Какие из четырёх правил вежливости вы запомнили?

Нужно ли везде и всегда соблюдать правила вежливости?

Классный час « Воля и её развитие».

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф : « Воля и труд человека, дивные дива творят».

Н. Некрасов.

Ход классного часа.

Классный руководитель . Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди — разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?

Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.

А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.

Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и пртребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.

Человеку приходится управлять своими жкланиями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания (явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Я считаю,что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно, желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего (я говорю о благородных целях). Но прилагая волеые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно расчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрецательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.

Задание 1

Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? (Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выбирите 2-3 наиболее значимые для вас категории, выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.

Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? (Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по соавнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; уснех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д).

Задание 2

Нарисуйте (изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».

Ребята рисуют, объясняют :

Жирная точка (« Так надо – и точка!»);

И! (« Что, надо? Придётся!»)

Руки, сгибающие стальной прут (« Воля – это сила!») и др.

Классный руководитель.

Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдкржаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня свами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили (сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,(а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.

Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3

Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3

Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3

Я бываю раздрожителен. 1 2 3

Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3

Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3

Я страдаю бессоницей. 1 2 3

Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3

У неня не хватает времени на отдых. 1 2 3

У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3

Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа (внеклассного занятия)

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, дети читают отрывки из стихотворения Агнии Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель : Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правила обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Вновь выходят ребята и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, —

Это просто ерунда!

(Отрывок из стихотворения Даниила Хармса «Врун»),

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

Третье правило деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

1-я ситуация . Вот ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Одни бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику — подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы поступили в данном случае?

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы).

2-я ситуация . Пятый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же возникла у киоска толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности. Каковы пути разрешения данной ситуации?

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы).

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомься с этими «Не» повнимательнее.

Двое учащихся читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, погоди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя самым умным и всезнающим, будь скромен.

Мальчики, будьте вежливы с девочками, а девочки будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под власть вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть правила хорошего тона, например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего....

При разговоре с другом....

При входе в общественный транспорт....

В людных местах и на улице....

Входя в школу....

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Муртазина Венера Мустафовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский район РТ

Правила поведения в общественных местах

Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах; воспитание культуры поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся Ход классного часа:
    Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Это кинотеатр, театр, улица, больница, школа, музей, общественный транспорт.) - Как вы думаете, в таких общественных местах есть свои определенные правила поведения? Выслушиваются высказывания детей. Девизом нашего сегодняшнего занятия будут стихи С. Обоевой.

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твердо знаю-

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем-то, простые.

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

Какие эти правила? Знаете ли вы?
    Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.) На улице
    Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля: Миша, здорово! Миша: Здравствуй! Коля: Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил – да, а Витька говорит – нет. Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, обделенной от тротуара меловой чертой. Приятели им явно мешают. Миша: Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару. (Обсуждение сюжета). В классе
    В класс входит четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят и прохожим снова приходится их обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он напоминает им: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя». Скажите, как пройти
    В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через скакалку. Входит Зоя.
Учитель: Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника. Зоя: (обращаясь к играющим в мяч) Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Оля: (не оборачиваясь) Не знаю. Вася: (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите. Зоя: (постояв, подходит к прыгающим через скакалочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Ребята: (хором). Налево. Сначала через мост, потом направо. Да нет же. Не надо через мост! Около трамвайной остановки! Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают. Учитель: Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково. (Обсуждение этой инсценировки), Физминутка. Знакомство с памятками. На улице На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым. Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих. Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар! Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторонку. Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить. ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах. Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству. Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники, кормушки. Не ломай цветы и деревья! Играй с малышами, не обижай их. выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.

В транспорте

Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения взрослых, родителей. Младшие школьники могут входить с передней площадки, не надо спешить, толкаться. Не забудь заплатить за проезд. Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступить место. Ели нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись. При выходе из вагона не бросай билет под ноги. Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически. Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку. (Обсуждение каждого пункта.)
    Азбука поведения в стихах. Рассказывают дети.
Город, в котором С тобой мы живем, Можно по праву Сравнить с букварем. Азбукой улиц, Проспектов, дорог, Город дает нам Все время урок. Вот она азбука - Над головой. Знаки развешаны Вдоль мостовой. Азбуку города Помни всегда, Чтоб не случилась С вами беда. Лестница крутая, Я по ней взбегаю, И под ноги я смотрю, - Осторожней! - говорю. Через дорогу я с братом иду, За руку брата, конечно, веду Смотрим налево, Направо глядим, Смело идем, если нет машин. Шум работать нам мешает, Шум бабулю раздражает! От шума голова болит, Так зачем же шум шумит? Эскалатор – лестница, Лестница-чудесница, Будь на ней внимателен, Правила старательно Выполняй и не зевай! Руку маме подавай, И за поручень держись! На ступеньках не вертись! Холодное мороженое На улице есть не положено, Соблазнительно на вид, Но после горло заболит.
    Подведение итогов.
Игра «Выбери правильный ответ! Во время поездки на автобусе можно: А) громко разговаривать; Б) петь песни; В) требовать себе место на сиденье; Г) вставать на сиденье ногами; Д) уступать место старшим; Е) ставит на сиденье грязные вещи. 6. Домашнее задание. Нарисовать схемы, таблицы о правилах поведения в общественных местах.

Литература.

    «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Начальная школа; Обухова Л.А. , Лемяскина Н. А. Издательство «Вако», 2004 год; «Классные часы» Учебный год. 2 класс; Максимова Т. Н. Издательство «Вако», 2010 год.

;воспитание культуры поведения в общественных местах.