Кисточки для краски и малярных работ: их виды и размеры

Время чтения: 5 минут

Нейлон - прочное волокно на основе полиамида. Это первый синтетический полимер, который по некоторым свойствам превосходит металлы. Был открыт в 1935 году группой учёных под руководством Уоллеса Карозерса, работавших в американской химической компании DuPont (ДюПон) над полиамидами. Они пытались разработать коммерчески выгодный материал, имеющий свойства шёлка. Очень прочное и прозрачное вещество было открыто случайно из нагретой смеси каменноугольной смолы, этилового спирта и воды. Вещество впоследствии назвали полиамид-6.6 (ПА-6.6).

В 1939 году волокну, произведённому из этого вещества, было дано название нейлон (на английском языке «NYlon», где первые две буквы обозначали название города New York, - место проведения Всемирной ярмарки).

Свойства

Нейлон - что за ткань? Из нейлоновых волокон лёгкая, приятная на ощупь, имеет гладкую поверхность с лёгким блеском. Внешним видом напоминает , но её производство стоит гораздо дешевле. Существуют разновидности нейлона (толщина нитей и плотность могут быть разной), каждая из которых имеет свои характеристики, но основными свойствами такого материала являются:

  • прочность. Выдерживает большие нагрузки, не рвётся;
  • износостойкость. Даже после длительной эксплуатации не теряет главных свойств;
  • лёгкость окрашивания. Может краситься практически в любой оттенок, не выцветает;
  • стойкость к воздействию многих химических веществ;
  • гладкость. Существенно упрощает уход за изделиями из этого материала. Грязь не впитывается и отстирывается без особых усилий даже в холодной воде;
  • эластичность. Нити растягиваются и после снятия нагрузки возвращаются в исходное состояние. Ткань практически не мнётся и не вытягивается.

При намокании нейлоновая ткань очень быстро высыхает.

Существенным недостатком (особенно для производства одежды) является неспособность пропускать воздух и возможность вызывать аллергические реакции, так как материал полностью синтетический, и при его производстве используются летучие токсичные химикаты, которые могут остаться на ткани навсегда.

Одежда из нейлона противопоказана людям, страдающим астмой и псориазом, также может вызывать дерматиты у абсолютно здоровых людей.

Разновидности

Нейлоновый материал может подвергаться специальным обработкам - на него наносится покрытие или пропитка (PU, PU milky, Silver, WR), оно может подвергаться армированию (RIPSTOP), также используются различные типы переплетения нитей, которые позволяют ему приобрести новые положительные свойства:

Эти способы обработки значительно увеличивают стоимость готовой продукции.

Применение

В первые годы после открытия нейлона, его использовали в основном для производства щетины для зубных щёток, затем были представлены первые женские нейлоновые чулки. Они стали очень популярными в начале 40-х годов прошлого века.

В годы Второй Мировой войны резко увеличилась потребность в шёлке, из которого изготавливали парашютные купола. Понадобился материал, который мог бы иметь те же свойства, что и шёлк, но стоил бы при этом в разы дешевле и был более доступным. С 1941 года весь произведённый в США нейлон шёл исключительно на нужды военной промышленности - из него шили парашюты, тросы, палатки, военную амуницию. Из баллистического нейлона, состоящего из полиамидных нитей значительной толщины, изготавливали бронежилеты. После окончания войны его снова разрешили применять в отраслях лёгкой промышленности.

Сейчас сфера применения нейлона также достаточно широка.

Одежда

Производство синтетических материалов, в том числе нейлона, пришлось на пик научного прогресса. Тогда одежда из них считалась ультра модной - она была яркой, красивой, оригинальной. Сейчас же больше ценятся экологичность, но натуральные ткани также имеют недостатки - они менее практичны и долговечны. Совмещение обоих типов волокон позволило получить современные экологически чистые и прочные материалы.

  • Очень популярны ткани, которые состоят из натурального волокна с включением полиамидных нитей (обычно до 30 %). ПА добавляют к хлопку, льну, шёлку. Это значительно повышает практические свойства ткани - они служат намного дольше, не теряя привлекательного внешнего вида.
  • Нейлон добавляют в материал для производства чулок, женского нижнего белья (особенно корректирующего), платьев, блузок и брюк. Носить такую одежду лучше в прохладное время, так как в жару она может вызывать повышенное потоотделение и дискомфорт.
  • Из нейлона рип-стоп шьют прочную и лёгкую верхнюю одежду, защищающую от дождя. Такой материал состоит из основной ткани, армированной прочными нитями, которые предотвращают образование больших дыр при проколе.
  • Из кордуры (ткани с особой структурой переплетения нитей различной толщины) делают очень прочную , ранцы, палатки и т.д.

Вещи из синтетических волокон пользуются большой популярностью. Тем более важно не ошибиться в выборе. Что лучше, полиэстер или нейлон, а может полиуретан? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все будет зависеть от предназначения изделия и личных предпочтений, особенностей и свойств материала. 100% полиуретан незаменим для спецодежды, а полиэстер и нейлон – для верхней, к примеру, из нейлонового полотна шьют зимние или демисезонные куртки, а из полиэстера – легкие ветровки, поскольку этот материал более «дышащий».

Промокает или нет

Taslan Offoman (100%): толстый и прочный полиамидный материал. Отталкивает попадающую на него воду, которая собирается каплями и стекает.

Complex Finetex (100%): водоотталкивающие свойства высокие, прочный.

Finetex (100%): благодаря своей микропористой структуре материал устойчив к разрывам, высокая износоустойчивость.

Elide (100%): пористость - ультратонкая. Обладает высокой прочностью, при растяжении восстанавливается. Не промокает, но пропускает воздух из вне. Несмотря на свои качества - мягкий и легкий материал.

Теплый или нет

Сам по себе нейлон не теплый, то есть согреться в одежде из него не получится. Но зато он не пропускает холод, и это свойство позволяет использовать его в виде подкладочной ткани.

Домашний текстиль

Из нейлона производят лёгкие полупрозрачные шторы, иногда плотные портьеры. Они износостойкие, легко стираются. Недостатком является способность накапливать статическое электричество и притягивать пыль. Их необходимо как можно чаще пылесосить.

Очень популярным текстилем для обивки мебели является - нетканый материал, состоящий из основы и наклеенного на неё ворса. Основа может быть натуральной, но чаще используют смесовую ткань - 70 % полиэстера или нейлона и 30 % хлопка.


На неё наносят слой клея и распыляют статически заряженные волоски так, что они становятся перпендикулярно основе и образуют ворс, который придает ткани мягкость, делает её тёплой и приятной наощупь, также предотвращает истирание обивки. Полиамидные волокна в основе материала придают ей прочность и долговечность.

Промышленность

Также по-прежнему нейлон применяется для изготовления парашютов, экипировки, из него делают защитные тенты и зонты.
(в сочетании с армированием из графита или стекловолокна) нашли широкое применение во многих отраслях промышленности - из них изготавливают различные детали систем охлаждения, направляющие трансмиссии, упаковку и т.д. При добавлении специальных антистатических нитей полотно меньше электризуется. Также могут добавляться огнеупорные амидные волокна или кевларовые нити для придания ткани ещё большей прочности.

Уход

Нейлон не требует сложного ухода, легко выдерживает многократные стирки. Температура воды при стирке должна быть около 30 градусов. Нельзя применять отбеливатели. Сушить его лучше на открытом воздухе, не допускать контакт с нагретыми отопительными приборами (батареями, каминами).

Современные модификации нейлоновой ткани сделали её практически незаменимой. Сегодня уже невозможно представить ни одну сферу нашей жизни, где не применялся бы нейлон. Отличная цена и прекрасные характеристики позволяют ему оставаться востребованным вот уже более полувека.

Итак, кисти бывают из натурального, синтетического ворса (в основном нейлона) и комбинированные.
Кисти из натурального ворса предпочтительнее для работы с сухими средствами, они дают равномерное покрытие, хорошо тушуют, ими можно провести линии различной толщины, формы и четкости. Для жирных средств они редко используются из-за свойства натурального ворса впитывать в себя жирные текстуры.

Синтетические кисти используются в основном для работы с жирными текстурами (тон, стики, корректоры, консилеры, кремовые тени, румяна, помады, жирный грим (супра)). Их применение для данных средств предпочтительнее, потому что искусственное волокно не впитывает в себя средство, однако они более жесткие, чем натуральные кисти, ими сложнее нарисовать точные тонкие линии, если это требуется, помимо прочего, по моему опыту, жирное средство часто уходит как бы между щетинками вглубь кисточки, из-за чего расход средств увеличивается. Хотя сейчас появляются синтетические кисти очень высокого качества, различной мягкости.

Комбинированные кисти (или DuoFibre) состоят из сочетания синтетического и натурального ворса, обычно разной длины, совмечают в себе свойства обоих типов волокон. Используются преимущественно для жирных средств.

Натуральные кисти могут выполняться из ворса белки, соболя, пони, колонка, козы, енота, барсука, хорька, буйвола куницы и щетины и.т.п. Каждый вид ворса имеет свои свойства, ими определяется его предпочтительность в использовании для тех или иных целей.

Ворс белки – гладкий, мягкий, упругий, хорошо собирает пигмент. Идеален для пудровой кисти (она ложится ровно и тонким слоем, экономично расходует пудру) и нанесения теней (т.к. не растягивает кожу).

Ворс соболя - похож по своим свойствам на ворс белки, чуть более жесткий.

Ворс пони – гладкий, плотный, упругий, мягкий и шелковистый. Используется в кистях для пудры, хорош для румян и растушевочных кистей для теней, используется также в кистях для помады.

Ворс колонка – похож по свойствам на ворс белки, только жестче. Применяется в кистях для теней, подводки и помады, тона.

Ворс козы - очень пышный, хорошо держит пигмент, но жестковат. Нашел применение в кистях для пудры и румян, веерных кистях.

Ворс енота – упругий и жестковатый. Широко используется в веерных кистях, а также из него можно встретить кисти для тона, румян, теней, помады.

Ворс барсука – жестче, чем ворс енота. Применяется в веерных кистях, а также кистях для бровей и ресниц.

Ворсы хорька, куницы, буйвола и щетина жесткие. Применяются в кистях для бровей и ресниц.

Синтетические кисти выполняются в основном из нейлона. Кисти из нейлона упругие, служат дольше, чем кисти из натурального волоса, но хуже держат порошкообразные материалы и менее послушны.

Ручка кисти должна быть достаточно тяжелой, так легче и удобнее работать, поэтому кисти простыми пластиковыми ручками дешевле.

У кистей бывают стандартная, удлиненная и укороченная длина ручки, различная длина, структура форма и форма контура волосяного пучка. Каждый мастер сам выбирает, какой кистью ему удобнее работать при выполнении тех или иных действий.

Свой минимальный, оптимальный и максимальный (если такое вообще возможно) набор кистей, а также из какого ни должны быть ворса каждый определяет сам, исходя из того, какие средства для нанесения макияжа используются помимо кистей, какого качества необходим результат, ну и привычки, конечно же.

У меня два набора кистей: для работы и личный. В рабочем наборе пока 23 кисти

в личном 13, еще порядка 12 довольно дешевых кистей я использую для различного рода экспериментов. Теперь на примере моего рабочего набора кистей рассмотрим их по назначению. Я использую в работе кисти Kryolan (кстати, кисти Валери-Д абсолютно повторяют линейку Криолановский серебристых кистей, даже кодировка совпадает. Поэтому вместо фото кистей Kryolan, я буду вставлять фото аналогичных кистей Валери-Д, просто потому что у меня нет времени сфотать каждую свою кисть отдельно) и Sigma (которые совпадают с многими кистями M.A.C.). Свой набор я составила сама, подбирая в него только те кисти, которые мне нужны.

Кисть для тона. Бывает синтетической, смешанной или натуральной. Я в работе использую вот эту синтентическую нейлоновую кисть)))

Но тон я накладываю и растушевываю спонжем, кисть использую только при работе со стиками (и все равно тушую потом спонжем), жирными румянами и для прорисовки подскуловых линий жирным гримом. Ее недостаток в том, что жирное средство «уходит» внутрь кисти, забиваясь между ворсинок, за счет чего увеличивается его расход.

Для нанесения тона я очень часто использую кисть из смешанного ворса DuoFibre

С помощью этой кисти можно нанести тон с использованием очень маленького количества средства, поэтому расход минимален. Синтетические волокна наносят тон, а натуральные прекрасно растушевывают. Но поскольку кисть довольно большого диаметра на маленьких участках (например, крыльях носа) то все равно приходит наносить и раситушевывать спонжем. Кроме того, если у клиента сильно обезвоженная, шелушащаяся кожа, использование DuoFibre может подчеркнуть эти недостатки, так как тон в данном случае наносится не вбивающими движениями, а растушевывается.

Сейчас также стало возможным преобрести спонж BeautyBlender

С его помощью тон наносится вбивающими движениями и расходуется очень экономично, с помощью узкого кончика можно наносить тон даже на маленькие участки.

Кисть для корректора. Бывает синтетическая и натуральная. У меня вот такая синтетическая

Эта кисточка у меня используется очень активно для цветовой и световой коррекции, можно точно попасть даже на маленький участок кожи.

Кисть для пудры. Я встречала только из натурального ворса. Может иметь уплощенную и круглую форму волосяного пучка, помимо этого может иметь ровную и куполообразную форму контура волосяного пучка. У меня вот такая слегка уплощенная куполообразная кисть из смешанного ворса белки и пони:

Мягкая, удобная, пудра ложится ровно и тонко, я ею довольна и с удовольствием использую.

Кисти для румян. Используется для нанесения всех видов сухих румян. Может иметь ровную, куполообразную, скошенную и заостренную форму волосяного пучка. Куполообразная кисть применяется для более ровного нанесения румян, кисть со скошенным краем для получения большей насыщенности по цвету, заостренной формы для получения более скульптурного лица. Я использую в работе вот эту куполообразную кисть:

И вот эту скошенную, обе из ворса пони:

Кисти для теней. Бывают, как из натурального ворса, так и синтетические. Бывают по форме волосяного пучка плоские и круглые, по структуре волосяного пучка гладкие, плотной сборки, легкие и пушистые, по форме контура волосяного пучка куполообразные, почти ровные и скошенные. Я использую только кисти из натурального ворса. В моем наборе есть кисти из белки, пони и колонка. Для нанесения теней я использую вот эти легкие плоские кисти из белки и колонка:

Я не нашла точно такую же кисть у Валери-Д, как у меня есть фирмы Kryolan, поэтому показываю на нее похожую, также использую ее для нанесения теней, она более пушистая, чем две предыдущие:

Для формообразования используются небольшие плоские кисти плотной сборки. У меня вот такая кисть из колонка. К недостаткам могу причислить лишь ограниченность ее использования: наносить ей тени ровно нереально.

Кисти из ворса пони довольно плотные, я применяю их для растушевки теней, ими также можно прорисовывать густые линии, у меня вот такие:

Еще у меня есть вот такие кисти для мягкой растушевки (растушевка "в дым")

Также бывают кисти для теней скошенной формы, они применяются для растушевки, а также для нанесения теней на подбровное пространство и во внутренний угол глаза. Но я пока не чувствую в них особой необходимости.

Кисть для подводки. Бывают натуральные и синтетические кисти, они имеют заостренную или скошенную форму. У меня вот такая кисть из колонка:

Послушная, удобная, можно рисовать линии различной толщины и формы. Я ей очень довольна. Для меня она такая кисть намного удобнее скошенной.
Кисть для бровей. Бывает натуральная и синтетическая (из жесткого нейлона). Должна быть плотной сборки. акже существуют кисти для бровей в форме кисточки туши для ресниц и в виде расчески, которые используются для расчесывания бровей и придания им формы.

Кисть для помады. Может быть натуральной и синтетической. Существуют контурные кисти и кисти равномерного нанесения. Должны быть упругими и плотными. Я использую вот такую синтетическую кисть:

Веерная кисть. Я встречала только натуральные веерные кисти. Удаляют излишки сухих средств и осыпавшиеся пигменты. Я использую кисть из ворса енота.

Для ухода за кистями существуют специальные очистители для кистей, они дезинфицируют и очищают, но могут применяться исключительно для натуральных кистей. Обычно кисть окунают в очиститель, а затем промокают салфеткой или протирают салфеткой смоченной в очистителе. Очиститель быстро испаряется, кисти при этом быстро становятся сухими.
Для ухода за синтетическими кистями, а также просто в домашних условиях все кисти можно мыть водой с мылом или мягким шампунем, а затем просушивать. Перед сушкой всем кистям рекомендуется придать первоначальную форму.

Хранить кисти лучше в специальных футлярах для кистей или в вертикальном положении в подставке, чтобы они сохраняли свою форму.

6 кисточек, разный ворс.

Обзор кисточек с разной щетиной, а также палитр для рисования. Какая кисточка лучше: белка, коза, колонок, пони, щетина или синтетика?

Какие кисти идеальны, зависит от качества кистей, красок (акварель, масло, гуашь, и т.д.), и привычек рисующего.

Беличьи кисточки - самые мягкие, пластичные. Колонок - мягкий, но упругий, он пожёстче белки. Современная синтетика по качеству приближается к колонку. Она не так быстро снашивается, как кисточки из натуральной щетины, а в работе бывает даже более удобна, потому что у неё ворс ровнее. Большинство художников предпочитает работать с натуральными кисточками, а для рисования детей прекрасно подходят и синтетические кисти.

Для рисования акварелью используют кисточки: белка, колонок, синтетика.

Колонок подходит для любых стилей живописи, но он и один из самых дорогих. Если сомневаетесь, какую кисть выбрать, можно взять колонок.

Белка хороша для акварели, синтетика - для рисования акрилом. Кончик кисти из беличьего волоса - острый, по контролю над текучестью не уступает колонку, но не столь эластичен, как колонок.

Пони обычно берут тогда, когда нет возможность взять колонок или белку. Пони жёстче белки, они ближе к колонку.

Кисть из свиной щетины лучше всего подойдёт для акрила и масла, она позволяет работать даже с очень густой краской.

Кисть из барсука хороша для мягких красок, она очень лёгкая в работе.

Соболь по свойствам объединяет колонок и белку, номером 2 можно писать как миниатюры, так и крупные работы.

Нейлоновая щетина (синтетика) не подойдёт для акварели, но прекрасно подходит для акрила.

Кисть должна быть и не очень мягкой, но и не слишком жёсткой.

Кисти белка


Кисточки с разным ворсом.

Традиционная, всем хорошо знакомая кисточка - беличья, она мягкая, тонкая и эластичная, мазки получаются сочными и яркими. Обычно она состоит из деревянного стилуса, оцинкованной оплётки, зажимающей волос белки.

Беличья кисть прекрасно держит форму, не ломается, хорошо впитывает влагу и легко моется под струёй воды. При соприкосновении с бумагой и другими поверхностями (фарфором, фаянсом, деревом), волоски не разъединяются и ведут чёткую линию, без "полос".

Самыми ценными у художников считаются кисти из верхней части хвоста сибирской белки. Самый лучший ворс находится именно в хвосте белки, волоски там наиболее длинные.

Мех белки имеет хорошие показатели по удерживанию влаги, чем он выгодно отличается от волоса колонка при работе с акварелью, темперными красками. Кисточка из белки при намокании собирается в один плотный пучок, что подходит для кропотливой контурной работы. Её можно подолгу держать в воде.

Беличьи кисти - в основном круглые, но из белки могут делать и кисти другой формы.

Итак: кисти из белки применяются в основном для работы с акварелью и красками на водной основе . Для масляных красок беличьи кисти не подходят, они очень нежные и от растворителя сразу начинают вылезать.

За беличьими кистями нужно ухаживать, мыть после использования, подсушивать, складывать в коробку.

Кисти колонок

Колонок – животное из семейства куньих, его шерсть обладает великолепными свойствами - она мягкая, упругая. Ворса кисточки из колонка великолепно сцепляется с водой, улучшает показатели текучести краски, подходит для работы с акварелью (в том числе профессиональной).

Колонковая кисть – это лидер среди кистей. Волос колонковых кистей тонкий, упругий имеет коническую форму. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с наилучшей консистенцией. Отличаются сочетанием упругости и эластичности, в тоже время остаются мягкими.


Сверху вниз, на фото кисти: нейлон 7, коза 7, синтетика 6, синтетика 5, колонок 4, белка 7.

Кисти из колонка предназначены для художественных работ с акварелью, маслом, темперой, гуашью и акрилом . В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей. Бывают круглые и плоские.

Но кто же такой колонок? Об этом животном слышали немногие.

Колонок (лат. Mustela sibirica) - ценный пушной промысловый зверёк, из рода ласок и хорей, его мех высоко ценится, а длинные волоски из хвоста идут на кисти для художников.Мех колонка – очень густой, мягкий, тёплый, пышный.

Колонок - рыжий зверёк, по размеру меньше кошки, гибкий, на мордочке у него чёрная «маска». Он охотится на относительно крупных животных: зайцев, тетеревов, глухарей. Растительную пищу не употребляет, в крайнем случае может питаться насекомыми. Всю зиму он сидит в норе, передвигается, если нужно, под снегом. В снежных туннелях колонок ловит мышей-полёвок. Он запасает себе пищу на зиму и устраивает целые склады.

Не обязательно покупать очень дорогие кисти. Но - дешёвые практически никогда качественными не бывают, так что самые дешёвые покупать не стоит, даже для ребёнка. Можно выбирать среднюю ценовую категорию. Главное, чтобы у кисточек в сухом состоянии был равномерный пучок ворса, без торчащих волосинок. Хороший производитель защищает свои кисти специальными колпачками - чтобы ворс не обтрёпывался.

О различных формах пучка кисти и его назначении, об акварельных кистях из колонка и белки. А так же о строении кисти: какой должна быть обойма, ручка и пучок. Сегодня, продолжая тему кистей, вспомним о других техниках. Какой волос лучше, к примеру, для масла, почему нельзя использовать те же кисти и для акрила? Как правильно ухаживать за кистями, чтобы они прослужили долго?

Свиная щетина

Кисти из щетины очень упругие, используются в живописи маслом, акрилом , темперой. Важнейшей характеристикой щетинного волоса является расщепленный кончик, способствующий хорошему наполнению кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Проще говоря, чем гуще краска, тем жестче должен быть волос.

Традиционно много щетины получают в Китае и России. Щетину сортируют по цвету (белая, черная, серая) и длине волоса. Затем отмывают в химических растворах, отбеливают, выравнивают и прочесывают в специальных машинах, кипятят, сушат и, наконец, собирают в пучки. Только обработанная щетина подходит для профессиональных кистей: ее волос отличается упругостью и прочностью. От качества кисти будет зависеть и структура мазка.

Как правило, кисти из щетины имеют длинную ручку. Она позволяет художнику расположиться на достаточном расстоянии от холста. Маленькая ручка удобна для небольших форматов.

Мангуст

Кисти из мангуста также используются в масляной и акриловой живописи, поскольку обладают всеми необходимыми качествами: волос мангуста упругий, способен удерживать много краски. Его волос жестче, чем соболиный, но мягче, чем щетина. Его легко определить по окраске, кончик волоса темно-коричневый, а по длине — черно-белый.

Ушной волос

Ушной волос берется с ушей волов. Длинный и жесткий, цилиндрической формы, не образующей острый кончик. Такие кисти недороги, но прочны и упруги. Часто ушной волос смешивают с другими натуральными или синтетическими материалами для улучшения свойств пучка. Предназначены для работы маслом, темперой , гуашью.

Козий волос

Кисти из козьего волоса применяются в акварели, технике сумиё, каллиграфии , в работе с керамикой: их волос достаточно длинный, хорошо держит краску, мягкий и упругий, не оставляет жестких следов на поверхности.

Кроме того, кисти из козы выдерживают температуру горячего воска, поэтому их с удовольствием используют любители батика . Часто такие кисти делают с легкой бамбуковой ручкой, не разбухающей и прочной. Как и многие другие типы кистей, мех козы часто комбинируют с мехом других животных, добиваясь тех или иных свойств кисти.

Красный соболь

Волос соболя очень схож с мехом колонка, поэтому многие производители не делают разницы между мехом этих животных. Однако небольшие различия все же есть. Волос соболя не такой длинный, как у колонка, тонкий, но упругий. Оттенок у него более темный. Износостойкость выше, чем у колонка. Используется в акварели, гуаши, темпере.

Конский волос

Кисти из конского волоса дешевы и практичны. Такой волос обычно достаточно длинный, что позволяет делать очень большие кисти. Конские волоски от природы не способны формировать кончик, поэтому их часто смешивают с волосками другими животных.

Кисти из других натуральных материалов

С древнейших времен художники экспериментировали в вопросе выбора волоса для кистей. В древнем Китае и Японии кисти делали из волоса лани, лисы, куницы, зайца, кошки, козы, говорят, что в ход шел даже мех крыс .

Существуют упоминания и о шерсти осла, выдры, собаки, медведя. Волоски брали из хвоста, с боков, с конечностей и верхней челюсти животных, пробуя кисти снова и снова, добивались нужного результата.

И в наше время можно встретить кисти из ласки, кролика, барсука или лошадей самбо . Часто эти кисти не способны формировать кончик, слишком грубые или слишком мягкие для традиционных техник. Поэтому они комбинируются с ворсом других животных. Но каждая качественная кисть имеет свое предназначение.

Синтетический волос

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон. Нейлоновые кисти не годятся для работы акварелью, они слишком жесткие и не “отдают” воду. А вот для масла и акрила это качество как раз уместно: они хорошо держат краску.

Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок, который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели .

Однако синтетические кисти сильно уступают натуральным в долговечности. Ворсинки быстро изнашиваются, становятся мягкими. Замечено, что плоские синтетические кисти изнашиваются быстрее круглых . Многие художники предпочитают покупать синтетику охапками и легко с ней расстаются, когда кисть изнашивается, недорогая цена вполне это позволяет. Кроме того, синтетику смешивают с натуральным волосом, получая таким образом выгодный симбиоз: кисть приобретает новые достоинства. Например, добавление волосков красного соболя дает возможность использования в акварельной, масляной, акриловой живописи, а смешивание со свиной щетиной преобразовывает кисть очень приятный инструмент для масла. При этом срок жизни кисточки значительно увеличивается.

  • После использования кисть нужно обязательно помыть в теплой воде с мылом. Холодная вода не до конца вымывает краску, а горячая вредна для черенка и самого ворса. После масляных красок кисти необходимо отмочить в кистемойке в пинене . А потом уже в воде с мылом. Не усердствуйте сильно, но мойте тщательно)
  • Не давите на ворс, иначе можно повредить структуру пучка. После того, как кисть вымыта, промокните ворс полотенцем, чтобы убрать излишки воды.
  • Очень важно придать правильную форму пучку. После высыхания она сохранится. Поэтому никогда не забывайте мокрые кисти в пленерных сумках и пакетах)
  • Ворс вымытых щетинных кистей нужно оборачивать бумагой. По мере высыхания обертка будет сжиматься и держать форму кисти. Так, ваши кисти всегда будут стройными и послушными. Если этого не делать, кисть будет «лохматой»

  • Используйте специальные «дышащие» коврики и пеналы для хранения и переноски кистей. Этим вы увеличите срок их службы.
  • Не используйте одни и те же кисти для масляных красок и водорастворимых красок. Масло отталкивает воду. Выделите также специальные кисти для покрытия работ лаком и грунтом.

Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 4 минуты

Многие люди даже не подозревают, что кисти для малярных работ и кисти для ремонта просто поражают своим изобилием и функциональностью. Обычно используют только один инструмент во всех ситуациях, но правильно ли это? Итак, давайте детально разберемся, какие бывают виды кистей.

Виды кистей

  • Маховые (КМ) – это огромные пушистые кисти из натуральных волокон и с добавлением синтетики (нейлона), имеют круглую форму. Их диаметр составляет 60-65 мм, а длина волосков доходит до 180 мм. Обычно применяют для окраски больших поверхностей, промывки или для побелочных работ. Они обладают высокой устойчивостью при контакте с разными растворителями и другими агрессивными веществами, прекрасно переносят высокие перепады температур и не боятся горячей воды. При взаимодействии с рабочей поверхностью они немного сгибаются, но затем моментально выпрямляются.
  • Кисти-макловицы (КМА) – улучшенный вид кистей, которые использую для нанесения клеевой или казеиновой краски на различные поверхности. В их основе лежит натуральный конский волос (50%) и искусственные щетины (нейлон 50%), что позволяет равномерно наносить слой покрытия на определенную поверхность. Различают два вида таких кистей: круглая и прямоугольная. Их диаметр составляет 120-170 мм, а длина волосков 100 мм.
  • Кисти-ручники (КР) – это маленькие круглые кисточки, применяют для окраски деревянных окон или труб. Их диаметр составляет от 26 до 54 мм. Состоят из чистой щетины и конского волоса, имеют круглую форму. Центр этого инструмента пуст, что позволяет ему накапливать окрасочный материал. Не рекомендуется использовать с клеящими и известковыми веществами, поскольку волоски держатся на клеевой основе. Обычно этот инструмент называют просто — кисть малярная круглая.
  • Филеночные (ФКФ) – это небольшие кисточки с достаточно удобной рукоятью и грубой белой щетиной. Их задействуют на небольших поверхностях для очерчивания линий и окраски трудно досягаемых мест. Диаметр кисти составляет 6-18 мм.
  • Радиаторные – замечательное приспособление для нанесения краски на труднодоступные места: швы или изгибы. Само название говорит о том, что они идеально подходят для (радиаторов).
  • Кисть малярная флейцевая (КФ) – плоская широкая кисть от 25 до 100 мм с удобной ручкой. Она изготовлена из щетины и барсучьего волоса. Идеально подходят для устранения потеков, которые могли возникнуть от других кистей.
  • Кисть синтетика плоская(КП),или кисть плоская с искусственной щетиной — это синтетическая кисть. Она имеет особое свойство: ее волокна, в отличие от природных волокон, сохраняют в процессе использования свою первоначальную (ровную) форму. Она замечательно подходит для красок, разбавленных водой. Такой инструмент идеально удерживает состав не только на наружной части нейлоновых волокон, но и во внутренней их основе.
  • Щетка-торцовка (ЩТ) – твердая и очень жесткая кисть, которая состоит из хребетной или полухребетной щетины. Их используют для отделки свеженанесенной краски. Она очень результативно устраняет все неровности, нанесенные другими приспособлениями.

Примечание: Щетки из хребетной щетины имеют форму конуса, это позволяет им захватывать больше окрасочного вещества и равномерно наносить его на поверхность.

Щетина из натуральных волокон идеально подходит для малярных работ, хорошо удерживает состав, нанося его равномерным слоем. На ощупь она немного шероховатая, что и позволяет ей впитывать больше краски. Именно это отличает ее от искусственных (нейлоновых) волосков.

Щетина из синтетических материалов состоит из полимеров и имеет небольшую толщину. Разные виды современных полимеров позволяют достичь желаемой жесткости. Нейлоновая полиэфирная щетина прекрасно подойдет для водоемких красок, ее волоски не поглощают окрасочный материал, нейлон отталкивает влагу и сохраняет свою первоначальную структуру. Кроме того, нейлон лучше подходит для покраски бруса, не оставляя на нем ворсинок.

Если вы заботитесь о своих инструментах и хотите, чтобы они прослужили вам как можно дольше, тогда необходимо соблюдать определенные правила их хранения и использования. Новые или давно не эксплуатируемые кисточки для краски следует промыть горячей водой с небольшим количеством мыла, это поможет очистить щетины от пыли и изломанных волокон. После этого щетину выжимают и обсушивают.

Перед непосредственным началом покрасочных работ необходимо замочить щетину, чтобы та абсорбировала в себя влагу, размякнув и увеличившись в объеме. Таким простым способом можно достичь более гладкого и равномерного нанесения краски.

Перед началом малярных работ инструмент необходимо разработать, чтобы он принял правильную форму. Для этого берут немного окрасочной смеси и саму кисть, в качестве тестовой поверхности необходимо использовать любое шероховатое покрытие (кирпич, штукатурка, бетон). Таким образом, волоски обретут правильную форму для дальнейших работ. Рабочую поверхность лучше очистить от всего лишнего.

Очень важно правильно орудовать инструментом. К примеру, круглую кисточку на рабочей поверхности нужно постепенно прокручивать в руке, чтобы ее волоски стирались равномерно. При этом не нужно сильно вдавливать ее.

Бывают случаи, когда человек просто физически не способен проработать всю поверхность. Естественно, ему нужен отдых. В это время щетку можно оставить в краске или погрузить в специальный раствор. Если используются клеевые, известковые, масляные и казеиновые растворы, тогда замачиваем инструмент в воде. При керосиновых, скипидарных или олифовых составах рекомендуют использовать особые растворители.

Очень важно: Погружать кисточку нужно не полностью, а лишь до глубины, где щетины слегка касаются дна, иначе волоски согнутся или поломаются, лучше всего подвесить их на проволоке или другом устройстве.

Как мыть кисти? Для этого берем керосин, а после используем воду с мылом. Такие несложные процедуры нужно продолжать до тех пор, пока вода перестанет окрашиваться, оставаясь чистой. На финальной стадии подвешиваем их и просушиваем. Процесс очистки завершен.