Какие обязанности у мусульманки перед мужем. Важно, чтобы муж любил свою жену

Ислам – богатая религия, которая устанавливает не только определенные правила веры, но и общественного поведения. Прежде всего, это касается семейных отношений.

Для начала рассмотрим, как выбирают жену в Исламе?

Выбор жены в Исламе имеет огромное значение. Посланник Аллаха, обращаясь к Умару, говорил, что лучшее, чего может добиться мужчина в жизни – это благочестивая жена. Идеальная жена в Исламе – праведная, благочестивая, умная и нравственная женщина, почитающая своего мужа и выполняющая все обязанности жены перед мужем, предписанные Исламом.

Основные обязанности жены в Исламе

  • Мусульманская жена должна уважать и почитать своего мужа и выражать свое послушание ему. Как говорил Пророк: «Если женщина соблюдает обязательную молитву, соблюдает пост, ограждает себя от прелюбодеяний и повинуется своему мужу, то она обязательно услышит «Заходи в Рай с той двери, откуда пожелаешь». Послушание мужу гораздо важнее Послушания родителям – если муж и родители жены не сошлись во мнениях, то женщина в любом случае должна слушаться мужа.
  • В обязанности жены в Исламе входит управление имуществом мужа, рождение и воспитание детей. Кроме этого, жена в Исламе должна беречь честь своего супруга. Запрещается рассказывать о недостатках и секретах мужа, в особенности, затрагивающих интимную сферу жизни.
  • Идеальная жена в Исламе всегда учитывает материальные возможности мужа, не требует излишеств и не сравнивает его с мужьями подруг и сестер.
  • Рядом с мужем праведная жена всегда выглядит идеально – она наряжается и прихорашивается только для него, всегда дарит ему свою улыбку, тем самым выражая благодарность, что он остановил свой выбор именно на ней.
  • Уважение родителей мужа – одна из главных обязанностей мусульманской жены.

Это лишь некоторые обязанности жены перед мужем в Исламе. Многие считают, что жена в Исламе имеет только обязанности и практически никаких прав. Это далеко не так. Отношение к жене по Исламу очень уважительное и трепетное. Муж полностью обеспечивает жену, уважает ее чувства, проявляя свое внимание и доброту к ней. Права жены в Исламе – это, прежде всего, непреложное право на дом, питание, одежду и благополучие в широком смысле слова.

Многоженство в Исламе

Две жены в Исламе разрешается, однако при этом оговариваются определенные условия. Согласно Шариату, мужчина в Исламе может иметь до четырех жен при условии, что он в состоянии достойно обеспечить каждую из них и будет относиться ко всем своим женам одинаково с эмоциональной точки зрения.

Самые распространенные случаи, когда муж может взять вторую жену, если первая жена в Исламе страдает недугами и за ней нужен уход либо в том случае, если от первого брака нет детей. Вторые жены в Исламе имеют такие же права, как и первые. При этом вторая жена должна делать все для того, чтобы первая не чувствовала себя ущемленной или обиженной. Также не следует проявлять чрезмерную ревность. Вторая и последующие жены не должны становиться причинами семейных раздоров.

Измена жены в Исламе

В Исламе прелюбодеянием является любая половая связь людей, не состоящих в браке друг с другом. Супружеская измена в мусульманстве считается самым большим грехом, на который способен человек.

Вообще в мусульманских странах процент женщин, которые изменяют своим мужьям, ничтожно мал. Измена жены в Исламе строго карается. В отдельных мусульманских странах за измену женщину могла постичь смертельная казнь или серьезное телесное наказание. У настоящей мусульманской женщины никогда не возникнет мысли изменить своему мужу.

К измене мужа относятся также сурово – поблажек нет ни для кого. Если привести достоверный хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы моя дочь Фатима (да будет доволен ею Аллах) совершила кражу, то клянусь Аллахом, я непременно отрубил бы ей руку». Этот хадис говорит о том, что нужно быть одинаково справедливым ко всем.

Подводя итоги, можно сказать, что жена в мусульманстве – это не просто замужняя женщина. Это хранительница очага, женщина, в которой мужчина находит свою спутницу жизни.

Берегите себя и да хранит Вас Аллах!

Ученые считают, что основные обязанности жены направлены на сохранение целостности и прочности брака.
В интимных отношениях для жены недопустимо отказывать мужу, если он пожелает вступить с ней в половую связь.
Жене не полагается обсуждать семейные дела с другими. Интимные же отношения супругов это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать. Такое требование полностью согласуется с Исламской концепцией скромности.
Повиновение мужу. Это относится не только к интимным отношениям, но и ко всем другим сферам.
Единственный случай, когда жена может не повиноваться мужу если он идет против Ислама. В данном случае повиновение законам Аллаха должно взять верх над повиновением человеческим требованиям. Например, если женщина желает держать пост в месяц Рамадан или совершать молитвы, а ее муж по какой-либо причине пытается помешать ей. Но здесь надо отметить, что если вы желаете соблюсти какой-либо из необязательных постов, вам необходимо получить на то согласие мужа. Это связано с его правом удовлетворять свои половые потребности тогда, когда он того желает.

Почему арабки боятся первой брачной ночи

Проблема женских страхов, связанных с началом половой жизни, существовала всегда, независимо от времени, места и прочих сопутствующих факторов. Однако если в одних обществах женитьба на девственнице считается, чуть ли не особым расположением Фортуны, то в других начало сексуальных отношений всегда (за редким исключением) было и остается сопряженным с обязательным вступлением в брак. Одним из таковых является арабское общество, в котором молодые девушки до сих пор испытывают страх перед началом физиологической стороны супружеской жизни. Поэтому неудивительно, что среди вопросов, адресованных представительницами прекрасного пола известному египетскому специалисту в области супружеских отношений Хебе Котб, одним из наиболее распространенных является тот, который в той или иной форме касается проблемы боязни первой брачной ночи.

- В ближайшее время я выхожу замуж, - пишет одна из посетительниц сайта Хебы Котб. - Однако первая брачная ночь представляется мне чем-то неизведанным и, может, даже опасным. Я боюсь сексуального контакта с мужчиной и той боли, которая наступает в результате этого. Что и как мне надо делать, чтобы удовлетворить мужа и себя саму?

- В первую очередь я бы хотела отметить, что твои слова о том, что контакт с мужчиной приносит боль, являются неверными, - отвечает доктор сексологии выпускница Университета Маймонида (США) Х. Котб. - Ты должна понимать, что связь с мужем в брачную ночь не что иное, как прекрасные романтические отношения, венчающие собой комплекс тёплых чувств, возникающих между мужчиной и женщиной. Это вершина айсберга, в котором находится место и состраданию, и симпатии, и привязанности, и, конечно, любви и желанию. Сексуальный контакт с мужем отнюдь не является препятствием для девушек, как полагают некоторые. Безусловно, он повлечет за собой определенные физиологические изменения в половых органах девушки. Однако это отнюдь не означает, что брачная ночь доставит ей нестерпимую и острую боль.

По словам специалиста, причиной подобных опасений в большой степени служит явление, которое она называет "боязнью тела".

- После брачной ночи, - утверждает Хеба, - девушка не может рассказывать окружающим о своем удачном опыте. Если она и хочет это сделать, то мама или другие родственники запрещают ей это. Поэтому в сознании девушек контакт с мужем в брачную ночь кажется каким-то препятствием, которое трудно или даже невозможно преодолеть. Но, как я уже говорила, правда кардинально отличается от этих слов.

С физиологической точки зрения все также обстоит довольно просто. Мышечной ткани требуется некоторое время, чтобы она привыкла к процессам, которые раньше с ней не происходили. И, уверяю тебя, проблемы в этом никакой нет.

Говоря о методе, который позволит удовлетворить мужа, сексолог из Египта условно делит его на два типа.

- Первый можно назвать духовным, - отмечает она. - Он представлен в выполнении положений Сунны на протяжении супружеской жизни. Второй же тип является научным. Его смысл заключается в умелом использовании тех или иных научных приёмов во время первой брачной ночи и совместной жизни в целом. Самые важные компоненты этого типа – отсутствие или устранение страха во время первого контакта с мужем и определённые заигрывания между супругами, которые гарантируют правильную работу половых органов во время сексуального контакта и исключает появление каких-либо болезненных ощущений…

Подобные вопросы самим своим наличием невольно наталкивают на мысль, что они являются своеобразным индикатором нравственного здоровья того социума, в котором естественное беспокойство по поводу начала супружеской и сексуальной жизни возникают неотделимо друг от друга. Не в этом ли кроется ключ к решению многих проблем российского общества, в первую очередь проблемы демографии?

И описывают их мужей как злостных тиранов, которые только и умеют, что придумывать своим супругам бесконечные запреты и упрекать за каждое сказанное слово. Подобные статьи у меня, той самой «мусульманской жены », вызывают недоумение – на что опираются авторы, описывая столь нереалистично жизнь обычной мусульманской семьи ? Но чаще бывает страшно… Ведь тысячи людей , читая подобные истории, продолжают верить в то, что мусульманские женщины – униженные и оскорблённые, а наши мужчины – жестоки и тираничны.

В данном материале хочу описать пять причин, почему жёны мусульман самые счастливые в мире. Конечно, таких причин великое множество. Но остановлюсь на основополагающих. Если вы, так же как и я, исповедуете Ислам , то предлагаю дочитать эту статью до конца и вместе порадоваться тому, что мы имеем возможность состоять в счастливом браке с мусульманином . Если вы далеки от мусульманской религии , то, возможно, посредством этой статьи развеете некоторые мифы, которые живут в нашем обществе, подпитываясь лихо закрученными сюжетами турецких сериалов и фантазией авторов, сочиняющих статьи для интернет-ресурсов.

Отдельно оговорюсь, что речь идёт о тех мусульманских семьях , где живут, опираясь на законы Всевышнего , где любят Священный Коран , где следуют во всём примеру лучшего из людей – Пророка Мухаммада ﷺ .

1. Выходя замуж за праведного мусульманина , мы обретаем самого нежного и мягкого мужа. Да, у нас не принято устраивать показательные выступления, проявляя свои чувства на глазах у посторонних людей . Зато дома мы можем проявлять всю теплоту по отношению друг к другу. Настоящий мусульманин следует хадису «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом; а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам …» (имам ат-Тирмизи). И этим всё сказано.

2. Выходя замуж за праведного мусульманина , мы защищены от измен. Мужчина , который живёт по законам Всевышнего , сделает всё возможное, чтобы уберечь себя от страшного греха прелюбодеяния . Поэтому вы можете быть спокойны, что подобная грязь никогда не коснётся вашей семьи .

3. Выходя замуж за праведного мусульманина , мы обеспечены всем необходимым. В Исламе глава семьи берёт на себя всю ответственность за материальное благополучие своей жены и детей. Давайте признаемся себе честно: даже самые независимые карьеристки порой мечтают снять со своих плеч груз заботы о материальных благах. Ислам дарит нам эту возможность.

5. Выходя замуж за праведного мусульманина , мы обретаем билет в Рай. Никогда не устану напоминать об этой безмерной Милости Создателя. Выходя замуж, мы получаем в руки путеводитель, который указывает нам самую простую, верную, приятную дорогу к Вечному Раю. Соблюдать обязательные предписания Ислама , любить и слушаться своего мужа… Не это ли счастье?

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Прежде чем сказать «да», узнайте о своём статусе, своём замужестве, своей сексуальной жизни, своих детях, своём будущем.

Он попросил вашей руки, и вы влюбились в его бронзовое ближневосточное лицо. Он интеллектуален, богат, хорошо образован и хорошо воспитан. Так что ещё может желать женщина?... ЭТОТ САМЫЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ХОЛОСТЯК ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ И МУСУЛЬМАНИНОМ!

«У нас не будет никаких проблем», - скажет он, – «ты можешь исповедовать свою религию, я свою». И если правда, что Ислам позволяет мусульманам заключать брак с женщинами-христианками, то правда ли, что в таких браках не бывает проблем?

Чтобы ответить на этот вопрос, женщина должна узнать, что значит быть женой мусульманина.

Ваш статус

· Ислам учит, что женщина подчиняется мужчине. Сура 2:228.

· Ислам учит, что женщина обладает вполовину меньшими, чем у мужчины, правами:
в судебных свидетельских показаниях, сура 2:282;
в правах на наследство, сура 4:11.

· Ислам рассматривает женщину как объект собственности. «В глазах человека законна страсть к вещам, которые он желает получить: женщин и сыновей, кладовые, наполненные доверху золотом и серебром; лошадей…». Сура 3:14.

· Ислам инструктирует женщин, как закрывать себя покрывалом всякий раз, когда они выходит из дому, и «говорит верующим женщинам… что они должны прикрывать свою грудь покрывалом и не демонстрировать свою привлекательность». Сура 24:31.

· Мухаммед учит, что женщинам недостаёт ума и религиозности: «Я не нахожу никого, кто бы обладал большим недостатком ума и религиозности, чем женщина». Корова, 2:541 (на русскоязычных сайтах невозможно найти эту цитату из Корана – имеющиеся переводы, как правило, сильно сокращены и «окультурены», если можно так сказать, – зато в англоязычном сегменте есть столько ссылок, статей и даже видео-свидетельств от самих мусульман именно об этой цитате, что сомнений в её подлинности не остаётся; это верно и для других цитат – прим. перев. ).

· Мухаммед учит, что женщина сама по себе дурное предзнаменование. «Дурное предзнаменование находится внутри женщин, домов и лошадей». Ограды, 7:30.

· Мухаммед учит, что женщины оказывают вредное влияние на мужчин: «После меня я не оставил никакого другого бедствия, более разрушительного для мужчин, чем женщины». Ограды, 7:33.

Ваше замужество

· Ислам следует принципу полигамии: мужчина может иметь до 4 жён одновременно. «Женитесь на женщинах по своему выбору, на двух, или на трёх, или четырёх». Сура 4:3.

· Мужчина получает развод, объявив о нём вслух, у женщины такого права нет. «Развод [с каждой отдельной женой] разрешён до двух раз». Сура 2:229.

· Если муж объявлял жене о разводе 3 раза, то в дальнейшем по закону она не имеет права повторно выйти замуж за прежнего мужа, пока не выйдет замуж за другого и не разведётся с ним (включая и исполнение сексуальных обязанностей). «…Таким образом, если муж развёлся с женой, то он не может после того повторно женится на ней, пока она не выйдет замуж за другого мужа, и пока он не даст ей развода». Сура 2:230.

· Ислам учит, что женщина должна подвергаться суровому обращению со стороны мужа, из чего следует его право бить жену или воздерживаться от сексуальных отношений с ней. «Что касается тех женщин, в отношении которых вы опасаетесь вероломства и дурного поведения, увещевайте их, отказывайтесь разделять с ними ложе, бейте их…». Сура 4:34.

Ваша сексуальная жизнь

Ислам рассматривает женщину как сексуальный объект: «Ваши жёны для вас как пашня (поле, которое надлежит вспахать), так что подступайте к своей пашне тогда или как вы пожелаете». Сура 2:223.

Ваши дети

Ваши дети должны расти в соответствии с религией своего отца-мусульманина: Ислам. Если он даст вам развод, он получит опеку над вашими детьми, и вы не сможете больше увидеть их.

Шариат (исламский закон) для смешанных браков устанавливает, что «дети будут следовать лучшей из 2-х религий своих родителей», что в вашем случае значит Ислам. Коран гласит, что Ислам – единственная настоящая религия. «Воистину, религией у Аллаха является Ислам», сура 3:19. Немусульмане не имеют права выступать в защиту мусульман: «О, вы, кто верит; не берите в друзья (или в защитники) тех, кто не верит, если есть верующие». Сура 4:144.

Ваше будущее

Если вы притерпелись к своему мусульманскому мужу, а его материальные богатства находятся в исламском государстве, то в силу вступает исламский закон. Жена, не принявшая Ислама, не получит ничего, жена, принявшая Ислам, получит очень мало. Если муж умрёт и не оставит после себя детей, то вдова получит четверть его состояния, его родители, братья, дяди и т.д. получат остальное. Если покойный муж оставит детей, жена получит одну восьмую часть наследства, остальное достанется детям; дети мужского пола наследуют в 2 раза больше детей женского пола. «В том, что вы оставите, их часть (часть жён) составляет четверть, если у вас не было детей; но если вы оставили детей, они (жёны) получат одну восьмую; после выплат вычетов по наследству и долгов». Сура 4:12.

Прежде чем вы скажите «да»

Прежде чем вы свяжете себя согласием на брак с мусульманином, неплохо было бы узнать мотивы, стоящие за его предложением. В то время как вашим побуждением может быть любовь, им, возможно, двигает желание получить грин-карту.

Я знаю, они говорят о «слепой любви», и всё-таки я надеюсь, что это послание сможет послужить тому, что вы трезво посмотрите на ситуацию.

Вы можете сказать, что ваш будущий муж не практикует Ислам. Но давайте не будем забывать, что Ислам больше чем религия; в нём заключены полноценные узаконенные принципы, которые обязательны для исполнения мусульманами и немусульманами в исламских государствах. В случае возникновения спора между вами, всё, что ему будет нужно, чтобы одержать вверх над вами, это попасть в исламскую страну.

Если вы всё ещё сомневаетесь, я могу предложить посмотреть фильм «Только не без моей дочери», который основан на реальной истории, случившейся с американской женщиной, которая вышла замуж за мусульманина. Другие аналогичные фильмы: «Princess», «Dreams of Trespass», «Забрасывая камнями».

Эти знания могут быть жизненно важными. Для жизни, которую вы сохраните для себя и для своих будущих детей.

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об .

Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры» . Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный» .

Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов — Юсуфу аль-Кардави: «Мы — мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена — на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую».

Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют.

Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов . Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли».

В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности» .

Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» — достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным. Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным» . Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и . Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное Творцом является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости . Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего .

Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы.

В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период , в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное — время, формы, периодичность — по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

— «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода» ;

— «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища] , или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад» .

Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху : «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)» .

Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти. В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание. Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально.

В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши — нива для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану.

Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне. Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена — караема. Верность — вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»

То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока.

Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы.

2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» — такого нет.

3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития?

2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит.

2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Разрешается.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается . У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар) упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц — мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя , и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это — границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» ().

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350-353.

Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

В Священном Коране или через Сунну Пророка.

В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74-76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум — сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум — мгновение. Максимум — шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное — не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531-533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

Нива — засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53-(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91-93, хадис № 53-(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

«Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4).

В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1-4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522.

В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

— это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».