Как сделать ребенка умным сообразительным. Каждый ребенок индивидуален. Каким должно быть воспитание

Узнайте, как развить интеллект ребенка во время прогулки, похода по магазинам или других повседневных дел.

Психологи утверждают, что интеллект на 49% обусловлен генетикой, а 51% — результат стимуляции. Таким образом, можно утверждать, что насколько грамотным вырастет ребенок, зависит от родителей. Важно не просто помогать в достижении лучших результатов, а вызывать в приобретении знаний и навыков энтузиазм.

Как воспитать умного ребенка? Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать множество ответов, например — «Что произойдет, если по дороге в детский сад мы зайдем в магазин?». Такие вопросы позволяют узнать, насколько широко мыслит малыш и отличный шанс использовать воображение и логику одновременно. Общаясь с дошкольником, используйте относительно сложную лексику. Возможно, изначально кроха не поймет значения всех выражений, но слова, используемые повторно в другом контексте, раскроют их смысл. Таким образом, можно воспитать умного и эрудированного человека.

Читайте книги

Вырастить умного ребенка помогут и печатные издания. Исследования неоднократно показывали, что доступ к книгам и время потраченное на чтение, являются предикторами школьного успеха. Чтение стимулирует мозг, налаживает нервные связи и строит общие знание о мире. Это основа обучения, позволяющая приобретать знания со всех полей, включая математику. Итак, давайте моделировать привычку чтения!

Читающие для удовольствия родители — заразное явление. Собирайте книги, размещайте их в разных местах дома. Говорите о том, что вы прочитали, это хороший способ расширить словарный запас и развить умение рассуждать, делать выводы.

Хвалите правильно

Трудно избежать поражения, если нам все время говорят, что мы лучшие. Дети, которые воспитываются как великолепные гении, после поступления в образовательное учреждение не могут смириться с неудачами и плохими оценками. Дети, получающие от родителей похвалу за конкретные решения проблем, обладают лучшей мотивацией к учебе, чем те, кого считают самыми одаренными.

Замечайте любопытство

Любопытство, к сожалению, c возрастом теряется, поэтому стимулируйте его в той области, которой ребенок больше всего интересуется, даже если это куклы-монстры. Покажите, чем увлекаетесь вы — игра в теннис, чтение или вышивание. Если вы привьете свои увлечения, то сможете наслаждаться ими вместе. Воспитать умного ребенка могут и другие родственники, если будут действовать также, чем шире круг общения со взрослыми — тем лучше.

Используйте любые возможности

Попытайтесь инициировать ситуации, где понадобится практика приобретенных навыков. Например, когда вы находитесь в магазине попросите ребенка взять из кошелька два рубля или показать знакомые буквы на упаковке. Независимо от того, каким умом обладает ваш сын или дочь, лучшее, что вы можете сделать, это участвовать в воспитании. Каким вы хотите видеть ребенка? Уверенным в себе, уважаемым, успешным? Слово «гениальным» врядли мы поставим в начало списка. Ваша задача – не просто воспитать умного ребенка, а помочь ему стать лучше, насколько это возможно.

Посещайте детский сад

Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной. Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать. Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность — главное правило.

Дополнительные занятия

Воспитать умного ребенка можно с помощью дополнительных занятий, творческих или спортивных, но при одном условии — будет соблюдаться мера. Танцы, каратэ, художественная гимнастика… Иногда, малыш загруженный большим количеством не получает от них удовольствия, даже если привлекательны. Отсутствие удовлетворения вызывает разочарование, что мешает обучению. Перегруженный воспитанник не справляется и появляется убежденность, что он хуже других и менее способный. Выберите творческую и спортивную деятельность — этого будет достаточно до старших классов.

Развитие через игру

Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы. Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации. Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.

В этой статье вы найдете несколько практических рекомендаций о том, как воспитать сообразительного ребенка.

Ниже представлены самые популярные советы для родителей по воспитанию детей о том, как вырастить сообразительного ребенка и стимулировать его умственное развитие.

Как вырастить умного ребенка?

  1. Дайте вашему ребенку ранний старт – согласно исследованиям, ребенка необходимо начинать развивать с колыбельной. Исследователи рекомендуют следующими действиями поддерживать его ранее развитие: максимизировать чувства любви и минимизировать стресс, разговаривать, петь и много жестикулировать, использовать числовые игры и рифмы, подталкивать к всестороннему анализу предметов и событий.
  2. – начинайте читать ему даже тогда, когда он еще не понимает слов. Это позволяет сделать первые шаги в развитии языкового навыка. У детей, которым читали в раннем детстве, очень развита любовь к чтению, они имеют лучшую успеваемость в школе, а также успешны во взрослой жизни. Чтение книг — это одна их самых эффективных возможностей сделать ребенка умнее.
  3. Разговаривайте с ребенком – это развивает и делает сильнее его языковые навыки. Слушайте ребенка, когда он вам что-нибудь говорит. Это укрепляет его желание общаться и развивает пластичность языка.
  4. Взаимодействуйте с вашим ребенком, играйте с ним и покажите ему свою любовь. Ученые заметили, что ребенок, которого не обнимали, с которым не играли и не любили имеет замедленный рост мозга. Они также заметили, что дети, которые не получали внимания и поддержки во время взросление, становились депрессивными. Многие исследование показали, что любовь, объятия, общение и игры с вашим ребенок оказывают сильное воздействие на развитие его умственных способностей. Любовная связь соединяет вас и вашего ребенка. Вы один на один взаимодействуете с ним, закладывая фундамент для наиболее высоких умственных способностей.
  5. Вырастите своего ребенка читающим человеком – любовь к чтению имеет очень много преимуществ. Это одно из самых важнейших качеств, которое вы можете развить в ребенке. Чтение развивает стремление к знаниям. Чем больше ребенок узнает читая, тем больше он хочет знать. Благодаря тому, что ваш ребенок станет читателем в раннем возрасте, он будет хорошо подготовлен к трудностям математики, естественным наукам, истории, машиностроении, политическим наукам и другим знаниям, которые просто необходимы для полноценной жизни.
  6. Позвольте вашему ребенку играть – когда он играет, он формирует фундамент для его умственных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Когда он играет с другими детьми он учится комбинировать свои идеи, впечатления и чувства с опытом и решениями других детей.
  7. Поощряйте желание вашего ребенка тренироваться – физические упражнения не только делают его сильным, но и умным. Тренировки повышают приток крови к мозгу и строят новые мозговые клетки.
  8. Сделайте музыку частью жизни вашего ребенка – Ученые установили, что прослушивание музыки может улучшить память, внимание, мотивацию и обучение. Она также может снизить стресс, который разрушает мозг вашего ребенка. Обучая ребенка игре на музыкальных инструментах, вы развиваете его способность к абстрактному временному мышлению, что помогает заложить фундамент для .
  9. Позвольте ребенку смотреть на то, что вы делаете. Дети учатся, моделируя поведение взрослого. Если он будет видеть, что вы читаете книги, пишете, музицируете или создаете креативные вещи, он будет повторять то же самое и будет становиться умнее.
  10. Ограничьте вашего ребенка в . Он не должен смотреть телевизор до 2х лет. Разрешая ему слишком много смотреть телевизор, вы тем самым отдаляете его от активности, которая очень важна для развития головного мозга и включает в себя игры, общение и чтение книг.
  11. Позвольте вашему ребенку играть в развивающие компьютерные игры – некоторые компьютерные игры учат письму, математике, музыке, акустике и многим другим дисциплинам. Это также развивает его зрительно-моторную координацию и подготавливает его к современным технологиям. Очень важно, что он учится через игру. Обучение и развлечение, получаемые в одно и то же время, является наиболее эффективным путем развития ребенка.
  12. Позвольте вашему ребенку скучать. Да, именно скучать. Исследования доказали, что это вполне нормально, если ребенок скучает. Учиться скучать – это часть подготовки ребенка ко взрослой жизни. Ребенок должен учиться получать удовольствие от тишины вместо того, чтобы стремиться заполнить весь день различной деятельностью.
  13. Позвольте вашему ребенку идти на риск и совершать ошибки – Дети, которые никогда не рисковали и не имели печального опыта, например как падение с велосипеда или проигрыш в соревновании, могут развить низкую самооценку и фобии. Это не позволяет им развить креативность и познавание самого себя. Кроме того, не бегите на помощь ребенку сломя голову. Позвольте ему решить проблемы самостоятельно, таким образом он будет учиться на своих ошибках и опыте.
  14. Правильно кормите своего ребенка – для того, чтобы ребенок рос умным, очень важно кормить его правильной и полезной пищей. Даже когда вы еще беременны, ребенок должен получать питательные вещества. Для детей, как и для взрослых, необходима пища богатая белком, например яйца, рыба, мясо, чтобы развивать его внимание, активность и умственную деятельность. Углеводы обеспечивают организм энергией, которую ребенок может потратить на развитие. Также необходимо наполнить рацион ребенка злаками и фруктами. Кроме того, важны витамины и минералы. Быстрые углеводы и сахар имеют негативное влияние на концентрацию внимания и активность ребенка.
  15. Убедитесь, что ваш ребенок достаточно спит. Множество исследований показали связь между сном и оценками. Если ребенок спит не достаточно, то это может вызвать постоянные проблемы в будущем.
  16. Помогайте вашему ребенку развивать твердость характера. Выдержка – это свойство характера достигать долгосрочных целей с помощью тяжелой работы, настойчивости и упорства.
  17. Похвалите вашего ребенка за проделанную работу. Хвалите его каждый раз за усилия, которые он приложил, чтобы добиться успеха. Хвалите вашего ребенка за желание быть умнее, и это поможет ему не испытывать уныния от того, что он выполняет слишком много трудных задач и не подставит под сомнение в целом стремление к развитию. Кроме того, лучше всего периодически хвалить ребенка, чтобы он сам стремился преодолевать препятствия, а не работал ради вознаграждения.
  18. Предоставляйте ребенку возможность развивать мышление. По словам исследователей, дети должны видеть возможность развиваться, чтобы становиться лучше в любой сфере. Когда ребенок ошибается, он должен понять, что это не конец, а только новая возможность для роста.
  19. Не опекайте ребенка — если вы хотите, чтобы он был лидером, не доставайте его своей опекой. Кроме того, дайте ему какую нибудь задачу, которая требует терпения, таким образом он учится справляться с определенным дисциплинами.
  20. Используйте «подкуп», как один из инструментом родителя. Эксперты утверждают что, чтобы замотивировать ребенка, можно платить ему за хорошие оценки или помощь по дому. Вы также можете спросить, что ребенок предпочитает получить в качестве поощрительной единицы. Чаще всего это не деньги, а например, время игры в приставку. Но при этом подкуп не должен быть средством, чтобы управлять ребенком или наказывать его.
  21. Разрешите вашему ребенку иметь больше свободных планов, чем следовать определенному графику. Согласно исследованиям, дети, которые не имеют графиков и четко структурированного режима работы, показывают более высокие уровни организации. Организация помогает во всех видах повседневной деятельности, в том числе способствует гибкому переключению между задачами, вместо того, чтобы зависнуть на одной.
  22. Не управляйте каждым шагом ребенка, не контролируйте его постоянно. Дайте ему возможность открывать для себя вещи, которые будут развивать его креативное и творческое мышление.
  23. Вовлеките вашего ребенка в работу на кухне. Здесь можно не только учить его готовить, но и усиливать математические и моторные навыки.
  24. Исследователи полагают, что если в доме работа разделена поровну, то есть отцы также участвуют в еженедельной уборке или ежедневной готовке, дочери лучше реализуют себя в различных сферах деятельности, чем в тех семьях, где всю «женскую работу» выполняют только женщины.

Мы желаем вам успехов в воспитании детей, друзья! Если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях! До встречи!

Все дети талантливы, только каждый по-своему. Но их родителям хочется знать, как воспитать умного ребенка и не загубить при этом его здоровья. Существует множество рекомендаций и книг о том, как воспитать ребенка умным. Ни нигде нет ни точного рецепта, ни гарантий. Так что же делать родителям – опустить руки?

Прежде всего, ребенок должен постоянно чувствовать себя любимым. Его нужно как можно чаще обнимать и целовать. Когда ребенок чувствует безопасность и любовь, это вызывает в его мозге положительные реакции.

Дети, которым читают в детстве книги, проявляют активный интерес к окружающему миру. Они лучше учатся и чаще добиваются успеха во взрослой жизни. Вывод – необходимо приучать ребенка к чтению с первых месяцев жизни.Игра для ребенка – не пустая забава. Играя, он выстраивает основу будущих социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков. Во время игры с другими детьми ребенок учится анализировать свои чувства и идеи. А затем объединять с впечатлениями других детей. Чем чаще ребенок играет, тем активнее он развивается. И чем сложнее его игры, тем активнее растут нейроны и увеличивается число связей между ними.

Особенно быстро растет его интеллект при играх с родителями. В эти минуты он чувствует заботу и любовь. Кто лучше папы или мамы поможет маленькому человеку разобраться в сложностях новой игры и подскажет правильное решение? Кто поддержит его при неудачах? Самый квалифицированный аниматор не будет настолько внимателен, как любимые родители. Они и объяснят, и поддержат, и дадут новый шанс. Рано или поздно игра будет освоена, а пытливый детский ум получит новую пищу.

Но мало только играть с ребенком. Людей выделяет из прочего животного мира способность к осмысленной и содержательной речи. Чем чаще ребенок общается со взрослыми людьми на серьезные темы, тем выше становится его интеллект. При этом Обогащается словарный запас, усложняется структура нейронов головного мозга.

В своем поведении дети подражают взрослым. Чем чаще ребенок видит родителей, занятых чтением, музыкой, общением с друзьями, спорами и любой другой интеллектуальной работой, тем скорее он начнет им подражать. А дальше его интеллектуальные способности уже будут развиваться сами собой.

Очень хорошо, если у ребенка проявляются способности к музыке. Но и отсутствие «абсолютного слуха» не должно стать препятствием для его знакомства с остовами музыкальной грамоты. Так тренируется область мозга, отвечающая за пропорциональное мышление. А без него невозможно понимание даже простых математических зависимостей, не говоря уже о более серьезных теоремах.

Все слышали об опасности компьютерных игр. Но, на самом деле, опасно только неконтролируемое многочасовое сидение перед монитором. Правильный же подбор детских развивающих компьютерных игр пробуждают в ребенка интерес к азбуке, музыке, математике и рисованию. Заодно тренируются и глазные мышцы. Общение с IT-технологиями с самого детства облегчают адаптацию ребенка к взрослому миру. Но время, проведенное за компьютером, не должно превышать 1-2 часов в день.

То же самое относится и к телевидению. Не нужно запрещать ребенку смотреть детские передачи и мультфильмы. А вот следить за их тематикой необходимо. Очень часто современные мультсериалы воспитывают в детях агрессию, а не добрые чувства. Жесткие ограничения на время у экрана действуют и в отношении телевизора.

Для правильного интеллектуального развития очень важен правильный рацион питания ребенка. Рыба – источник омега-3 жирных кислот, впрямую влияющих на развитие нервной ткани. В мясе содержится незаменимый витамин В12, дефицит которого убивает нервные связи. Желательно использовать йодированную соль. И всячески ограничивать газированные напитки с искусственными подсластителями и красителями. Гораздо полезнее для здоровья натуральные овощи и фрукты.

Всегда интересно, как воспитывались умные дети. Секрет прост – каждый из них был для своих родителей самым умным и любимым. У ребенка никогда не было повода засомневаться в этом. Даже совершая ошибки, он всегда был уверен в родительской поддержке и заботе.

Нельзя сомневаться в природных способностях своего ребенка. Нужно только приложить все усилия к тому, чтобы выявить его главный талант и направить все усилия к его развитию. Только так обеспечивается высокий интеллект и жизненный успех настоящего человека.

Что чаще всего желают молодым родителям, у которых недавно появился ребёнок? Чтобы малыш рос здоровым, умным и счастливым. Да и сами родители всегда об этом мечтают. Здоровье в большинстве своём зависит от наследственных факторов, правильного ухода и питания. На то, будет ли ребёнок счастливым, можно повлиять лишь косвенно, поскольку это его внутреннее состояние. А от чего зависят умственные способности, как их развивать, и как вырастить умного ребёнка с пелёнок?

Для начала стоит разобраться, какого человека считают умным.

Быть «умным» – значит:

  • быть эрудированным, начитанным;
  • уметь пользоваться своими знаниями, то есть применять их в каждой конкретной ситуации;
  • обладать способностью самостоятельно решать жизненные задачи;
  • уметь анализировать происходящее, делать выводы и умозаключения;
  • предсказывать последствия своих действий.

Помимо данных характеристик, ум ещё включает в себя способность осознавать и различать свои и чужие эмоции, что в психологии получило название «эмоциональный интеллект».

Проводилось множество исследований, которые подтвердили огромную роль наследственности в развитии умственных способностей. Но это совсем не означает, что родителям-интеллектуалам можно расслабиться и не проводить занятия с ребёнком. Ведь почему-то в обществе сформировалось и такое суждение: «На детях гениев природа отдыхает». Отсюда вывод: нельзя пускать на самотёк развитие малыша, с помощью правильного воспитания можно добиться огромных успехов!

Как помогать развитию умственных способностей у детей?

  • Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому больше разговаривайте с ребёнком. В идеале общение с ним должно начинаться с периода внутриутробного развития. Малышу до года устраивайте «экскурсии» по дому, держа на руках и рассказывая о том, что видите. Так увеличивается его словарный запас. Когда ребёнок начинает говорить, необходимо постоянно поддерживать с ним диалог, задавать открытые вопросы, например: «Какие у тебя любимые игрушки?» или «Что ты делал сегодня в садике?»
  • Пойте песни и слушайте музыку. Грудничку обычно поёт мама, а затем, когда малыш становится старше, можно петь вместе с ним. Музыка благоприятно сказывается на развитии внимания и памяти, улучшает настроение.
  • Читайте книги детям с первых дней жизни. Так можно ускорить процесс развития речи и пробудить интерес к чтению и познанию мира.
  • Любите малыша, дарите ему искренние эмоции. Говорите о том, что чувствуете и учите его выражать свои переживания.
  • Активная игра способствует развитию социальных навыков и умственных способностей. В ней дети постигают основы ролевого взаимодействия, учатся манипулировать предметами, совершенствуют пространственное мышление. Придумывайте вместе с ребёнком интересные сюжеты для игр , создавайте условия для проявления фантазии. Игрушек не должно быть очень много, иначе это приводит к лености мозговой деятельности и нежеланию проявлять воображение.
  • Как только ребёнок начинает вставать у опоры, всячески поощряйте его шаги . Поддерживайте под мышки, водите за ручки по дому. Доказано, что вертикальное хождение способствует расширению кругозора и развитию мышления.
  • Старайтесь больше гулять с ребёнком. Во-первых, это насыщение мозга кислородом. Во-вторых, во время прогулки происходит активное познание окружающего мира. Чаще меняйте места пребывания. Если вчера гуляли во дворе, то сегодня отправляйтесь в парк, пройдитесь по незнакомым улицам, а завтра окунитесь в изучение природы-матушки, побывав в лесу.
  • Важен полноценный сон. Недостаток его приводит к ухудшению внимания и памяти, истощает нервную систему.
  • Время, проводимое малышом у телевизора или за планшетом, должно быть минимальным. При просмотре мультфильмов или телепередач всегда находитесь рядом с ребёнком, комментируйте действия героев, чтобы помочь усвоению быстро меняющейся на экране информации.
  • Не забывайте о правильном питании. В рационе кормящей матери, а затем и самого малыша должна присутствовать пища с богатым содержанием белка (рыба, мясо, яйца, молочные продукты, орехи), витаминов и минералов. Омега-3-кислоты, которые есть в жирной рыбе, способствуют повышению интеллекта. Их обязательно включают в питание и кормящей матери, и детей после введения прикорма. А в злаках и фруктах содержатся полезные для мозга углеводы.

Проводились исследования, установившие связь грудного вскармливания и интеллектуальных способностей. У детей, чьи мамы кормили их своим молоком длительный период, был выявлен более высокий уровень интеллекта. Конечно, наличие этой связи отражает лишь тенденцию, а не закономерность. Но польза грудного вскармливания несомненна!

Внимание к ребёнку и создание благоприятных условий для роста и развития – вот основные задачи, которые родители должны решить в процессе воспитания. И не менее важно вовремя заметить индивидуальные особенности малыша и развивать именно их. Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!

Для начала читайте не им, а вместе с ними

Я изучил научные исследования и аргументы о том, что делает детей счастливее, какой родительский подход наиболее результативен, и благодаря чему существуют довольные семьи.

Но что делает умнее детей от грудничкового до 10-летнего возраста? Вот 10 вещей, которые, по мнению науки, помогают в этом.

1. Уроки музыки

Все ясно и просто. Исследования показывают, что уроки музыки делают детей умнее.

По сравнению с детьми из контрольных групп, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост коэффициента умственного развития. Воздействие музыки было довольно невелико, однако анализ проводился по множеству дополнительных критериев умственного развития, по показателям различных индексов и по стандартным критериям достижений в учебе.

На самом деле, музыкальные уроки помогают всем, как молодым, так и старым. Все большее количество исследований указывает на то, что музыкальное образование дает ученикам ряд преимуществ на уроках в школе. А вот Северо-Западный университет в своем исследовании выяснил, что бабушкам музыкальные уроки тоже идут на пользу, замедляя некоторые пагубные последствия процесса старения.

2. Тупые качки — это миф

Тупой качок туп, потому что он проводит больше времени в спортзале, а не в библиотеке. Но что, если вы сделаете так, чтобы ваши дети бывали и там, и там? Если вы в хорошей физической форме, ваши познавательные способности тоже повышаются.

Немецкие ученые в 2007 году выяснили, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее, чем до занятий. Темпы запоминания напрямую соотносятся с нейротрофическим фактором головного мозга.

Жизнь с регулярными физическими нагрузками в течение трех месяцев на 30% увеличивает приток крови к той части головного мозга, которая отвечает за память и познание.

В ходе проведенного исследования группе волонтеров был установлен режим с занятиями спортом в течение трех месяцев, после чего ученые сделали снимки их головного мозга. Они увидели, что объем капилляров в гиппокампе на участке памяти увеличился на 30%, что поистине замечательное изменение.

3. Не читайте своим детям, читайте вместе с ними

У вас есть маленький ребенок, который учится читать? Не позволяйте ему просто так таращиться на картинки в книге, пока вы читаете. Привлекайте его внимание к словам. Читайте не ему, а вместе с ним. Исследования показывают, что это развивает его навыки чтения.

Когда совместное чтение книги подкрепляется повышенным вниманием к развитию навыков чтения у ребенка, такое совместное чтение превращается в эффективный инструмент ранней грамотности даже для детей, не имеющих благоприятных условий.

4. Нехватка сна делает детей глупее

Мозг шестиклассника, недоспавшего один час, превращается в мозг четвероклассника. «Потеря одного часа сна эквивалентна потере двух лет познавательного становления и развития», — объясняет исследователь Садех.

Есть определенное соотношение между успеваемостью и продолжительностью сна.

Подростки из числа отличников в среднем спят на 15 минут дольше «хорошистов», а те на 15 минут дольше троечников. И так далее. Это подтверждается данными как более ранних, так и последних исследований. Конечно, это усредненные данные, однако совпадение результатов разных исследований впечатляет. Важна каждая четверть часа.

5. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины

Самодисциплина важнее показателя умственных способностей для прогноза о том, кто добьется больших успехов в жизни. Вот что пишет Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) в своей замечательной книге:

Десятки исследований показывают, что сила воли это самая важная привычка, обеспечивающая личный успех… Обладающие большей силой воли ученики получают на уроках более высокие оценки и поступают в вузы с более строгим отбором. Они реже пропускают уроки, проводят меньше времени перед телевизором и больше за домашними заданиями. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, недели интеллект».

Оценки это в большей степени результат добросовестности и прилежания, нежели голого интеллекта.

Добросовестность это та черта, которая в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие оценки в школе и колледже; они реже совершают преступления; и они дольше сохраняют свой брак. Да, и они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют. У них реже бывают инсульты, у них ниже кровяное давление и реже бывает болезнь Альцгеймера.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

6. Познание это активный процесс

Развивающие игрушки и тренирующие мозг игры ничего не дают. На самом деле, есть основания полагать, что от них дети становятся глупее.

Эти штуки не оказывают положительного воздействия на словарный запас детей в возрасте от 17 до 24 месяцев. А некоторые даже наносят реальный вред. За каждый час, проведенный детьми за просмотром некоторых детских DVD и видео, они выучивают в среднем на шесть-восемь слов меньше, чем те дети, которые не сидят перед экраном.

Настоящее познание это активный процесс, а не пассивный. Что рекомендует автор книги «The Talent Code» (Код таланта) Дэн Койл (Dan Coyle)? Он говорит: прекратите просто читать и проверяйте себя.

Наш мозг развивается, когда мы делаем какие-то вещи, а не когда слышим о них. Вот почему по многим навыкам и умениям лучше проводить две трети времени за самопроверкой, нежели за простым поглощением текста. Существует правило двух третей. Например, если вы хотите запомнить какой-то отрывок, лучше потратить 30% времени на его чтение, а остальные 70%, проверяя полученные знания.

7. Еда это хорошо — но в нужное время

В целом хорошо, когда дети все время питаются здоровой пищей. Исследования показывают, что еда сказывается на успеваемости детей.

Все знают, что в день важного экзамена надо съесть хороший завтрак. Исследования показывают, что лучше всего пища с большим содержанием углеводов и клетчатки, которая медленно усваивается. Но важно и то, что вы съедите за неделю до этого. 16 студентов испытали на внимание и быстроту мышления; затем их в течение пяти дней плотно кормили жирной едой с низким содержанием углеводов, где было много мяса, яиц, сыра и сливок. Когда их проверили снова, показатели снизились.

Всегда бывают исключения. Ни один ребенок не ест постоянно здоровую пищу. Но беда в том, что дети часто питаются «плохой» едой в неподходящее время. Исследования показали, что кофеин и сахар могут усиливать деятельность головного мозга:

Кофеин и глюкоза могут благоприятно сказываться на познавательных способностях… Результаты исследований показывают, что кофеин и глюкоза в своем сочетании могут усиливать внимание человека.

Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям. Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает.

8. Счастливый ребенок = успешный ребенок

Счастливые и довольные дети чаще других становятся успешными, воспитанными и хорошо образованными взрослыми.

Счастье это огромное преимущество в мире, который во главу угла ставит результат. В целом счастливые люди успешнее несчастных в работе и в любви. Они получают лучшие отзывы о своей работе, более престижные должности и более высокие зарплаты. У них больше шансов вступить в брак, и от брака они испытывают большее удовлетворение.

А каков первый шаг к тому, чтобы сделать ребенка счастливым? Быть счастливым родителем.

9. Сверстники это важно

Ваше генетическое наследие и генетика вашего партнера оказывают огромное воздействие на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Гораздо меньше.

Вот что пишет по этому поводу Малькольм Глэдвелл (Malcolm Gladwell):

«В таких вещах как интеллектуальные способности и некоторые черты характера биологические дети похожи на своих родителей. А вот по приемным детям результаты кажутся откровенно странными. Их показатели не имеют ничего общего с приемными родителями. Эти дети по своему характеру и интеллекту похожи на людей, которые их воспитывали, кормили, одевали, учили и любили в течение 16 лет, не больше, чем на двух взрослых людей, взятых наугад с улицы».

Так что же оказывает самое большое воздействие на поведение и поступки ваших детей? Их сверстники. Обычно мы говорим о влиянии сверстников, когда это влияние отрицательное; но гораздо чаще оно носит позитивный характер. Важно жить в хорошем районе, учить детей в солидной школе, а также делать так, чтобы они общались с хорошими детьми. Как студенту вуза легче всего подтянуть успеваемость? Подобрать умного соседа по комнате.

Экономист Брюс Сейсердоут (Bruce Sacerdote), проведший как-то исследование с участием студентов Дартмутского колледжа, убедился, насколько сильно такое влияние. Он обнаружил, что когда студенты со слабыми оценками переселяются в комнату, где живет хорошо успевающий студент, их успеваемость в среднем тоже повышается. По словам исследователя, эти студенты «как будто заражают друг друга хорошими и плохими привычками в учебе таким образом, что хорошо успевающий студент тянет вверх своего слабо успевающего соседа по комнате».

10. Верьте в них

Очень важно верить в то, что ваш ребенок умнее многих. Когда учителям говорят, что некоторые дети умнее, эти дети начинают лучше учиться — пусть даже о них такое было сказано наугад.

Розенталь и Ленор Джекобсон в 1968 году провели исследование в школе. Они сказали учителям начальной школы, что у них в классе есть некоторые ученики, способные «показать резкий прогресс в успеваемости». На самом деле, этих учеников отбирали наугад. Ничего больше для выделения этих детей из общего ряда ученые не делали. Тем не менее, к концу учебного года 30% этих взятых наугад учеников повысили свой коэффициент умственного развития в среднем на 22 балла, и почти все повысили его как минимум на 10 баллов.

И еще одно замечание. Интеллект это далеко не все. Без нравственности и умения сопереживать умные люди могут быть страшными людьми.

Как сказал однажды П. O’Рурк, «умные люди редко начинают драки в барах. Но глупые люди редко создают водородные бомбы».

Надеюсь, эта информация поможет вам сделать своего ребенка замечательным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.