Как подготовить ребенка к школе: полезные советы. Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать? Что же делать родителям

Основа успешного обучения в школе – хорошая и своевременная дошкольная подготовка. Лучше начинать этот процесс в 3,5-4 года, ведь сегодняшние требования к первоклассникам достаточно высоки. А если ребенку уже исполнилось 6 лет и до этого с ним никто не занимался, то будет сложнее подготовить его. Есть перечень навыков, обязательных для будущего ученика, которыми за малый срок овладеть непросто. И тут становится актуальным вопрос как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6, 7 лет?

Что-бы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим, какие конкретно требования к сегодняшнему первокласснику существуют. Ребенок, собравшийся я в первый класс, должен:

  • уметь представляться, рассказывать что-то о себе, чем он увлекается, называть имена членов своей семьи;
  • уметь писать печатные буквы, хорошо различать гласные и согласные, уметь прочесть легкий текст;
  • выучить дни недели, названия месяцев, времен года, говорить какое сейчас время года;
  • различать утро, обед и вечер;
  • выучить простые математические действия: сложение и вычитание;
  • разбираться в простых геометрических фигурах, таких как квадрат, круг, треугольник, уметь их нарисовать;
  • уметь пересказывать небольшие тексты;
  • уметь исключать лишний из ряда предметов и объяснять свой выбор;
  • уметь ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, поддерживать порядок на рабочем месте;
  • уметь вести себя в обществе, уважать старших:
  • выучить цвета и желательно их оттенки;
  • описывать картинку;
  • уметь считать до двадцати и от двадцати до одного;
  • выучить части тела человека и уметь правильно его рисовать;
  • уметь отвечать на вопросы, «Когда?», «Почему?», «Где?»;
  • различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, не вступая в драку с теми, кто не согласен;
  • уметь вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь тихо сидеть на занятиях, без капризов и игр с другими учениками;

Как видим, список достаточно обширный и приобрести эти навыки в короткий срок весьма сложно. Ведь при подготовке к школе нужно соблюдать некоторые правила:

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет

Ясно, что для того, что-бы подготовиться к школе недостаточно просто выучить цифры и буквы. Важно всесторонне развивать ребенка, чтобы он мог общаться с одногодками на нужном уровне, но как правильно подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет и при этом не отбить желание учиться?

Зная что-то интересное будет намного легче хорошо зарекомендовать себя среди одноклассников. И наоборот: будучи слабо подготовленным в этом плане, ребенок может стать аутсайдером в коллективе. Конечно детям, из дошкольных учреждений легче привыкнуть к школе, чем тем, у кого эта подготовка проходит дома. Но если Вы все-таки приняли решение готовить ребенка к школе в домашних условиях, предлагаем Вашему вниманию наши рекомендации по этим занятиям.

Занятия чтением

  • эти занятия первостепенны относительно всех остальных, ведь освоив чтение ребенку будет проще заниматься остальными предметами (подробнее о том, как легко и быстро научить ребенка читать можно почитать в );
  • буквы следует учить в алфавитном порядке. Для наглядности можно вылепить их из пластилина и предположить на что похожа буква. К примеру, «ж» – на жука, «о» – на очки и так далее. Также заинтересовать ребенка можно показывая буквы руками или всем телом. Идеи о том, как легко и играя выучить с ребенком все буквы смотрите
  • прочитайте будущему ученику несложный текст и попросите отыскать в нем только что изученную букву;
  • предложите малышу ответить на вопросы по тексту, рассказать, о чем в нем говорится, пересказать его;

Занятия математикой

  • хорошо начинать эти занятия со счета простых, привычных предметов, таких как игрушки, конфеты, фрукты. Позже можно постепенно перейти на счетные палочки или специальные карточки. Учитесь считать целыми числами;
  • эффективно изучать цифры парами. Например, 1 и 2, 5 и 6. Так ребенку будет легче понять, что если к пяти яблокам прибавить одно, то получится шесть яблок. За один урок нужно изучать одну числовую пару, а в начале следующего повторить изученное и только тогда приниматься за новые числа.
  • чтобы заинтересовать ребенка геометрией, можно изучать геометрические формы на примере печенья. Сегодня в магазинах Вы найдете и квадратное, и круглое, и треугольное печенье.
  • когда простые фигуры изучены, можно приниматься за их чертеж с помощью линейки;
  • все перечисленные виды деятельности полезно чередовать между собой.

Занятия письмом

  • руку малыша следует готовить к письму, ведь она еще не готова к такому виду деятельности;
  • очень хорошо в этом плане сказываются занятия по развитию мелкой моторики. В два-три го-да для этого можно использовать крупы, макароны, бусины; учитесь завязывать шнурки;
  • научи-те ребенка пользоваться детскими безопасными ножницами с закругленными концами – это тоже хорошо готовит руку к письму;
  • сначала нужно научиться писать печатные буквы, и только получив первые результаты в этом направлении, стоит приниматься за прописные буквы;
  • научите ребенка писать аккуратно, не выходя за линии;
  • пользуйтесь ручкой, которая будет удобна Вашему малышу;
  • большую помощь в подготовке к письму оказывает пальчиковая гимнастика. Будет эффективно, если Вы будете делать ее вместе с ребенком, приговаривая «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём».
  • Тетрадь, в которой вы собираетесь писать, должна соответствовать современным школьным требованиям. Магазины предлагают широкий выбор всяческих пособий по письму;

Занятия творчеством

  • научите ребенка пользоваться кисточкой с , карандашами, фломастерами и т.п.;
  • хорошо, если малыш научится заштриховывать формы, не выходя за их границы. Используйте для этого с крупными деталями на рисунках;
  • эффективно совмещать творческие занятия с изучением геометрических фигур. К примеру, вы сделали аппликацию арбуза и сразу же подметили что он напоминает круг;
  • и наоборот: можно рисовать, вырезать и лепить буквы и цифры. Так ребенок лучше усвоит изучаемое;

Психологическая готовность к школе

Психологи утверждают, что адаптация ребенка в школе пройдет более мягко, если у первоклассника развиты определенные навыки. Вот их перечень:

  • желание заниматься, интерес к знаниям;
  • умение анализировать и делать выводы, сравнивать предметы и понятия;
  • понимание целей обучения в школе, осознание своего «я», коммуникабельность;
  • сосредоточенность на том, что изучается в данный момент;
  • преодоление сложностей, умение заканчивать начатое.

Что-бы подготовить ребенка к школе с психологической стороны, родителям следует:

  • общаться с будущим учеником, вместе читать и обсуждать прочитанное;
  • при обсуждении прочитанной сказки или рассказа, склонять ребенка к обдумыванию описанного в тексте, учить его делать выводы и высказывать собственное мнение о прочитанном;
  • покажите ребенку что такое школа в игровой форме, по ходу игры хвали-те ребенка, давайте аккуратные советы. Хорошо, если вы будете меняться ролями «ученик» и «учитель»;
  • не доделывайте задания вместо ребенка, учите его делать это самостоятельно или с небольшой помощью с Вашей стороны;
  • не ограничивайте самостоятельность Вашего чада. Излишняя опека может только навредить ему. Если вы не позволите ребенку в свое время научиться самостоятельно выполнять такие простые действия, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, одевание и раздевание, аккуратное складывание своей одежды на место и т.п., возможно он станет предметом насмешек в детском коллективе. И наоборот: здоровая самостоятельность поможет ребенку самоутвердиться в новом обществе и завоевать необходимый авторитет.
  • учите ребенка общаться со сверстниками: устраивайте игры с другими детьми во дворе или дома, сами принимайте участие в этих играх и по ходу мягко подсказывайте своему чаду как лучше общаться со сверстниками и не ссориться.
  • постарайтесь никогда не смеяться над своим малышом наедине, а особенно в присутствии других детей. Это может породить в ребенке низкую самооценку, от чего развивается неуверенность в себе;
  • для того, чтобы стимулировать ребенка к обучению, используйте положительную мотивацию. Расскажите ему как много нового, полезного и интересного он может узнать на уроках в школе;
  • учите малыша быть дисциплинированным, поясните ему зачем нужна тишина в классе во время урока.
  • научите ребенка задавать вопросы учителю, если что-то из сказанного не понятно. Пусть боится чего-то не знать, чем уточнить это у преподавателя. Объясните малышу, что о своих знаниях он должен заботиться сам.
  • помогите ребенку научиться самоуважению, понять, что излишняя агрессия или наоборот боязливость могут навредить ему. Ведь свою точку зрения нужно уметь отстаивать спокойно, без крика и драки. Попробуйте проиграть типичные ситуации, которые складываются между детьми в школе. В ходе игры Вы сможете увидеть, насколько Ваш ребенок готов к таким ситуациям, сможете дать ему совет, научить правильно вести себя. Так-же можно предложить малышу свой вариант выхода из сложившейся ситуации, но только после того, как Вы выслушаете мнение ребенка на этот счет. Конечно нужно побуждать ребенка в любом случае поступать хорошо.

Вопросы здоровья и школа

Особое место в подготовке к школе занимает вопрос здоровья будущего ученика.

Очень важно в ходе этой подготовки и в ходе самого обучения суметь и научить будущего ученика чему-то и не навредить его здоровью.

В возрасте 6 -7 лет у ребенка происходят такие важные изменения как смена зубов и интенсивный рост всего организма. Это возраст, когда потребность в движении у детей очень велика. И если появляется возможность сесть за парту в 7 лет, то с точки зрения здоровья - это намного лучше для ребенка. Если же Вам приходится отдавать ребенка в школу именно в 6 лет, то отдельное внимание стоит уделить качеству физической подготовки, которую Вам предлагает Ваше будущее учебное заведение. Очень хорошо, если в школе есть оборудованный спортзал и бассейн. Ведь кроме получения новых знаний, ребенку нужны частые уроки физкультуры, чтобы активно работали сосуды, сердце, чтобы была соответствующая нагрузка на суставы и т.д. Также для здоровья учеников полезна произвольная физическая активность на переменах и очень хорошо, если во время отсутствия учеников класс проветривается.

Со стороны родителей одной из составляющих здоровой подготовки к школе является правильный летний отдых перед учебой. Как известно, отдыхать ребенку нужно:

  • от общения с большим количеством людей и соответственно от контактов с источниками различных инфекций;
  • от огромного количества бытовой химии и выхлопных газов;
  • от общепита.

Доктор Комаровский так описывает идеальный отдых для ребенка: «дача в деревне, где минимум людей, где мама или бабушка приготовили вот с грядки что-то и где уж точно нет никакой бытовой химии». То есть идеальный отдых для ребенка с точки зрения врача – это «надувной бассейн с колодезной водой, рядом самосвал высыпал песок, грязный, голодный ребенок лазит из воды в песок и кричит «Мама, дай есть!» Если ребенок так проведет лето, то у него будут прекрасно работать сердце, сосуды, слизистые оболочки и он будет готов к встрече с новыми друзьями и соответственно новыми инфекциями.

Развивая естественное любопытство Вашего чада, познавай-те окружающий мир, людей и общение с ними. Учитывая советы психологов, педагогов и врачей о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет, не забывайте проявлять личную заинтересованность процессом, что еще больше вдохновит будущего ученика. Если первоклассник подготовлен к школе, если он владеет главными навыками для обучения, у него расширен кругозор, и он умеет общаться с одногодками, то ему будет гораздо легче учиться в школе, чем в обратном случае, если он не будет соответствующе подготовлен.

Как подготовить ребенка к школе: видео


Оказалась полезной статья «как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 5, 6, 7 лет»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

Содержание

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.