Как нарядиться японкой. Как японцы одеваются. Необходимые телефоны и адреса

Интересная, но местами странная страна, да? Хотя вероятно весь остальной мир для японцев кажется странным:-) Давайте посмотрим подробнее:

Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Термин японская уличная мода или её английский эквивалент - Japanese Street Fashion в последнее время часто употребляется в виде аббревиатуры JSF.

Часто для создания собственного стиля используются иностранные и европейские бренды. Некоторые из этих стилей являются «шикарными» и «гламурными», подобными высокой моде, бытующей в Европе. История и состояния этих тенденций были рассмотрены Shoichi Aoki с 1997 в модном журнале Fruits, который является одним из самых популярных среди поклонников моды в Японии.
Позже, японский хип-хоп, который всегда присутствовал среди андеграундной сцены Токио и набрал растущую вместе со своими западными направлениями популярность, тоже повлиял на японскую моду.

Популярные музыкальные тенденции других направлений также влияют на моду в Японии, так как много подростков желают быть похожими на своих любимых звёзд.

Также, в самых модных тенденциях японской моды присутствует большое желание японской молодёжи походить на европейцев и даже африканцев, что обуславливается многовековой закрытостью Японии от других стран. Так, например, готические направления моды тяготеют к европейской (в частности французской и немецкой) культуре XVII-XVIII веков, а поклонники более светлых и радостных тенденций стремятся походить на загорелых жителей Калифорнии или даже на чернокожих исполнителей хип-хопа что отразилось в японской субкультуре когяру.

Современная японская уличная мода

Хотя стили часто изменялись за эти годы, основные направления ещё остались популярны в Японии. Обычно модные направления задаёт культура таких районов и кварталов Токио, как Синдзюку, Сибуя, Харадзюку, Гандза и Одайба.

Лолита


Одно из самых известных направлений на Западе из японской уличной моды, культивирующая у японских девушек инфантильность и готическую стилистику в одежде. Распространение этого направления поистине огромно. В подвидах Лолиты встречаются как готические, так и «сладкие» гламурные виды, как элементы панк и готик-субкульур, так и элементы традиционной японской одежды. Также, этого образа могут придерживаться мужчины, особенно музыканты направления Visual kei, в частности, такие исполнители, как Мана, сольный проект известного японского гитариста Хидзаки и множество других групп, особенно направление Котэ. Кроме того, это направление моды распространено в другом направление вижуала - Осярэ кэй, в котором большинство музыкантов для того, чтобы впечатлить и привлечь поклонниц, часто используют стиль лолита или его элементы, например, в группах An Cafe, Lolita23q и Aicle.

Также есть более мужской вариант, такой как «элегантный готический аристократ» - стиль, в котором воплотились представления японцев о европейской аристократической моде.

Гангуро


Мода гангуро стала популярна среди японских девушек в начале XXI века. Типичная девушка, одетая в стиле гангуро, носит яркие аксессуары, мини-юбки и саронги, окрашенные узелковым батиком. Для стиля гангуро характерны обесцвеченные волосы, тёмный загар, накладные ресницы, чёрно-белая подводка для глаз, браслеты, серёжки, кольца, ожерелья и ботинки на платформе.

Гяру


Субкультура гяру сходна с субкультурой гангуро настолько, что возможно ошибочно принять один стиль за другой. Однако, стиль гяру от гангуро отличают те же признаки, но увеличенные в несколько раз, так как идеалом служат привлекательные девушки американских тёплых городов и штатов, а также популярные чернокожие исполнительницы хип-хопа, поп- и других мейнстримовых направлений современной музыки. Девушки проводят значительное время в соляриях, чтобы придать своей коже сильный загар и быть похожим на этих исполнителей. На японском жаргоне когяру называют школьниц в мини-юбках, предпочитающих розовый цвет в одежде, окрашивающих волосы под блондинок и имеющих «поддельный» загар.

Fruits (стиль Харадзюку)


На данный момент второй после «лолиты» из самых популярных японских молодёжных стилей. Зародился преимущественно в токийском квартале Харадзюку района Сибуя, вследствие чего официально называется стилем Харадзюку. Название возникло в 1997 году, когда известнейший фотограф Соити Аоки основал одноимённый журнал, посвящённый странной моде, и начал фотографировать эпатажных прохожих прямо на улицах. Сейчас журнал «Fruits» можно найти в любом уголке планеты. Стиль стал популярен и в Европе и в Америке.. Главный принцип стиля - собрание различных модных элементов, брендов и предметов одежды на вкус носящего, по принципу «винегрет».

Так, человек одевающийся в этом стиле, может надеть сразу очки, медицинскую повязку на лицо, шапку, шорты, рубашку либо футболку, куртку и главный признак этого стиля - множество аксессуаров. В японской музыке эту культуру отражает направление «Осярэ кэй», где музыканты часто становятся образцом для копирования. На западе стиль часто путается с субкультурой эмо, но это ошибочно, так-как в целом, стиль проповедует оптимистический взгляд на жизнь, инфантильность и не имеет с эмо каких либо связей.

Visual Kei


Человек, одевающийся в этом стиле, использует очень много косметики и делает необычные причёски всех цветов радуги. Андрогинность - популярный аспект стиля, но используется, скорее, для привлечения девушек, или, вместе с ложной нетрадиционной ориентацией, для эпатажа и создания провокационного имиджа, чем для обозначения сексуальных интересов носящего. Это направление зародилось в середине 80-х годов на волне популярности таких групп как X Japan, COLOR и тому подобных. Так как корень стиля лежит в среде рок-музыки, то и Visual Kei является некоторым видом мировых рок-, метал-, готик- и панк-субкультур. Но ввиду конфликтности между фанатами Visual Kei и фанатами западной металической музыки, принято разделять эти движения.

Бо:со:дзоку


В то время, как стиль бо:со:дзоку (яп. «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах») был популярен в 90-е годы и сейчас практически исчез, он до сих пор используется в разного рода произведениях для создания комического эффекта, стереотипный вид бо:со:дзоку часто изображается и даже высмеивается во многих формах японских СМИ, аниме, манга и фильмы. Типичный бо:со:дзоку часто изображается в униформе, состоящей из обмундирования парашютиста, как те, которые носят чернорабочие или так называемые «токко-фуку» (特攻服), (пальто с написанными на спине военными лозунгами), их обычно носят без рубашки (на голое туловище) вместе с подвёрнутыми мешковатыми штанами и высокими ботинками.

Также популярен образ рокеров эпохи рок-н-ролла, в частности, стиль Элвиса Пресли. Движение босодзоку пересекается с субкультурой байкеров, босодзоку часто расписывают свои мотоциклы. Часто этот образ используется в аниме для создания комичного образа хулиганов или «шестёрок» якудза. Один из таких примеров - персонаж Рю Умэмия в манге и аниме Король шаманов и учитель Онидзука во времена своей молодости из аниме GTO.

Косплей


Косплей, (сокращение от английского "costume play" - "костюмированная игра") , является скорее культурным явлением, чем модным стилем. Фанаты косплея часто одеваются в созданные самостоятельно или купленные в специальном магазине костюмы персонажей видеоигр, аниме, фильмов или манги, а также в участников популярных групп или j-pop-идолов. Очень плотно связан со стилями «visual kei» и «лолита».

Модная промышленность и популярные марки


Хотя уличная мода в Японии и носит свободный характер, и нет такого производителя модных вещей, который мог бы претендовать на монополию в этой области, говорят, что ряд дизайнеров, таких как Иссэй Миякэ, Ямамото Ёдзи, и Рэй Кавакубо Comme des Garçons являются тремя признанными законодателями японской моды. Они стали известными ещё в 80-х годах и до сих пор остаются популярными брендами.

Целенаправленно продвигала стиль уличной моды компания «Onitsuka Tiger» (ныне известная как ASICS). Япония также известна существенным потреблением иностранных брендовых предметов роскоши. По данным JETRO на 2006 год, Япония потребляла 41 % предметов роскоши всего мира

Влияние на западную культуру


В начале 90-х г.г. прошлого века японская уличная мода перебралась в Америку, откуда разошлась по Европе. Во многом этому способствовали такие субкультуры как хип-хоп, рейв, а также BMXинг, скейтбординг, сёрфинг и т. д. С этого момента она получила официальный статус и начала носить название стритстайл.

Социальный аспект


Поскольку главными чертами японской молодёжной моды являются: желание быть похожим на европейцев либо американцев, эпатаж и сильный нонконформизм с желанием выделиться, то причины возникновения таких тенденций следует искать в истории и культуре Японии когда веками страна была закрытой от других стран и земель, а в стране действовали суровые моральные законы и устои. Вследствие чего молодёжь со свойственным ей максимализмом восприняла западную культуру и свободу полученную после Реставрации в японском обществе. Впоследствии подобные тенденции у японской молодёжи, ещё больше изменили взгляды японского общества.

Японская уличная мода в поп-культуре


Известный американский певец и композитор Мэрлин Мэнсон, был близким другом гитариста hide (отца Visual kei) и использовал в своём образе элементы второй волны этого направления, что потом подхватили многие индастриал-метал группы такие как Deathstars.

Поп-певица Гвен Стефани является известным поклонником стиля харадзюку и упоминала его в некоторых своих песнях и клипах. Вокалист группы Tokio Hotel подражает Visual Kei.

Про токийский фэшн написано много. Я не любительница японских субкультур: косплея (стиль, заключающийся в подражании анимешным персонажам), кавайного стиля (от слова «каваии» - милый) или любого другого - вижуал кей, лолита и т.д., о них пусть лучше напишет тот, кто любит и разбирается.

Японские субкультуры: лолита, вижуал кей, косплей

Все эти стили - развлечение и эксперименты для японских подростков, потому что как только ты закончил школу / университет и поступил на рынок труда, меняется образ жизни, и кардинально меняется внешность. Я хочу рассказать о внешнем виде взрослых японцев - мужчин и женщин.

Как одеваются в Японии мужчины и женщины

Я бы разделила их стиль на три разные подгруппы - офисный лук, одежда выходного дня (или буднего, если женщина не работает) и вечерний наряд на выход.

Офисный лук токийских женщин и мужчин лишён какой бы то ни было оригинальности: для мужчин это чёрный костюм со светлой рубашкой, для женщин - чёрный костюм «пиджак + юбка по колено» либо чёрный брючный костюм, летом - полиэстеровая светлая блузка, чаще всего с рюшами, и те же брюки или юбка. На ногах черные лодочки на низком каблуке. Я жила прямо в центре Токио, где располагается много гостиниц и офисов, и на нашей большой станции метро каждое утро и каждый вечер можно было наблюдать нескончаемую толпу абсолютно одинаковых людей, они как клоны идут рядами на работу с утра и возвращаются вечером домой.

Я часто бывала на переговорах с руководством японских компаний или госучреждений, и там никогда не встретишь женщину в строгой, но, например, красной блузке, или на красных шпильках. Или просто на шпильках. Все женщины: от переводчицы до руководителя компании (что случается крайне редко) одеты в чёрный костюм и туфли на обязательном низком каблуке. На них будет незаметный макияж, скорее всего, только тушь, светлые тени и румяна. Без помады или с помадой натурального оттенка. Мужчины на переговорах тоже выглядят все как один: темный костюм, светлая рубашка, узкий темный / цветной галстук, только ботинки и сумки иногда отличаются - могут быть коричневого цвета. Обувь, скорее всего, будет идеально начищена. На волосах, если это молодой человек (до 40 лет) модная гелевая укладка. Но Япония - страна геронтократии, поэтому вероятность встретить молодого руководителя стремится к нулю, особенно на госслужбе начальниками будут седенькие старички. Особенно контрастно смотрятся наши бизнесмены и чиновники, средний возраст которых плюс-минус 45 лет, на фоне японских дедушек, с которыми они приехали вести переговоры. Наши и ведут себя расслабленнее, и одеты разнообразнее. Особенно женщины.

Одежда выходного дня японцев - это универсальный во всем мире стиль «комфорт». Для мужчин - брюки, шорты по колено и поло или свитер, для женщин - хэбэшные майки, кофты и чаще всего юбки. По сравнению с европейками, японки гораздо чаще носят юбки, платья и сарафаны. В Японии главное, чтобы была прикрыта грудь и плечи, а длина может быть любой. Очень любят японки многослойность и некоторую неряшливость в одежде - футболка, сверху сарафан и шляпка - стандартный лук выходного дня японской женщины 20-40 лет. Женщины постарше одеваются либо более просто - хэбэшные брючки и кофточки, либо более изысканно - платья-футляры или юбки с жакетами.

Я тоже, поддавшись общему настроению, за три года жизни в Японии накупила много сарафанов и полиэстеровых платьев с рукавчиками и рюшами, которые по возвращении в Россию «не пошли» и пришлось от всего этого избавляться. Кстати, почему в Японии так много полиэстеровой женской одежды я не знаю, но 90% всех платьев и блузок в магазинах именно из полиэстера. Причем стоят они в среднем 100 долларов, и в России за эти деньги я покупаю шелковые и шерстяные вещи либо х/б и вискозу.

Это, правда, принцесса Японии Масако, жена наследного принца, но тут понятно, о чём я говорю

Теперь к моему любимому стилю «на выход». Тут японкам нет равных. Из-за их хороших фигур и чувства стиля, в ресторанах района Гинзы или Сибуи в выходные, да и в будние дни вечером, можно увидеть женщин в стиле «воплощение женственности». Особенно мне нравится, как выглядят японские женщины 40+. Они любят и умеют одеваться. Скорее всего, это будут аккуратно уложенные или забранные наверх волосы, легкий уместный макияж, нитка жемчуга, простого кроя, но хорошо сидящее платье или юбка-жакет в стиле Жаклин Кеннеди. Очень просто, но аккуратно и элегантно. Никаких каблуков и платформ, те же лодочки или босоножки на невысоком каблуке. Никаких цветастых платьев и блуз, которые так обожают наши женщины 40+ по ведомой только им одним причине.

Когда я попала в Японию и увидела повсеместно этих женщин, я поняла, что даже если я никогда не научусь одеваться оригинально и со «стейтментом», то куплю себе одну дорогую нитку жемчуга и пусеты, несколько однотонных платьев простого кроя, лодочки и горя знать не буду.

Японский секрет молодости и красоты

Про уход за кожей нужно сказать отдельно. Японки начинают активно ухаживать за собой где-то около 35, дорогие кремы и эмульсии, хорошая декоративная косметика, регулярный массаж и спа. У большинства есть на это деньги и время, так как очень многие японки в этом возрасте уходят в декрет и занимаются только семьей и собой. В Японии не так распространена пластика, как в . Среди моих знакомых нет девушек или женщин, которые поправляли бы себе носы, делали подтяжку или, тем более, грудь. Кто-то меняет разрез глаз, но я таких не встречала.

Зато у японок есть огромное количество штучек для проработки овала лица, шеи, зоны декольте, разглаживания лба. Они повсеместно используют гиалуроновые маски, пьют гиалуронку (есть специальные напитки «для красоты», типа наших энергетических напитков). Маникюр, педикюр - обязательно. Эпиляция подмышек, ног, рук и даже иногда спины - тоже (зона бикини - отдельный разговор, её эпилировать в Японии не принято).

В целом, гуляя по улицам Токио, отмечаешь для себя женственность и холёность японских женщин. Кстати, это относится не только к Токио, я жила и в деревне, и там женщины, особенно те, кто старше, выглядят так же. Невысокий уровень стресса при хорошей конституции - уже залог красоты, а если добавить сюда уход за кожей и спорт… Кстати японки очень спортивные, они любят хайкинг, любят ходить в горы. Помню, поднимаешься на Фудзи еле-еле, а тебя обгоняют сухонькие японские бабули и дедули. Тут ты понимаешь силу регулярных занятий на выносливость, будь то бег или ходьба.

P.S. Интересный факт. Смотрела на днях олимпиаду и обратила внимание (до этого около года не включала телевизор), что 90% рекламы на российском тв это разные лекарственные препараты: от изжоги, грибка, болей в спине и желудке, от чего угодно (остальные 10%, по-моему, реклама банков). В Японии же по телевизору часто рекламируют как раз косметику, одежду или технику. Даже вспомнить не могу, чтобы рекламировали какое-нибудь лекарство, хотя считается, что Япония - страна стариков (по проценту на душу населения). Но эти старики у них ого-го!

+ (0 ) – (0 )

За эти полгода, что я живу этой прекрасной стране, я пришла к выводу, что люди по образу жизни легко делятся здесь на две, или даже три, категории, одну из которых можно причислить к скромным интеллигентам, другую - к эпатирующей молодежи. Третью же группу составляют потерявшиеся среди первых двух иностранцы или активно путешествующие японцы. Такой вывод я сделала, наблюдая, прежде всего, за культурой поведения местных жителей и их манерой одеваться, чему хочется посвятить сегодняшний рассказ.

Скромные интеллигенты предпочитают простоту и элегантность. Как правило, это работники компаний, банков или гос.организаций, которые перенесли рабочий офисный стиль в повседневную жизнь. Они составляют ту часть всего городского населения, которая называется общей массой. Японцы вообще активные труженики и большую часть жизни проводят на работе, но многие, я уверена, с большим удовольствием выкинули бы подальше надоевшие галстуки и юбки-миди и перевоплотились бы во что-то экстраординарное. И мне почему-то кажется, что за некоторыми из них есть подобный грешок. Так, например, я всегда представляю как под очередным "Элвисом Пресли" из Ёёги-парка (парк в Токио, где собираются представители различных субкультур) скрывается скромный офисный клерк.

Порывшись в Интернете в поисках информации о японской моде, я, к моему великому удивлению, почти ничего не нашла кроме фотографий разнаряженных и разукрашенных представителей японской молодежи, и теперь я понимаю почему во всем мире японцы - это нечто не от мира сего. Да, странностей здесь, конечно, предостаточно, но не до такой степени. Обычно, люди на улицах крупных городов выглядят примерно так:


Тех же, кого я назвала выше эпатирующей молодежью, изображениями которых завален Интернет, на улицах можно встретить не часто. Для меня лично это некий маскарад с целью выделиться из толпы и привлечь к себе как можно больше внимания, который иногда доходит до абсурда. Стилей и направлений молодежной уличной моды в Японии великое множество. Я же в этом еще не разобралась, поэтому на подробном их описании останавливаться пока не буду (может через пару-тройку лет). Сейчас же могу выделить только те, которые наиболее часто встречаются мне на улицах - это, так называемые мной, "девочки-куклы" и "парни из анимэ". И те и другие могут выглядеть как более, так и менее экстравагантно, но несомненно привлекают к себе внимание окружающих, особенно туристов.

Девочки-куклы любят все "kawaii" ("милый, симпатичный" по-японски). Это всевозможные бантики, рюшечки, заколочки, платьица и сумочки в предпочтительно розовых тонах, а также обязательные светлые локоны и огромные глаза. Недавно смотрела одну программу по местному телевидению, где иностранки высмеивали этот стиль, а японки активно защищались. Было довольно забавно.

Отношение же взрослых японцев к этому примерно такое: чем бы дитя не тешилось, ли ж бы не плакало. И верно, ведь через некоторое время эти девочки станут женами, мамами или устроятся на работу и вся эта мишура останется в прошлом (примерно как в том фильме про стиляг, помните?). А пока есть пару лет после школьной формы, когда можно наряжаться от души.



***

***

***


***

***


***

***

Не секрет, что уличная мода в Японии - это нечто невообразимое, яркое, казалось бы не сочетаемое друг с другом. Здешние модники заставляют обернуться и долго смотреть им вслед.
Мне показалось, что быть японским модником означает быть свободным (т.е. носить всё, что захочется), быть неординарным и выделяться. Читала, что японская молодёжь различает множество разных стилей, один красочнее и фантастичнее другого.

Самые главные модники собираются в токийском районе Харадзюку. Нам, к сожалению, не удалось посмотреть на "парад нарядов".
Но и у меня набралось фотографий на небольшую подборку. Открою её фотографией модели.


Дело было в Киото в парке одного из храмов. Девочку фотографировало сразу несколько фотографов. Очень интересно было за ней наблюдать, каждые несколько секунд она меняла позу и выражение лица.

Однажды мы проходили мимо какого-то учебного заведения. Как раз закончились занятия и из здания стали выходить молодые люди в невероятных одеждах - один интереснее другого! Мы застыли перед входом минут на пятнадцать, но хорошей фотографии не получилось ни одной. Уже темнело, шёл дождь и люди быстро двигались.

Эта фотография как нельзя лучше иллюстрирует выражение "сзади - пионерка, спереди - пенсионерка" :) У бабушки классный берет и прозрачная юбка, под которой видны массивные ботинки.

Девушки в Киото. У девушки справа столько разных цветов и узоров в одежде намешано! И бантик на голове весёлый.

У девушек, приехавших погладить оленей в парке города Нара, в одежде прослеживаются закономерности: тельняшки, гетры и кроссовки.

Эти две красавицы явно собрались на дискотеку. Все аттрибуты на месте: локоны, каблуки, миниюбки.

У японок волосы чёрного (или очень тёмного) цвета, густые и прямые. Японки, перекрашенные в блондинок, встречаются, но редко. Выглядят, по-моему, очень странно и неестественно. У девушки на фотографии ботинки на огромной платформе, миниюбка и подтяжки.

После обеда на улицах много школьников в униформе. Говорят, чем старше школьница, тем короче становится юбка. :)

И у детей детсадовского возраста - униформа. А какие они послушные, просто чудо! Я с большим интересом наблюдала, как дети ровным строем шли на прогулку. Никто не баловался и порядка не нарушал.

Мужчины, едущие с работы, одеты консервативно и скучно. Отличаются только галстуки, тоже своего рода униформа.

Ну а закончу пост самым главным модником - чем не модель этот пушистик в комбинезоне:)