Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком? Общение с грудничком

Первые слова ребенка, как и день, когда они были произнесены, родители помнят всю оставшуюся жизнь. Но ведь это совсем не означает, что до этого момента с малышом не нужно разговаривать. Общение родителей с ребенком важно на протяжении всей жизни, начиная с самого момента появления на свет новой жизни. Некоторые ученые полагают, что малыш, находясь еще в материнской утробе, слышит голос матери, привыкает и привязывается к нему.

На самом деле, даже не получая ответа от новорожденного, общаться с ним крайне важно. Во-первых, ласковый и нежный голос родителей успокаивает малыша и дарит позитивные эмоции. Во-вторых, на протяжении первых месяцев и лет ребенок учится всему именно от мамы и папы, в том числе, запоминает их слова и речевые обороты. Поэтому столь важным является общение с новорожденным с самых первых дней жизни .

Как бы странно это ни звучало и выглядело, родителя должны общаться с новорожденным от третьего лица, сами задавать вопросы, и сами же на них отвечать. Только так формируется первый словарный запас ребенка.

«Сашенька хочет кушать?», - спрашивает мама.

«Да, Сашенька хочет кушать, он проголодался!», - отвечает опять же мама.

Со временем, ребенок взрослеет и начинает отвечать родителям на их общение. Сначала он просто реагирует, смеется и машет ручками. Позже в ответ на материнские слова малыш начнет издавать звуки, стараясь подражать родителю. При этом, когда ребенок говорит первое слово , он чувствует радость родителей и понимает, что общаться интересно и весело

Факты ученых об общении с новорожденными

Многие ученые, которые занимаются исследованиями, связанные с развитием детей и их речи, делают весьма оригинальные выводы и о поведении взрослых. Так, например, практически все родители, общаясь с детьми малого возраста, неосознанно начинают говорить громче, при этом шире открывают рот. По всей видимости, понимание того, что разговор будет односторонним, делает взрослых весьма забавными - будто малыш сможет ответить нам, если мы шире откроем рот или зададим вопрос громче.

Часто, обращаясь к маленькому ребенку, родители стараются «тянуть» гласные, делая обращение более ласковым и веселым. При этом, практически в любом предложении мы повторяем какие-либо важные слова и словосочетания. «Какая ты красивая, Ма-а-а-шенька, какая красивая!».

Когда 5-летнего Никитку привели на по английскому языку, педагогу показалось, что малыш уже овладел одним иностранным языком, причем только на нем и говорит. Учительница решительно не понимала, что хочет сообщить ребенок. Буквы Ю у Никиты нахально вставали на место У после любых согласных, Ш упорно превращалось в С, а Р и Л спрятались в этой чехарде, будто партизаны. Словом, когда мальчик открывал рот, маме приходилось расшифровывать его речь.

С самых первых дней

Обратив внимание мамы на проблемы малыша, учительница с удивлением услышала в ответ: «А логопед нам сказал приходить только после 5 лет». Позвольте, но если до школы остается год, исправить все речевые огрехи невероятно трудно. К первому классу у ребенка возникнут трудности с поступлением в школу, где углубленно изучают иностранный язык. И что гораздо серьезнее, могут появиться проблемы с грамотностью - неправильно произнося слова родного языка, ребенок будет неверно воспроизводить их на письме. В такой ситуации надо как можно раньше обратиться к логопеду. И не забывайте, что самый талантливый и внимательный педагог, знающий малыша с рождения, - это мама. Старайтесь с первых дней больше разговаривать с новорожденным . Малютке столь же приятен ваш голос, как вам его очаровательный вид и первая улыбка. О чем говорить с таким несмышленышем? Пусть грудничок улавливает только интонацию, а не смысл слов. Хотя мой младший сын в возрасте 2 месяцев с весьма хитрым лицом слушал обещания отвезти его на море, если он начнет наконец спать по ночам… И вскоре вполне заслуженно весело бултыхал ножками в соленой воде. Так что на всякий случай говорите своим деткам что-то очень приятное. Важно и то, КАК вы общаетесь с младенцем .

  • Старайтесь не спешить, четко выговаривать слова и звуки, чуть нараспев.
  • Озвучивайте свои действия. «Вот мы сейчас поменяем мокрый подгузничек, наденем красивый костюмчик…»
  • Не скупитесь на рифмы! Пойте младенцу песенки, вспоминайте прибаутки и потешки. Можно только восхищаться мудростью наших предков, сопровождавших стишком-пестушкой каждое движение, обращенное к малышу. Например, с детства всем знакомое:

Водичка, водичка, умой
наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.

Причесывая ребенка, в старину обычно приговаривали:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Батюшка, гребешок,
Причеши петушок.

Когда младенец потягивался, просыпаясь, слышал:
Потягушенъки, потягушенъки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Такая речь отличается четким ритмом, задает тон движениям и разряжает однообразие ежедневных процедур. Попробуйте произнести эти стишки в плохом настроении с нахмуренными бровями - вам тут же станет смешно. Так что смело можно утверждать - присказки, поговорки и тетешкания обеспечивают маме и малышу эмоциональный комфорт.

Эта программа-минимум для первых месяцев совместной жизни поможет приобрести опыт общения с новорожденным и . В развитии ребенка шестого месяца жизни закладывается фундамент правильного и своевременного . Став постарше, ребенок поразит вас способностью легко запоминать рифмованные строки. Кроха будет декламировать полюбившиеся стихи. А пока, если вы стремитесь к диалогу, попробуйте научить малыша говорить «агу». Подключите к делу и папу. Как показывает практика, мужчины проявляют чудеса терпения и повторяют это созвучие до бесконечности, наклонившись над сыном или дочкой. А затем, явно гордясь друг другом, демонстрируют свои достижения, агукая наперегонки. Пусть это еще не осмысленные слова, а так называемые предречевые вокализации, они доставляют истинное удовольствие всем участникам.

Слово оживает в движении

Разнообразные, усложняющиеся по мере взросления ребенка «гукающие» звуки постепенно заменяются лепетными вокализациями. очень похож на речь (слоги, часто складывающиеся в слова - ба-ба-ба, ма-ма-ма). В этот период старайтесь поддерживать инициативу малыша, повторять те звукосочетания, которые ему даются легко, и предлагайте новые. Самое простое - сочинять ритмичные лепеталки. Например, «ТА-ТА-ТА, увидали мы кота», «РА-РА-РА, наступила вдруг жара».. Предлагайте ребенку , проясняющие значения слов. Во втором полугодии жизни малыш уже может связывать слова с предметами и движениями. «Где кроватка? Где киса? Где мишка?» - только спрашивайте. И ребенок будет с удовольствием отыскивать глазами названные предметы. В бурный восторг моих мальчишек приводила изумительная по простоте игра: «Птички летели, летели, летели (ладонями изображаете взмахи крыльев), на головку к Ване сели (накрываете голову ладонями), отдохнули и дальше полетели (снова движение полета)». Через несколько повторов ребенок сам начинает ручками изображать птиц, усаживает их к себе на головку. Не забывайте, что с движениями развивают понимание взрослой речи и ускоряют процесс активного овладения словом. Вспомните знакомые со времен вашего детства ладушки, «Гуси-гуси». Детям 3-5 лет нравятся более сложные игры-путалки.

Взрослый читает стишок и показывает:
Как живешь?
Вот так!
(Большой палец вверх.)
Как плывешь?
Вот так!
(Руками изображает движения пловца.)
Ждешь обед?
Вот так!
(Гладит себя по животу.)
Машешь вслед?
Вот так!
(Машет рукой.)
Утром спишь?
Вот так! (Руки складывает под щекой.)
А шалишь?
Вот так!
(Прыжки и махи руками.)

А затем ведущий начинает путать движения, неправильно соотнося их со строчками стишка. Задача ребенка - не поддаться на эти уловки и все показать правильно.

Стимулирует совместное чтение книг. С какого возраста начинать? Все дети разные. Старшему сынишке я стала показывать и читать книги после года. Младший заинтересовался книгами в 3 месяца. Тщательно изучив и матерчатые, и клеенчатые книжки с картинками (я называла и показывала все изображенные там предметы), попробовав их на вкус, он перешел к «солидным» изданиям из картона. Но если ваше 2-летнее чадо не желает сидеть и слушать, как вы читаете, не бросайте своих попыток. Главное, чтобы ребенок чувствовал ваше искреннее желание заняться таким увлекательным делом, как совместное рассматривание и чтение книг. Выбирайте прочные картонные книжки с узнаваемыми картинками и короткими рифмованными текстами. Малышам трудно дослушать даже маленький стишок до конца, поэтому первые несколько дней (недель или месяцев) знакомства с книгой вполне можно ограничиться изучением картинок и озвучиванием героев: смотри, собачка, она лает: «Гав, гав».

Книги нужно использовать и для обсуждения прочитанного и увиденного. По мере взросления ребенка усложняйте задачу. От простого: «Где спрятался зайчик на картинке?» идите к сверхсложному: «Что он почувствовал? Как ты думаешь, что будет дальше?». Постепенно малыш должен научиться составлять связный рассказ по картинке, анализировать увиденное и услышанное. Сегодня все знакомы с понятием «мелкая моторика» и представляют ее значение для развития речи. Но у мам не хватает терпения ежедневно заниматься развитием ловкости маленьких пальчиков. А зря! Если вам не терпится услышать первые слова крохи, не ленитесь несколько минут поупражнять пальчики. Во время кормления просто перебирайте их, аккуратно сгибайте и разгибайте. Для тех, кто постарше, указательным пальчиком изобразите любимых героев на картинках в книжке. «А где же спрятался мышонок? Вот он!» На помощь вам придут бусины, пуговки, которые нанизывают на нитки и дают изучать любопытным пальчикам. Камушки хорошо перекладывать из одной коробочки в другую. После года, когда ребенок способен сконцентрироваться и дольше удерживать внимание, выкладывайте мозаику на пластилиновый фон, делайте забавные аппликации с макаронами, играйте со шнурочками. Пополнить активный словарный запас помогает домашний кукольный театр. Если кроха еще не интересуется «куклами на руку», замените их резиновыми или мягкими игрушками. Мои полуторагодовалые «ученики» с удовольствием разыгрывали «Теремок», соорудив домик из подушек, увлеченно озвучивая всех «меховых» актеров. Даже стеснительные и неразговорчивые дети втягиваются в игру и из пассивных зрителей превращаются в активных участников, а порой и режиссеров спектакля. 5-6-летние дети способны увлечься пальчиковым театром, делая бумажные колпачки для пальцев. С помощью красок или фломастеров их можно превратить в сказочного героя. Так что репертуар театра пальчиковых кукол будет поистине безграничен, как и его польза для развития речи.

Тренируем слух

Правильное произношение слов, а позже успешное овладение чтением и письмом невозможно без развития фонетического слуха. Четко различать все звуки родного языка на слух, выделять их из слова помогут забавные стишки с «убегающими» звуками.

Например:
Загудел, взлетая, лук,
В огороде вырос жук. Или посложнее:
Солнце греет бочку,
Льется дождик в почку.

Отыщите вместе с малышом звуки, которые сбежали со своих мест, чтобы строка обрела смысл. Еще детям нравится игра в рифмы. Часто я рассказываю сказку о том, как мышка решила полакомиться книжкой и обкусала «хвостики» у стихов. Читая стихотворение, я предлагаю детям придумать «съеденное» слово. Маленькие поэты наперебой предлагают варианты последнего слова в строчке. Однажды коротенькое «Спит в шкафу на полке книжка, не достанет ее (мышка)» изобретательные трехлетки превратили в настоящую поэму. Героями ее стали мальчишка, пышка, котишка, сынишка и шалунишка. Достаточно сложным, но очень полезным фонетическим упражнением может быть игра в слова (придумать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее). Конечно, приступая к таким играм, необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и очень важно уметь их слышать и правильно произносить.

Разговаривая с ребенком :

    • НЕ злоупотребляйте «детскими» словами. Не думайте, что 2-летнему карапузу проще произнести «ляля», чем «кукла», и «авка» вместо «собаки». Употребляйте правильные названия. Бесконечные «ням-нямы», «бибики» и т.п. могут нанести серьезный вред темпам и качеству речевого развития.
    • НЕ пропускайте дефекты в произношении слов вашим ребенком. Повторите за малышом «непослушное» слово ясно и четко. Попробуйте предложить произнести слово еще раз, может быть, по слогам. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.
    • НЕ волнуйтесь, если не удается добиться результата сразу. Важно, чтобы ребенок с вашей помощью старался овладеть всеми звуками родного языка и правильным произношением слов.
    • НЕ считайте, что процесс развития родной речи может идти сам собой. Такая точка зрения чревата различными нарушениями речевого развития. Они, в свою очередь, создают массу проблем младшим школьникам. Неумение ребенка связно излагать мысли, пересказывать текст, формулировать ответ на вопрос, наконец, просто устанавливать контакт со сверстниками и учителями - вот последствия невнимания родителей к развитию речи своего малыша. Давайте постараемся уберечь своих детей от таких трудностей. Учите ребенка говорить!

Новорожденный ребенок – это особенный человек. Все системы организма малыша после его появления на свет перестраивают свое функционирование в соответствии с новыми условиями.

Ошибки при уходе за ребенком на данном этапе могут сказаться на его здоровье и характере и в текущий момент, и позже. О некоторых из них можно узнать ниже.

Нежелание учиться

Молодые родители часто уповают на опыт старших родственников, не желая самостоятельно находить информацию. И очень зря. Потому что медицина и психология развиваются. Обновляются рекомендации по уходу за новорожденными.

То, что раньше было вредным, сегодня может быть полезным, и наоборот. Имея возможность дать сыну или дочке «передовое воспитание», родители предпочитают полагаться на устаревший и, к сожалению, уже вызывающий сомнения в полезности опыт своих бабушек и мам.

Надо помнить: для младенца характерны состояния, отражающие процесс адаптации и не являющиеся болезнью: желтушность или покраснение кожи, припухлость в области головы, расстройство стула и многие другие. Важно знать, как проявляют себя нормальные переходные явления, и не пугаться их.

Боязнь дотронуться до крохи способствует развитию деформаций позвоночника и черепа.

Есть рекомендация отойти от привычной традиции «смотрин» в первые недели жизни. Новорожденному надо время, чтобы «перенять» микрофлору мамы и укрепить свой иммунитет. Многочисленные гости могут «принести» не знакомые организму малыша бактерии и вирусы, с которыми его иммунитет пока не может быстро справиться.

Перегревание ребенка

Особенностями терморегуляции новорожденных являются:

— склонность к переохлаждению вследствие недостаточного развития подкожной жировой клетчатки;

— склонность к перегреванию из-за недостаточного потоотделения;

— неспособность быстро подстраиваться под изменение температуры окружающей среды.

Родителям постоянно кажется, что малышу холодно. Поэтому его комната самая теплая. И дома, и на прогулке на нем много одежды. Постоянно ощупываются носик, пятки и ладошки.

Но эти части тела и в нормальном состоянии более прохладные, чем, например, живот, потому что «периферические». Они не должны быть слишком холодными, но не стоит ждать, что они всегда будут очень теплые. Перегреть ребенка так же просто, как переохладить.

Нельзя долго гулять с младенцем, находящимся в закрытой коляске, под открытым солнцем. Коляски, даже светлые, нагреваются, и внутри них становится душно и жарко. Прогулки на свежем воздухе полезны, но стоит предпочесть тень.

Когда ребенок спит, нужно его накрывать, но не укутывать.

Эмоциональная нестабильность

Прежде всего, нестабильности эмоций подвержены мамы. Это объясняется:

— перестроением гормонального фона;

— незнанием правил ухода и, как следствие, возникновением разных неприятных ситуаций;

— усталостью от рутинных задач и частого плача ребенка;

— беспочвенным волнением.

Речь мамы при общении с малышом должна быть не только ласковой, спокойной и тихой – важна уверенность голоса. Такие интонации успокаивают младенца, делают и его уверенным, что все в порядке.

Есть наблюдение, что тревожные и неуверенные в себе мамы чаще жалуются на плаксивость и капризность детей.

Не нужно искажать слова и сюсюкать. Такая речь не несет никакой ценности.

Новорожденный не способен различать эмоции взрослого. Но ему неприятна очень громкая речь: она для него раздражитель, который негативно влияет на развитие нервной системы. Поэтому ни злой крик, ни громкие возгласы восхищения неприемлемы в общении.

Часто малыша стараются развлечь самыми разными игрушками, но не учитывают, что ему сложно справиться с избытком информации. Он начинает капризничать.


В заключение – 10 рассмотренных ошибок.

1. Молодые родители не изучают заранее вопросы ухода за ребенком и предпочитают опираться на опыт старших поколений.

2. Физиологические состояния новорожденных вызывают подозрение, что младенец заболел.

3. Боязнь дотронуться до ребенка, взять его на руки.

4. Приглашение многочисленных гостей на «смотрины».

5. Слишком теплая одежда для малыша в домашних условиях и на прогулке, укутывание. Носик и пятки прохладные – младенец замерз.

6. Долгие прогулки на солнце с ребенком, находящимся в закрытой коляске.

7. Неуверенность и тревожность матери.

8. Сюсюканье, искажение слов.

9. Очень громкие возгласы, направленные к малышу, независимо от их эмоциональной окраски.

10. Желание развлечь новорожденного максимальным количеством игрушек.

Чтобы ребенок развивался нормально и физически, и психически, родители должны дать ему все необходимое в уходе и общении уже в период новорожденности. Это время, когда закладывается фундамент будущей жизни.

Внимание, терпение и забота, подкрепленные уверенными теоретическими знаниями в уходе, – это обязательные требования ко всем родителям.

Инструкция

Разговаривайте с младенцем громче вашего привычного тона. Малыши очень хорошо воспринимают ритмичную и мелодичную речь, а также активно реагируют на определенную интонацию. Старайтесь больше петь детских песен, читайте стишки, прибаутки, потешки. В зависимости от смысла стиха, говорите тихо и громко, высоким и низким голосом, ласково и сердито. Но делайте это медленно, и растягивайте гласные звуки. Малыш должен наблюдать за вашей мимикой.

Особое внимание уделяйте произношению звуков «О» и «И». Именно эти звуки в дальнейшем ребенок ошибочно может заменять на «У» и «Э». В первый год жизни у малыша закладываются на подсознательном уровне фонетические особенности родного языка. Поэтому, чем больше вы будете разговаривать с младенцем, тем меньше проблем у него возникнет в будущем с развитием речи и грамотностью.

При разговоре со своим ребенком будьте искренними. Малыши очень хорошо чувствуют обман. Мама может разговаривать со своим чадом, но мысленно быть в другом месте. Не удивляйтесь, если ребеночек не поддержит с вами беседу, а просто отвернется. Если вы решили поговорить с крохой - сконцентрируйте все свое внимание на нем.

Перед тем как начать разговор, постарайтесь уловить взгляд ребенка, смотрите ему прямо в глаза. Беседуйте всегда от третьего лица и обращайтесь к нему по имени. Первое время кроха не ассоциирует свое имя с собой, но чем больше и чаще вы будете произносить его, тем быстрее образуется ассоциативная связь. В итоге, услышав свое имя, малыш в ответ начнет улыбаться и поворачивать к вам голову.

При разговоре с младенцем произносите небольшие предложения из 2-3 слов. Также при беседе пользуйтесь жестами. Малыши очень хорошо усваивают слова, которые сопровождаются соответствующими жестикуляциями.

Чаще задавайте крохе вопросы, делайте паузы и ждите ответа в виде покряхтывания, телодвижения или улыбки. Дети реагируют на речь, направленную к ним, и стараются ответить на нее доступными для них способами.

Видео по теме

Обратите внимание

Воспитание и развитие ребенка - это не только красивая одежда и дорогие игрушки, но это еще и телесный контакт с младенцем, ласковые взгляды и каждодневные разговоры со своим чадом.

С ребенком, начиная с самого рождения, необходимо постоянно заниматься. Каждой маме важно знать, как правильно играть с ребенком, как помогать развивать его зрение, слух и мелкую моторику.

Инструкция

Развивайте малыша. Новорожденный ребенок очень , он не способен различать цвета и следить за движущимися предметами. Эти способности появляются постепенно по мере взросления. Повесьте на высоте примерно 20-25 см от его глаз красные, и зеленые игрушки, именно эти цвета начинает различать раньше других. А лучше всего установите над кроваткой яркую крутящуюся карусель. Ваш ребенок будет учиться следить за игрушками взглядом, тем самым развивая свое зрение.

Читайте книжки с самого раннего . Этим вы будете пополнять его словарный запас, неважно, что малыш пока еще не умеет говорить. Пойте ему песенки, рассказывайте сказки. Когда младенец бодрствует, старайтесь всегда с ним разговаривать. Проводите ему экскурсии по дому, объясняйте, для чего тот или иной предмет. Поверьте, это не пустая трата времени, ребенок способен «впитывать» в себя всю информацию с самого

Общение с ребёнком для года

Очень часто у молодых родителей возникает вопрос о чём поговорить с малышом и на какие темы беседовать с ребёнком.

Совет первый . Из сотни других голосов малыш наверняка выделит и узнает прежде всего материнский: он привык к нему еще во время внутриутробного развития. Грех маме не использовать свое преимущество: говорите с ребенком как можно чаще — это успокоит его, вызовет приятные эмоции.

Совет второй . С первых же дней беседуйте с ребенком на самые разные темы. Конечно, он не поймет смысла, но уловит разнообразные интонации. Они-то в дальнейшем и послужат своеобразными смысловыми ниточками, на которые «нанижутся» слова и фразы.

Совет третий . Будьте естественны. Не пытайтесь обмануть малыша в том, что касается вашего настроения и состояния, не притворяйтесь. Само звучание голоса несет скрытую информацию! Известны случаи, когда у оперных певцов или артистов во время спектакля першило в горле, а кашлять начинали зрители. Ребенок, который еще не понимает смысла слов и слышит только звуки, очень восприимчив к такой информации. Если чем-то озабочены, не заставляйте себя жизнерадостно общаться с малышом. Он обязательно заметит неестественность, и это вызовет у него тревогу. Постарайтесь по-настоящему успокоиться, «прийти в себя», прежде чем подойти к детской кроватке.

Совет четвертый . Чтобы привлечь внимание маленького, чаще задавайте ему вопросы. Желательно произносить их с повышением интонации, ведь давно известно, что младенцев привлекают высокие звуки — их лучше слышно, так уж устроено человеческое ухо. К тому же человек по примеру многих животных инстинктивно связывает высокие звуки голоса с неагрессивным поведением, миролюбивостью. Вот и ребенок бессознательно тянется к тому, в чьем голосе не улавливает агрессии.

Совет пятый. Для разговора с младенцем отлично подойдут эмоциональные фразы: «Какое молочко вкусное!», «Вот мы какие молодцы!», «Хороший-хороший мальчик! (или девочка!)» Они одобрительные, ласковые, говорятся высоким тоном, а значит, тоже понравятся малышу!

Совет шестой . Помните: грудничок — не только приятный собеседник, но и прилежный ученик, внимательно анализирующий каждую фразу. Он учится, учится, учится... родному языку. Приспособьте свою речь к правилам обучения: не говорите быстро, четко произносите все согласные звуки, чисто «тяните» гласные. «Повторение — мать ученья», поэтому не ленитесь по многу раз говорить одно и то же слово, фразу, повторять интонацию. Сделайте обучение наглядным: рассказывайте о том, что близко малышу, что его окружает.

Совет седьмой. Не стесняйтесь как можно чаще использовать в речи звукоподражание. Для начала повторите звуки, которые издает сам ребенок, что вызовет у него огромный интерес. «Показывайте» голосом, как «лает собачка», «бибикает машина», «крякает уточка» и т.п. «Показывать» по-прежнему лучше высоким, тоненьким голосом — низкие звуки могут напугать впечатлительного малыша.

Совет восьмой. Интонации детских народных сказок очень точно рассчитаны на восприятие маленького ребенка. Как можно раньше (с 2—3 месяцев) введите в свой «репертуар» несколько коротеньких и ритмичных детских сказочек. Ничего, что даже самая короткая из них окажется длинной для малыша, который еще не умеет надолго концентрировать внимание. Для начала, чтобы привлечь ребенка, ограничьтесь обращениями из сказок вроде «Заинька-заинька, братец заинька!» или «Петушок-петушок, золотой гребешок!» Затем постепенно увеличивайте длину текстов.

Совет девятый . Будьте вежливы: «не перебивайте» малыша, когда он заведомо не расположен вас слушать — разглядывает новую игрушку, увлечен игрой. Ловите момент, когда обязательно будете услышаны, иначе слова родителей могут превратиться для ребенка в досадный надоедливый фон!

Совет десятый . Говоря, обязательно смотрите в глаза малышу: это усилит воздействие слов. Прежде чем заговорить, погладьте его, прижмите к себе. Пусть он ощутит всю вашу любовь, нежность и тогда, конечно, в самом скором времени захочет ответить!