Как быстро приучить ребенка к горшку после памперсов? Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду. Как начать приучение к горшку

По достижении определенного возраста наступает время, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку – в одних семьях этот процесс проходит безболезненно, а в других предстоит пережить немало истерик, связанных с нежеланием крохи справлять нужду не в подгузники, а туда, куда настойчиво рекомендуют взрослые. Существует несколько методов приучения к горшку, но все же не забывайте, что это вопрос индивидуальный, универсального подхода для всех детей быть не может.

С самого рождения ребенка родители сталкиваются с выбором - как, каким способом обеспечивать чистоту ребенка, как поступать с естественными продуктами его жизнедеятельности. На сегодняшний день существуют два принципиально разных подхода к этому вопросу.

В этой статье вы узнаете, как быстро приучить ребенка к горшку, и с какими трудностями можно столкнуться на этом пути.

Гигиена ребенка: подгузники и раннее высаживание на горшок

Первый , наиболее распространенный в настоящее время способ обеспечения гигиены ребенка заключается в том, что малыша одевают в некую специальную конструкцию, которая позволяет справлять естественную нужду в любое удобное для него время с минимальным вмешательством взрослого, фактически без такого вмешательства. Этой конструкцией в современном мире обычно является подгузник, то есть специальные трусы, в которые можно писать и не пачкать вещи вокруг. Например, на Востоке использовали необычную колыбель с дыркой в дне на уровне таза ребенка. Все выделения стекали туда безо всякого участия взрослого. Либо для этой же цели в колыбели использовалась специальная форма - деревянная наклонная дощечка. Народы Севера часто использовали в колыбелях лотки, выстланные мехом, мхом или тому подобными материалами. Эти приспособления служили для впитывания выделений и периодически чистились.

То есть в разные времена и в разных географических областях применялись всевозможные способы сохранения относительной чистоты младенца с минимальным участием взрослого.

Второй подход – высаживание ребенка на горшок – диаметрально противоположен первому. Он состоит в том, что ребенка держат в определенном положении во время актов выделения. Реализуя такой подход, мать или другие близкие взрослые учатся замечать сигналы, которые подает ребенок перед актами мочеиспускания, и держать его в такие моменты над специально отведенным местом. Высаживанию в настоящее время посвящено достаточно много практической литературы. Такой способ также имеет исторические корни; он использовался преимущественно в теплых регионах, часто у кочевых народов.

В целом, мы можем наблюдать, что на протяжении истории имели место самые разные способы ухода за детьми, это касается и области освоения гигиенических навыков.

Способ решения гигиенических вопросов исторически зависел от климата, в котором росли дети, и специфики образа жизни матери в конкретном регионе в конкретное время. Длительность и характер той фазы, когда родители решают за ребенка, как именно он будет справлять свою естественную нужду, всегда зависели от привычек и предписаний, которые приняты в культуре. Та же ситуация сохраняется и сейчас.

Как правило, раннее высаживание на горшок требует от матери большей включенности в уход за ребенком, а использование подгузника предоставляет больше свободы людям, окружающим малыша. Исторически, вероятно, наблюдалась та же картина. Чем более загружена различной (и часто удаленной от дома) работой была мать, тем больше вспомогательных средств привлекалось для ухода за ребенком.

В современном мире мать малыша может выбирать любой способ, более подробно изучив соответствующие источники. Решающим фактором является идеология той или иной социальной группы, предлагающей разные виды ухода. Близки ли матери идеи естественного материнства или она предпочитает более распространенный подход, все это определяет то, как она будет организовывать гигиену своего малыша первого года жизни. Кроме того, влияют и физиологические факторы: некоторые дети просто не переносят подгузники, реагируют сильным раздражением, и таким образом выбор совершается в пользу высаживания. Результаты любой системы, с психологической точки зрения, не имеют существенной разницы в долгосрочной перспективе. Можно использовать и методы приучения ребенка к горшку, и использование подгузников, и их комбинации.

Однако существуют некоторые опасности, с которыми могут столкнуться родители, как использующие памперсы, так и высаживающие детей.

Вы можете избежать неприятных последствий, если следуете некоторым принципам.

Если вы используете метод высаживания ребенка на горшок, то есть такой метод, когда ребенка держат над каким-то местом во время актов выделения. Существуют периоды, или эпизоды, когда ребенок не хочет с вами сотрудничать и сопротивляется высаживанию. То есть вырывается, отказывается писать или как-то еще показывает, что он недоволен происходящим. Нельзя настаивать, тем более в грубой форме, держа ребенка до тех пор, пока он все-таки не сдастся. Регулярное повторение таких экспериментов -абсолютное насилие над ребенком, эмоциональная травма для него. Последствия такой травмы многообразны и непредсказуемы. Это может быть деформация характера или нарушения психосексуального развития ребенка.

Если родители решили, что им удобнее использовать подгузники, они должны также соблюдать некоторые правила. Не держите ребенка в подгузнике постоянно. Давайте ему возможность знакомиться со своим телом и с тем, как происходит выделение. Это необходимо для формирования внутреннего образа себя, понимания процессов, происходящих с телом. Если вы держите ребенка в подгузнике круглосуточно, то, помимо физиологического вреда, вы можете повлиять на психосексуальное развитие малыша. Кроме того, у таких детей чаще формируется жесткая связь между актами выделения и пребыванием в подгузнике. Впоследствии у такого ребенка могут возникать трудности при попытках пользоваться горшком.

Сроки, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку

Перед тем как начать приучать ребенка к горшку, нужно определиться, когда это лучше делать. Сроки формирования навыка использования горшка варьируются у разных детей в пределах от 1 года до 3 лет. Сроки приучения к горшку действительно индивидуальны, и сравнительно позднее приучение ничем не хуже раннего. Но сам факт раннего или позднего приучения к горшку оказывает влияние на родителей. Бытует довольно распространенное мнение, что у хороших родителей дети осваивают горшок рано. Это мнение никак не подтверждено научно. Однако в России традиционно принято форсировать тот момент, когда нужно приучать ребенка к горшку.

Это происходит так: родители настойчиво предлагают горшок, насильно сажают, очень настойчиво подлавливают ребенка при актах выделения, ругают ребенка за лужи и делают все, чтобы ребенок сел на горшок как можно раньше. Это вписывается в общую культурную тенденцию родительства в России. Считается похвальным раннее освоение самых разнообразных навыков и этапов (зачастую жестко завязанных на физиологию развития): ценится, когда ребенок рано сел, пошел, заговорил, научился читать и т.д. Сюда же относится и навык гигиены. Родители с гордостью сообщают, что их ребенок освоил туалет в год с небольшим. Эта тенденция может толкать родителей на то, чтобы форсировать процесс приучения к туалету детей, что всегда плохо отражается на отношениях ребенка и родителей, на эмоциональном фоне малыша и очень часто влияет на формирование характера ребенка.

В России сроки, когда нужно приучать к горшку, традиционно более ранние, чем, например, в Европе. При этом конечные результаты к трем годам у всех примерно одинаковые. Возможной причиной такого явления можно считать общую тенденцию отношения к телесным проявлениям: попытки взять под контроль телесные проявления, определенное их непринятие. Это находит свое воплощение, в частности, в раннем приучении к горшку как символу контроля над телесными проявлениями.

Отношение ребенку к собственной физиологии обусловлено нашим отношением к физиологическим явлениям. Иного пути выработки отношения к самому себе у ребенка нет. Он изначально не имеет брезгливости и предубеждения относительно продуктов своей жизнедеятельности и ориентируется на ваши реакции. Если вы относитесь брезгливо и нетерпимо к физиологической стороне жизнедеятельности человека, то так же ребенок со временем будет относиться к своему телу. Отношение к актам выделения имеет связь с принятием телесности вообще, с отношением к телу человека, с принятием или непринятием его, с идеями его изначальной правильности или порочности.

Как научить ребенка проситься на горшок: формирование навыка

Перед тем как начинать приучать ребенка садиться на горшок, чтобы облегчить этап перехода от подгузника, необходимо дать малышу почувствовать, что быть мокрым неприятно. Для этого необходимо, чтобы ребенок почаще ходил в обычном белье, а не в подгузнике (в котором он сравнительно долго может по привычке дискомфорта не ощущать).

Ребенок должен понимать, как устроено его тело и как оно работает. Постоянное пребывание в подгузнике такой возможности не дает. Это примерно то же самое, как приучить ребенка к тому, чтобы все время ходить в обуви при любых обстоятельствах. Тогда, естественно, он будет сопротивляться тому, чтобы обувь снять, если вы ему это предложите. Дети не склонны к переменам и противятся нововведениям. Ребенок начинает воспринимать памперс как естественное продолжение себя и условия своих выделительных актов. Этого не происходит, если ребенок ходит в подгузнике только время от времени.

Формирование навыка использования горшка начинается там, где ребенок добровольно с вами сотрудничает, сам пробует пользоваться горшком. Все те этапы, когда ребенка подлавливают или с помощью определенных звуков побуждают сходить в туалет, не являются здесь существенными.

Формирование любого навыка ребенка (а использование горшка - это именно навык) проходит несколько этапов. Для того чтобы ребенок был способен пройти эти этапы, его нервная система должна для этого созреть. Для приучения ребенка к горшку необходима способность отморозить мочеиспускание, почувствовав позыв. А для этого нужны специальные механизмы, которые постепенно формируются в коре головного мозга. Ребенок должен быть способен не только распознавать специфическое давление в области прямой кишки и мочевого пузыря, не только связывать это специфическое ощущение с происходящими потом процессами, но и быть способным произвести целый ряд действий, связанных с использованием горшка. Научить ребенка проситься на горшок как можно раньше не получится, ведь это комплексный навык, освоение которого требует времени. Чем раньше вы будете пытаться сажать ребенка на горшок, тем больше усилий (ваших и ребенка) будет потрачено. В любом случае, пока не созрела нервная система ребенка, он контролировать свои действия не сможет, сколь бы активны не были воспитатели. Форсирование событий не изменит физиологии ребенка, и он в любом случае сможет пользоваться горшком лишь тогда, когда созреет его нервная система.

Как быстро научить ребенка ходить на горшок: этапы и видео методики приучения

Приучать ребенка к горшку нужно постепенно, как советуют психологи и педиатры, на этом пути нужно пройти пять этапов.

1-й этап - знакомство. На этом этапе ребенок начинает интересоваться тем, как это происходит у взрослых; обычно в этот же период ему можно купить горшок. Важно, чтобы горшок стоял всегда в туалете, и ребенок пользовался им также в туалете, а не там, где принимают гостей или на кухне. Все внешние побуждения, исходящие в адрес ребенка от взрослого, работают лучше всего в тот момент, когда ребенок очень хочет быть как все взрослые. Научить ребенка пользоваться горшком как можно раньше не получится – до того момента, пока социальный мотив не созрел, все усилия родителей дадут минимум результата.

2-й этап - первые пробы. На этом этапе допустимо предложить ребенку сесть на горшок в те моменты, когда он сам этого хочет или вы предполагаете, что пришло время посещения малышом туалета.

3-й этап - частичное использование. Далее наступает довольно длинный этап, когда ребенок может делать свои дела то в горшок, то мимо. Задача родителей - набраться терпения и реагировать только тогда, когда ребенок все сделал правильно. Надо приучать ребенка к горшку как можно ласковее, не ругать за промахи, но хвалить за удачи. На этом этапе больше промахов, чем удач.

4-й этап - более уверенное использование. Этот этап во многом похож на предыдущий. Однако число удачных попыток теперь больше, чем число неудачных. Тактика сопровождения этого периода должна оставаться той же - хвалим за удачи, игнорируем промахи.

5-й этап - закрепление навыка. На этом этапе малыш практически умеет пользоваться туалетом, и неудачи случаются в редких случаях. Часто неудачи в этот период бывают связаны с недомоганиями. Несмотря на то что на этой стадии ребенок уже умеет пользоваться туалетом, неудачи также нормальны, как и на предыдущих стадиях. Не стоит, основываясь на том, что ребенок уже все умеет, начинать ругать его за промахи. Лучше проигнорировать эти эпизоды или поддержать ребенка, если он расстроен происшедшим.

Посмотрите видео «Приучение ребенка к горшку», годе даны полезные рекомендации родителям:

Чтобы приучать ребенка к горшку, можно использовать игры – как показывает практика, такой способ эффективен, если процесс с точки зрения родителей идет недостаточно быстро. Нужно понимать, что игры призваны скорее уменьшить тревогу родителей по поводу того, что нужно что-то предпринимать, чтобы обучить ребенка, нежели реальной необходимостью что-то делать в отношении приучения к туалету. Используйте игры, только если малыш уже достиг 3-4 стадии освоения туалета.

Ознакомившись с практическими советами на тему «Приучаем ребенка к горшку», не лишним будет узнать и о возможных трудностях, с которыми вы сможете столкнуться на каждом из этапов.

Как нужно начинать приучать ребенка к горшку: возможные трудности

Как показывает практика, научить ребенка ходить на горшок не так-то просто. На этом пути возможны определенные трудности.

В какой-то момент, примерно на 3-4 этапе, родители могут наблюдать такую картину: ребенок задумчиво сидит на диване и сообщает окружающим: «Я писаю!» Печально, но большое количество родителей думает при этом, что ребенок над ними издевается, вместо того чтобы бежать в туалет и писать там. Дело совсем не в злонамеренности. Просто малыш пропустил те предварительные сигналы, которые предшествуют самому событию: дискомфорту, давлению в области мочевого пузыря. Ребенок, находящийся на 3-4 этапе приучения, в ряде случаев не распознает предварительные сигналы, понимает, что происходит, уже в самом процессе. Стоит ему чем-то увлечься, и ситуация выходит из-под его контроля. В таком случае стоит сказать: «В другой раз иди писать в туалет». Не стоит ругать малыша за то, что он знал, а не пошел куда нужно! Дело просто в том, что узнал малыш, что происходит, слишком поздно. Разновидность той же ситуации - ребенок просится в туалет уже после того, как он написал в штаны. В таком случае не стоит думать, что малыш над вами издевается, тем более не ругайте, что он сделал это не туда, куда следует. Похвалите зато, что он правильно понимает, куда нужно писать, хотя еще и выполнить не может. Это именно то, что нужно отметить в данной ситуации: ребенок уже практически усвоил социальную норму - правильный способ обращаться со своими выделениями. Но это пока только в теории, а на практике еще не всегда получается. Есть сигнал, который он уже распознает, - мокрые штаны или сам процесс мочеиспускания. Но есть сигнал, на который ему пока трудно обратить свое внимание, - давление в мочевом пузыре. Пройдет немного времени, и ребенок научится распознавать его. Но это произойдет не раньше, чем тогда, когда мозг малыша созреет для этого достаточно. Должно еще пройти время, когда малыш не только научится замечать давление в мочевом пузыре, но и у него хватит ответственности, времени и умения успеть сесть на горшок, сняв при этом штаны. Это не такая простая задача.

Все, что требуется родителям в этой ситуации, - это терпение и выдержка.

К давлению можно отнести следующие действия:

  • удерживание ребенка на горшке против его воли;
  • высмеивание ребенка вследствие неудач;
  • любые виды наказаний за промахи в использовании горшка (ребенка нельзя ругать, бить, ограничивать его свободу и т.д.).

Основной способ приучения ребенка к горшку, который нужно использовать, - это поощрение удачных попыток. На неудачи нужно закрывать глаза. Они связаны с естественными ограничениями ребенка. В большинстве случаев он просто не может иначе.

Как научить ребенка ходить на горшок: способы поощрения при приучении

Какие бы способы, чтобы приучить ребенка к горшку, вы не использовали, малыша нужно поощрять.

  1. Хвалите за попытки использовать горшок. Даже если вы видите, что малыш сам сел на горшок, посидел немного, а потом написал в штаны, вам стоит похвалить его. Да, он не до конца скоординировал свои действия, но направление было правильным. Скажите ему: «Да, правильно, ты сел на горшок, туда писают!» То есть хвалите все действия в верном направлении. За правильные действия малыш должен получать одобрение окружающих. Но не переборщите с этим. Все-таки использование горшка вполне обычное дело, за это, как правило, «Оскара» не дают. Поэтому чрезмерное восхищение здесь неуместно. Дайте ребенку понять, что он сделал все правильно, но не падайте в обморок от восхищения. Это излишне. Да, он все сделал отлично, но вы и не сомневались, что у него получится. Такой подход отлично ориентирует детей.
  2. Ещё один совет, как приучить ребенка к горшку, – обязательно отмечайте тот факт, что малыш стремится с вами сотрудничать. Например, утром, когда вы уверены, что ребенок хочет в туалет, и предлагаете ему сесть на горшок, отметьте тот факт, что он без сопротивления это делает. Одобрение окружающих для ребенка - решающий фактор, который влияет на его поведение.
  3. Обращайте внимание малыша на то, что, когда он использует горшок, он остается чистыми.
  4. Основную роль в приучении к горшку играют физиологические механизмы. Но, безусловно, тут имеет значение и психологическая настроенность малыша. Чтобы приучить ребенка к горшку как можно раньше, используйте вдохновляющий пример для поддержки стремления освоить новый навык. Здесь неуместно сравнивать малыша с его ровесниками или детьми чуть старше. Это может его расстроить и породить чувство неполноценности. Лучше найдите подходящего сказочного персонажа, который нравится ребенку. Например, Карлсона трудно представить в подгузнике. Это было бы совершенно невозможно.

Даже при полном отсутствии усилий с вашей стороны ребенок не будет писать в штаны всю жизнь. Просто не существует нормальных здоровых людей, которые, даже при некоторой педагогической запущенности, не научились пользоваться туалетом. Случаи энуреза и энкопреза в более старшем возрасте, естественно, относятся к заболеваниям и никак не связаны с приучением к горшку. Малыш непременно научится делать так, как делает его окружение. Поэтому можно просто ждать и затем поощрять все попытки правильно пользоваться туалетом или горшком. Такой способ требует от родителей определенной выдержки, он не принят в нашем обществе и часто вызывает неодобрение окружающих. «Как, ты не приучаешь ребенка к горшку?!» - так возмущенно могут спрашивать ваши знакомые. Такой способ гораздо больше распространен в европейских странах. В нашей же стране, так или иначе, присутствует давление. Задача родителей - свести это давление к минимуму, не допустить агрессивного давления.

Здесь вы можете посмотреть видео, как приучить ребенка к горшку быстро и безболезненно:

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок

Одной из главных трудностей в этой области является сопротивление ребенка освоению нового навыка. Речь идет об этапе, когда малыш уже достиг значительного контроля над своим телом и может до некоторой степени управлять актами выделения.

Ребенок может осознанно противиться использованию горшка и контролю посторонних над этой областью. Для малыша область его естественных нужд - это та область, где он чувствует себя хозяином положения и контролирует ситуацию. И при наличии напряжения в отношениях с близкими он начинает эту власть использовать, чтобы повлиять на окружающих. Порой ребенок до того сильно не хочет ходить на горшок, что может сдерживать акты выделения (часто это видно) и в конечном итоге делает свои дела только в тех случаях, когда решает сам (иногда в необычных местах, например, в шкафу или за занавеской). На той стадии развития, в которой происходит приучение к горшку, малыш формирует свои отношения с темой власти и контроля. И в ответ на давление ребенок приучается контролировать свои выделения не так, как просят окружающие, а противореча их воле. Область выделения - одна из первых, которые становятся подконтрольны малышу, и при нарушенных отношениях с родителями ребенок использует эту власть как средство борьбы.

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок:

  • Слишком настойчивое приучение.
  • Чрезмерная требовательность родителей в других областях (например, настойчивость в вопросах еды).
  • Другие виды неправильного поведения родителей.
  • Могут быть и особые индивидуальные причины для такого поведения, возникающие у ребенка под влиянием его личного опыта или переживаний.

Причины такого поведения детей, как правило, тесно связаны с действиями родителей, но каждая ситуация такого рода индивидуальна.

Все подобные случаи, когда ребенок сознательно не хочет ходить на горшок, требуют вмешательства психолога; оттягивание обращения к специалисту усугубляет ситуацию.

Как надо приучать ребенка к горшку: ошибки при использовании методов приучения

Часто родители, не зная, как лучше приучать ребенка к горшку, совершают ошибки. Самые распространенные из них:

  • Попытки научить ребенка ходить на горшок как можно быстрее.
  • Насильственное приучение.
  • Негативное отношение к продуктам выделения. Изначально ребенок не испытывает отвращения к продуктам своей жизнедеятельности. Он считает свое тело и все с ним связанное, хорошим и правильным. Однако со временем, исходя из реакции взрослого, малыш начинает менять отношение к самому себе. Из реакции окружения ребенок понимает, что принято считать хорошим, а что - плохим. И являются ли физиологические процессы правильными или стыдными, отвратительными. Резко негативное, чрезмерно стыдливое отношение взрослых к продуктам выделения и вообще к телу ребенка закладывается в качестве основы его будущего самоотношения.
  • Чрезмерное внимание родителей к теме приучения к горшку, повышенный интерес к характеру выделений могут способствовать формированию мнительности и склонности к психосоматическим заболеваниям у ребенка:
  • Эксплуатация чувства стыда малыша при попытках повлиять на его навыки гигиены. Родители, замечая повышенную стыдливость ребенка, его застенчивость, которые часто проявляются в этом возрасте, пытаются грубо эти свойства эксплуатировать. Они начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи, думая, что в результате острого переживания стыда ребенок быстрее научится быть чистоплотным. Поскольку навыки контроля над выделениями жестко связаны с физиологической зрелостью организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений ребенка нельзя. А нанести малышу психологическую травму можно. Возраст от 1 года до 3 лет ответственен за отношения человека с чувством стыда. Если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще. Родители таким образом могут сформировать хроническое чувство стыда у малыша. Во взрослом возрасте, помимо психологических и эмоциональных страданий, такое чувство кардинально препятствует успеху человека, заставляет его всю жизнь проводить как бы в тени, чтобы избежать мучительного переживания стыда, неуместности и неправильности своих действий.

Несколько фактов из практики освоения детьми навыка использования горшка:

  • Вначале ребенок учится контролировать выделения в дневное время, а лишь потом - в ночное. Как будет организовано поддержание чистоты в это время - зависит от конкретной семьи: где-то поднимают ребенка посреди ночи и несут на горшок, где-то долго используют подгузник. В любом случае на скорость обучения это не влияет. И ребенок научится оставаться сухим ночью лишь тогда, когда физиологически для этого созреет. Когда это произойдет, он либо не будет писать до утра, либо научится распознавать сигнал о наполнении мочевого пузыря даже во сне. Таким образом, если заполнение мочевого пузыря может разбудить ребенка ночью, то контроль за мочеиспусканием полностью сформирован.
  • Обычно ребенок быстрее учится пользоваться горшком при актах дефекации. Это происходит реже, сигналы более отчетливы, что помогает ребенку взять под контроль эти явления раньше, чем мочеиспускание. Однако бывает и в точности обратная ситуация. Это тоже нормально, не стоит пугаться. Просто дайте ребенку время освоить все процессы.
  • Малыш между 12 и 24 месяцами может сопротивляться тому, чтобы его продукты жизнедеятельности смывались в унитаз. Во-первых, он может воспринимать это как часть себя, хотя и отделившуюся каким-то образом, во-вторых, он испытывает гордость от того, что ему удалось сделать. Выход - в том, чтобы привлечь ребенка к выбрасыванию содержимого горшка и сочинить историю про путешествие, в которое это содержимое отправилось, исчезнув из вашего собственного туалета.

И единственное, что может быть опасным на этом пути, - чрезмерно активные или неправильные действия родителей, желающих как можно быстрее приучить ребенка к новым правилам.

И в заключение – ещё одно видео о том, как научить ребенка ходить на горшок:

Статья прочитана 759 раз(a).

Как быстро и без слёз приучить ребенка к горшку в 1 год? Речь в статье пойдёт об основных ошибках, которые допускают родители во время такого важного процесса. Также здесь собраны главные правила и рекомендации по приобретению успешного навыка у малыша, советы по выбору изделия, авторитетное мнение известного педиатра.

Вокруг мнения о том, когда нужно приучать ребенка к горшку происходит очень много родительских споров. Бывает, что молодые мамочки так и норовят высадить кроху уже в 9-10 месяцев, чтобы потом хвастаться перед подругами.

Важно помнить, что если грудничок до 1 года и справляет периодически нужду в горшочек, то речь тут идет лишь о рефлекторном мочеиспускании. Нервная система еще не дозрела и не научилась контролировать процессы испражнения. Малыш не понимает своих желаний, соответственно – не умеет сдерживать позывы.

Умение контролировать желание к мочеиспусканию возникает в возрасте не ранее, чем в 1,5 года . У некоторых малышей бывает и позже. Поэтому вопрос «Как быстро приучить годовалого ребенка к горшку?» необходимо формулировать немного иначе, не упоминая при этом возраст. Про причины энуреза у детей можно узнать из этой .

Когда спешить не стоит

Не стоит начинать приучать ребенка ходить на горшок, если:

  • он недавно переболел и пребывает в болезненном состоянии;
  • состоялся переезд, смена обстановки;
  • у крохи появился братик или сестричка;
  • в семье происходит кризис в отношениях, кто-то из членов семьи болеет или ушёл.
Готовность определяется дозреванием нервной системы

Чтобы уяснить, как правильно приучить ребенка к горшку, необходимо усвоить важное знание: навык формируется согласно рефлексу «позыв-судно-испражнение» .

Часто молодые мамы, руководствуясь советами старших женщин, приступают к высаживанию достаточно рано, а процесс стимулируют характерными звуками «а-а-а», «пи-пи-пи» или включают кран с водой.

Такой способ считается вредным, так как малыш приобретет искаженный рефлекс «судно-позыв-испражнение», и переучить его будет очень тяжело. Навыки самоконтроля в соответствии с возрастом:

  • 2-2,5 года – контроль дефекации;
  • 2,5-3 года – умение контролировать мочеиспускание в период бодрствования;
  • 3-4 года – умение контролировать позывы ночью.

Как приучить ребенка ребенка спать в своей кроватке мы рассказываем .

Признаки готовности и 5 правил успешного приучения

Чтобы быстро приучить ребенка к горшку, ему важно обладать следующими умениями:

  • самостоятельно ходить, садиться, освобождаться от одежды;
  • понимать речь, некоторые слова;
  • подражать окружающим его взрослым;
  • показывать свои желания жестами или словами;
  • проявлять старания, чтобы заслужить похвалу;
  • выполнять задачи, указания родителей.

Такие навыки приобретаются малышом около 18 месяцев, соответственно начинать раньше этого возраста не имеет смысла.

Как понять, что ребенок готов ходить на горшок

  • возраст старше, чем 1,5 года;
  • когда малыш ощущает желание сходить «по-большому» – замолкает, сосредотачивается, а в итоге говорит о совершенном факте;
  • просыпается сухим после сна днём, а потом в течение некоторого времени продолжает оставаться сухим (свидетельствует об умении контролировать мочеиспускание);
  • знает, что значит мамина просьба «одеть или снять трусы», с охотой выполняет такую просьбу;
  • может правильно показать части тела;
  • концентрирует внимание на игрушке или мультике достаточно продолжительно, сохраняя при этом спокойствие;
  • с легкостью исполняет несложные задачи (что-либо принести или отнести, куда-либо сходить и прочие).

Если перечисленное выше всё еще не свойственно вашему ребенку, не смотря на то, что ему уже исполнилось 2 года, приучить к горшку оперативно не выйдет.

Для того, чтобы помочь чаду – пробуйте периодически обходиться без подгузников . Крохе необходимо узнать свое тело, понять, ознакомиться с функционалом половых органов. Таким образом, скорее улавливается связь между позывами и следующими опорожнениями. Соответственно, крошке нужно видеть акты дефекаций и мочеиспусканий.

5 правил эффективного приучения

  1. Отсутствие насилия. Нельзя удерживать кроху против его воли, есть желание встать и уйти – пускай сделает это.
  2. Доброе отношение и поощрения. Запрещено ругать малыша за мокрые или запачканные трусики . Будьте щедры на похвалы в случае достижения положительного результата.
  3. Паузы. В случае возникновения у чада негативных ассоциаций, связанных с конфликтами, насилием – остановитесь. Дайте ему оправиться от инцидента, забыть негатив. Некоторое время не возвращайтесь к вопросу высаживания.
  4. Внимательность родителей. Присматривайтесь чаще к малышу, и вы не пропустите миг, когда он становиться сконцентрированным, кряхтит. В такие минуты и стоит предлагать горшочек. Стоит также продемонстрировать наглядно, для чего создан этот предмет.
  5. Доступность и оперативность. Хорошо, если судно постоянно находится в зоне доступа малыша. Также во много раз облегчает задачу минимальное количество одежды на карапузе, чтобы не пришлось долго и нудно раздеваться. Высаживайте после каждого приема пищи, сна.

Этапы обучения

1 Сначала приобретается горшок. Его место – в детской, переставлять не рекомендуется. Лучше выбрать яркий, привлекательный по цвету, при этом удобный по конструкции предмет. Высаживайте ежедневно по пару раз на 2-3 минуты, одежду и подгузник пока снимать не стоит (чтобы не возникло негативной ассоциации в связи с неприятными ощущениями прохладной поверхности).

2 Спустя неделю начинайте высаживать уже без подгузника, также дважды в день. Не стоит энергично подлавливать кроху, когда он проявляет желание сходить в туалет. Таким поступком легко напугать и вызвать обратный эффект. Отличный совет – это постоянно демонстрировать предназначение изделия на примере старшего товарища, либо помещая использованный подгузник в судно, доступно объясняя свой поступок.

3 По истечении еще 2 недель уже разрешено улавливать моменты позывов, актуально подсовывая горшочек каждый раз. Усаживайте чадо после прогулки, пробуждения, еды.

4 И конечный этап – обучение самостоятельному использованию предмета. Важно помнить об изложенных ранее правилах успешного обучения: доступность горшка в любой миг обеспечит стабильность приобретенного навыка, поощрение и похвалы будут подбадривать малыша, а отсутствие насилия и добрые слова – не спровоцируют страхи и отторжение.

Во сколько бы ни началось приучение ребенка к горшку, опыт многих родителей показывает, что на приобретение и утверждение навыка уходит от 6 месяцев до 1 года . Поэтому рекомендуется набраться терпения и помнить о конечной идее, тогда всё случится максимально идеально.

Вместе с вопросом «Как приучить ребенка к горшку в 1 год?» родители интересуются о необходимости резкого отказа от подгузников в момент начала обучения. Специалисты утверждают, что такой нужды нет, так как в результате многочисленных исследований доказано отсутствие влияния такого факта на скорость достижения результата.

Горшок должен понравиться вашему малышу с первого взгляда
  1. Основное требование к предмету – удобность. Малышу ничего не должно давить, формы предмета повторяют анатомию тела.
  2. Привлекательность цвета и нанесенных изображений – так будет проще завоевать интерес крохи.
  3. Чрезмерность украшений, наличие музыкального сопровождения помешают малышу провести прямую связь с предметом, он будет считать, что перед ним игрушка.
  4. Если предмет приобретается для мальчика – стоит выбирать предмет с завышенностью в передней части. Так моча не будет проливаться за пределы судна.
  5. Соответствие размеров. По мере роста вашего чада следует покупать более крупное изделие.
  1. Созревание органов, имеющих отношение к процессу испражнения (мышцы брюшного пресса, сфинктер прямой кишки, сфинктер мочевого пузыря, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка).
  2. Полноценное развитие нервной системы, в первую очередь – коры головного мозга.
  3. Педагогическая активность обучающих взрослых.

Проще говоря, секрет быстрого результата заключается в адекватном подходе родителей к задаче : не стоит пытаться обучить чадо слишком рано, необходимо подождать пока организм будет готов. Чем раньше начнется процесс обучения, тем больше сил будет затрачено.

Золотое правило – это терпение. Если не выходит – отпустите ситуацию на 2-3 месяца, а затем начинайте опять.

Выводы

С какого возраста приучать ребенка к горшку – вопрос скорее индивидуальный, и рекомендуется в таком случае только минимально допустимый порог в 18 месяцев. Ну а если процесс по каким-то причинам начинается позже – в этом нет ничего страшного, ведь не существует в мире ни одного человека, который так бы и не научился контролировать свои естественные позывы.

Абсолютно все родители сталкиваются с проблемой, когда приходит время избавляться от удобных современных подгузников и начинать приучать своего малыша к горшку.

Это является довольно сложной и кропотливой работой, поэтому не стоит ожидать, что все получится быстро и сразу.

Для малыша это совершенно новый опыт, особенно если он долгое время находился в подгузниках и не испытывал в них дискомфорта, удовлетворяя свою естественную физиологическую потребность.

Следует отметить, что детки, которых родители довольно долго одевали в подгузники (до 2-3 лет), чаще всего с большим трудом приучаются к горшку.

Поэтому, если мамы и папы хотят быстрее научить своего малыша пользоваться новым приспособлением, нужно постараться пораньше отказаться от комфортных памперсов.

В каком возрасте стоит начинать приучать к горшку

Родители должны интуитивно чувствовать, когда их малыш готов познакомиться с горшком. Некоторые мамочки пытаются приучить своего сына или дочку пораньше пользоваться им (чаще всего с целью экономии средств на памперсах и времени на стирку), а кто-то считает, что торопиться с этим не нужно.

Когда наступает благоприятный период приучения ребенка к горшку?

Еще в прошлом столетии известный основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что лучшим временем для обучения детей пользоваться горшком является период с 1 года до 3-х лет .

В это время дети учатся контролировать мочеиспускание и опорожнение (управление анальным сфинктером и мочевым пузырем).

Психологами и физиологами доказано, что мозговой контроль над этим процессом появляется только к 2,5-3 годам , поэтому родителям не стоит ругать двухлетнего малыша за то, что он не добежал вовремя до горшка (любое наказание может перерасти в протесты ребенка и даже привести к отвращению или страху).

В раннем детстве (от 1 до 3 лет) у малышей возникает интерес к процессу мочеиспускания, поэтому родителям не стоит удивляться, когда их годовалый сын после удачного «знакомства» с горшком, может залезть туда ручкой и изучить содержимое, а когда вы смываете все это в унитаз – помахать и сказать «пока–пока».

Легче всего приучить к горшку двухлеток, ведь они уже хорошо понимают речь взрослых и поэтому им легко объяснить, для чего он нужен. Но все возрастные границы приблизительны, поэтому родители должны в первую очередь ориентироваться только на поведение собственного малыша.

Правила, которые помогут быстро приучить ребенка к горшку

Когда родители заметили, что наступил тот самый удачный момент, нужно начинать активно приучать своего ребенка к горшку. Существует множество различных методик и способов, но лучше всего просто придерживаться следующих правил:

1 Малышу лучше как можно раньше начать знакомиться со своим телом, поэтому постарайтесь избавиться от подгузников как можно быстрее;

2 Ребенок должен увидеть несколько раз процесс мочеиспускания, чтобы установить связь между позывами своего тела и последующим результатом;

3 Дети в раннем возрасте лучше всего понимают то, что им демонстрируется (наглядность), для этого можно посадить любимого мишку на игрушечный унитаз;

4 Следует внимательно следить за малышом, чтобы не пропустить момент, когда ему необходимо опорожниться (дети чаще всего замирают, кряхтят, напрягаются и т.д.);

Интересно! Развитие ребенка в 5 месяцев

5 Нужно купить максимально удобный и красочный горшок, который должен быть все время поблизости. Пусть горшок первое время находится в детской комнате, чтобы малыш смог добраться до него по первой же необходимости;

6 Перед тем, как усадить ребенка на горшок, озвучьте, зачем это нужно. Называйте вещи своими именами: не используйте абстрактные выражения вроде «пись-пись». Малыш должен четко знать, зачем он идет на горшок и что он собирается делать. Это пригодится и в гостях, и при посещении ясли или садика;

7 Если у малыша произошла «авария», не ругайте его, а напомните о том, что есть для этого горшок.Вы можете выразить свое разочарование, но не более того. Ритуал хождения на горшок не должен ассоциироваться у ребенка с криками и шлепками;

8 Если же малыш удачно им воспользовался, нужно обязательно его похвалить. Вы даже можете предложить ребенку его любимое лакомство, чтобы посещение горшка было связано у него с самыми приятными эмоциями;

9 Предлагайте вашему малышу сходить на горшок каждый раз после того, как он поел или попил, а также перед сном;

10 Следите, чтобы вашему малышу было комфортно, так как только в этом случае он сможет расслабиться (вот тогда точно все получится).

Лучше всего начинать учить малыша пользоваться горшком в теплое время года. Во-первых, летом не страшно позволять ребенку бегать голышом. Во-вторых, появляется меньшая вероятность того, что сиденье горшка будет слишком холодным в нужный момент.

Некоторым детям свойственно стесняться взрослых. Если вы замечаете, что малыш уже долго и безрезультатно сидит на горшке, оставьте его в одиночестве.

Самым сложным этапом для многих семей является отказ от подгузников во время прогулок. Поэтому высаживайте кроху на горшок перед тем, как отправиться на улицу.

Если ничего не выходит, придется запастись несколькими парами сменной одежды.

Если есть возможность, заведите особый, портативный горшок для прогулок.

Он может отличаться мелкими габаритами и иметь закрывающуюся крышку. Ведь «ходить в кустики» не совсем гигиенично и эстетично.

Но главное, помните, что только наблюдательность, доброжелательность, хороший психологический настрой, терпение и похвала помогут вашему ребенку быстро научиться пользоваться горшком.

И еще, ни в коем случае не ругайте и не наказывайте своего малыша, ведь он еще не может также хорошо контролировать свой организм, как способны это делать взрослые.

Как выбрать горшок для ребенка?

Еще одной проблемой, которая может возникнуть у молодых родителей, может стать выбор горшка .

В магазинах представлен огромный ассортимент разноцветных моделей горшков. Но выбирать этот важный аксессуар только лишь по внешним характеристикам просто нелогично. Ведь в этом возрасте малышу будет абсолютно все равно, розового цвета его горшок или голубого.

При покупке горшка для малыша следует обратить внимание на следующие факторы:

1 Анатомические особенности. Для девочек наиболее предпочтительной будет круглая форма горшка, а для мальчика лучше приобрести овальный горшок.

Также маленьким джентльменам придется по душе горшок с небольшим выступом спереди.

Горшки, напоминающие седло, считаются более приемлемыми, чем простые «стульчики». Спинка, имеющая анатомический изгиб, поможет ребенку держать спину ровно.

2 Материал. Многие родители не зря отдают предпочтение пластиковым горшкам. Такой выбор объясняется не только более низкой ценой по сравнению с моделями из керамики или металла.

Пластик быстро принимает температуру тела и не так сильно остывает в помещении. Это очень и очень важно: сев на холодный горшок после теплых и мягких подгузников, малыш вряд ли останется довольным и захочет продолжать свое дело.

Интересно! Выбираем радионяню правильно

3 Устойчивая конструкция. Упав с горшка вместе со всем его содержимым в самом начале обучения, ребенок надолго запомнит, что этот предмет несет потенциальную опасность. Именно поэтому стоит выбирать модели из качественного, плотного пластика, устойчиво держащегося на ровной поверхности.

4 Никаких излишеств! В продаже можно встретить модели горшков с различными эффектами: звуковыми, световыми. Хоть эти дополнения созданы скорее для родителей, например, «музыкальные» модели подают сигнал о том, что горшок наполнен. Тем не менее, это может заинтересовать малыша, и он будет воспринимать горшок как игрушку.

По этой же причине не подходят модели необычных форм, украшенные забавными рисунками. Ребенок не должен уделять туалету больше времени, чем необходимо.

Почему не получается приучить ребенка к горшку?

Эта нелегкая наука далеко не всегда дается сразу всем малышам без исключения. Каждый ребенок – это маленькая личность с индивидуальными особенностями характера и развития. Поэтому нельзя сказать, что один и тот же подход будет одинаково удачно срабатывать с разными детками.

Ребенка, у которого на данный момент режутся зубки , достаточно сложно приучить к горшку.

В это время кроха испытывает постоянный дискомфорт, поэтому меньше всего сосредоточен на своих естественных позывах.

«Аварии» могут случаться и тогда, когда малыш слишком увлечен игрой и оттого не способен контролировать мочеиспускание.

Некоторые малыши, что называется, «схватывают на лету», и уже в годовалом возрасте беспрепятственно пользуются горшком. Для других же становится трудным освоить это дело и в 2, и в 3 года.

Но это совсем не значит, что дети, севшие на горшок позже остальных, чем-то отличаются в развитии, менее сообразительны или умны. Иногда «ранние» малыши в определенный момент начинают отказываться от своего навыка и справляют нужду совсем не там, где положено, как бы протестуя против воли родителей.

То, насколько быстро родителям удастся добиться желаемого, напрямую зависит от темперамента ребенка. Считается, что девочки поддаются обучению легче. А процесс привыкания к горшку у мальчиков, более склонных к «бунтарству», может протекать несколько дольше.

Дети, предпочитающие громким забавам изучение книг с картинками и игры с кубиками, научатся пользоваться горшком довольно быстро. А вот для непоседы с бойким характером придется придумывать целые церемонии для того, чтобы все-таки уговорить его сесть на горшок. Слишком активные малыши также могут просто не добегать до места назначения, доставляя тем самым массу забот маме.

Не получается приучить ребенка к горшку. Нужно ли обращаться к врачу?

Непроизвольное мочеиспускание для детей до 3-х лет – это совершенная норма. Но если такие случаи становятся слишком частыми, это может свидетельствовать о наличии скрытой патологии у ребенка.

Все педиатры, в независимости от своих медицинских взглядов и лечебных методик, согласны в том, как ребенка приучить к горшку – делать это лучше, когда малышу исполняется полтора-два года. Слишком раннее высаживание приведет лишь к тому, что процесс обучения растянется во времени.

Физическое развитие ребенка в шесть месяцев, к примеру, уже позволяет ему сидеть, но не позволяет мышцам удерживать экскременты. А вот после полутора лет дети могут уже потерпеть одну-две минуты. Однако темпы взросления все же отличаются, и у кого-то готовность может появиться немного или значительно позже, и это абсолютно нормально.

Обсуждая то, как приучить ребёнка к горшку быстро, нужно самим четко понимать, что ни один из способов не даст заметных результатов, если малыш не готов к такому серьезному шагу.

Можно выделить несколько основных признаков:

  • малыш подражает вашим действиям, мимике
  • перестает разбрасывать вещи и начинает их складывать
  • умеет отрицать и отказываться
  • уверенно стоит, наклоняется, встает и садится
  • самостоятельно может снимать и надевать трусики
  • остается сухим два часа, не меньше

С чего же начинать и как п риучить ребенка к горшку? Подыщите в детском магазине горшок самый яркий, с устойчивым основанием, заманчиво выглядящий. Если малыш при первом высаживании перевернется, вы потом в течении долгого времени не убедите его повторить попытку. Также дайте ему возможность самостоятельно с горшком ознакомиться, применяя любые подходящие ему способы.

Перед тем, как приучать к горшку ребенка, нужно добиться, чтобы малыш уяснил: эта пластиковая красота – его личная собственность. Дайте крохе его пощупать, разглядеть, присесть на него и даже погрызть и попинать.

Пусть горшок стоит на видном месте в игровом уголке, скоро он станет привычным. Если вы не знаете, как приучить ребенка к горшку, начните высаживать малыша на него не больше одного раза в день буквально на минуту и обязательно одетым. Когда привыкнет, можно сажать без подгузника. И не заставляйте ни в коем случае ребенка сидеть силой.

Чтобы понять, как быстро приучить ребенка к горшку, нужно уяснить: малыш должен осознавать, что от него требуется. Для этого посадите на горшок его сразу после того момента, как он испачкал подгузник, снимите мокрое белье прямо на горшке и положите его внутрь горшка. Удивительная способность малышей моментально учиться приводит к тому, что они очень быстро понимают, в чем смысл таких действий и тогда процесс привыкания идет быстро.

Еще один совет, как приучать ребенка к горшку – сажайте его в наиболее вероятное время: после сна, прогулки, еды. Радостно восхищайтесь удачным результатом и ни в коем случае не ругайте за промашки. Помните: в ночное время дети еще долго не могут себя контролировать так же хорошо, как днем. Да и днем вполне могут оконфузиться лет до 4-х. В этом нет никаких отклонений.

Со временем, когда малыш подрастает, перед молодыми родителями встает вопрос, когда начинать приучать ребенка к горшку и как это сделать правильно, быстро и менее безболезненно. Одни родители приучают малыша к туалету еще в крохотном возрасте, а другие вовсе не спешат, осознанно отодвигая событие на более позднее время.

  1. Следует помнить, что возраст не является самым важным фактором. Результата обучения проще достигнуть, принимая во внимание физическое и эмоциональное развитие ребенка. Принуждение ребенка к горшку насильно не даст положительного результата, оставив у малыша чувство разочарования и обиды.
В каком возрасте начинать обучение

Убедитесь, что ребенок готов, более или менее осознает свои поступки. Когда дело доходит до начала обучения горшком, идеальный возрастной диапазон колеблется от 15 месяцев до трех лет. Конечно же, это довольно большой разрыв, особенно если учесть физические и когнитивные различия между детьми этого возраста. Но то, что ребенок действительно готов, является важным шагом в этом процессе, в противном случае данное обучение не даст результата.

Помните, что естественный контроль над выделениями начинается после года и активно формируется в течение последующих пару лет.

Первое знакомство ребенка с горшком

В процессе приучения малыша к горшку следует отодвинуть лень на задний план и проявить терпение. Самое первое, что надо сделать – сократить до минимума количество времени, которое ребенок находится в подгузнике.

Процесс обучения должен быть абсолютно естественным, без криков и применения силы. Мягкая настойчивость родителя в приучении к горшку очень важна. Делать это надо спокойным голосом и так, как будто он уже давным-давно всё умеет сам. Одновременно с этим навыком у малыша вырабатывается способность самостоятельно надевать и снимать штаны.

  1. Прежде, подготовьте необходимые предметы. Поговорите с ребенком объясните малышу, что происходит, что это в первую очередь нужно не папе с мамой, а ему самому. Поощряйте за каждое его действие. Очень важно для малыша оставаться позитивным и оптимистичным на протяжении всего процесса, чтобы сохранить хорошее настроение в течение дня.
Во время обучения важно, чтобы окружающие ребенка люди также принимали участие в процессе. Обязательно следует рассказать родственникам эту новость. Их добрые слова и каждое поощрение будет стимулировать малыша делать все правильно.
    Перед обучением ребенок должен:
  • Понять, что он хочет в туалет. Бывают проблемы, когда ребенок не понимает своих потребностей.
  • Легко снимать штаны и следовать простым инструкциям (пойти в ванную или туалет, включить свет, опустить штаны и нижнее белье, сидеть на горшке, мыть руки).
  • Сидеть в течение нескольких минут, не вставая и не отвлекаясь на посторонние предметы.
  • Хорошо ходить, поскольку у детей раннего возраста стремление к горшку часто внезапное, и горшок не всегда находится рядом, до него еще нужно дойти.
  • Проявлять интерес и желание. Интерес к поддержанию сухости или чистоты. Интерес к ношению нижнего белья.

Умение самостоятельно присаживаться на горшок по надобности такой же навык, как научиться сидеть, ползать и ходить. Перед тем как овладеть этим мастерством, малыш должен уметь делать ряд других вещей.

Если ребенок очень упрямый и наотрез отказывается садиться на горшок, следует остановиться и попробовать еще раз через несколько недель или месяцев. Даже если ребенок достиг определенного возраста, не обязательно означает, что он готов физически. Если правильно и умело подойти к делу, набраться терпения и приложить усилий, в результате все обязательно получится.