Изменения в современной семье. Проблема семьи в современном обществе и ее отражение в сми

Кафедра: Социология и Обществознание

Реферат

На тему: "Проблемы изменения семьи в современном обществе"

Москва, 2008 год


Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур – семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

С точки зрения предмета исследования социологии семьи интересны прежде всего те изменения в обществе, которые в 60-е годы ХХ столетия в структурном функционализме получили название модернизации. К анализу процесса модернизации традиционных обществ были привлечены модели структурной дифференциации, основывающиеся ещё на идеях Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Данное направление в социологии стало именоваться эволюционным функционализмом или неоэволюционизмом, а наиболее ярким его представителем является Т. Парсонс, труды которого («Общества: эволюционные и сравнительные перспективы», 1966; «Парадигма для анализа социальных систем и изменений», 1967; «Система современных обществ», 1971) послужили толчком для проведения целого ряда исследований, главным образом в теории политического развития и модернизации развивающихся стран.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного – развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы.

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма – функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Соответствующее уточнение посредством введения понятия функциональных альтернатив сделал Р. Мертон, который сомневался в существовании таких универсальных функций. Это уточнение состоит в том, что подобные функции могут осуществляться некой областью структурных альтернатив и нельзя сказать, что данная функция может быть выполнена только данной структурой. Иначе говоря, не существует проблемы структурной необходимости; сколь бы ни была важна для общества какая-либо функциональная потребность, всегда можно найти некую область структурных единиц, т.е. социальных институтов, способных её реализовать даже при условии неудовлетворительной реализации такой потребности тем агентом, которому это обычно обществом поручено.

Этому, однако, противоречит уже сам термин «специфические функции» семьи, т.е. вытекающие из её сущности и характеризующие её как социальное явление, а по сути присущие только этому социальному институту и только им выполняемые. Выделение специфических и неспецифических функций семьи является отечественной научной традицией (её основоположником является А.Г. Харчев), которая не была воспринята западными социологами.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

В принципе, если следовать логике Т. Парсонса, который утверждал, что для собственно биологического воспроизводства людей не требуется специфической организации в виде семьи, то вышесказанное не вполне соответствует действительности. Современный уровень развития технологий в области биологии, медицины, генетики и смежных с ними отраслей уже позволяет производить искусственное зачатие, осуществлять более или менее успешное клонирование эмбрионов, использовать так называемых «суррогатных матерей».

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Непредсказуемые негативные последствия подобной передачи репродуктивной функции семьи другим социальным институтам есть не что иное, как наступающие вне зависимости от субъективных намерений единиц действия дисфункции, на возможность которых впервые указал Р. Мертон, определив дисфункцию как часть, неизбежный побочный эффект социального действия, предпринятого с целью обеспечить позитивный эффект для системы.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это – те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах.

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с гло­бальными социальными и экономическими процессами (ин­дустриализацией, урбанизацией и др.)-

Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделен­ная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в об­щей деятельности (например, обработке земельных участков).

Традиционные роли, при которых женщина вела домаш­нее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хо­зяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сме­няются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономиче­ском обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ве­дущее участие в семейных решениях.

В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит




Разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «сво­бодных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.

В современных обществах индустриального типа проис­ходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количест­во разводов, увеличивается частота добрачных половых свя­зей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от де­тей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жиз­ни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в се­мье - злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдают­ся и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией - в США, в странах Европы и др.

Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.

Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом про­грессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблем­ных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсис­тем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.

Представители другой группы те же самые семейные из­менения рассматривают как исторически конкретные выра­жения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а ко­ренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семей­ного образа жизни, сторонники этого подхода считают гло­бальной проблемой современности.

Ситуацию в России некоторые социологи считают катаст­рофической. Распадается каждый второй брак. 70% разво­дов приходится на молодые семьи. Каждый третий ре­бенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с разви­тыми странами уровне.

Особо остро стоят проблемы неполной семьи, В такой се­мье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В ре-


Зультате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государствен­ных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиро­тами, т. е. имеют живых кровных родителей. Значитель­ная их часть - дети из неполных семей.

Важнейшая причина социального сиротства - рост бед­ности. В 2000 г. реальные доходы населения составили толь­ко 35,8% от уровня 1990 г., коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционны­ми бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семья­ми, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» - полные семьи с работающи­ми родителями и 1-2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.

Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со сто­роны государства и общества.

Введение Вопрос семьи и семейных отношений является одним из важнейших и определяющих для каждого человека. Абсолютное большинство научных работ по психологии и психиатрии доказывают, что одним из определяющих факторов в судьбе человека является его семейное воспитание, его родственные связи и, конечно, те самые отношения с матерью и отцом, такие популярные в современном психоанализе. Семья это ячейка общества, люди всегда объединялись в семьи для ведения общего быта, воспитания детей, для удобства разделения обязанностей. Семью держат вместе самые различные моральные и материальные соображения. Об этом уже было написано множество книг, научных работ и журналистских публикаций. Однако представления о том, какой должна быть «идеальная» семья меняются постоянно и, более того, эти представления различны и для разных народов, разных национальностей, разных религий. Основная часть В своей работе я буду рассматривать современную ситуацию и современное отношение СМИ и общества к вопросу семьи и семейных ценностей. Конечно, в нашем огромном мире понятия об этом очень разные в разных уголках земли, но нельзя игнорировать такой процесс как глобализация, в ходе которого идет обмен в том числе и семейными ценностями. Население планеты переживает переломный момент: впервые большинство мирового населения проживает в странах или регионах с уровнями рождаемости ниже уровня воспроизводства населения. Необходимо упомянуть основные стороны, которые участвуют в глобальном диалоге культур. Это, конечно, страны Европы. Европейская культура строго чтит семейные ценности. Однако в этом обществе происходят и некоторые перемены. Возраст, в котором люди заводят детей меняется, все больше и больше европейцев предпочитают подождать с рождением детей и сначала получить образование, реализоваться в карьеры, достичь определенных высот, обзавестись собственным капиталом, жильем. Устоялось мнение о том, что

женщина репродуктивного возраста должна быть от 18 до 45 лет. В этот период, как считается, женщины могу зачать и родить ребенка. В то же время у женщин южных национальных групп репродуктивный возраст начинается и заканчивается гораздо раньше. Восточные девочки рано созревают и выходят замуж, а уже будучи зрелыми женщинами, намного стремительней стареют. В странах западной Европы наблюдается противоположная тенденция – в сторону сдвига в более поздние сроки: роды далеко за 30 и даже за 40 лет считаются нормальными, соответственно, и климактерический возраст откладывается, чему способствует и распространенный прием гормональных препаратов. В наше время, согласно ONS, средний возраст рожениц – 29,8 лет. В 2012 году 49% женщин родили в возрасте около 30 лет. В среднем 7 из 10 состоят в браке (69%). Еще в 2011 году средний возраст рожениц был 29,7 лет, а в 1975 году женщины чаще рожали примерно в 26,4 лет. Хотя еще до этого тоже фиксировали пик возраста новоиспеченных мам – 29,3 (1944 год). Все это стало возможным благодаря высокому уровню медицины, который позволяет продлить детородный возраст женщины. Кроме того, имеет место низкая рождаемость. Более половины стран, входящих в Европейский регион ВОЗ, имеют уровни рождаемости, определяемые как низкие или предельно низкие. Повсюду в Европе уровни рождаемости (а) снизились до очень низких показателей: в настоящее время в большинстве стран общий коэффициент фертильности (ОКФ) составляет менее 1,5 ребенка на одну женщину. В

некоторых современных исследованиях высказывалось предположение, что такой уровень мог бы стать порогом, приводящим в действие самоусиливающиеся механизмы, направленные на дальнейшее подавление рождаемости. Это означает, что как только ОКФ падает ниже 1,5, подъем его может быть сопряжен с повышенными трудностями. Для определения такой ситуации Lutz (Lutz, W. and V. Skirbekk. Policies Addressing the Tempo Effect in Low- Fertility Countries. Population and Development Review) ввел термин «ловушка низкой рождаемости» . Похоже, что большинство стран Южной, Центральной и Восточной Европы, включая и европейские части бывшего Советского Союза, попали в эту «ловушку». Такая ситуация может объясняться как и тем, какое количество детей сейчас решают рожать женщины, так и тем, в каком возрасте они принимают это решение. Однозначный ответ на этот вопрос учеными еще не найден. Другой яркой тенденцией, лежащей в основе низкой европейской рождаемости, является рост бездетности во многих регионах Европы. В странах Центральной и Восточной Европы, где доля бездетных женщин, достигших 50-летнего возраста, значительно ниже 10%, материнство все еще остается почти повсеместным явлением, и среди когорт наблюдалось относительно небольшое изменение. Однако, в остальной Европе эта доля, как правило, превышала 10% и постоянно увеличивалась. В настоящее время во всей Европе наблюдаются низкие уровни естественной рождаемости, значительно уступающие уровню воспроизводства – 2,1 ребенка на женщину в течение ее жизни, который требуется для поддержания стабильной численности населения. Из чего следует, что в настоящее время европейское население убывает. В Европе предпринимались различные попытки по увеличению рождаемости населения путем поощрения женщин иметь первого ребенка в более раннем возрасте и более чем одного ребенка на супружескую пару. Однако это очень сложный вопрос и однозначного решения на него не существует. Поэтому государства Европы стараются принимать самые различные меры для пропаганды семейного образа жизни и, как следствие, повышения рождаемости. Поэтому и СМИ много говорят на подобные темы, стараясь поднять авторитет семьи. Но, однако, они не могут игнорировать и многие

другие процессы, происходящие в обществе, которые будут подробно описаны далее. В Америке дела обстоят иначе. В противоположность прогнозируемому сокращению народонаселения в результате низкой рождаемости и негативной инертности населения Европы, в США наблюдается быстрый рост народонаселения. В последние годы это происходит за счет естественного прироста населения, а именно, за счет превышения рождаемости над смертностью, поскольку чистая иммиграция составляет около 40%. Предполагается, что в последующие десятилетия население США увеличится почти на 50%. В чем отличие США? Кто-то может возразить, что тенденции рождаемости США просто идут следом за Европой и Японией, и что ОКФ в США в последующие годы упадет до исторически низких уровней, что собственно и произошло во многих богатых странах за оследние десятилетия. Однако, ситуация в США по сравнению с большинством других стран с высоким уровнем доходов отличается, как минимум, по двум аспектам. Во- первых, состав населения благоприятствует более высокому уровню рождаемости, поскольку в США уровень рождаемости в некоторых наиболее многочисленных группах иммигрантов и национальных меньшинств выше средненационального уровня. Во-вторых, в целом, рождаемость в США относительно высокая. Помимо множества экономических факторов: благоприятной ситуации в стране, высокого уровня жизни, высокого уровня медицины, на рождаемость в стране влияют и СМИ, и вся культура страны в целом. Та самая всем известная американская мечта, взлелеянная в художественных произведения, в кино, сериалах и пр. Накопление капитала и создание семьи, такие важные для американцев не теряют своей актуальности и популярности. В Российской Федерации коэффициент рождаемости один из самых низких в мире, при показателе 1,62 рождений на период жизни женщины в 2005. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении значительно снизилась и существенно ниже среднеевропейской: 71,9 для женщин и 58,9 для мужчин. В сочетании со снижением рождаемости в Российской Федерации наблюдается одна из наиболее быстрорастущих пандемий ВИЧ/СПИДа в мире, которая

самым сильным образом поражает молодых людей. На фоне таких факторов население Российской Федерации за последние десять лет сильно постарело. Более того, широко распространены безработица и бедность, создающие дополнительные барьеры для людей, желающих иметь детей. В мае 2006 года Владимир Путин предложил дополнительное вознаграждение в размере 250000 рублей (около US$9,200) женщинам, имеющим второго ребенка. Далее разъясняется, что, по всей вероятности, и эта мера будет недостаточной, чтобы повернуть вспять снижающийся коэффициент рождаемости. Такова общая статистика, которая, конечно, разнится в разных уголках нашей большой страны. В странах Востока все обстоит достаточно сложно. Институт семьи там развит достаточно хорошо, при этом отношение к женщине «хромает». Присутствует и ряд других сложнейших вопросов, которые все же требуют отдельного рассмотрения. Поэтому страны Востока в данной работе я рассматривать не буду. Такова статистическая ситуация в сфере семейных отношений. Во всех странах, так или иначе, пропагандируют семейные ценности. Но происходят все большие изменения в обществе, и появляются самые разные точки зрения на проблему. Появляются новые «виды» семей: однополые браки, принципиально бездетные семьи, многоженцы и семьи, в которых несколько мужей. И все люди, живущие в подобных семьях, стремятся защищать свои права и расширять понятие «нормы». Так люди разделяются на воинствующие лагеря. Один из новых вопросов-движение чайлдфри по всему миру. Сhildfree в переводе с "языка международного общения номер один" означает свободу от детей, или как чаще это называют, - добровольную бездетность. Общее для людей, входящих в это движение,-это нежелание иметь детей, однако отношение к детям как таковым у них может быть разное: кто-то любит детей, кто-то к ним безразличен, а кто-то испытывает неприязнь ко всем малышам. Предполагают, что само слово ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная Организация для Не-Родителей США. В английском языке это слово стало частью обыденной речи, часто его произносят как "CF". Популярность и слово и движение приобрели в 1990-е,

когда появилась одна из первых современных групп - The Childfree Network (США). Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, которое так ценит и поощряет браки в которых есть дети. Люди, которые отказываются заводить детей имеют для этого различные основания: они хотят заниматься саморазвитием, карьерой, посвящать свою жизнь каким-либо "иным" целям. Некоторые женщины просто не хотят портить фигуру и жертвовать свободным временем, а кто-то, напротив, настолько остро осознает свою ответственность перед будущим поколением, что просто не решается взять на себя воспитание человека. Так или иначе, если люди не готовы стать родителями и делают осознанный выбор, то это не отражается негативно на обществе, ведь многие из них все же имеют семью, женаты или замужем, поддерживают связи с родителями и родственниками. Но, в то же время, некоторые агрессивные участники движения не только не желают иметь детей, но и хотят уровнять себя в правах с теми, кто детей уже завел, а именно отменить их льготы, такие как сниженные налоги, декреты, материнские капиталы и прочее. Что уже является попыткой навязать свой образ жизни. В СМИ данное явление в жизни общества обсуждается не очень активно, но все же упоминается. Но эта тема является очень актуальной, так как она касается универсальных человеческих ценностей, которые претерпевают изменения, и эти изменения все больше и больше набирают обороты. В сознании людей происходят серьезные изменения, обусловленные множеством факторов, меняется психология человека как реакция на окружающий мир. Поэтому нам нужно больше научных исследований на эту тему и информации о них в СМИ, ведь подобные тенденции могут быть очень опасны. На данный момент, движение чайлдфри лишь изредка упоминается в СМИ с интонацией укора, но не анализируется так, как того заслуживает. Доля убежденных чайлдфри среди бездетных людей в Москве Среди мужчин 21 % Среди женщин 14 % Среди 18-29-летних 14,3 %

Среди 30-39-летних 22,3 % Среди 40-49-летних 58 %

Научно-технический прогресс ускорил эволюцию социальных институтов. Следствием стали разительные изменения в современной семье. Количество изменений в современных семьях постепенно меняет их содержание и роль в государственном механизме.

Человечество находится в состоянии революционного перехода в новое качественное состояние. Этот процесс воспринимается неоднозначно в разных слоях населения. Молодежь на глазах меняет отношение к жизни. Новые представления о семье заметно отличаются от бытовавших среди родителей, бабушек и дедушек. С одной стороны современные взгляды демократичнее, но с другой – несут в себе заряд замедленного действия с непредсказуемыми последствиями.

Не так давно уборка, стирка, приготовление пищи, уход за ребенком и его воспитание воспринимались исключительно как женские обязанности. Социальной ролью мужчины в семье было добывание средств к существованию. Традиция тянулась с каменного века, только сегодня роль куска мамонтятины взяли на себя денежные знаки. Такое распределение ролей влекло за собой социальное и имущественное неравноправие, семейное насилие и бесконечные личные трагедии.

Современные женщины успешно уравнялись в правах с мужчинами и доказали, что вполне способны выполнять ту же работу, что и они. Впрочем, в России этот вопрос был раз и навсегда урегулирован советской властью. Женщины получили одинаковое с мужчинами право на труд в шахтах, на железнодорожных путях и машиностроительных цехах. Но теперь речь идет о высококвалифицированном и управленческом труде, способном приносить серьезные деньги. Все чаще главным добытчиком в семье становится не мужчина, а женщина. А ее партнеру достается роль домашней хозяйки.

Только в одном мужчина не может заменить женщину – рождении ребенка. Но как быть с карьерой? Не прерывать же ее на несколько лет ради детей? Даже если выйти на работу, то кому понравятся бесконечные больничные листы? Законодательство отреагировало на изменившиеся условия достаточно оперативно. Теперь отпуск по уходу за ребенком может взять и папа. То же самое относится и к больничным листам.

Не нужно путать декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком. Беременеть и рожать мужчины пока что не научились, а это значит, что в декретный отпуск по беременности может уйти только женщина. А вот в отпуск по уходу за ребенком обычно уходит тот из родителей, чей заработок меньше.

Обсуждая тему современной семьи, невозможно замолчать такой животрепещущий вопрос, как однополые браки. Совсем недавно гомосексуальные отношения в России были уголовным преступлением. Эта статья Уголовного Кодекса отменена и люди с «нетрадиционной ориентацией» перестали ее скрывать. Одновременно весь мир захлестнула волна борьбы за права секс-меньшинств. Они населяют целые кварталы Парижа, Лондона, Лос-Анжелеса. Гей-парад стал чуть ли не обязательной принадлежностью каждого города, туристической приманкой.

На этом фоне неожиданно резко прозвучал принятый в России закон о запрете гей-пропаганды. Ни одного разрешения на проведение гей-парадов на территории Российской Федерации не было выдано, а самовольные мероприятия достаточно жестко пресекаются. Впрочем, недавно мэр Архангельска обещал разрешить ЛГБТ-митинг. И даже дату назвал – 2 августа. По странному стечению обстоятельств, как раз на этот день приходится праздник 85-летия ВДВ…

Интересно, что такая позиция властей одобряется большинством населения. Если вдуматься, то при настоящей демократии меньшинство не может диктовать правила большинству. Тем более в таком щепетильном вопросе. И, хотя множество стран уже юридически узаконили однополые браки, в России эта идея еще не скоро воплотится в действительность. Это говорит о достаточно консервативных взглядах нового поколения на допустимость подобных союзов. И уж полное отторжение вызывает вопрос о разрешении усыновления и удочерения детей гомосексуальными семьями. При этом, к самим по себе сексуальным предпочтениям российская молодежь относится достаточно безразлично.

Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и индуизм твердо и однозначно осуждают любые проявления гомосексуализма. Такая семья не выполняет своего главного предназначения – продолжения рода. Но современная мораль относится к таким семьям вполне лояльно.

Семья всегда строилась на основании некоего негласного договора. Но в последнее время вошло в моду заключение настоящего юридического договора между будущими супругами о правах и обязанностях каждого из них в будущей ячейке общества. Заодно уж оговаривается и доля каждого при разводе.

Как бы не менялся мир, в основе любой цивилизации всегда будет лежать семейный союз. Его формы могут трансформироваться, но неизменными должны оставаться цели – продолжение рода, счастье и здоровье всех членов семьи. Маленькие крупинки человечества не дадут ему выродиться и исчезнуть с карты Вселенной.

Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Студент очной формы обучения, кафедра социологии

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация:

На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились.

Ключевые слова:

семья; брак; форма; норма; ценности.

family; marriage; form; the norm; values.

УДК 1.111.8

Какие формы семьи должны являться нормой в современном обществе? На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились. Например, «главой» в традиционной семья всегда являлся мужчина, власть в доме принадлежала ему, а все домашние обязанности были закреплены за женщиной. Сегодня такая структура очень условна, жена и дети подчиняются мужу чисто формально, а не редко именно женщина принимает статус «главы» в семье и несет всю ответственность, а домашние обязанности могут выполнять оба супруга по очереди, или только муж.

Семья - является частью общества, а значит с изменениями в политике, экономике и других его сферах, меняются моральные оценки и взгляды людей, всё этот отражается на структуре семьи. Таким образом, проблема семьи в современном обществе очень актуальна.

Итак, с развитием общества изменяются брак и семья. Брак представляет собой основу семьи, ведь зачастую характер семейных отношений зависит именно от того, какие мотивы обусловили заключение брачного союза. Брак все реже основывается на любви и теплых отношениях, чаще он просто является следующим этапом после холостой жизни. Молодожены вступая в брак не чувствуют единства, у них нет духовных обязательств. Они не боятся потерять семью, муж и жена знают, что в случае каких-либо серьезных разногласий, есть семейное право, которое регулирует имущественные отношения и регламентирует поведение супругов. Специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Чаще всего именно брачная пара является основой для создания семьи, но на сегодняшний день это не обязательное условие. Наиболее распространенной нетипичной формой семьи является так называемый гражданский брак, при котором отношения между мужчиной и женщиной официально не зарегистрированы. Или наоборот, брак может быть зарегистрирован, но супруги предпочитают жить отдельно, или допускают отношения на стороне.

Так же всё чаще встречаются неполные семьи в которых вовсе отсутствует один из родителей. Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем, такие семьи часто испытывают трудности и сталкиваются с проблемами воспитания детей. Возникает такая семья по многим причинам, например, расторжение брака, смерти одного из родителей, или рождения ребенка вне брака. Сегодня многие материально обеспеченные и не зависимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание ребенка. Такие женщины не вызывают осуждения у общества, это все более становится привычным.

Мощным толчком для смены основ семьи, ее ролей, послужила эмансипация женщин. Теряется зависимость женщин от мужчин, они зарабатывают и трудятся на равных. Зачастую мужчины становятся материально зависимы от женщин.

Распространились и опекунские семьи. Многие пары не могут иметь детей в связи с экологическими проблемами, недостаточно серьезным отношением к своему здоровью или генетической несовместимостью. Такие семьи могут усыновить ребенка, причем как из своей страны, так и из другого государства. Опекунские семьи могут вызывать непонимание и неодобрение со стороны своего окружения и общества. Супруги должны быть готовы к такому серьезному шагу как усыновление, не только материально, но в первую очередь морально и психологически.

В современном обществе распространенной является ситуация, когда супруги в семье относятся к разным культурам. Происходит их смешение в одной семье. Здесь супругам важно понять, что им необходимо адаптироваться друг к другу, попытаться понять и принять культурные привычки и традиции. Чем ближе расположены друг к другу народы - как территориально, так и исторически, тем меньше у них проблем и споров. Если в семье произошел конфликт, то скорее всего именно по причине расхождения в культуре. Людям одного вероисповедания легче найти точки соприкосновения, общая религиозная культура во многом сказывается на взаимоотношениях.

Разное вероисповедание, привычки и традиции, отношение к определенным событиям становятся более заметнее при рождении и воспитании ребенка. Ребенку сложно воспринимать несколько культур сразу, ведь одна культура может противоречить другой. Наказывать -не наказывать, держать в строгости -или все разрешать, из -за подобных различий в воспитании конфликтуют родители, а ребенку сложно определится чью позицию занять. Супругам важно приди к единой манере воспитания, а так же привить уважение к обоим культурам. Смешанные семьи с интересом воспринимаются обществом. В каких-то странах они осуждаются, а где то наоборот, все привыкли к смешанным бракам, ведь они были и будут в нашем стремительно меняющимся мире.

В современном обществе все более распространены нуклеарные семьи. Расширенных семей почти не осталось. Это связано с тем, что молодые люди пытаются жить свободной и самостоятельной жизнью, без помощи родителей. Но зачастую, у молодых супругов еще нет собственного жилья и они вынуждены временно проживать с родителями, тем самым полагаясь на их помощь.

Чаще всего в современных семьях распространенной проблемой является отсутствие у родителей времени на общение с детьми в связи с занятостью. Желание человека работать и как можно дальше продвигаться по карьерной лестнице, в большинстве случаев вообще не предусматривает собой рождение ребенка. Сегодня сложно устроится на высокооплачиваемую работу, когда у тебя есть ребенок. И тут все более распространенной проблемой является не желание иметь детей вовсе.

Многие работают без отпусков и выходных, родители настолько увлечены своей работой и построением карьеры, что сами того не подозревая ставят работу на первый план. На воспитание детей у них не остается времени, а затем и желания. Тут на помощь родителям приходят всевозможные родственники, няни, но ребенок не получает должного внимания и опыта именно со стороны мамы и папы. Вследствие чего он перестает уважать и подчинятся родителям, а через некоторое время полностью становиться независимым.

Таким образом, в связи с изменениями в обществе происходят изменения в семье. Политическая, экономическая, демографическая и социальные сферы общества неизбежно сказываются на ячейке общества. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.

Современная семейная система достаточно простая, сегодня легко вступить в брак и так же просто развестись, социальные, правовые и религиозные барьеры сведены к минимуму. В современной семье очевиден переход от расширенной формы к нуклеарной. Возросло число повторных браков и семей где возраст между супругами существенно велик. Одной из тенденций развития семьи является падение рождаемости и уменьшения числа детей в семье, часто это связывают с тем, что оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры и самореализации. Так же наблюдается большой рост неполных, материнских и опекунских семей. Увеличение таких видов семьи как гражданский брак. Увеличивается число смешанных семьей, где супруги являются представителями разных культур.

Библиографический список:


1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.
3. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1996.
4. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура/Сост. и вступ. Статья. А.Н. Николюкина.- М.: Республика, 1992.

Рецензии:

9.06.2015, 0:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации после доработки. 1. Откорректировать название статьи. Необходимо сузит тему. какая семья (молодая, межэтническая, неполная)? 2. Определить четко проблему исследования (новизну)Если правильно поняла из текста, то поднимается проблема трансформации ценностной ориентации в молодых семьях. 3. Вывод должен содержат приращение знание (авторскую новизну). 4. Писать о современной семье ссылаясь на источники 19-20 столетий странно. покажите статистические данные исходя из которых вы делаете те или иные умозаключения. Посмотрите работы Верещагиой А.В. по этой теме