История пеленания ног в китае. «Лотосовая Ножка. Начальный или «попытка бинтования»

Странный обычай бытовал в Китае более тысячи лет — девушки бинтовали ноги. По легенде, дошедшей до наших дней, император, Ли Юй потребовал от наложницы исполнить «танец лотоса», предусматривающий бинтование ног белой шелковой тканью. Танец Яо Нян произвел фурор, а представительницы из высшего общества стали копировать поведение. С того момента понятие «лотосовые ножки» плотно вошло в быт. Фотографу Джо Фаррелл удалось снять легендарное поколение китайских женщин, испытавших на собственном опыте древнюю традицию.

Бинтовали ноги девочкам, до момента полного формирования стопы. Сильно согнутая стопа вдавливала пальцы в подошву, под прессом пальчики ломались. Следом накладывали плотно повязки и бинты.


Размер ноги характеризовал принадлежность дамы к обществу избранных, считалось, высокопоставленная леди не должна ходить самостоятельно. Следовательно, необычный обычай могла позволить только знать, где слабость женщины считалось за честь.


Идеальная ножка должна была составлять всего 10 см в длину.


Сама процедура бинтования была невероятно мучительной. Девочки практически не могли самостоятельно ходить, а тем более играть в подвижные игры.


Для Су Кси Ронг бинтование ног было единственной возможностью выйти замуж. Сама бабушка бинтовала Су ноги, а если та пыталась снять бинт, то в качестве наказания ей срезали кожу с ног.


К сожалению, «лотосовые ножки» лишили Су возможности ходить


А для Си Инь Чжинь бинтование ног было вполне привычной процедурой. С раннего детства ее ноги были в тугих повязках, так что приняли форму практически кукольных туфелек.


А это стопа 103-летней Чжан Юнь Инь.


Такая деформация стоп должна была сделать супружескую жизнь счастливей, но на самом деле только усложняла жизнь девушек.


Когда в 1949 году к власти пришли коммунисты, им удалось добиться полного запрета на бинтование ног


А до того переломного момента женщины всю жизнь были вынуждены бинтовать себе ноги и даже ломать их снова и снова.


При этом разбинтовывать ноги было тоже крайне больно. Пуэ Хуи Инь начали бинтовать ноги в 7 лет, в 12 лет требовалось снять повязки, но она уже не могла этого сделать, ведь без утягивания стопы еще сильней начинали болеть. По этому и по сей день она туго стягивает ноги.


Гуо Тинг Ю в 15 лет начала самостоятельно бинтовать себе стопы, пытаясь добиться идеала красоты.


Эти женщины — последнее поколение, испытавшее ужасы и муки древней китайской традиции

Будьте интересными вместе с

Каждому народу, живущему на нашей планете, присущи свои особые традиции. Иногда они не очень понятны представителям других цивилизаций. Иногда они могут вызывать осуждение у людей, не знакомых с чужой культурой. Но, тем не менее, эти традиции существовали, а некоторые даже продолжают существовать до сих пор и гармонично уживаться с повседневностью.

Обычай, о котором расскажет эта статья, восходит к глубокой древности. Он практиковался в на протяжении почти 10 столетий. Известен этот обычай как «бинтование ног». В прежние времена китайские мужчины считали, что идеальная женская красота заключается в покачивающейся подобно иве фигурке, семенящей походке и в крошечных ступнях. Последние даже имели название - «Лотосовые Ножки».

Иметь маленькие ступни были обязательным условием для всех китаянок, желающих выглядеть достойно и пользоваться уважением в обществе. Также это резко повышало их возможность вступить в удачный брак. Обычные «грубые и неотесанные» ножищи принадлежали лишь деревенским чурбанам, жителям глухих сельских глубинок. К изгоям моды прикреплялось обидное прозвище «большеногие демоны». Примечательно, что, планируя женить своего отпрыска, родители жениха сначала вопрошали родителей невесты о ее размерах ее стопы. Красота лица девушки была делом второстепенным.

Удовольствие иметь ножки, пользующиеся спросом у порядочных кандидатов на руку и сердце, обходилось представительницам слабого пола ужасной ценой. Когда девочке исполнялось 4-5 лет заботливые родители, бабушки или служанки приступали к ужасающей процедуре. Ступни малышки туго перебинтовывались особым образом, практически полностью исключавшим возможность их полноценного роста. Хорошо, что подобное еще не применяли к грудным младенцам, ведь сильные боли в ногах могли бы запросто их убить. В дальнейшем перебинтованная таким образом ступня подвергалась серьезному искривлению. Довольному взгляду сватов представала милая маленькая ножка в носочке из бинтов.

Древние китайцы искренне были убеждены в том, что родившиеся в настоящей жизни женщиной расплачиваются за прегрешения, совершенные в прошлой жизни. По их мнению, бинтование ног хотя и являлось тяжким испытанием, но помогало избежать в новой жизни очередного перерождения в женщину.

Обычно девочкам ноги бинтовали матери. И сама процедура и следующие за ней испытания доставляли немало горя и мук заложницам распространенных в то время понятий о прекрасном. Хотя материнское сердце сжималось от горя при созерцании страданий дочери, мама прекрасно понимала, что этого требуют обычаи, исходившие от самого «Сына Неба». Если же ноги бинтовала мачеха или тетя, то они обычно проявляли куда большую жесткость и безразличность к боли девочки. Существует история об одном китайском старике, который получал истинное удовольствие, наслаждаясь рыданиями своих дочерей, испытывающих адские боли при процедуре. Еще один богатый китаец прославился тем, что лично сек своих провинившихся или же просто попавшихся под горячую руку наложниц по их крошечным замотанным ступням. Сек до тех пор, пока на бинтах не проступали кровавые пятна.

Впрочем, многие китаянки, вырастая и забывая пережитые в детстве муки, начинали гордиться своими «лотосовыми ножками». При этом в разных областях Китая были собственные критерии их красоты. В одних районах предпочитали более узкие ступни, в других — ценили короткие и миниатюрные. Форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек» были совершенно разными.

Рассказывают, что в древности в Китае жила одна придворная дама, страстная любительница всего изящного и прекрасная танцовщица. Желая достичь вершин совершенства, она однажды сделала себе крошечные туфельки в виде цветков лотоса золотистого цвета. Размер их был чрезвычайно мал. Даме пришлось забинтовать свои ступни кусками шелковой ткани и долго танцевать. Ее изящная семенящая походка и покачивания вошли в легенду и послужили началом для этой традиции. Один известный эссеист, отличавшийся сильной любовью к этому модному обычаю, даже создал произведение, в котором описал 58 разновидностей «лотосовых ножек», каждую из которых он подробно охарактеризовал и оценил по собственной 9-балльной шкале.

В те времена для китайских мужчин большим удовольствием была возможность лично размотать ножку любимой, чтобы насладиться красотой идеальных пропорций, совершенным видом и, конечно же, изысканным ароматом. Бинтование ног в Китае полностью подчинилось мужским взглядам на женскую красоту. Ужасный обычай стал частью общей психологии и массовой культуры. Несчастные женщины фактически были обречены на пожизненные боли и страшные неудобства. Тяжкое увечье ступни было ценой за успех у мужчин и хорошее положение в обществе. Особенно рьяные поклонницы моды прибегали даже к услугам костоломов.

Заложницам традиций приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы красотки сильно напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. В результате насилия над собственным телом у несчастных женщин образовывались огромные окаменелые мозоли. Ногти на искривленных пальцах врастали в кожу. Сама стопа истекала гноем, кровообращение в ступне сильно замедлялось. Даже небольшая уличная прогулка требовала от модницы громадного напряжения сил, поэтому зачастую китаянки прибегали к помощи родственников или слуг.

Согласно имеющимся данным, всего через бинтование ног прошло около миллиарда китайских женщин. Впрочем, указанная процедура долгое время являлось «табу» для публичных обсуждений, и его стыдливо замалчивали даже образованные китайцы. С появлением в стране европейцев и начала активного заимствования (и вторжения) западной культуры ситуация стала постепенно изменяться к лучшему.

Первые споры, затрагивавшие наболевший вопрос, начались в 20-х годах прошлого столетия. Шокированные увиденным в Китае европейцы строго осудили варварский, по их мнению, обычай, калечащий несчастных женщин. По их мнению, подобные традиции стали вопиющими примерами открытого порабощения, подлинного уродства и отъявленной бесчеловечности. Просвещенные китайцы, посмевшие согласиться с «иностранными дьяволами» и публично затронуть эту тему прилюдно, поначалу подвергались жестким нападкам цензуры. Некоторые из них даже были заключены в тюрьму за подрыв устоев и общественных нравов. Полностью все изменилось с приходом к власти коммунистов, запретивших этот кошмарный пережиток прошлого.

Хотите лично ощутить какие страдания приходилось терпеть юным китаянкам? В таком случае вы можете выполнить следующую последовательность действий:

Достать кусок любой материи длиной примерно 3 метра и шириной примерно 5 сантиметров.

Взять пару детских башмаков или туфель.

Попробовать подогнуть пальцы на ноге (кроме большого) внутрь стопы. Затем обернуть материей пальцы и затем пятку. Свести пальцы ног поближе друг к другу, плотно замотать остальной материей ногу вокруг стопы.

Одеть детскую обувь и попробовать немного пройтись.

Представить, что вам сейчас пять лет, а ходить так придется всю оставшуюся жизнь.

Доброго времени суток!
Вы видели фотографии стоп китаянок, специально изуродованных так, чтобы быть немыслимо маленького размера? Почему крошечная стопа так ценится в Китае и откуда взялась эта странная традиция

Истоки китайского «бинтования ног» восходят к седой древности, к 10-му веку. Легенда повествует: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко». Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

К 10 годам, если девочка выживала, нога была «готова». Длина ступни не превышала 7-10 см. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность. После этого она начинала учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года уже была готовой девицей «на выданье».

Крохотные ступни сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась «Золотые лотосы». Благодаря этому заниматься любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее «рыночная стоимость», то есть шансы удачно выйти замуж. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной», что обеспечивало ей внимание женихов.

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе «эстетическое чувство будет оскорблено». В постели китаянка не расставалась с туфельками.
Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли»

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем традиции оказались крайне живучи.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что такое «Лотосовая ножка»:

Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

Возьмите пару детских туфель.

Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.Засуньте ногу в детские туфли.

Попробуйте прогуляться.

Представьте, что вам пять лет…

…и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.


В довершение всего скажу: у меня 37 размер ноги и я так этому рада:-)

Этот состоящий из двух частей материал задуман для того, чтобы дать объективное понимание традиции бинтования ног женщинам и её роли в истории Китая. Никаких воплей, никаких истерик, лишь спокойный, взвешенный анализ, вызванный стремлением разобраться в непростом вопросе. Первая часть будет состоять из общеизвестного познавательного, вторая – из необычной (по крайней мере насколько я могу судить) для рунета информации.


Вступление.

Тема достаточно непростая.


Во-первых, современному человеку трудно сохранять трезвость и объективность мышления, зная все подробности и имея перед глазами результат процесса бинтования. Во-вторых, обычай давно на все лады предан анафеме всевозможными феминистскими деятелями и борцами за права человека, в свойственной им истеричной манере. Бинтование ног уже долгое время находится в ряду наиболее эффективных инструментов демонизации Китая, в бинтовании положено каяться. Результат налицо – вопрос является чрезвычайно болезненным и неравномерно освещённым, а сами китайцы предпочитают не касаться его даже десятиметровой палкой. Из-за этого мы сегодня можем черпать лишь весьма одностороннюю информацию, базирующуюся на строго прозападной точке зрения. Западная цивилизация вообще обладает беспримерным стремлением не только прийти в чужой монастырь со своим уставом, но и не глядя навалить на чужой устав такую здоровенную кучу, что в монастырь после этого зайти невозможно.


Давайте загуглим словосочетание “бинтование ног”. Что мы найдём? “Бессмысленно жестокий феодальный обычай...”, “физическая, духовная и интеллектуальная дегуманизация женщин...”, “орудие сексуальной эксплуатации...” Перечислять эмоциональные эпитеты можно бесконечно. Это наглядная иллюстрация к сказанному в предыдущем абзаце.


Учитывая всё перечисленное, я обещаю пытаться сохранять объективность, даже если за это придётся поплатиться собственным разумом (шутка).


А если без шуток, то в отличие от самоуверенных рассказчиков про обезьян с бананом в клетке, я уверен, что традиция как регулятор общественных отношений, а тем более столь жестокая и своеобразная традиция, не может существовать тысячу лет, не выполняя в обществе никакой полезной функции. Понимание же или хотя бы попытки понимания предпосылок и смысла процесса считаю гораздо полезнее его слепого охаивания. Образно выражаясь, сообщения “Вася съел Петю”, “Вася съел Петю чтобы скрыть убийство” и “Вася съел Петю чтобы не умереть от голода” несут разную смысловую нагрузку и вызывают разную реакцию, хотя сам факт поедания одним гражданином другого не становится менее отвратительным.


Особо подчеркну следующее: понимание причин и смыслов несомненно способно оправдывать, но только на определённом историческом отрезке, и не означает призывов к воскрешению подобных обычаев или продолжению их практикования; очевидно, что в наше время они давно потеряли свою актуальность.


Мне вообще не хотелось бы писать ничего о истории, деталях процесса и других пережёванных до оскомины вещах, а сразу перейти к предпосылкам и социальной роли. Но, к сожалению, в таком случае текст потеряет самодостаточность. Поэтому терпите.

История.

Письменные свидетельства говорят о том, что традиция бинтования ног восходит ко двору южной династии Тан в Нанкине, танцовщицы которого были знамениты своими маленькими ножками и прекрасными изогнутыми туфельками. Первоначально практика бинтования распространилась среди придворной знати, от которой передалась элитам в наиболее богатых регионах Китая. Бинтование ног девочкам было свидетельством как их свободы от ручного труда, так и зажиточности мужчины и его способности содержать неработающих членов семьи, которые лишь служат мужчинам и управляют домашней прислугой. При этом экономическое и социальное положение таких женщин способствовало как увеличению привлекательности обычая для женщин, так и повышению сексуальной привлекательности для мужчин из элитных семей. Поскольку низшие слои общества стремяться копировать стиль элиты, обычай начал распространяться вниз по социальной лестнице и вширь географически.


Способы бинтования при этом были разнообразны как по форме, так и по сопутствующим ритуалам, не будучи сколько-нибудь значительно стандартизированными. Единственным строгим стандартом стал так называемый Золотой Лотос. Судя по всему, изначально Золотым Лотосом называли вообще любое бинтование женской ноги в эстетических соображениях, однако со временем стремление ко всё меньшей стопе и более эстетичной форме достигло своего предела, включающего переломы пальцев и костей свода. Именно эту крайнюю форму бинтования и стали называть Золотым Лотосом, именно она была наиболее желанна женщинами в большинстве регионов, при этом идеалом было расстояние от задней поверхности пятки до кончика большого пальца 7.5 - 8 см. Во время ходьбы женщина практически не могла наступать на переднюю часть стопы, что привело к появлению особой осторожной и пошатывающейся походки на пятках – походки лотоса, которая считалась очень милой и сексуальной.


Золотой Лотос практиковали женщины Хань. Другие народности или использовали более мягкие формы бинтования, не ломающие кости, а лишь предотвращающие рост стопы, или вообще не занимались бинтованием, как хакка и маньчжуры. Завоевавшие китай монголы также не практиковали этот обычай. Таким образом, бинтование стало своеобразным способом этнической самоидентификации китайцев.


Кроме того, и среди Хань далеко не все могли себе позволить иметь в семье практически беспомощную женщину. Так, в южных регионах, где благополучие крестьян покоилось на выращивании риса, традиция использовалась заметно реже и в более мягких формах чем в северных, а среди низших классов – реже и мягче чем среди высших.


Заметный вклад в распространение внёс известный философ Чжу Си (1130-1200 н.э.), чьи комментарии конфуцианской классики стали новым каноном неоконфуцианства, которое доминировало в интеллектуальной и философской жизни Китая на протяжении шести веков. Будучи горячим поклонником бинтования, он распространил эту традицию в южном Фуцзяне для популяризации китайской культуры и обучения населения правильным взаимоотношениям между полами. Он оказал огромное влияние на других авторов, которые стали упоминать практику бинтования как нечто естественное и само собой разумеющееся.

Процесс бинтования. (из Wiki).

Инициацию проводили чаще всего в возрасте от 3 до 5 лет, прежде чем кости девочки полностью сформировались, в зимние месяцы, когда холод делает боль не столь сильной.


Прежде всего ногу погружали в тёплую смесь из трав и крови животных; это делалось с целью размягчить стопу и облегчить процесс. Потом ногти обрезали настолько глубоко насколько это возможно, дабы предотвратить их врастание в плоть и последующие инфекции, поскольку пальцы будут плотно прижаты к ноге. Для подготовки к последующему ноги нежно массировали. Полосы из хлопковой ткани, длиной три метра и шириной 5 сантиметров, подготавливали пропитыванием всё той же смесью трав с кровью.


Пальцы загибали вниз, потом с силой придавливали к стопе до тех пор пока они не сломаются. Далее сломанные пальцы плотно прижимали к подошве. После этого стопу сжимали вдоль, направляя переднюю часть к пятке и ломая свод. Поверх восьмёркой накладывали бинты, начиная от внутренней части стопы к внешней, потом над пальцами, под стопой и вокруг пятки. Свежесломанные пальцы как можно сильнее прижимая к подошве ноги. С каждым витком намотка становилась всё туже, как можно сильнее приближая пятку к основанию пальцев, заставляя сломанную ногу образовывать узкую арку, и прижимая пальцы снизу. Всё это вызывало страшную боль. Когда бинтование заканчивалось, конец ленты прочно зашивался чтобы избежать возможного ослабления. По мере того как намотка высыхала, она сжималась, делая конструкцию ещё туже.


С этого момента ноги требовали огромного количества внимания и заботы, и регулярно разматывались. Каждый раз их промывали, осторожно проверяли пальцы на наличие травм, обрезали ногти. Ноги также массировали чтобы размягчить их и сделать связки и сломанные кости более подвижными, а также вымачивали в отварах, чтобы избавиться от омертвевших тканей. Немедленно после этой процедуры пальцы снова прижимали и ногу забинтовывали. Намотка каждый раз становилась всё туже и болезненней. Разбинтовка производилась как можно чаще (для богатых по крайней мере раз в день, для относительно бедных два-три раза в неделю), со свежими бинтами. Обычно этим занималась старшая женщина в семье или профессиональная бинтовальщица. Считалось нежелательным чтобы этим занималась мать, поскольку она может поддаться слабости к страданиям дочери и забинтовать недостаточно туго. Профессиональная намотчица игнорировала плач и крики и продолжала мотать невероятно туго. Профессионалы были также более жестоки в инициации, иногда ломая пальцы в 2-3 местах и даже полностью их разрушая, чтобы сильнее прижать к подошве. Девочка страдала от невыносимой боли, но у стопы при таком подходе было больше шансов достичь идеала в 7.5 сантиметров. Девочке не разрешалось отдыхать после замотки. независимо от того насколько сильна боль, она должна была ходить, так что вес тела поможет сжать стопы и достичь нужной формы.


Обычным явлением были инфекции. Ногти, несмотря на большую заботу и регулярное подрезание, зачастую прорастали сквозь кожу, занося заражение. Поэтому иногда их полностью вырывали. Тугость замотки приводила к нарушению кровоснабжения стопы и практически полному прекращению кровообращения в пальцах, так что излечение любой травмы было маловероятно. Положение становилось всё хуже и приводило к гниению пальцев. Если инфекция проникала в кости, они размягчались, после чего пальцы отваливались. Впрочем, это считалось положительным явлением, так как ногу можно было замотать ещё туже. Порой девочкам с крупными пальцами специально заматывали осколки стекла или куски разбитой черепицы, чтобы вызвать повреждения и занести инфекцию. Инфекцию сопровождало общее недомогание, которое могло привести к смерти от сепсиса. В будущем подвергшаяся бинтованию девочка также была более болезненной и склонной к травмам. Даже после того как стопы заживали, они могли повторно сломаться. Пожилые женщины часто получали переломы таза и других костей из-за падений, вызванных трудностями с сохранением баланса.


Кроме того, некоторые из образовавшихся складок промыть было невозможно, из-за чего там скапливались бактерии и грибок. Нога, если её разбинтовать, источала зловоние, поэтому стопы становились крайне интимной частью тела. Даже в постели с мужем женщина надевала специальную обувь и спрыскивала её благовониями.


Продолжение следует.

О бинтовании ног в Китае. Кто-то считает, что эта тема избита, кто-то с каждой такой статьей открывает что-то новое для себя. И это верно. Много информации не бывает. Сегодня я хотел бы взглянуть на проблему маленьких ног в Китае с несколько необычной стороны — со стороны защитников этого обычая и сторонников мнения, что бинтование ног есть один из аспектов самобытной китайской культуры и не стоит относиться к нему, как к чему-то варварскому и ужасному.

Не так давно я в университете брал курс, который назывался “Китай до 1800 года”. Одна из особенностей западного образования состоит в том, что преподаватели всячески поощряют студентов мыслить критически и переосмысливать, казалось бы, непреложные истины. Этот курс не стал исключением. Одной из книг, которую мы проходили, была Every Step A Lotus: Shoes For Bound Feet (2001) профессора Колумбийского университета Дороти Ко.

Стоит оговориться, что профессор Ко является ведущим экспертом в гендерной истории Китая. Она рассматривает обычаи и традиции Азии в рамках феминизма и гендерной теории. Профессор Ко предлагает взглянуть на различные культурные практики с точки зрения эксплуатации женского тела и того, как эти практики отразились на роли женщин в обществе. Все мы, читая истории о бинтовании ног в Китае, содрогаемся и морщимся. Еще бы, садистские подробности, смакующие описания этой «антропологической диковинки», изобилующие сломанными костями, кровью, гноем и вонью, вполне могут составить конкуренцию трешевым фильмам ужасов в стиле «Атака помидоров-мутантов» и «Месть человека-угря и его друга Сосиски».

И всё вроде бы верно, чего переть против правды, всё же по большому счету так и было. Да, было, и даже относительно недавно – до середины ХХ-го века, — переломанные кости, ужасный запах от разбинтованных ног, летальные исходы. Однако можно задать себе вопрос: неужели на протяжении веков в Китае все матери и отцы были садистами и получали удовольствие от этой ужасной процедуры над собственными детьми? Неужели в этом была абсолютная необходимость и без этой добровольной пытки все женщины были обречены оставаться старыми девами? Если бы все женщины резко воспротивились этому, неужели нельзя было бы отменить эту традицию?». Наверное, не особенно-то и хотели…

Так вот, в своей книге Дороти Ко как раз рассматривает ситуацию с этой точки зрения. Я нашел ее достаточно интересной, аргументированной, опирающейся на здравый смысл и однозначно достойной на существование. Начать следует с того, что вся кутерьма вокруг процесса бинтовки ног была растиражирована западными медиа, и «лотосовые ножки» остаются в сознании обывателей символом подавления китайских женщин и их угнетённого положения в обществе. Однако Ко подчеркивает, что в эпоху Тан бинтованные ноги в восприятии китайцев того времени подчеркивали грацию и красоту их обладательниц.

Наибольшей заботой любой семьи в Китае было удачное замужество дочерей. Замужество или женитьба рассматривались как социальный контракт между семьями. Так вот, Ко говорит, что матери были крайне заинтересованы в том, чтобы выдать дочерей замуж наиболее удачным образом, то есть, за представителя хорошей семьи. Короче говоря, важно было сделать девочку как можно более привлекательной физически для жениха. А крохотные, кукольные ступни были эстетическим совершенством в глазах китайских мужчин, символом женственности и добропорядочности женщины, так же как и её определённого социально-экономического статуса. Мать должна была научить девочку быть женщиной в мужском мире и извлекать максимальную выгоду из своего положения. Для этого ей приходилось бинтовать ноги. Есть версия, что боль от бинтования ног должна была предвосхитить боль от деторождения. Сам этот процесс рассматривался как красивый и очень важный ритуал в жизни девочки, напоминающий один из этапов инициации у мальчиков в различных культурах. Для этого использовались невероятно красивые и дорогие принадлежности.

Процесс этот был крайне интимным. Обычно бабушки, мамы, другие родственницы и «сочувствующие» закрывались в комнате с девочкой, мыли ей ноги дорогими отварами и смазывали различными ароматными маслами. Мужчинам вход туда был строжайше запрещен. Обычно накануне процедуры матери смазывали ноги девочки специальными настоями, которые должны были ускорить процесс заживления, и распаривали кости, чтобы уменьшить боль. Обряд не рассматривался как болезненный урок, нацеленный на то, чтобы показать женщинам их место в обществе, как любят смотреть на это современные феминистки. Более того, Ко настаивает на том, что сама процедура бинтования ног не была обязательной, в отличие от маньчжурских косичек для мужчин. Дело, как говорится, было хозяйское: хочешь бинтуй, не хочешь — женись на бедном крестьянине и работай всю жизнь в деревне вместо того, чтобы передвигаться в паланкине и иметь кучу слуг. Хозяин – барин. Однако маленькие ступни были женским ключом к восхождению по социальной лестнице.

Ко указывает, что 24 августа в Сучжоу был праздничным днем и отмечался с большим размахом. Существовало поверье, что 24 августа отличный день для того, чтобы начать процесс бинтования. Если люди праздновали этот день, значит, они верили в его важность и рассматривали его скорее как нечто хорошее и важное в жизни, нежели что-то плохое. Женщины учили своих дочерей как делать туфли дома, это была семейная традиция. Весь ритуал рассматривался как нечто позитивное, а не как что-то болезненное и то, чего любящие матери хотели бы избежать для своих дочерей.

Однако также важно заметить, что женщины часто использовали хитрости и на самом деле их ноги был намного больше, чем выглядели со стороны. Известны случаи, когда женские ступни не были забинтованы вовсе, но со стороны выглядели, как бинтованные. Важно помнить, что мужья практически никогда не видели голых ступней своих жён. Они могли видеть все что угодно у женщины, но не голые ноги. Ноги считались самым главным и секретным, что есть у женщины, и мужчина не мог осквернить женщину прикосновением к её ногам. Это давало место для хитростей. Например, существовали туфли, с более высоким каблуком и подъёмом, которые визуально делали ногу маленькой за счет высокого подъёма и колодки. Туфли выглядели, как ботиночки, в которых было сложно увидеть, где заканчивается ступня, а где начинается голеностоп.

Китайские бинтованные ножки – это всего лишь один из исторических примеров проявления традиционной гендерной роли. А сколько их было и до сих пор есть во многих странах! Причём, даже в наше время и в гораздо более изуверских формах. Чего стоит одно только так называемое «женское обрезание», практикующееся повсеместно во многих странах Африки и Азии! От мужского обрезания женское отличается так же, как стрижка ногтей — от ампутации. И вправе ли мы обвинять средневековое китайское общество в жестокости и косности мышления, если наш современник, некий доктор (!!!) Нахид Тобия в своей книге «Женщина в арабском мире» пишет буквально следующее: «Потеря гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж» ?! И традиция эта настолько живуча, что даже иммигрировав в такие развитые и социально безопасные страны, как Великобритания, Франция, Германия и США, выходцы из этих стран продолжают ухитряться практиковать эту, зверскую с точки зрения Запада, процедуру, несмотря на то, что она официально запрещена в этих странах. Неужели бедных детей и юных девушек волокут насильно, сковав цепями, к пыточным столам? Осмелюсь предположить, что данная процедура, несмотря на её очевидную болезненность и возможные жуткие последствия, всё-таки кажется самим жертвам благом, сулящим заманчивые выгоды, перевешивающие в их сознании временную боль. И именно поэтому они не бегут в полицию с истошными криками: «Помогите! Убивают!», а сами соглашаются на это испытание.

Не поймите меня превратно! Я не одобряю все эти членовредительские практики. Я всего лишь провожу антропологические параллели. А как вы относитесь к деформации черепа у младенцев в некоторых племенах на территории Африки, Латинской Америки и даже, подумать страшно, у древних сарматов на территории Крыма? Или к ещё одному «милому» обычаю народов, проживающих на территории Мьянмы и Таиланда, — удлинять шею женщин с помощью металлических обручей для создания «эстетического наслаждения» у местных мужчин – экстаз под местным названием «шея жирафа»! Если потом, через несколько лет ношения таких «украшений» у женщины снять эти «бусы», её шея просто сломается, так как атрофировавшиеся к тому времени мышцы будут не в состоянии поддерживать на весу такую длинную шею.

Как итог всего вышесказанного, хотелось бы сказать следующее. И женщины, и мужчины всегда и в любом обществе стремились быть сексуально и матримониально привлекательными друг для друга. Думаю, что и для современных западных женщин ношение шпилек, обтягивающих юбок и тесных лифчиков не является апофеозом комфорта и наслаждения, иначе они бы и дома, в одиночестве, носили бы то же самое. Никто не спорит, что обычай бинтования ног в Китае был не самым гуманным. Однако для того чтобы делать выводы о чем -либо, нужно посмотреть на проблему с разных сторон. Уметь учитывать аргументы и контраргументы. В отношении исторического явления бинтования ног, важно взглянуть на вопрос с точки зрения женщин, и женщин не современных, а живших в те времена и с теми реалиями. Нельзя к одной эпохе и культуре применять стандарты других и судить иную культуру через призму своей. Судить и делать выводы о культуре может только носитель этой культуры, но никак не аутсайдер и чужак, ибо он не видит всей картины и не в силах ее осознать. Так и тут, важно понимать и уважать точку зрения, что, возможно, женщины Китая того времени не рассматривали акт бинтования как нечто варварское и унизительное, нацеленное на то, чтобы покалечить их. Имеет смысл пересмотреть привычное, пренебрежительное, отношение к практике бинтования ног, и взглянуть на это явление под другим углом, для более детального анализа и суждения.

Дороти Ко заканчивает свою книгу фразой: «Я абсолютно убеждена в том, что нам следует воспринимать бинтование ног не как бессмысленный акт нанесения увечий, а осознанную практику, преследующую ясные цели в глазах самих женщин.»