Игры в песочнице. Развивающие игры в песочнице

Зачем ребенку играть с песком?

В летнюю пору в песочнице или на пляже – все дети любят играть с песком. Самые маленькие – делают формочки… и ломают их, а более «опытные пескоманы» - могут часами строить вполне внушительные сооружения.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка, и вот он уже сам добавляет в сухой песок воду и делает массу, пригодную для строительства.

Ребенок от года до трех лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Рассмотрим основные этапы становления у ребенка игры с песком:

Ребенок ваяет и рушит…

«Ах! какой замечательный пирог у нас получился!» Удар, еще удар и от построенного с любовью пирога остались одни руины… Вы в замешательстве, а малыш заливается-смеется, и, - О! Ужас! - направляется к творениям других детей, намереваясь повторить свой опыт…

Остановите ребенка, чтобы не расстраивать других «строителей», но ругать и читать нотации ему не стоит. Почему? Вы не выиграете в этих случаях: такое «неадекватное» поведение – вполне нормально, и даже соотвествует задачам развития в этом возрасте. Сейчас ребенок не только пытается самоутвердиться (наконец выйти из пассивной роли малыша, которого постоянно контролируют взрослые), но и самостоятельно, на практике познать, установить контроль над реальностью, постичь законы Бытия: созидание и разрушение.

Почему это происходит: «Противоправные действия» вызывают бурные эмоции у окружающих – к личности малыша проявляется недюжинное внимание - и так он всего лишь пытается установить социальные связи с другими детьми! Он пока не может делать это по-другому, он еще не умеет играть ВМЕСТЕ с другими детьми, поэтому ему не остается ничего другого, как играть ПРОТИВ них. Отрицая и разрушая – он чувствует себя автономным и самостоятельным! Ведь он умеет это делать очень хорошо!

Так что же делать, если ребенок стремится крушить песочные постройки других детей?

Отвести ребенка от песочницы и занять его другим делом. Не нужно так делать только потому, что это, скорее всего, произойдет против желания малыша, ему так или иначе – нужно получать опыты в работе с песком и общаться со сверстниками.

Присоединитесь к играм Вашего крохи с песком! Станьте ребенку партнером: стройте и ломайте вместе – радуясь и тому и другому! Попутно обязательно объясните малышу – что ломать можно только то – что построил сам, а также по специальному разрешению других «собственников» песочных построек.
Этих разговоров не избежать: Вам следует быть тверже и постоянно напоминать ребенку об этих правилах игры: научите его уважать чужой труд так же, как его собственный. Вряд ли ему будет по душе – если кто-то сломает его куличик.

Игры с песком продолжаются - ребенок чувствует себя умелым…

Игрушки для игр с песком:

В песке ребенку лучше всего играть, используя игрушки для песка – песочные наборы: формочки, ведерки, лопатки, грабли , и даже небольшую тачку или (и) машинку-грузовик – перевозить песок с места на место. Хороши также песочные мельницы (см. рисунок справа): те самые, в которые сверху засыпается сухой песок, и, падая вниз – вращает игрушечные лопасти. Это самые настоящие динамические игрушки – со всеми их полезными для развития малыша свойствами!


Игры с песком:

Малышам от года-полутора – трудно справиться с увесистым ведерком песка – поэтому, лучше всего для строительных работ подойдут небольшие формочки, хорошо помещающиеся в руку.

Покажите, как их наполнять и переворачивать – чтобы делать красивые фигурки из песка.

Фигурки рассыпаются? Ничего страшного – главное – кроха сделал их сам, а с опытом придет и умение делать их более прочными и аккуратными. А пока – он будет повторять вновь и вновь эти действия, пока не отточит свое мастерство.

Увлекательная игра с песком - для малышей - пряталки . Кроха с радостью будет прятать в песке свои игрушки, чтобы Вы их находили, и наоборот - с удовольствием искать и находить то, что закопали вы.

Детки постарше (2-3 года) могут вполне делать большие торты и замки – с помощью игрушечных ведерок. Их можно украшать: выкладывая из камушков мозаику, листиками и цветами, равномерно присыпать сверху «сахарной пудрой» - сухим песком. Добавить воды – и в ведерке замесилось тесто, из которого можно делать «пирожки», или варить «кашу». Выкладывая такое тесто (консистенции сметаны) на бортик песочницы и позволяя ему подсохнуть – получаются «зефирки» замысловатых форм.

А может, с помощью камешков, скорлупок, палочек и веточек, ребенку интересно будет создать мозаечный узор на песке или, не без Вашего участия - построить целый "природный ландшафт" с деревьями, горами и каменными тропинками.

Песочные игры вполне можно организовать и дома. Пусть летом этого ребенку и на улице хватает, но на зиму самое время запастись песком.
Импровизированную песочницу легко устроить с помощью тазика или пластикового ящика, в который насыпается просеянный, промытый и прокаленный в духовке песок.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для ребенка. Они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость. Песочница открывает широкие возможности для обучения и развития ребенка любого возраста. Как использовать их по максимуму?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Малыш осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНОГО КОНТРОЛЯ. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом стоит дать ему больше свободы и уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Скорее всего, на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но и такой результат – это опыт, который работает на обретение самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

НЕ СТАВЬТЕ СВЕРХСЛОЖНЫХ ЗАДАЧ. Не стоит предлагать годовалому малышу построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью. С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

КОММУНИКАЦИЯ

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации, разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей, и т.п.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою.

НАБЛЮДАЙТЕ. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

БУДЬТЕ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫ. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас кое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку – это уже потенциально конфликтная ситуация. Возможно, в песочницу придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Возьмите с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если они предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

ИНТЕЛЛЕКТ

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

ЗАХВАТИТЕ НА ПРОГУЛКУ БУТЫЛОЧКУ ВОДЫ. Поливайте отдельные участки песочницы и обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Дайте ему возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом можно поиграть в игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев.

ПРОВОДИТЕ ОПЫТЫ по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Поставьте интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное (подойдет емкость из-под магазинной квашеной капусты), насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в полное шишек ведерко еще много-много песка.

Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – ПОИСК В ПЕСКЕ СОКРОВИЩ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где и закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

Песок дает прекрасные возможности для ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ И МАТЕМАТИКЕ. Можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать их по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек – веточка – шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Прежде всего это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию воображения и творческих способностей крохи. Можно заниматься лэндартом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились рисунки – рыбки, котики, цветочки.

Взято https://vk.com/umniy_ptah?w=wall-51291566_6397

Вот и пришло долгожданное лето! Кто-то проводит его в городе, кто-то на море, кто-то на даче. И где бы вы не были — везде можно найти песочницу и на долго увлечь ребенка песочными играми!

Предлагаю вам нашу подборку любимых игр с песком.

Игра с песком: Следы

Покажите малышу, что если приложить ладошку, ногу или любой другой предмет к песку и немного надавать — то на песке останется четкий след. Предложите попробовать самому оставить свой след, а затем сделать из следов узор или рисунок. Пофантазируйте — чем еще из окружающих вас предметов можно оставлять следы на песке.

Игра подходит для детей от 1.5=2 лет.

Игра с песком: Таинственные следы

После того, как малыш понял, что на песке можно оставлять следы разными предметами — предложите ему поиграть в угадайку. По очереди оставляйте следы разными предметами и угадывайте, кто или что оставило таинственный след.

Игра подходит для детей от 1.5-2 лет.

Игра с песком: Сапер

Игра моего детства. В песок закопать свою руку и предложить ребенку максимально аккуратно раскопать вашу руку, не дотрагиваясь до нее. Когда песка остается немного — его можно сдувать. После того, как миссия выполнена успешно или провалены — поменяйтесь ролями.

Игра с песком: Тир

Начертите на песке круглую или квадратную мишень и предложите ребенку бросать в мишень камушки, ракушки или шишки с небольшого расстояния. Задача — попасть как можно точнее в центр мишени. Если у мишени нарисовать несколько областей, как в настоящем тире, то можно вести подсчет набранных баллов и устроить целое соревнование!

Игра подходит для детей от 3 лет.

Игра с песком: Буквы и цифры

На влажном песке легко писать, использую подручные материалы — камушек, веточку, палец и так же легко стирать надписи. Это отличная возможность познакомить ребенка с буквами, цифрами, простыми словами. Напишите букву или цифру, предложите ребенку повторить за вами или написать буквы, цифры или слова на слух.

Игра подходит для детей от 3 лет.

Игра с песком: Поиски сокровища

Попросите ребенка отвернуться и спрячьте в песке несколько небольших игрушек. Не прячьте слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда:). А затем предложите ребенку начать поиски сокровищ. Вариантов игры может быть несколько — найти все спрятанные сокровища, найти конкретное сокровище или найти несколько сокровищ в определенном порядке.

Если песок сухой и легко пересыпается, то можно представить, что вы ищите не просто сокровища, а древние артефакты и применить для раскопок кисточки и тряпочки, чтобы проводить раскопки очень аккуратно.

В процессе можно пофантазировать и придумать вместе историю — как сокровища сюда попали и кто из спрятал.

Игра для детей от 4 лет

Игра с песком: Туннели

Еще одна игра, родом из детства. Сначала необходимо из влажного песка построить простую крепость или замок, а затем аккуратно проделывать сквозные туннели в замке над уровнем земли или, что еще интереснее, копать туннели снизу, под замком.

Можно пробовать прокапать их так, чтобы замок не разрушился и так, чтобы 2 туннеля, которые вы начинаете копать с разных сторон встретились посредине.

Подходит для детей от 4 лет.

Игры с песком очень полезны для детей — это и релаксация и снятие нервного напряжения, и развитие мелкой моторики и микро-массаж ручек.

А с приходом холодов можно запастись кинетическим песком и перенести игры домой.

Игры на прогулке - волнующая и зачастую сложная тема для мам. Ведь малыш не всегда играет сам, особенно если его возраст еще не достиг 3 лет. И тут на помощь приходит песочница с огромным количеством интересных затей.

Если Вы идете гулять и планируете песочные игры, то вот небольшой список того, что может пригодиться:

  • 2-3 ведерка разного размера;
  • несколько совочков;
  • 3-5 формочек, это могут быть ягодки, машинки или зверюшки;
  • пластмассовая посудка (несколько предметов);
  • маленькие персонажи из лего или киндер-сюрприза;
  • пластиковая бутылка.

Из всего этого "клада" можно придумать массу интересного. Делимся с Вами чудесными идеями игр в песочнице. Эти игры были предложены и опробованы играющими мамами.


1. Зеленая роща от Светланы Жуковой

В такую игру можно поиграть без единой игрушки. Просто соберите упавшие веточки в округе и получится чудесная роща. Обязательно обсудите с малышом, какие это будут деревья, какие плоды на них вырастут, это поможет пополнить словарный запас малыша.

“Сегодня мы не взяли с собой на прогулку ни совочков, ни самосвалов. Поэтому я была уверена, что песочница Славика не заинтересует. Однако я ошиблась. Славик собрал все упавшие с деревьев веточки и посадил в песочнице настоящий сад! Здесь были и дубы, и березы, и яблони. Договорились прийти к песочнице вечером, посмотреть подросли ли деревья”.

2. Секретики от Ольги Переверзевой

Возьмите с собой небольшой пластиковый контейнер или крышку от него. Пока малыш чем-нибудь занят, можно легко устроить “секретик” в песке, положив туда лепестки, листочки и другие красивости. А потом отправляйтесь вместе с малышом на поиски клада.

3. Песочный город от Натальи Кочетовой

“Построили песочный город с домами, в каждом доме живут разные жители - грибочки, ягодки, звёздочки. Попутно играем в правила дорожного движения. Песочные машинки двигаются по дороге вместе с настоящими, и, конечно, деревья посадили.”

4. Гости в песочнице от Светланы Жуковой

Отличным подспорьем станет игра О.Н.Тепляковой “Гости в песочнице”. Здесь в ненавязчивой игровой форме малыш научится считать гостей и сопоставлять с количеством пирожков, строить диалог, быть вежливым и обходительным. Прихватите из дома несколько небольших зверюшек и формочки для песка, тогда чаепитие будет замечательным!

“В гости позвали яркие резиновые игрушки. Леночка была в восторге от игры! Сделала пирожки всем "гостям", а также добавку: маме, папе, бабушке, дедушке, братикам и себе - Леночке! Получилось очень весело!”

5. Большая стройка от Екатерины Кузьминой

Ваш ребенок любит транспорт? Ну что же, возьмите с собой всевозможные трактора и самосвалы и устройте интересное приключение. Фантазируйте с малышом, рассуждайте о том, что будете строить и как, какая техника понадобится и для чего. Ведь все это очень увлекательно для ребенка.

6. Веселое развлечение от Анны Куликовой

Если на дворе лето, Вы на даче или вблизи водоема, тогда отличным развлечением станет закапывание ножек и ручек малыша. Так и части тела можно повторить и здорово повеселиться.

7. Волшебные картинки от Ольги Янушкевич

Теперь нам совершенно ясно, что крышки от пластиковых бутылок любого размера выбрасывать нельзя ни в коем случае! Ведь из них могут получиться чудесные персонажи. Такое занятие надолго увлечет малыша, поможет развить мелкую моторику, да еще и повторить цвета.

8. Ежики от Марины Сараевой

Легко в песочнице создать добрых друзей: ежики, зайчики, котики. Усы и лапы можно запросто делать из веточек, уши из листочков, глазки из камушков. Так самый обычный песок оживает в глазах ребенка, придумываются новые истории и домой идти совсем не хочется!


9. Сказки в песочнице от Баженовой Даренки и Марии Костиной

Почему бы не разыграть в песочнице настоящие сказки? Это могут быть “Три поросенка”, “Курочка ряба” или “Теремок”, а может даже “Муха-Цокотуха” с настоящим самоваром? Только заранее подумайте, какой реквизит Вам для этого понадобится, прихватите также несколько карточек со словами, ведь так здорово поиграть с ними прямо на улице.

“Разыграли муху-цокотуху. Игру навеял самоварчик из моего детства, а из песка пекли пирожки для гостей.”

10. Песок и буквы

Если ребенок постарше, предложите ему искать камешки и ими выкладывать буквы, лепить буквы из песка, забавно превращая при этом одну в другую, можно писать или рисовать палочкой или пальцами. Можно искать в песке спрятанные пластмассовые буковки и делать из них слова.

Играть в такие игры можно не только на улице, но и дома, организовав домашнюю песочницу. Можно купить мелкий песок в строительном магазине или сделать лунный песок из крахмала (в интернете много рецептов). А еще очень привлекает малышей столь популярный кинетический песок. Можно принести с улицы камни, вымыть их и играть дома, когда погода подводит. Сделайте небольшую песочницу в любом пластиковом контейнере или большой коробке от обуви - и малыш сможет играть и фантазировать круглый год.

Только помните, что разрушение - одна из форм игры в песок. Поэтому, если ребенок рушит все построенные куличи - не расстраивайтесь и ни в коем случае не наказывайте его. Просто предложите другой вариант игры, исходя из интересов малыша.

Еще больше идей для игр Вы найдете на нашем сайте: читайте полезные статьи, играйте в бесплатные игры и радуйте малышей хорошим настроением! Для доступа ко всем материалам просто зарегистрируйтесь

Игры в песочнице – не только самый популярный вариант досуга для малышей в тёплое время года, но и отличное подспорье для развивающих занятий. Лучшие из них мы собрали в этом обзоре.

Благодаря своим свойствам, песок - отличное подспорье для развивающих игр:

  • мелкая и сыпучая текстура песка обеспечивает малышу естественный массаж рук. Воздействуя на определенные точки, развивается артикуляция и мелкая моторика рук;
  • песок меняет свойства в сухом и влажном состоянии, что дарит ребёнка и помогает учиться находить причинно-следственные связи между предметами и действиями. Например, чтобы построить замок, песок сначала нужно намочить;
  • если местом для выбрана песочница во дворе, то наверняка к ним присоединятся и другие малыши, а это отличная возможность для развития навыков общения. Малыши сообща решают, что будут делать из песка и как будут распоряжаться готовыми фигурками;
  • планирование постройки из песка развивает не только фантазию, но и пространственное , а также учит ребёнка быть последовательным в своих действиях.

Чьи это следы?

Пусть малыш оставит следы на мокром песке, сначала в обуви, а затем босой ступнёй и ладошками. Затем палочкой пусть дорисует след до любого животного, которого пожелает изобразить.

Зоопарк

Понадобятся формочки-фигурки животных, а также камушки разных размеров. С помощью формочек сделайте с ребёнком фигурки из песка, а затем пусть малыш украсить животных камушками (сделаем им глазки, или узор на теле животного и так далее).

Картины на песке

На ровной поверхности влажного песка ребёнок палочкой или тонким прутиком рисует животных, здания, человечком. Усложните крохе задачу - попросите использовать для картины подручные материалы (камешки, ракушки, палочки и прочее). Детям-дошкольникам пишите на песке примеры на сложение и вычитание, пусть решают.


Брось камень

В песке сделайте ямки по количеству игроков, начертите линию, у которой должны стоять игроки. У каждого ведерко с камешками. Кто сделаем больше попаданий, тот и победитель.

«Золотоискатели»

Закопайте в песок на небольшую глубину «сюрпризы» (маленькие игрушки от Киндер-сюрприза, формочки для песка, ракушки и так далее). Пусть ребенок найдет их все. Если будете использовать мелкие предметы, для их поиска предложите ребёнку воспользоваться ситом, чтобы просеять через него песок.


«Мышонок»

Играть в эту игру желательно в жаркие летние дни на пляже.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе. Ребёнок «прячет» свою ладошку в тёплый песок.

Норка в песке,

Дверь на замке. Потихоньку счищайте песок с ладошки малыша, стараясь не коснуться её, например, сдувайте.

Ночь позади,

Мышонок, выходи! С мело отряхивайте остатки песка с ладошки.

Вот он, мышонок!

Водопад песка

Покажите ребёнку, как набрать песок в ладошку, а затем как песок сыпется с ладошки тонкой струйкой или «пескопадом», если растопырить пальчики. Покажите каскад, пересыпая песок с руки на руку. Предложите ребёнку повторить игру самостоятельно или с вашей помощью.