Игры в летнем лагере. Первый день

Знакомство детей

Как только вы приехали в лагерь, и дети разместились по местам (заняли кровати), вам необходимо познакомиться. Существует множество методик и игр знакомства. Могу предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и каждый ребенок по кругу, начиная с вас должен на-звать свое имя и прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например, Антон – аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и т.д. Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом особенностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать вопросы, а ты записывай ответы в Дневник вожатого.

Разговариваем о правилах

В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.

Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

Знакомство с лагерем

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...". Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.

Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.

Придумываем название отряда

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журнали-сты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.

Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отря-да, но и подготовить представление - визитку.

Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наи-более удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении 2.

Вечернее отрядное дело

Продолжая отрядное знакомство, после полдника или ужина необходимо познакомить ребят с творческими возможностями друг друга. Для этого можно провести концерт "Ромашка": отряд делится на несколько групп по 5-6 человек. Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по количеству участвующих в концерте команд. После этого вожатые пишут на лепестках с задней стороны задания. Представители команд отрывают себе по лепестку и приступают со своей группой к под-готовке задания, и после небольшого перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.

Задания могут быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить рассказ из названий кинофильмов; изобразить пантомимой какую-либо пословицу; сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для разных жизненных ситуаций.

Разбивая ребят на группы, старайтесь, чтобы в одну команду попали, по возможности, незнакомые или малознакомые друг с другом ребята - ведь от тех, кого хорошо знают, ожидают привычного поведения, а вот незнающие друг друга начинают изобретать и фантазировать. В ходе концерта не стоит выявлять победителей. Лучше предложить каждой команде поздравить ту, которая больше понравилась.

Игра "Времена года" также может помочь при проведении вечера знакомств. Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и осень. Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно больше песен, в которых упоминается их время года (на подготовку задания отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы (соответствующую букву команда по-лучает в ходе жеребьевки). Для этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы, например: М, Н, Р, С и т.д. Затем командам может быть предложен конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.

Основными задачами первого дня в лагере является организованный прием и заезд детей, знакомство ребят с лагерем, его традициями и законами, возможность узнать друг друга.

Для реализации этих задач целесообразно организовать проведение небольших по времени отрядных дел, не требующих тщательной подготовки как со стороны детей, так и педагога, но направленных на организацию конкретной деятельности, в которой ребята смогут себя проявить. Такими делами выступают:

  1. Операция «Уют» . В процессе ее проведения разъясняются основные правила и требования к санитарному состоянию территории и корпусов. Вместе с тем можно провести небольшие конкурсы по оформлению палат, отрядных мест и др.
  2. Рассказ-экскурсия по территории городка или лагеря. Знакомство с расположением основных служб лагеря, кружков, библиотеки и других помещений.
  3. «Разнобой» - конкурсное отрядное дело. Его цель - закрепить возникшие между детьми симпатии, продолжить знакомство друг с другом и заложить основы будущих творческих советов для проведения отрядных дел.

    Методика проведения: отряд делится на небольшие группы по пять-семь человек по принципу добровольности, симпатии, по желанию. Затем каждая группа придумывает по два-три вопроса своим соперникам (тематика и область вопросов согласовываются со всеми участниками). Одновременно каждая группа готовит творческую защиту-представление своего микроколлектива: название, девиз, песня, короткая реклама имен и увлечений всех участников. Оценивать выполнение заданий вожатому помогают представители творческих групп (каждая группа посылает в жюри по самому справедливому, по самому эрудированному).

    Начинается «Разнобой» с защиты-представления творческих групп, по ходу которого взрослый предлагает ребятам выбрать наиболее интересное название, девиз, песню для их будущего отряда. Вопросы, которые ребята задают друг другу, и их ответы могут помочь вожатому сориентироваться в области ребячьих интересов и выступить примерным показателем уровня знаний и воспитанности школьников.

    Концерт «Ромашка» - веселая игра-конкурс, которая может использоваться в отрядах младших школьников и помогает вожатому представить отряду наиболее творческих и интересных товарищей.

    Методика проведения: до начала игры вожатый готовит «Ро- машку» - картонный круг желтого цвета, на котором крепятся «лепестки» из белой бумаги. На каждом «лепестке» написаны творческие задания: придумать и сыграть сценку (тему предлагают ребята), сочинить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную песню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др. Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые выберут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15-25 минут подготовят его представление. При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти импровизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в решении основных задач дня. При подведении итогов важно сказать доброе слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.

Самым важным в первый день является сбор знакомств, который позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с другом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.

Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда . Их не должно быть много. Главное - они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:

  1. закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;
  2. закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах и потребностях;
  3. закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, не забывай о них;
  4. закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других;
  5. закон правды: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям, будь правдив.

Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов.

Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность - интересная, информационно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать такую деятельность, вожатому необходима определенная информация о воспитанниках .

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Число, месяц, год рождения.
  3. В какой класс, какой школы перешел?
  4. Какое общественное поручение выполнял в школе?
  5. Что умеет делать?
  6. Что не любит делать?
  7. В каких кружках, секциях занимается?
  8. Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?
  9. Чему хочет научиться в лагере?
  10. В каких мероприятиях готов принять участие?

Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы - не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепенно через наблюдение за детьми и личное общение.

Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они повторяются, интересоваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.

Таким образом, главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь воспитанникам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться в обстановке лагеря.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Те, кто уже работал вожатым или воспитателем, знают, что первые три дня в лагере, называемые организационным периодом, самые тяжелые. Это сложный этап адаптации ребят: привыкание к новым условиям, к новым требованиям, к новым людям, к режиму дня и рациону питания. Поэтому вожатому очень важно правильно организовать свою работу в первый день, когда дети только заезжают в лагерь. Существует определенный алгоритм проведения этого дня, рекомендуемый педагогами и психологами.

Хорошее начало – половина дела.
Русская поговорка

Игры на знакомство

Запоминаем имена

Сначала детям нужно помочь запомнить имена друг друга. Как правило, для этого проводятся игры по типу «Снежный ком».

Снежный ком

Участники садятся в круг и по очереди, начиная с ведущего, называют свои имена. Первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего играющего, а затем свое, третий – имена предыдущих игроков по порядку, затем – свое и т.д. Разновидностью игры могут стать такие варианты, как называние не только имени, но и какого-нибудь слова, начинающегося на первую букву имени, – вида транспорта, на котором участник будто бы приехал, любимого фрукта или ягоды, прилагательного, обозначающего черту его характера, и т.п.

Игры для ребят младшего школьного возраста

Маленькие дети отличаются активностью, непоседливостью, конкретностью мышления, поэтому игры, проводимые с ними, должны быть подвижными и динамичными.

Это я

Играющие встают в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени кого-то из присутствующих детей, одно мужское, другое – женское. Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это я!» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Здравствуй!

Все участники встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй!» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Игры для подростков

В подростковом возрасте развивается абстрактное и творческое мышление, появляется стремление к познанию, возрастает внутренняя активность, инициативность, подросток стремится занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, поэтому для подросткового возраста актуальными будут более сложные игры, требующие сосредоточенности, внимания, быстрой реакции, дающие возможность для самовыражения.

Фрукты

Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа: «Яблоко любит Апельсин». После этого Апельсин должен назвать новую пару. Если ведущий успевает коснуться Апельсина до того, как он назвал следующий фрукт, то они меняются местами. Первую пару озвучивает ведущий, причем первый фрукт, который он называет, – это фрукт ведущего.

В этой игре вожатому заранее надо подготовить на каждую букву алфавита по нескольку названий фруктов, можно также и овощей, чтобы в процессе игры не тратить на это время.

Лгун

Ведущий готовит бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие фразы:

– Самое далекое место, где мне удалось побывать, – это ____________;

– В детстве мне запрещали делать __________, а я все равно делал;

– Мое хобби – ______________________;

– Когда я был маленький, я мечтал стать _____;

– У меня есть одна плохая привычка – _______.

Листочки с этими предложениями раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным (номер этого ответа отмечается игроком на противоположной стороне листа).

Когда все заполнят такие анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных – угадать, какой из ответов каждого игрока ложный.

Всем угадавшим чей-нибудь ложный ответ, присуждается очко. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.

Можно поменять правила: вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Я еду

Участники стоят в кругу, водящий – в середине круга. Один из игроков делает шаг вправо со словами: «Я еду». Сосед встает к первому со словами: «А я тоже», третий участник – «А я зайцем», четвертый участник, делая шаг, называет имя любого человека из отряда, например: «А я с Олей». Оля встает на пустое место. Участник, стоявший слева от человека, который ушел (в данном примере это Оля), начинает заново. Задача водящего – занять пустое место. Можно вначале попробовать без водящего, чтобы дети уяснили суть игры.

Подводка к играм

Будут ли дети с удовольствием играть – это зависит от того, сумеет ли вожатый настроить их на игру. Нужно быть готовым к тому, что ваше предложение поиграть не вызовет у ребят интереса и уж тем более восторга. Поэтому слово «игра» иногда лучше не использовать, а придумать специальную подводку, учитывая возрастные особенности детей.

Подводка для детей младшего возраста

Перед игрой по типу «Снежный ком» ребятам можно объявить о проведении эксперимента: чья память лучше – их или вожатого. Далее беседу можно строить в зависимости от того, выиграл либо проиграл вожатый. Если выиграл, то можно предложить детям отыграться, проверив их внимание, ловкость и т.д.

Подводка для подростков

С ребятами постарше можно провести дискуссию о том, что такое имя, почему и как оно дается человеку, как связано с чертами характера, рассказать им, что, по мнению психологов, собственное имя для человека является самым любимым.

А затем уже предложить ребятам упражнения, которые помогут всем быстро познакомиться и запомнить имена друг друга. Можно также предложить им по очереди называть свое имя или прозвище, которым бы они хотели, чтобы их называли на протяжении всей смены.

Знакомство с лагерем

Знакомят с лагерем в основном детей младших отрядов: старшие, как правило, либо уже отдыхали в этом лагере, либо быстро сориентировались.

Есть несколько способов познакомить детей с лагерем:

Проведение экскурсии по лагерю вожатым или детьми, которые здесь уже отдыхали;

В виде игры по запискам, когда детям нужно что-либо найти, например карту лагеря. Дети ищут записки или различные символы-подсказки, которые указывают им на следующее место поиска, и так, пока не достигнута окончательная цель – не найдена карта;

В виде игры «Школа разведчиков». Ребятам дается перечень вопросов, на которые они должны ответить, собирая необходимую информацию, бегая по территории лагеря, например, посмотреть, что изображено на стенде при входе в лагерь, спросить у заведующей столовой, что будет приготовлено на ужин, и т.п. Играющих можно поделить на команды и устроить соревнование. Чтобы никому не было обидно, можно придумать несколько наград: за быстроту, за точность, за дружность и т.д.

Диагностика детей

Для вожатого первые дни лагерной смены – это еще и изучение детей с использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики. При помощи специальных тестов, игр и т.п. можно решить следующие задачи:

Выявить лидеров, способных сплотить и организовать отряд;

Выявить проблемных детей;

Изучить особенности личности каждого ребенка;

Узнать об интересах детей и т.д.

Проводить диагностику детей нужно для того, чтобы предусмотреть трудности, которые могут проявиться в дальнейшем. Для этого можно использовать такие широко известные методы, как рисунок несуществующего животного, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, тренинговые упражнения. Узнать склонности и интересы детей можно при помощи анкеты. Для определения лидеров отряда можно использовать такие игры, как «Индикатор», «Выявление лидера».

Индикатор

Ведущий объясняет отряду задачу: ребятам нужно договориться между собой так, чтобы как можно больше людей сделали одно и то же упражнение из четырех предложенных: подняли руки вверх, присели, сошлись в центре, разошлись по стенам.

После каждой попытки условия игры меняются: сначала у участников отнимается право голоса (то есть договариваться они должны молча), затем им запрещается использовать жесты, затем вводится запрет на мимику и многозначительные взгляды.

Зарядка

Сначала ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Каждый из них должен придумать любое упражнение физической зарядки и показать это упражнение напарнику. Затем парам необходимо, ориентируясь друг на друга, прийти к единому упражнению. Далее пары складываются в четверки, потом – в восьмерки и т.д., и задание повторяется. На каждый этап игры дается 1 минута.

Организационное собрание

Организационное собрание – это знакомство детей с традициями и законами лагеря, с правами и обязанностями. Его целью является создание единых норм и требований относительно хозяйственно-бытовых условий проживания ребенка в детском лагере, организации деятельности.

Основные вопросы, обсуждаемые на собрании:

Режим дня в лагере;

Законы и традиции лагерной жизни;

Правила поведения в корпусе и на территории лагеря;

Правила личной гигиены.

Обычно собрание в отряде проходит в форме лекции, когда вожатый вещает, а дети слушают. Но будет гораздо лучше провести его либо в форме игры (для младших отрядов), либо в форме беседы, круглого стола (для старших).

Игра для детей младшего возраста

Отряд делится на 3–4 команды. Каждой команде дается листок с верными и неверными правилами поведения в лагере. Дети ищут ошибки (по одной), кто находит первую – поднимает руку и объясняет, почему это неверно. Затем слово дается следующей команде. За каждый правильный ответ команде начисляется балл, а в конце игры объявляется победитель.

Примеры правил поведения:

Нужно быть вежливым.

Если хочешь взять самую лучшую порцию в столовой, нужно бежать к своему столу быстрее всех.

Если ты не хочешь спать в тихий час, старайся не шуметь.

Чтобы никто не запрещал в бассейне нырять и прыгать с бортиков, нужно купаться без физрука и вожатого и т.д.

В зависимости от ситуации можно немного изменить задание. Отряд также нужно поделить на команды и предложить им самим назвать правила поведения в лагере. Кто больше всех назовет – тот и выиграл.

Круглый стол для подростков

Для старших отрядов можно провести беседу. Например, вожатый задает ряд вопросов, а ответы фиксирует на ватмане.

Примеры вопросов:

С какой целью вы приехали в лагерь?

Что нужно для того, чтобы ваша цель осуществилась?

Может ли коллектив помешать осуществлению вашей цели?

Какими должны быть отношения в коллективе?

Каких правил должны придерживаться члены коллектива?

В каких документах отражаются правила и нормы поведения в обществе?

Зачем необходимо придерживаться определенных правил и норм?

Что бы было, если бы каждый вел себя так, как хочет?

Также можно объявить конкурс крылатых слов и выражений, которые отражают правила поведения в лагере.

Примеры крылатых выражений:

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Всё в руках человека. Поэтому их нужно мыть чаще.

Чистота – залог здоровья.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Выбор названия и девиза

Название отряда лучше всего придумывать отталкиваясь от названия смены, если же тематика смены не определена, можно придумать свою тему. В выборе названия и девиза отряда обязательно должны участвовать сами дети. Возможен такой вариант: отряд садится в круг, делится на пары, каждой паре дается задание придумать название, потом все ребята объединяются в четверки и выбирают из двух названий и девизов, потом в восьмерки и т.д. Таким образом, получается, что весь отряд участвует в придумывании и выборе названия и девиза.

Вечерний Огонек

Первый день в лагере заканчивается, как правило, вечерним Огоньком. Вожатый к Огоньку может подготовить талисман, например мягкую игрушку, который будет охранять отряд в течение всей смены.

В начале Огонька для создания доверительной атмосферы можно рассказать легенду об Орлятском круге.

Легенда об Орлятском круге

Давным-давно, в былые времена, в старинные годы жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не длится долго. Пришла война. Появилась необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посередине пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи.

Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали плечом к плечу вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они так простояли, но сберегли огонь сердец своих отцов, мужей, братьев, сыновей. Поэтому мужчины вернулись домой живыми и невредимыми и были встречены своими любимыми.

И вот с тех пор повелась традиция – вставать в круг, который и назвали впоследствии Орлятским. Встают в этот круг только самые близкие люди. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться, сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное.

У Орлятского круга есть свои законы и традиции:

Слева – друг, и справа – друг.
Чуть качнется Орлятский круг.
Тут лишь о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа – на плечи, а слева – на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг этот прочный нельзя разрывать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.

Эти законы объясняются очень просто. Когда вы встаете в Орлятский круг, ваша правая рука ложится на плечо соседа справа – это означает, что в трудную минуту вам есть на кого опереться; левая рука ложится на пояс соседа слева – то есть вы сами всегда готовы поддержать того, кто рядом. Выходить из круга нужно очень тихо и аккуратно (только после окончания песни или разговора), чтобы злой ветер не задул тепло горящих сердец, находящихся в центре. Поэтому и нельзя ступать в середину – кто же ходит по сердцам? И только уезжая из лагеря и прощаясь со своими друзьями, мы ставим свои сумки и чемоданы в центр круга, чтобы увезти с собой частичку нашего отрядного сердца и тепла.

После рассказанной легенды вожатый знакомит детей с правилами вечернего огонька и проводит обсуждение прошедшего дня.

Правила вечернего Огонька:

Когда говорит один – все молчат.

Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

Все сказанное на Огоньке не должно выноситься за его пределы.

Огонек – это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

Вопросы для обсуждения:

Что вам понравилось и не понравилось за день в лагере?

Чего вы ждете от завтрашнего дня?

Завершить Огонек первого дня можно выбором симпатий (каждый ребенок выбирает из отряда одного человека, подходит к нему, берет его за руку и объясняет свой выбор; этот человек выбирает следующего и т.д. – по цепочке) и спокойной песней в Орлятском кругу.

ФОТО Getty Images

Наталья Лосева, стратегический директор ГАУК «Мосгортур», одного из крупных организаторов детского отдыха в России.

В большинстве стран детский лагерный отдых – это палатка, еда из котелков и жестяных чашек, самообслуживание. А комфорт заключается в том, чтобы ребенок не испугался встречи со змеей или правильно себя вел во время торнадо.

У нас наоборот. Для российских родителей на первом месте стоит инфраструктура. Сколько детей в комнате, где туалет, есть ли горячая вода? Потом спрашивают про питание, безопасность, и только в самом конце интересуются программой.

Это объяснимо: наше неблагополучное прошлое заставляет родителей думать: если я куда-то ребенка отправляю, особенно за деньги, значит, там ему должно быть лучше, чем со мной. Едва ли не главным показателем пребывания в советских пионерлагерях был прирост веса.

Мы уделяем внимание инфраструктуре, потому что это заказ родителей. У нас жесткий стандарт и комфортные условия, но это базис. Основное, с чем мы работаем, это, конечно, программа и подготовка вожатых.

Кто есть кто

Главная задача вожатых – с первого дня понять, кто попал в отряд. Вот ребенок-лидер, вот ребенок, неуверенный в себе, творческая личность, интроверт, гиперактивный... Или ребенок со следами домашнего насилия, такое тоже бывает. Первые три дня происходит командообразование с учетом первичной психологической диагностики. Вожатые ведут специальные дневники, где есть записи по каждому из детей. На ночных планерках эти записи обсуждаются.

Дети все разные, и задача вожатого – не разрешить конфликт, а не допустить конфликта в отряде. Нам понятны основные страхи родителей: ребенка могут обидеть, развратить, научить курить, пить и так далее. Но в хорошем лагере это невозможно! Система построена так, что ребенок все время находится в поле зрения вожатого.

Кризис третьего дня

Есть даже такое понятие, кризис третьего дня: когда ребенок вдруг осознает, что он не дома, не с родителями, что это, видимо, надолго (смена длится 21 день) и все вокруг чужое. Задача вожатого – провести детей через этот кризис.

Обычно после него дети погружаются в лагерную жизнь. Мы понимаем, что есть те, кто нуждается в полной занятости, это главные потребители кружков, а есть дети, которые хотят побыть в одиночестве. Поэтому предусматриваем комнаты для занятий, где ребенок может провести время наедине с собой, но под присмотром вожатого.

Главный признак того, что ребенок отдыхает, – он сдал телефон и не звонит родителям. А чтобы родители не тревожились, мы ведем онлайн-дневники в социальных сетях – родители могут смотреть, что происходит в лагере, видеть своих детей.

Проигравших нет

Мы стараемся сделать программу дня правильной с точки зрения психологии и физиологии: чтобы дети не выматывались, но каждый день складывался в событие. Проигравших у нас нет. Все привезут с собой грамоты, медали, памятные призы. Это очень мотивирует детей. И этим дорожат родители.

  • В нынешнем году нас ожидает программа «Чемпионат мира по футболу» . Там будет все как на настоящем чемпионате: футболисты, чирлидеры, шоу-группы, безопасность, оргкомитет, медиа и так далее. Предусмотрены яркое открытие и закрытие, соревнования, много квестов.
  • Или программа «Мир профессий» . Она сделана для того, чтобы от слова «профориентация» детей не тошнило. Программа построена в виде деловой игры. Лагерь – это город, отряд – район. В городе и районе есть разные организации, своя валюта, должности, начальники и подчиненные, трудовые книжки. Выбирается лидер дня: на один день ребенок станет главным, ответственным, и каждый сыграет эту роль.
  • В «Медиалагере» у нас не отряды, а редакции. Там дети осваивают медийные специальности (редакторы, дизайнеры, журналисты), и обязательно предусмотрен карьерный рост. Обычно в коллективе несколько ярких детей, поэтому у нас есть разные руководящие роли, постоянные и переменные. Но даже если ребенок не склонен к лидерству, для него найдется подходящая позиция. В прошлом году у нас был трудный мальчик – постоянно провоцировал других детей. Так старшая вожатая сделала его своим официальным помощником, и амбиции были направлены в верное русло.

Разные, но равные

Мы организуем инклюзивные смены. Это сложное – шаг за шагом – движение навстречу друг другу, потому что пока к инклюзии не готовы все: ни лагеря, ни родители обычных детей, ни родители детей с особенностями, ведь ребенка нужно к лагерю готовить. Когда мы работаем с детьми с синдромом Дауна, мы их адаптируем: привозим на экскурсионный день, они осматриваются, потом уезжают, есть время подготовиться морально.

Мы понимаем, что инклюзия в современных условиях – это когда не больше 10% особых детей интегрированы в отряды со специально подготовленными вожатыми. Чтобы инклюзия была полноценной, такие дети должны быть в отрядах на равных с остальными. Но к такой ситуации не всегда готовы родители. Должны смениться поколения, чтобы отношение поменялось. Но внутри лагеря проблем, как правило, нет.

Главная «точка отдачи»

Наша задача – расширить горизонты, показать ребенку грани себя, которых он не знает. Особенно когда мы работаем с детьми льготных категорий, которые часто по умолчанию лишены каких-то возможностей. Такие дети часто в себя не верят. И тут ты начинаешь ребенку показывать: «Ты можешь танцевать, петь, устраивать химические опыты, а еще ты лучше всех ставишь палатку. А голос какой! И наплевать, в каких ты джинсах, сколько стоят твои кроссовки и мобильный телефон!»

За 21 день мы не научим ребенка физике или химии, но за это время ребенок может понять, что физика и химия – это так прикольно! И наша главная «точка отдачи» здесь.

Знакомство детей
Как только вы приехали в лагерь, и дети разместились по местам (заняли кровати), вам необходимо познакомиться. Существует множество методик и игр знакомства. Могу предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и каждый ребенок по кругу, начиная с вас должен на-звать свое имя и прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например, Антон – аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и т.д.

Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом особен-ностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать вопросы, а ты записывай ответы в Дневник вожатого.

Разговариваем о правилах
В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет прие-ма алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструк-таже перед заездом.

Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокно-том. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

Знакомство с лагерем
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ре-бята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.


Придумываем название отряда
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журнали-сты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.
Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отря-да, но и подготовить представление - визитку.
Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наи-более удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают.
Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении 2.

Вечернее отрядное дело
Продолжая отрядное знакомство, после полдника или ужина необходимо познакомить ребят с творческими возможностями друг друга. Для этого можно провести концерт "Ромашка ": отряд делится на несколько групп по 5-6 человек. Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по количеству участвующих в концерте команд. После этого вожатые пишут на лепестках с задней стороны задания. Представители команд отрывают себе по лепестку и приступают со своей группой к под-готовке задания, и после небольшого перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.

Задания могут быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить рассказ из названий кинофильмов; изобразить пантомимой какую-либо пословицу; сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для разных жизненных ситуаций.
Разбивая ребят на группы, старайтесь, чтобы в одну команду попали, по возможности, незнакомые или малознакомые друг с другом ребята - ведь от тех, кого хорошо знают, ожидают привычного поведения, а вот незнающие друг друга начинают изобретать и фантазировать. В ходе концерта не стоит выявлять победителей. Лучше предложить каждой команде поздравить ту, которая больше понравилась.

Игра "Времена года " также может помочь при проведении вечера знакомств. Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и осень. Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно больше песен, в которых упоминается их время года (на подготовку задания отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы (соответствующую букву команда по-лучает в ходе жеребьевки). Для этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы, например: М, Н, Р, С и т.д. Затем командам может быть предложен конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.