Игры которые учат дошкольников что нельзя воровать. Как раз и навсегда решить вопрос воровства со своим ребенком. Выяснить причины воровства

Существуют несколько способов, которыми подросток может воспользоваться, если начинает воровать: взять деньги из сумки родителей, украсть что-то из магазина или принести домой какие-то школьные вещи. В зависимости от того, насколько крупной является кража, ему могут угрожать проблемы с законом. Впрочем, даже если кража мелкая, подросток, который ворует, гарантированно сталкивается с чувством вины, стыда и смущения. То же переживают и его родители, когда ситуация перестает быть секретом. Вот шаги, которые можно предпринять, чтобы подросток перестал воровать снова и не оказался в неприятной ситуации.

Объясните последствия воровства

Итак, вы заметили, что ваш подросток берет деньги из вашего кошелька, или нашли у него украденное из магазина в рюкзаке. Если такое случилось впервые и ваш подросток прежде не совершал преступлений, первое, что вам стоит сделать, - сесть и обсудить, насколько важно уважать имущество других людей, а также то, что нарушение закона может привести к попаданию в тюрьму. Не стоит преуменьшать серьезность ситуации или допускать, что кража - это вполне нормально, если тебя никто не заметил. Говорите четко и ясно, когда объясняете ситуацию, скажите, что последствия могут изменить всю жизнь человека. Используйте конкретные определения - воровство и кража. Напомните, что подросток может оказаться в тюрьме на несколько лет, в зависимости от степени серьезности проступка. Помните, что ситуация действительно критическая, так что игнорировать ее ни в коем случае нельзя.

Покажите последствия воровства

Еще один метод - не рассказывать, а показать конкретные примеры того, что может случиться, если ребенок будет пойман на воровстве. Если ваш подросток взял у вас деньги или какие-то вещи, некоторые родители рекомендуют вызвать полицию и устроить «притворный» арест, чтобы полицейский объяснил ребенку, какие могут быть последствия и как изменится вся его жизнь. Эта тактика может показаться экстремальной, кроме того, она подойдет только тогда, когда кража коснулась непосредственно вас, ведь тогда именно вы решаете, обращаться ли в полицию. Тем не менее есть и плюс - данный способ может настолько испугать подростка, что он никогда больше не захочет воровать. Обдумайте, уместен ли такой подход в вашей конкретной ситуации.

Придумайте наказание, которое предполагает позитивные действия

Не стоит наказывать ребенка физически или пытаться его пристыдить - это только вызовет гнев и дискомфорт. Сфокусируйтесь на том, чтобы наказание было связано с позитивными действиями. Это поможет подростку лучше осознать то, какой вред наносит воровство отношениям с окружающими, и начать лучше ценить честность. К примеру, если ребенок украл деньги из вашей сумки, пусть он вернет все украденное - он может подрабатывать или делать домашние дела, чтобы отработать эту сумму. Выполняя дополнительную работу по дому, проще осознать последствия совершенных действий, поэтому такой способ наказания оказывается очень действенным и при этом приносит пользу.

Спросите подростка, почему он решился на воровство

Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их - украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку. Соответствие окружающим - это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании. Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете. Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция - подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.

Обеспечьте подростку альтернативные источники дохода

Если ваш подросток ворует потому, что не может позволить себе те же вещи, что и сверстники, попробуйте найти ему подработку. Это поможет ему стать ответственнее и научиться правильно обращаться с деньгами, а также обеспечит свободу, позволяющую покупать желаемое, а не воровать. Можете также порекомендовать ребенку создание собственного бюджета, чтобы он научился копить и умел обращаться с деньгами правильно. Такие навыки серьезно помогут ему в дальнейшей жизни.

Найдите ребенку дополнительные занятия

Поощряйте саморазвитие, пусть подросток расходует свою энергию на то, чтобы оттачивать свои навыки и способности продуктивно, к примеру, с помощью занятий каким-то спортом или участия в кружке по интересам. Это поможет ребенку наладить общение со сверстниками, у которых есть какие-то другие интересы кроме материальных ценностей и последних модных новинок.

Проводите с подростком больше времени

Если воровство - это попытка привлечь внимание, игнорировать ситуацию ни в коем случае нельзя. Постарайтесь на регулярной основе проводить время вместе с подростком, продемонстрируйте, что он вам не безразличен. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе - выбирайте то, что действительно его заинтересует, к примеру, сходите на концерт его любимой группы. Вы можете обсудить в такой ситуации неловкие вопросы и темы, которые вызывают дискомфорт. Убедите подростка, что стесняться нет никаких причин и что воровство не выход. Объясните, что к вам всегда можно обратиться за помощью и что презервативы и другие виды контрацепции это не то, из-за чего стоит начинать воровать.

Пообщайтесь с психологом

Если вы замечаете, что ваш подросток все равно не может перестать воровать, вероятно, вам следует обратиться за помощью к семейному психологу. Некоторые подростки совершают преступления из-за психологических проблем, при которых потребуется терапия, вместе с вами или на индивидуальном уровне. Не позволяйте воровству превращаться в привычку, потому что это может привести к очень серьезным последствиям и разрушить моральные устои ребенка. Стоит также учитывать, что у некоторых подростков развивается клептомания, редкое компульсивное расстройство, при котором человек чувствует тревогу или напряжение перед преступлением, а после ощущает облегчение и радость. Если вы подозреваете, что у вашего подростка может быть именно такое расстройство, это следует обсудить с психотерапевтом. Самостоятельно решить проблему будет сложно.

Дети должны быть хорошенькими, честными и правильными. Должны слушаться родителей и быть маленькими ангелочками. Это знают родители. Но этого не знают дети, порой поражая родителей до глубины души. Например, если они начинают воровать. Как объяснить ребенку, что воровать — это плохо так, чтобы он больше не воровал?

Изначально детям следует объяснять, что человеку принадлежит то, что он сделал, что собственность следует разделять. Если человек создавал что-то и за это получил деньги, значит они принадлежат ему. У каждого есть то, что он сделал.

Люди договорились и живут уже много-много лет так, что они не отбирают друг у друга то, что имеют. Ведь куличик, который малыш слепил, – это его куличик? Да, его. А рядом с ним сидит такой же малыш. (Можно показать это в реальности на объекте, ценном для ребенка). А что будет, если этот малыш заберет у тебя куличик? Это уже будет его куличик, да? Но ведь делал его ты. Значит, это будет неверно, ведь это твоя собственность, результат твоих усилий.

Нельзя забирать то, что не принадлежит тебе. Вот у мамы есть сумка, это ее сумка, и значит никому больше она принадлежать не может. И если она кому-то понадобится – он должен спросить у мамы разрешения ее взять.Также и с чужими игрушками.

Как объяснить ребенку что нельзя брать чужое, не свое? Если ты будешь забирать то, что тебе не принадлежит, – отберут также у тебя. Это условие у взрослых называется законом, и если его нарушать, т.е. отбирать чужое – за это наказывают, сажая в тюрьму. Вот так люди договорились, чтоб оставаться с тем, что сделали и заработали.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ВОРОВАТЬ – ЭТО ПЛОХО, ЕСЛИ ОН УЖЕ ЭТО ДЕЛАЕТ?

Дети, склонные к покраже, обладают определенными особенностями – это юркие, шустрые дети с кожным вектором. Люди с такими свойствами еще с давней первобытной саванны отвечали за выживание, занимались собирательством и охотой, для чего физически наделены стройным, подвижным телом, длинными ногами, тонкими чувствительными пальцами.

Поведение «хватай и беги» заложено у таких людей на подсознательном архетипичном уровне. Ничего удивительного в том, что в маленьком возрасте такие дети начинают воплощать это в жизнь, пытаясь отработать свои свойства. Поэтому именно в отношении их важно понять, как объяснить ребенку «нельзя».

Однако, мы уже не живем в первобытном обществе. Человечество развилось и обладает ограничениями закона и культуры. Маленький ребенок их пока не чувствует, но зато он ощущает внутреннюю убежденность, что тащить все подряд – естественно и правильно. Задача родителя здесь – объяснить новые условия жизни и разделения собственности у современных людей, дать возможность их почувствовать.

Допустим, ребенок стащил что-то и родитель проводит с ним воспитательную беседу. Тут следует воздержаться от оценки (категорию хорошо-плохо нужно упустить), причин и условий этого поступка. С малышом следует говорить на его языке: логичном и лаконичном, обращаясь конкретно к нему по имени.

Вести беседу следует о собственности.

Примерный диалог о том, как объяснить ребенку что нельзя брать чужое:

— Ты забрал эту вещь себе (не украл, а именно взял), и значит она теперь твоя, так? Он ответит, что да.

— И если она твоя, значит она больше не чья-то (бабушкина, соседей, гостей и т.д.)? Ответ очевиден: теперь это собственность конкретно ребенка.

— А разве ты покупал/делал/заработал на эту вещь? (Тон следует оставлять спокойным). Ребенок может помолчать, но все же ответит очевидное: нет, он не причастен к ней.

— Тогда получается, что и у тебя теперь любую вещь могут взять, так? Вот ту игрушку, которую ты так любишь или твой новый комбинезон, когда ты его оставишь в раздевалке, тоже могут вот так забрать? Ответом будет «нет», потому что терять то, что у ребенка есть, он не захочет.

— А почему? Ведь ты же забрал? Значит кто-то заберет и у тебя, и это больше не будет твоим. Верно? Ребенок скажет, что он спрячет то, что взял, чтоб никто не нашел и не забрал. Он не оставит вот так на виду (если он забрал что-то на виду) или будет еще более бережлив (если забрал из чьего-то тайничка).

— Ну тогда допустим, завтра тот, у кого ты забрал пойдет и возьмет без спросу что-то у тебя, пока ты не увидишь этого, что тогда? Ребенок может ответить разными вариантами. Главное в ответе: его нежелание ничего терять из собственного «имущества». Это нежелание важно показать на дорогих для него вещах.

— Тогда получается, то, что ты забрал, – чужое, не твое. Свое ты терять не хочешь, но сам забираешь у других. Так не должно быть. Так делать нельзя. Человек не забирает у других то, что они имеют, чтобы у него не забирали то, что есть у него. И ты тоже этого не хочешь. Таков договор между людьми, и кто-то из них не делает так – их наказывают. Поэтому твой поступок недопустим и значит, нужно наказать и тебя.
Наказать такого ребенка – значит ограничить его в чем-то важном для него.

Сократить время просмотра мультика или не купить что-то, указывая, что он лишен этого за свой проступок. Тогда с первейшей попытки ребенок будет вынужден сократить свое бессознательное желание к покраже, почувствовать правила, которым он должен подчиняться. Каждый ребёнок, как никто другой, способен понять язык ограничений, если ему это понятно и логично аргументировать. Умение подчиняться правилам – один из важных залогов развития свойств кожного вектора.

Что ждет тех, кто не знает, как объяснить ребенку, что воровать – это плохо

Родители редко объясняют детям, что такое ценности и деньги. Зато пытаются пояснить, что делать хорошо, а что – «айайай». Хваля и ругая, они указывают малышу два полюса его поведения, один из которых нужно избегать, а к другому – стремиться. Но порой ребенок успевает сделать что-то невообразимое. Например, стащить у бабушки в кошельке деньги и спрятать себе под подушку или забрать в гостях ценную вещь и принести домой.

Родители в панике: их ребенок – вор! Этого не может быть. Это же нужно пресечь сразу: во что может вырасти родная кровь? Как объяснить ребенку нельзя?! Паника усугубляется тем, что ребенок, кажется, совершенно не воспринимает это как нечто ужасное и не понимает, почему так делать не нужно: «Что здесь такого?». Это сбивает с толку.

Конечно, бурная реакция родителя дает понять ребенку, что что-то не так. Но это не находит в нем отклика понимания. Родители стараются объяснить, что так поступать плохо. А не поступать так – хорошо. И что они запрещают впредь так делать. Однако, они редко объясняют ПОЧЕМУ это плохо.

Ребенок, который хватает себе все, что считает нужным, не может понять, в чем заключается причина этого запрета, ведь забирать себе – это прежде всего выгодно (польза-выгода – категории, которыми мыслит кожный человек). А то, что «это не принято в обществе» его не трогает, ведь свое себе ближе, чем абстрактное «общество». Такой элементарный расчет приводит ребенка к тому, что он повторит опыт, но уже постарается, чтобы родители не узнали. Если его уличат – он будет врать и изворачиваться, чтоб его не ругали.

Если ситуация повторяется, нередко родители прибегают к физическому наказанию. Физическое воздействие (битье) приводит ребенка к нарушению развития и негативному жизненному сценарию. Битье со 100% гарантией делает процесс воровства устойчивым способом выживания, а также способствует формированию мазохизма.

Для того чтобы предотвратить тяжелые последствия и помочь развить природные свойства ребенка следует понимать его особенности и действовать согласно им, как показано на примере этой статьи. Знание системно-векторной психологии Юрия Бурлана поможет вам найти выход в любой ситуации, найти подход к любому ребенку.

Ещё совсем недавно ваш милый малыш радовал вас, не позволяя усомниться в нем ни на минуту.

Беззаботный и открытый к миру сынок или дочурка-хохотушка, рассказывающая о каждой мелочи своим родителям, не давали ни малейшего повода для огорчения и разочарования.

Но вдруг, как гром с ясного неба вы начинаете замечать, что в вашем кошельке волшебным образом меняются суммы.

Мозг начинает судорожно вспоминать, куда вы потратили недостающие рубли.

Вспоминаете каждые шаги, проделанные за день, но всё тщетно и вы не находите никаких объяснений происходящему.

Мысли о том, что родной ребенок причастен к этому вы пытаетесь отгонять до последнего. Но вот наступает момент, когда тайное становится явным и нужно принять то, что есть на самом деле.

Итак, вы точно знаете, что ваша родная кровинка изредка забирается в ваш кошелек, ничего не говоря вам об этом.

Что делать, если ребенок ворует деньги — этот вопрос настойчиво возникает в вашей голове каждый день. Почему это происходит и как правильно поступать родителям в такой ситуации — сейчас подробно все разберём.

Почему ребенок начинает воровать?

Причин может быть несколько. Зная их, вы сможете правильно объяснить воровство вашего ребенка.

  1. У ребенка много запретов и у него не получается легально получить то, что он хочет (по этой теме читайте статью Как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>);

Он не может найти другого способа получить желаемое, кроме воровства. Когда дети начинают чего-то сильно желать, они активно начинают искать различные способы, которые помогут им достичь своей цели.

И если своровать это — единственный вариант получения желаемого, то значит ребёнок выберет его, как ни печально вам это слышать.

  1. Родители сами нарушают границы своих детей;

Вспомните, вы часто стучитесь, когда заходите к своему ребенку в комнату?

А это стоит обязательно делать, даже если вашему ребенку не больше 5 лет. Он смотрит на вас и делает выводы о том, что значит и ему можно ни о чем не спрашивать и не ждать вашего разрешения на какие-то его действия.

  1. У малыша не сформировано ощущение собственности (близкая статья по тем, которая может быть вам интересна: Ребенок-жадина >>>);

Ему тяжело различить где своё, а где чужое. Часто можно наблюдать, как родители говорят своему ребенку: «Отдай машинку братику (сестричке), он же ещё маленький».

Да и просто в песочнице зачастую мамочки требуют от своих детей, чтобы они поделились своими игрушками с другими, невзирая даже на то что те явно не желают это делать.

А всё потому, что мама в приятельских отношениях с мамочкой ребенка, который упорно хочет получить игрушку ее малыша и делает всё возможное для этого — истерика, крик, плач и и.д.

И взрослый начинает чувствовать себя заложником ситуации:

  • и у своего не отберешь (явных оснований для этого нет);
  • и хочется как-то посодействовать своей подружке-маме, оставаясь хорошей в ее глазах, которая мечется, не зная, что делать со своим малышом, закатившим истерику на всю площадку.

Вот и начинается не прямое, но косвенное давление родителей на своих детей, путем неоднократного повторения: «Поделись с мальчиком, ты же видишь он плачет».

Кстати, про то как правильно вести себя на детских площадках, научить малыша безопасности, говорим на интернет-семинаре Внимание: прогулка !>>>

Вы наверняка сможете припомнить такую ситуацию. Если она не происходила конкретно с вами, так обязательно с вашими знакомыми или вы просто могли наблюдать за этим со стороны.

А именно это и приводит к тому, что у ребенка не формируется четкое понимание своей собственности.

Его постоянно заставляют отдавать свои личные вещи.

  • Малыш начинает воспринимать это как то, что так и должно быть, причем у всех;
  • Он не воспринимает собственность другого человека;
  • Его мысли по этому поводу следующего характера: «Раз у меня могут забрать, не спросив, хочу ли я это отдать или нет, значит и я могу поступать так с другими».
  1. Воровство, как способ привлечь внимание других и показать им таким образом, что есть проблемы.

В этом случае воровство выступает неким симптомом, который говорит о том, что ребенку чего то не хватает.

  • Это может быть внимание родителей, их любовь;
  • Если ребенок ворует — это также может говорить о каком то неблагополучии в целом (внутри семьи и т.д.). Таким способом он пытается привлечь внимание к проблеме;

Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит. Но даже такое внимание для него ценно.

Хотя вы, конечно же, можете пребывать в полном недоумении, думая о том, чего же вашему малышу может не хватать (читайте полезную статью Как вести себя с ребенком ?>>>).

Ведь у него есть все, что только он не попросит: начиная от всевозможных игрушек и заканчивая гаджетами (в зависимости от возраста).

Но внимательно проанализируйте, сколько времени вы проводите со своим малышом, внимательно выслушивая все, о чем он вам рассказывает.

Важно! Внимание, а точнее его нехватка, — это наиболее часто встречаемая причина того, почему ребенок ворует. Может как раз это ваш случай?

Как реагировать на воровство?

Помните! Никогда не начинайте кричать на ребенка, когда разбираетесь с ним в сложившейся ситуации.

Запомните две основные вещи: первое — криков не должны быть, а второе — никогда не разговаривайте с ним в обвинительном тоне: «Как ты мог так поступить?», «Как тебе не стыдно?»

Кстати, если спокойно разговаривать не получается, вам могут помочь советы из статьи Как не кричать на ребенка ?>>>

  1. Спокойным тоном объясните малышу, что брать чужое без спроса нельзя — это называется воровством. Скажите ему, что в вашей семье так не принято и вы никто этого не делаете;
  2. Спросите его, почему он это сделал и вместе с ним найдите способ, как можно возместить ущерб;
  3. Покажите ребенку на примере, как это неприятно, когда у тебя что-то забирают без разрешения. Например, заберите у него любимую игрушку и начните с ней что-то делать;

При этом все должно происходить на глазах малыша. Потом спросите у него, что он чувствует?

Акцентируйте его внимание на неприятных ощущениях: «Тебе не нравится это?». Скажите о том, что то же самое чувствуют другие. И затем сразу же покажите другой способ получить желаемое.

Подскажите ребенку, что во первых нужно обязательно попросить, а во вторых предложить что-то своё взамен.

  1. Обязательно признавайте право ребенка на то, что он может что-то хотеть;

Например, ваш малыш хочет такую же игрушку, как и у его товарищей. Скажите ему: «Да, я понимаю твое желание иметь эту вещь. Она действительно классная и много чего умеет, что даёт возможность существенно разнообразить свою игру».

  1. Объясните причину, почему вы не можете в данный момент дать то, что хочет малыш. И всегда будьте честными;

Не надо ничего придумывать, говорите, как есть. Если это нехватка денег, так и скажите: «У меня сейчас не хватает денег на то, чтобы тебе купить эту вещь».

Дети всегда чувствуют, искренни вы с ними или нет, и очень ценят, когда им говорят правду.

Это вопрос дальнейшего их доверия к вам. Также это укрепляет в ребенке чувство собственного достоинства: с ним считают нужным делиться всем, что происходит в их семье.

Плюс он должен научиться принимать вещи, такими, как они есть — «нет» значит «нет».

  1. Обязательно предложите варианты выхода из сложившейся ситуации.

Предложите малышу приобрести позже игрушку, когда у вас будет финансовая возможность или привяжите покупку к знаменательной дате (день рождения, новый год и т.д.).

При этом обязательно обозначьте временные промежутки, назовите точные даты. Этим вы научите ребенка терпению и умению находить правильные способы достижения поставленных целей.

Как научить ребенка 4 – 7 лет ценить деньги

Ответ на вопрос » Как отучить ребенка воровать деньги?» будет звучать следующим образом: воспитайте в малыше понимание того, что деньги имеют определенную ценность и не падают с неба.

Это важно сделать не только, когда он был уличен в воровстве денег, но и тогда, когда ничего плохого не происходит.

Знание ценности денег поможет малышу в его взрослом будущем. Он сможет правильно ими распоряжаться и добывать их. Следующие советы помогут вам научить ребенка ценить деньги и правильно обращаться с ними.

  • Примерно в 4-5 лет вы можете начать выдавать ребенку карманные деньги. Сумму не пишу, поскольку все будет зависеть от финансовых возможностей вашей семьи. Кто-то выдает по 30 рублей, кто-то по 100;
  • Пусть ребенок теперь выполняет свои желания из разряда: «Мама, купи шоколадку» или «Хочу этот журнал» на свои деньги;
  • Делайте это регулярно, не меняя правил. Не должно быть: сегодня даём деньги, а завтра нет;
  • Не давайте деньги за что то: получил хорошую оценку, убрал в комнате и т.д. Другими словами, деньги не должны быть вознаграждением;
  • Выделите конкретное место, где ребенок сможет хранить свои деньги — кошелек, копилка и т.д.

Применяя все вышеназванные 5 пунктов, вы объясните ребенку ценность денег, дадите понимание труда, сможете научить отказываться от сиюминутных желаний в пользу чего-то более важного и ценного.

Вот такие советы по борьбе с воровством получились на сегодня. Обращу сразу внимание, что все вышенаписанное действует для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Воровство в подростковом возрасте — это отдельная большая тема, которую я как-нибудь обязательно рассмотрю в отдельной статье.

Поступки наших детей не всегда будут радовать нас. Точно также, как и в нашей взрослой жизни не обойтись без сложных ситуаций, происходящих с нами или нашими близкими людьми.

На этих трудностях мы учимся и растем выше. И даже самая печальная, на первый взгляд, ситуация нужна нам для того, чтобы подняться на одну ступеньку выше. Знайте, что выход есть всегда и во всем, главное его захотеть увидеть.

Сталкивались ли вы с воровством ребенка? Как реагировали и объясняли, что так делать нельзя?

Любой детский психолог прекрасно знает - практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 - 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И - рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко - в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда...

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: - Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного - вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим - сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть - чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты - вор!», «Да тебе одна дорога - в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже - «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство - безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех - то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель - укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних.
Дяди, тети, друзья, школьная учительница - не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала - прилюдно, выговор - наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет...

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Так как же на ребенка воздействовать?

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон...) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 - летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 - летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков , а Вы можете научиться мастерству воспитания на

Что делать маме, если ребенок украл, и как правильно повести себя в такой сложной ситуации? Как справиться со своими эмоциями и не навредить ребенку? Конечно, для любого родителя это удар, когда его такой маленький и нежно любимый малыш оказывается воришкой. Постарайтесь отвлечься от личных переживаний. Посмотрите на проблему глазами ребенка.

Не оставляйте деньги на виду

Елена (38 лет): "Помню, как в 7 лет первый раз украла у мамы деньги. В "Союзпечати" продавались календарики-"переливашки" за 40 копеек. Мне страшно захотелось такой же. Залезть в мамин кошелек я бы никогда не решилась. Помню, как ходила по квартире и собирала мелочь на полках, в карманах, сумках. Я не считала, что краду. Было очень ясное ощущение того, что беру ненужные деньги. "Нужные", как мне тогда казалось, лежат в кошельке. Но понимала также, что поступаю не хорошо".

Итак, вот она первая родительская ошибка: не оставляйте деньги на виду, не провоцируйте ребенка.

Профилактика воровства

Чтобы избежать неприятных ситуаций, неплохо было бы заняться "профилактикой преступлений" и предвосхитить вероятные случаи воровства. Во-первых, объясните ребенку, что деньги без спроса брать нельзя никогда, даже копейку. Формулировка должна быть максимально простой: это воровство, а воровство — это плохо, стыдно. Во-вторых, ребенок должен понимать, что незаметно это сделать никак не получится, деньги будут искать и найдут.

Если после предварительной профилактической беседы у Вас появится желание показать ребенку, что Вы ему доверяете, то можно оставить деньги на виду. Но целостность суммы должна обязательно контролироваться (естественно, в тайне от ребенка!), чтобы Ваши слова не пошли вразрез с действительностью. Первый опыт безнаказанности может сыграть в дальнейшем свою негативную роль.

Если даже раньше, когда в магазинах не было особого выбора, дети воровали, то уж сегодня, когда любой лоток манит маленького человечка пестротой предлагаемых товаров, по цене от 50 копеек и до бесконечности, не стоит бесконтрольно разбрасывать по дому медяки, тем самым давая ребенку возможность сделать первый шаг — взять эти "брошенные" деньги. Случай из практики: 6-летнего Максима мама постоянно посылала в булочную за хлебом, давая точную сумму на одну буханку. Когда первый раз ребенок получил сдачу, то немедленно ее потратил, без разрешения. Когда мама спросила, почему он потратил эти два рубля, ребенок начал отпираться и говорить, что сдачу ему не давали. Признался он только после скандала и допроса, устроенного родителями. В следующий раз он украл деньги у бабушки. На вопрос, почему опять, ребенок сказал, что "у родителей-то нельзя, они ругаться будут".

Вторая наша ошибка: нельзя ругать и стыдить ребенка. Если Вы не сможете в доступной форме объяснить, почему воровать нельзя, то в следующий раз ребенок сделает то же самое, но, уже осознавая, что поступает нехорошо. Все дети разные, и дать общие правила поведения для таких ситуаций сложно. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, потому что на одного сильнее всего подействуют мамины слезы, другому требуется логическое обоснование — "почему так делать нехорошо", а третий должен в первый же раз получить серьезное наказание. И только родители могут увидеть, что в данном случае стоит за поведением ребенка: непонимание, желание самоутвердиться перед товарищами, или отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, что, к сожалению, тоже нередко встречается в современных занятых семьях.