​Хрусталь и хрустальное стекло: в чем разница? Как делают хрусталь


Посуда из хрусталя была показателем роскоши во все предыдущие эпохи. Во времена Средневековья богатые люди украшали свои столы хрустальными кубками и чашами. В эпоху СССР все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Сейчас ситуация, конечно, сильно изменилась. Хрустальная посуда утратила былую значимость и почёт среди населения. Кроме того, у хрусталя появилось множество соперников из современных видов стекла. Но он всё ещё пользуется заслуженным признанием на торжественных приёмах и светских раутах, а наиболее искушённые персоны используют хрустальные бокалы у себя дома безо всяких поводов, когда им просто хочется создать атмосферу величественности и фееричности.

Хрустальная посуда имеет весомые эстетические преимущества даже перед современной посудой из самого необычного стекла. Хрусталь вот уже несколько столетий подряд завоёвывает сердца потребителей благодаря своей поразительной прозрачности, блестящей поверхности, способности преломлять свет и передавать мельчайшие оттенки цвета напитков. Красота хрустальной посуды позволяет ей оставаться востребованной и в XXI веке.

Свойства хрусталя

Хрусталь - это одна из разновидностей стекла, отличающаяся от других видов наличием в составе оксидов серебра, бария, цинка или свинца. Хрусталём считается белое стекло, содержащее не менее 16% окислов этих металлов. Если содержание бария, свинца, серебра не достигает этой нормы, стекло расценивается как кристалин.

Свойствами хрусталя, выделяющими его на фоне других видов стекла, являются повышенная плотность, тяжесть даже при наличии тонких стенок посуды, необыкновенная прозрачность, блеск, светопреломляемость с эффектом радуги, низкая термоустойчивость, яркий мелодичный звон, кажущаяся хрупкость и неповторимая красота.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ: ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ, А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал,

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём.

2. Согласно европейской классификации, материал,

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин;
  • от 16 до 23% - хрусталь;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь.
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

История хрусталя


Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь.

Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Продукция не раз завоёвывала лидерские позиции и высшие награды на международных выставках. Еще среди известных производителей хрусталя в России назовем и »

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Производство хрустальной посуды


Посуда из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание - наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять.

Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна.

Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь - это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами.

Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба.


В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота - для получения красного оттенка; кремний - для получения розового хрусталя; кобальт - для синего; окись медь - для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца - для фиолетового.

Цветной хрусталь производится и российскими заводами, но они пока не могут составить достойную конкуренцию хрустальным мастерским города Севр во Франции. Там выпускается знаменитый жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь.

В настоящее время для украшения хрусталя начали применять особые виды декорирования . Самый распространенный из них - украшение золотом. Мастера для этого используют золотую фольгу, которая вплавляется внутрь стекла, либо покрывается снаружи. Другие мастера расписывают хрусталь вручную, это, кстати, и дешевле. Другой способ декорирования - это травление (сатинирование). Так называется техника обработки плавиковой кислотой, что позволяет сделать хрустать наиболее блестящим. Существует и противоположный способ декора - матирование, когда хрусталь обрабатывают острозернистым песком.

Ассортимент хрустальной посуды


Ассортимент посуды из хрусталя довольно разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п.

Горный хрусталь - разновидность кварца, одной из кристаллических модификаций кремнезема (SiO 2). Термин применяется для обозначения бесцветных прозрачных кристаллов кварца. Чистые однородные кристаллы горного хрусталя встречаются сравнительно редко. Практическое значение имеют кристаллы размером свыше 3-5 см. Кристаллы настольrо совершенны и чисты, что в давности этот минерал воспринимался людьми как окаменевший лед. У хрусталя существует еще одно интересное свойство: он на ощупь сохраняет свою прохладность, что еще раз навевает на мысль о его ледяном происхождении. К тому же кристаллы этого минерала в основном находили в горах, среди льда и снегов.

Смотрите так же:

СТРУКТУРА

Тригональная сингония. Кремнезём, наиболее распространённой формой нахождения которого в природе является кварц, обладает развитым полиморфизмом.
Две основные полиморфные кристаллические модификации двуокиси кремния: гексагональный β-кварц, устойчивый при давлении в 1 атм. (или 100 кн/м 2) в интервале температур 870-573°С, и тригональный α-кварц, устойчивый при температуре ниже 573°С. В природе широко распространён именно α-кварц, эту устойчивую при низких температурах модификацию обычно называют просто кварцем. Все гексагональные кристаллы кварца, находимые в обычных условиях, являются параморфозами α-кварца по β-кварцу. α-кварц кристаллизуется в классе тригонального трапецоэдра тригональной сингонии. Кристаллическая структура - каркасного типа, построена из кремне-кислородных тетраэдров, расположенных винтообразно (с правым или левым ходом винта) по отношению к главной оси кристалла. В зависимости от этого различают правые и левые структурно-морфологические формы кристаллов кварца, отличимые внешне по симметрии расположения некоторых граней (например, трапецоэдра и др.). Отсутствие плоскостей и центра симметрии у кристаллов α-кварца обусловливает наличие у него пьезоэлектрических и пироэлектрических свойств.

СВОЙСТВА

Свойства минерала обусловлены отсутствием в нем примесей металлов.
С ними кварц приобретает цвет. Основное же свойство хрусталя – прозрачность. Как и у всех кварцев, твердость прозрачной разновидности по шкале Мооса равна 7-ми баллам. По 6-бальному гранату минерал прочертит линию, но поцарапать 8-бальный сапфир не сможет. Плотность камня так же равна показателю остальных кварцев в 2,64 грамма на кубический сантиметр. Минерал имеет раковистый излом и характерный стеклянный блеск.

Часто образует двойники. Растворяется в плавиковой кислоте и расплавах щелочей. Температура плавления 1713-1728 °C (из-за высокой вязкости расплава определение температуры плавления затруднено, существуют различные данные). Диэлектрик и пьезоэлектрик.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть может быть главной составляющей стекла. Однокомпонентное кварцевое стекло из чистого оксида кремния получают плавлением горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка. Диоксид кремния обладает полиморфизмом. Стабильная при нормальных условиях полиморфная модификация - α-кварц (низкотемпературный). Соответственно β-кварцем называют высокотемпературную модификацию.

МОРФОЛОГИЯ


Обычны кристаллы в виде шестигранной призмы, с одного конца (реже с обоих) увенчанной шести- или трехгранной пирамидальной головкой. Часто по направлению к головке кристалл постепенно сужается. На гранях призмы характерна поперечная штриховка. Наиболее часто кристаллы имеют удлиненно-призматический облик с преимущественным развитием граней гексагональной призмы и двух ромбоэдров, образующих головку кристалла. Реже кристаллы принимают облик псевдогексагональной дипирамиды. Внешне правильные кристаллы кварца обычно сложно сдвойникованы, образуя наиболее часто двойниковые участки по т. н. бразильскому или дофинейскому законам. Последние возникают не только при росте кристаллов, но и в результате внутренней структурной перестройки при термических β-α полиморфных переходах, сопровождаемых сжатием, а также при механических деформациях.

В магматических и метаморфических горных породах кварц образует неправильные изометричные зерна, сросшиеся с зернами других минералов, его кристаллами часто инкрустированы пустоты и миндалины в эффузивах.
В осадочных породах - конкреции, прожилки, секреции(жеоды), щётки мелких короткопризматических кристаллов на стенках пустот в известняках и др. Также обломки различной формы и размеров, галька, песок.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Будучи минералом магматического происхождения, кварц оседает из горячих растворов лавы. То есть, процесс гидротермальный. Воды, обогащенные минеральными примесями, просачиваются через расщелины в земле, остывают. Во время охлаждения и происходит выпадение, кристаллизация кварца, появляется горный хрусталь. Единичные кристаллы кварца – редкость. Обычно, из одной основы возвышается пучок разноразмерных шестигранников с пирамидальными верхушками. Кристаллы, зачастую, направлены в разные стороны. Композиция красива и гармонична. Поэтому, ее часто не разделяют в ювелирном деле. Если ансамбль состоит из небольших кристаллов, его впаивают в перстень, или кулон целиком.

Встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил, большинство промышленных месторождений и находок крупных кристаллов связаны с хрусталеносными жилами «Альпийского типа». Встречается также в миаролитовых пустотах пегматитовых жил и контактово-метаморфических месторождений различного типа. В осадочных породах весьма распространён, но крупных кристаллов не образует, а находится в виде кристаллических щёток на стенках трещин и в форме жеод, преимущественно среди известняков и в известковых толщах.

Месторождения многочисленны и разнообразны. В России крупные месторождения известны на Приполярном Урале и в Вост. Сибири (Алданский щит, Верхоянский хр. и др.). Бездефектные монокристаллы горного хрусталя для технических нужд и ювелирной промышленности выращивают в автоклавах.

ПРИМЕНЕНИЕ


Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз. Горный хрусталь используется для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий, окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни.

Кристаллы чистого горного хрусталя значительных размеров встречаются редко, поэтому он относительно дорог. Искусственный материал под названием «хрусталь» изготовляют путём добавления в обычное стекло оксида свинца и бария. В торговле люстры, бокалы и т. д., изготовленные из искусственного хрусталя, нередко выдают за предметы из природного камня.

В ювелирном деле можно найти не только серьги с горным хрусталем, но и линзы из него. Мастера древности использовали их для расплавления металлических элементов, их сплавления в украшениях.
Гранулы прозрачного кварца шли на производство окон, и по сей день, используются при изготовлении керамических плит, керамогранита.

Горный хрусталь (англ. Rock crystal) — SiO 2

КЛАССИФИКАЦИЯ

Strunz (8-ое издание) 4/D.01-10
Nickel-Strunz (10-ое издание) 4.DA.05
Dana (7-ое издание) 75.1.3.1
Dana (8-ое издание) 75.1.3.1
Hey’s CIM Ref. 7.8.1

Производство хрусталя является сложнейшей технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:

- Горный хрусталь . Это природный кварц.

- Свинцовый хрусталь . Известный знаток стекольного дела Георг Рейвенскрофт в 1676 году изобрел способ изготовления хрусталя с помощью свинца. Сегодня мировой стандарт содержания окиси свинца в изделиях из хрусталя по этой технологии составляет 24%

- Бариевый хрусталь . Хрустальное производство в данном случае вместо свинца использует барий.

- Богемский хрусталь . При этой технологии вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве хрусталя. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, концы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Интересная особенность хрустального изделия заключается в том, что, имея более тонкие стенки, оно тяжелее стекла и обладает большей прочностью. И наконец, хрустальная посуда высоко ценится за красивый мелодичный звон, который извлекается при соприкосновении двух бокалов.

Хрустальные изделия изготавливаются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звон Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:

Обработанные сколы;

Редко расположенная свиль;

Редко расположенная «мошка»;

Пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;

Переоплавление края;

Следы нарушения поверхности;

Следы от форм и ножниц;

Следы дистировки и полировки;

Недоведение и удлинение линий рисунка;

Дефекты декорирования препаратами драгоценных и других металлов, люстровыми и силикатными красками;

Крученость в изделиях механизированной выработки;

Утолщение с одним выступом на верхней кромке стаканов из натрий- кальий - силикатного стекла;

Волнистость поверхности граней;

Отступление в рисунке от образца-эталона, вызванное необходимостью устранения дефектов;

Несимметричность спая сосуда и донышка, кольцевидное утолщение или волнистость в местах спая сосуда и ножки, ножки и донышка.

Маркировка

Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие (применение силикатного клея не допускается) или в процессе выработки. Маркировку потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную этикетку или штампом.

Допускается не наносить маркировку на потребительскую тару, упакованную в транспортную.

В маркировке изделий на бумажной этикетке указывают следующие данные:

массовую долю оксида свинца (только для свинцового хрусталя);

Этикетку помещают на каждое изделие. В комплектах этикетку помешают не менее, чем на одно изделие. Допускается не указывать артикул в маркировке изделий, упаковываемых в индивидуальную тару.

Маркировка в процессе выработки должна содержать товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.

Состав комплекта или сервиза указывают на потребительской таре или, а наибольшем изделии.

Допускается по согласованию с потребителем не наносить маркировку на изделия или наносить на часть изделий в партии.

На изделия, предназначенные для экспорта, наносят маркировку в соответствии с условиями договора или контракта.

В маркировке потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары и групповой упаковки из бумаги указывают следующие данные:

товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

наименование изделий;

количество изделий в единице упаковки (для групповой тары);

номер контролера и упаковщика;

обозначение настоящего стандарта.

Для сертифицированной, продукции знак соответствия или номер сертификата соответствия проставляют в маркировке изделий на бумажной этикетке и (или) в маркировке тары и упаковки, а также в товаросопроводительной документации.

Транспортная маркировка -- по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Хрупкое -- осторожно».

Допускается наносить изображение манипуляционного знака на этикетку, предназначенную для маркировки тары.

Упаковка. Изделия упаковывают в потребительскую и транспортную тару.

Конкретные виды тары и упаковки, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировании, массу брутто указывают в договорах о поставках продукции между изготовителем и потребителем.

Цветной хрусталь, а также изделия из хрусталя, окрашенные по специальным технологиям, пользуются сегодня большой популярностью. Для производства цветного хрусталя используются специальные добавки. Красный цвет получается благодаря добавлению кадмия или соединения золота. Кремний придает хрусталю розовый оттенок. Синие изделия из хрусталя обязаны своим цветом кобальту. Окись меди и оксилы марганца делают хрусталь зеленым и фиолетовым соответственно. Цветной хрусталь производится ведущими российскими заводами, но наиболее известным в мире является хрусталь изысканных жемчужно-серых, аметистовых и голубых оттенков, производимый в хрустальных королевских мастерских в городе Севр, Франция.

Изделия из хрусталя для улучшения внешнего вида также подвергаются дополнительной химической обработке. Очень распространенной процедурой, к примеру, является травление фтористоводородной кислотой. Сперва на изделие из хрусталя по кальке наносится специальная кислотоупорная смола, после чего изделие опускают в кислотный раствор. Поверхности, не защищенные смолой, становятся матовыми и на них появляются небольшие неровности. Это придает поверхности хрустального изделия эффект инея.

Важным этапом в процессе изготовления хрусталя является шлифовка. Для укрепления хрусталя, являющегося немного более мягким, нежели обычное стекло, материалом, используется шлифовка специальными кругами из искусственного алмаза. Особенно важна шлифовка при обработке изделий из хрусталя, изготовленных при помощи уникальной технологии кристаллизации. При точном следовании всем технологическим требованиям, граненый хрусталь сверкает всеми цветами радуги. Часто этот метод используется для изготовления хрустальных люстр, которые просто-таки сыплют хрустальными "брызгами".

Русский хрусталь всемирно известен не только благодаря красивейшим формам хрустальных изделий, созданных руками отечественных мастеров. Технология алмазного гранения "русский камень" является на сегодняшний день одной из самых сложных в мире и дает потрясающий результат, несмотря на то, что была изобретена еще в 19 веке.

Хрусталь по своей природе является необычайно мягким материалом, поэтому изделия из хрусталя при производстве обычно подвергаются алмазной огранке. Технология подразумевает обработку вращающимися кругами искусственного алмаза, после чего происходит полировка кислотами. Это придает окружающим нас хрустальным вазам, фужерам и прочей посуде из хрусталя твердости и делает переливы всех цветов радуги в ее гранях еще более завораживающими. Несмотря на то, что развитие стекольной индустрии не стоит на месте, и сегодня уже предлагаются намного более практичные и дешевые материалы, нежели хрусталь, он еще долгое время останется популярным на различных приемах и светских раутах. Изделия из хрусталя поражают, прежде всего, своей натуральной, природной прозрачностью, которую невозможно имитировать при помощи даже самой современной химии. Технологии производства и обработки хрусталя постоянно совершенствуются, используя передовые достижения науки изготовления стекла. Несмотря на растущую конкуренцию и появление все новых и новых альтернатив, это позволяет изделиям из хрусталя оставаться востребованными во всем мире.

Качество хрусталя и выраженность всех перечисленных выше характеристик зависят от процентного содержания оксида свинца. В современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка. Государственный стандарт, принятый в России (ГОСТ 24315-80) предполагает следующую классификацию выпускаемых изделий: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный высокосвинцовый - более 30%. В Европе принята следующая классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) - 24-30%.

Хрусталь отличается от стекла особой прозрачностью, блеском поверхности.

Хрустальная посуда, как правило, используется для торжественных случаев -- приемов гостей, банкетов.

Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое при варке добавляют оксиды свинца (т. е. это оптическое стекло "тяжелый флинт" с высоким коэффициентом преломления).

Из-за высокого содержания растворимых соединений свинца недопустимо надолго оставлять в хрустальной посуде пищу и напитки, особенно содержащие алкоголь. По этой же причине нельзя мыть хрустальную посуду горячей водой - оксиды свинца частично растворяются, и поверхность изделия становится мутноватой, тусклой.

Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением -- алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок -- четыре алмазные грани, сложный -- с мелкой сеткой граней.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в следующем ассортименте: рюмки, бокалы, фужеры, кувшины с крышками, креманки на ножке, креманки в виде блюдца компотницы в виде блюдец с ручками, розетки, салатницы, приборы для специй, вазы для фруктов, вазы для срезанных цветов, подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества, вазы для варенья без ножки, вазы для печенья и конфет на ножке, ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке, вазочка для шампанского на ножке, ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей, флаконы с притертой пробкой -- для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла; приборы для специй -- соли, перца, горчицы с металлическими крышками; графины с пробками для водки, вина и коньяка

Во времена Советской эпохи хрусталь считался признаком достатка. Сложно представить себе семью, где полки серванта или классической стенки не были украшены хрустальными вазами, бокалами, чашами. Изделия из хрусталя подавались к столу только по большим праздникам. Это объясняется высокой ценностью хрусталя и его прекрасным внешним видом. В средние века хрустальные кубки и чаши были достоянием знати, сейчас хрусталь не утратил своей актуальности. Красивая посуда и украшения их хрусталя пользуются большим спросом, и по сей день, но ухаживать за такими изделиями не так-то просто. Потребуется большая осторожность и знание маленьких хитростей.

Чтобы придать хрустальной посуде бриллиантовый блеск, нужно намочить мягкую ткань спиртом и протереть посуду. Когда спирт высохнет, то запаха не останется, а каждое изделие будет сверкать не хуже драгоценных камней.

Чистят хрусталь в несколько этапов. Сначала протирают крупной солью, затем моют в мыльном растворе. Ополаскивать хрусталь нужно в тёплой воде с добавлением уксуса - это придаст ему блеск. В качестве альтернативы можно использовать синьку. Небольшое количество синьки нужно развести в тёплой воде, ополоснуть изделия из хрусталя и насухо протереть мягкой тряпкой из шерсти или фланели.

Хрусталь не терпит соды, поэтому чистить его нужно либо специальными средствами, либо мыльной водой. Если на хрустальных изделиях есть позолота или рисунок, то моют их без мыла в тёплой воде, ополаскивают в растворе синьки или уксуса, затем натирают до блеска льняной тканью.

Если посуда из хрусталя не загрязнена слишком сильно, её можно помыть с обычным средством для мытья посуды, которое не содержит крупных гранул и натереть мягкой тряпкой. Особенно хорош этот способ для чистки хрустальных люстр и бра. Если вы хотите придать им блеск, то спирт можно распылить при помощи пульверизатора.

Стоит помнить, что хрустальная посуда достаточно хрупкая, она может треснуть или лопнуть от резких перепадов температур. Поэтому хрусталь нельзя опускать из холодной воды в горячую и наоборот. Если же нужно в хрустальную посуду положить что-то очень горячую, то её ставят на деревянную подставку. На металлических подставках хрусталь лопнет так же.

Хрустальные бокалы хранят по отдельности, но не друг в друге. Иначе они могут застрять в горлышках друг друга и треснуть. Когда вы станете их доставать. Если неприятность всё-таки случилась, то верхний бокал нужно заполнить прохладной водой, а нижний тёплой, это поможет им разъединиться.

Следует знать, что хрустальная посуда не подходит для механической чистки, поэтому её нельзя мыть в посудомоечной машине. Нельзя её так же ставить в духовой шкаф или микроволновую печь. С годами хрусталь может помутнеть, особенно от частого использования, поэтому профилактический уход и натирание уксусом или синькой необходимо проводить не реже одного раза в месяц.

Не смотря на обилие разнообразных изделий из хрусталя в магазинах, нередко можно встретить подделку. Если вы не уверены, настоящий ли хрусталь вам предлагают. Проверить это очень легко. Во-первых, настоящий хрусталь значительно дороже изделий из стекла. Во-вторых, при соприкосновении изделий из хрусталя, раздаётся мелодичный звон, который тоже отличается от звона стеклянных изделий.

Хрустальная посуда или украшения - это традиционный способ подчеркнуть особенность момента, который собрал за одним столом друзей и родных. Он никогда не выйдет из моды и всегда будет ценен. Хрустальные изделия часто украшают позолотой или серебром, что делает их ещё более прекрасными. При правильном уходе и посуда, и предметы интерьера из хрусталя могут прослужить не одно десятилетие.

27.03.2018

Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска.

Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный - он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя - 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.


Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец - преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант - отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале - 13-23%, а оксидов калия - 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.


Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан - как это делают в . Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание - идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.

Хрустальная посуда

Пример классической хрустальной люстры

Изготавливают сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом , соединением натрия или калия (содой или поташем) и малыми добавками других оксидов . Свинцово-калиево-силикатные стекла дороже известковых стекол, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Это позволяет использовать высокие концентрации PbO и низкие - щелочного металла - без ущерба для легкоплавкости. Высокое содержание PbO дает высокие значения показателя преломления и дисперсии - двух параметров, весьма важных в некоторых оптических приложениях. Те же самые характеристики придают свинцовым стеклам сверкание и блеск, украшающие самые утонченные изделия столовой посуды и произведения искусства.

Хрустальное стекло

Хрустальное стекло - это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) - торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .

Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).

Производители хрусталя

Действующие заводы в России

  • Дятьковский хрустальный завод , Дятьково
  • Гусевской хрустальный завод , Гусь-Хрустальный
  • Бахметьевский хрустальный завод, Никольск

Действующие заводы в Белоруссии

  • Стеклозавод «Неман» , Берёзовка

Закрытые заводы

  • Ленинградский завод художественного стекла ; производство закрыто 29 января 1997 года .
  • Завод «Красный Гигант» , Никольск ; производство закрыто с конца 2008 года .
  • Хрустальный участок Таганрогского металлургического завода , Таганрог ; производство закрыто в конце 2012 года .
  • Борисовский хрустальный завод им. Ф. Э. Дзержинского , Борисов закрыт