Характер человека. О чем говорит беспорядок в твоем доме. Как завести беседу, когда не о чем поговорить
Именно графология, наука, помогающая раскрыть по почерку связь человека с его характером, раскрывает все основные признаки, которые помогают определить главные личные качества каждой .
Распознавание характера по форме почеркаПлотность и связность написанного – именно они определяют основные признаки в характере человека. Стоит отметить, что сознательно личность не может изменить свой почерк, но со временем он сам меняется.
- Крупный почерк обычно свойственен экстравертам, человеку, характер которого притягивает к себе людей. Такие личности не стеснительны, обладают высокой самооценкой, не прочь похвастаться своими лидерскими качествами.
- Мелкий почерк обычно у интровертов, то есть у тех, у кого на первом месте свой внутренний мир, а полностью проявить свой характер могут лишь при исключительных обстоятельствах. Данный вид почерка свидетельствует об отсутствии ложной гордости, о сдержанности. Интроверт отдает предпочтение времяпровождению в узких компаниях, может быть замкнут. Зачастую, таким личностям довольно сложно найти общий язык с другими.
- Размашистый почерк у тех, в чьем характере преобладают нотки мужественности, гордости, проявляется стремление к самоутверждению (и чем крупнее заглавные буквы, тем больше это стремление). Мало того, размашистость можно трактовать, как неосознанное желание выполнять главную роль во многих жизненных отраслях.
- Острый почерк говорит о том, что в характере человека сочетается агрессивность и образованность. Нередко это проницательные, умные, но и хитрые личности. Кроме того, такой почерк встречается у не всегда добродушных людей.
- Если написанное вполне можно назвать каракулями , то их обладатель неуравновешен. Во многих случаях, у таких людей нет строго режима дня: они ложатся поздно и начинают свой день очень рано, а работа их полна и нервных ситуаций. Положительной стороной есть то, что такой почерк считается признаком гениальности, потому как абсолютно у всех гениальных людей он неразборчив.
- Легкий, ясный почерк говорит о сильном и спокойном человеке. Такая ясность говорит о здоровой, стойкой психике и отменной физической форме.
- Слабый нажим свидетельствует о человеке, склонного к компромиссам, поддающегося манипуляциям. В случае, когда нажима вовсе нет, то не исключен вариант, что у личности проблемы с самооценкой (она занижена) и присутствуют некоторые комплексы.
- Средний нажим встречается у целеустремленных людей с развитой силой воли. К тому же, такие люди оценивают себя высоко и им не впервые держать все под контролем.
- Сильный нажим у тех, кто живет в мире материальных наслаждений, экспериментов сексуального характера. Порой такой нажим характерен для эмоциональных, истеричных людей.
Если говорить о кончиках букв, то, если, скажем так, «хвосты» некоторых букв сильно опускаются вниз, это явный знак того, что личность сексуально активна, полна страсти и полового влечения.
E сли у вас округлый или мелкий почерк, то вы очень хотите обратить на себя внимание. Вы имеете чувство собственного достоинства, склонность к размаху. Непрактичны, обыденность не для вас. Круглыйпочерк – показатель самонадеянности, непринуждённости в общении, энергичности и честолюбия.М елкий почерк горит о сдержанности, расчётливости его
обладателя, а сжатое написание букв указывает на бережливость и
осмотрительность.
В
беглом и размашистом
почерке проявляются
предприимчивость,
активность, способность легко ориентироваться
в незнакомой
обстановке.
Е
сли у вас
разборчивый, ясный и аккуратный
почерк,
если в нём отсутствуют длинные штрихи, а буквы
одинаковые по
высоте, то вы
человек уравновешенный, с
постоянными взглядами и
привязанностями.
К
огда человек взрослеет, его почерк
изменяется.
Наверное, это связано с появлением иных целей и стремлений. Если
вам
не нравится ваш
почерк, то можно попытаться его изменить,
но
он будет казаться чужим, неестественным.
К
аллиграфический почеркрафинирован
и безлик. Он хорош для поздравительных открыток,
для ученических тетрадей, но где же в таком почерке личность?
Отражение
в почерке основных черт характера
Ум
-
Буквы прямые, слитные, без украшений;
одинаковое расстояние между
словами; большей частью отсутствие крупных
букв, попадаются
неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г
выходят не
совсем законченные.
Глупость
-
Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально
украшенными
крючками. Неравные расстояния между словами, иногда
нажимы в
заглавных буквах -- когда стараются выводить их
архитектурно,
придать им закругленную форму и сделать их тонкими и
изящными;
следует обратить внимание на неравные нажимы. Вообще
во всех
почерках, указывающих на глупость, заметна аффектация и излишняя
старательность.
Чувствительность
-
Бледные, наклонные, извивающиеся буквы, иногда встречаются нажимы
и недоконченные буквы, местами как бы разорванные и дрожащие.
Вспыльчивость
-
Поднимающиеся над строками буквы, в конце слова
буквы слиты,
отрывисты, а последние буквы заканчиваются
опускающимся ниже
строки крючком.
Хладнокровие
-
Буквы ровные, в их расположении видна обдуманность, хотя в строках
расстояние между словами неравное, но последнее слово в
каждой
строке находит себе место и не опускается ниже
линейки. Буквы
растянуты, но сливаются.
Сангвинический темперамент
- П
очерк разорванный, с резкими штрихами, подвижный и
красивый;
криволинейные строки, быстрые буквы.
Флегматический темперамент
-
Почерк большей частью жирный, местами буквы утолщаются, а иногда
делаются тонкими; неодинаковое
расстояние между буквами.
Каллиграфические буквы, вытянутые и украшенные.
Меланхолический темперамент
-
Танцующие, бледные, вытянутые штрихами буквы.
Перенос слов с
большим расстоянием, оставляя поля неровными.
Холерический темперамент
-
Завернутые, запутанные штрихи, неравное расстояние между словами;
размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и
тесные; падающий вправо наклон.
Склонность к противоречию
-
Большие, как бы оборванные крючки на
стенках букв; резкий,
замкнутый почерк. Общий характер письма обнаруживает
одинаковое
направление штрихов.
Болезненность
-
Буквы идут ниже линейки, с неравными, дрожащими крючками; почерк
опускающийся, вторые палочки в сложных буквах не закончены, буквы
слабые, с прямыми углами.
Преступность -
Буквы приплюснутые, старательно
выведенные, короткие,
дугообразные, иногда с сильно
завернутыми крючками и
подчеркиваниями; почерк грубый и жирный.
Воля -
Прямолинейный, твердый, ровный почерк, концы
букв связаны и
замкнуты, некоторые буквы крупные, но без штрихов,
отчетливые;
отсутствие крючков и украшений.
Талантливость -
Вытянутые буквы, поднимающиеся вправо строки, буквы простые,
но
красивые, грациозные, с
внутренней аффектированностью;
размазанные, иногда слитые буквы и слова.
Пустота -
Округленные, короткие, хотя иногда и красивые, но тупые
буквы,
местами попадаются раздельные буквы с выведенными
украшениями,
взмахами и нажимами, будто письму
пытались придать вид
оригинальности. Буквы аффектированные, следуют моде с
намеренно
выведенными нажимами, как бы извращены.
Уравновешенность -
Буквы сплетенные, сливаются всегда
одинаково (равномерно),
красивые, хотя на первый взгляд неразборчивые; ровные
строки и
всегда одинаковое окончание крючков.
Внешность и ее отражение в почерке
Высокий рост
Буквы в конце строки оканчиваются
ровным штрихом, почерк
нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными
рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся.
Низкий рост
Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно
вытянутыми,
будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или
переносят на другую строку, оставляя свободное место.
Средний рост
В конце строки последние три буквы опускаются; в начале
строки
буквы сжатые, ровные, а в конце редеют и опускаются.
Полнота
Большей частью нажимы делаются на второй части букв,
а не на
первой; попадаются мелкие, неразборчивые и неоконченные буквы.
Худощавость
Некоторые буквы как бы вырисованы, удлинены; знаки
препинания
очень тонкие и мелкие.
Брюнеты
Поднимающиеся строки; кроме того, буквы
очень старательно
выведены, с желанием придать им красивую форму,
что особенно
сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые.
Блондины
Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже;
почерк разборчивый, не растянутый.
Молодость
Буквы вытянутые, ровные; прямолинейные строки; буквам с одинаковым
старанием придана форма, что указывает на свежесть.
Пожилой возраст
Буквы простые, быстрые, бледные, идут ровно, как бы от
опытной
руки, естественно красивые, написаны без старания; иногда заметно
некоторое дрожание и естественная неровность в почерке.
Близорукость
Стесненные буквы, размазанные, мелкие; неуверенность в окончаниях
букв, которые постепенно уменьшаются, расположены ровными рядами.
Дальнозоркость
Буквы прямые, приподнятые,
увеличивающиеся, свободные,
округленные, характеризуются красивыми окончаниями форм.
Точки
поставлены сильно.
Отражение в почерке рода занятий
Вертикально наклонные простые почерки
: свойственны
математикам,
инженерам и людям с реальными познаниями (агрономам, архитекторам,
астрономам, натуралистам).
Опускающиеся почерки:
плоские и широкие бывают
у философов,
мечтателей, поэтов, людей вдумчивых,
серьезных; наклонные,
волнистые -- у художников (акварелисты, скульпторы).
Написанные жестами (штрихами) короткие буквы
указывают на
профессоров, докторов, вообще людей труда как умственного, так и
физического. Здоровье у этих людей по большей части слабое. Такой
почерк встречается еще у эпилептиков и вообще у людей с глубокой,
но ранимой
душой.
Отрывистые, скачущие буквы
свойственны людям, владеющим
языками
(ученые, лингвисты, педагоги, филологи).
Обращая мало внимания на форму букв,
пишут юристы, государственные
деятели и люди с хорошим воспитанием.
Cтараясь
придать форму буквам,
пишут
ремесленники, рабочие,
переписчики, а также работающие специально иглой.
Неуклюжие, вульгарные буквы
характеризуют почерк
коммерсантов,
купцов (фабрикантов, аптекарей).
Горизонтальные, вытянутые буквы
встречаются у учащихся и вообще у
людей, к чему-либо стремящихся, а также у лиц свободомыслящих.
Люди очень по-разному относятся к порядку в их жилище.
Понятие уюта комфорта и красоты очень относительно для каждого из нас. Некоторые просто ненавидят мыть посуду, есть такие люди, которым нужно утром застелить кровать так, чтобы она была идеальной. Для некоторых пылинка в темном углу может стать причиной стресса и необходимости три раза в день мыть пол, а есть такие, которые разбрасывают вещи и считают это творческим беспорядком.
Все мы разные. Специалисты в области психологии уверяют, что уровень поддержания чистоты в доме может очень много сказать о чертах вашего характера.
О чем расскажет хаос в квартире?
Исследования показывают, что наличие хронического бардака в доме, и вещей, которые разбросаны без особой логики и закономерности, как это ни странно характеризуют человека с положительной стороны. А вот личность, у которой стерильная посуда идеальный порядок, причем всегда, даже если гости зашли неожиданно, может иметь серьезные нервные расстройства.
Специалисты даже научились распознавать черты характера по отдельным зонам, в которых человек наводит или не наводит порядок.
Грязная посуда на столе
Постоянно оставляете на столе чашки с остатками чая или кофе? Поздравляем вы диктатор! Вы получаете истинное удовольствие от тотального контроля всех и всего.
Для вас важно:
планировать до мелочей;
быть требовательным не только к окружающим, но и к себе;
чтобы ваши требования выполняли быстро и четко;
ставить цели и достигать результатом.
Необходимо понимать, что в быту с вами сложно. Но с таким подходом любые жизненные достижения вам по плечу.
Грязная посуда в мойке
Привычка накапливать горы немытой посуды в раковине характеризует самовлюбленных личностей. Очень часто человек, который ненавидит мыть посуду, обладает широким кругом общения и получает от взаимодействия с людьми настоящее удовольствие. При этом он может попадать в долговую яму, куда его заведет легкомысленность. Таким людям можно посоветовать регулярно думать о будущем.
Разбросанные носки
Исследования показали что люди, которые регулярно разбрасывают носки по полу и засовывают их под кровать, весьма запасливы и бережливы. Их интересуют только крупные покупки, тратить деньги на мелочи они не хотят. Как показывает практика, из этих личностей получаются шикарные семьянины.
Постоянно незастеленная кровать
Распространенным является мнение, что неубранная кровать и одежда, которая разбросана по дому, в самых невероятных местах характеризует человека очень занятого. Когда проводишь большое количество времени на работе, необходимость наводить порядок просто отходит на второй план, а может и третий и четвертый.
Находясь дома, главное отдохнуть и восстановиться, а не тратить все свободное время на уборку. При этом, есть ли выходные затянулись, то такому человеку не чуждо навести определенный порядок.
Грязные окна и пыль на подоконнике
Если у вас или у ваших знакомых пыль на подоконнике и в доме грязные окна, есть вероятность того что, человеку грустно, или даже так проявляется депрессия. Когда на сердце одиноко, мыть окна ну никак не хочется.
Подсознательно есть стремление к нахождению в темном помещении, в котором можно уютно свернуться калачиком и отгородиться от окружающего мира. Но если такой человек выйдет из депрессии и победить тоску, то ему не будет равных в достижение высот творческого олимпа.
Кровать, испачканная едой
Давайте будем откровенными, для многих из нас кушать в кровати, посматривая в телевизор, или выполняя работу за ноутбуком, очень распространенная привычка. И это на самом деле не страшно. Просто такие люди любят комфорт.
Сумки и пакеты, которые везде разбросаны
Если вы наблюдаете что в доме повсюду валяются пакеты, сумки, коробки из под техники и непонятно чего, знаете что этот человек стремится к изменениям в своей жизни.
Он много мечтает о светлом будущем, ожидает чуда, но чаще всего далее мечты дело не сдвигается.
Грязный санузел
Люди, у которых отсутствует чистота в санузле, могут быть хранителями психологических травм, обид и разочарований. Им действительно не дает покоя негатив из прошлого. И сами он не могут справиться с этой проблемой. Иногда это лечится временем, а иногда лучше обратиться к специалисту.
Если в жилом помещении у ваших знакомых, друзей или у вас бардак, в большей или меньшей степени для этого есть причины. Их, конечно, нужно учитывать, но это не повод превратиться в хронического неряху.
Специалисты советуют соблюдать золотую середину, не злоупотреблять чистотой, но и не держать себя в грязи. Иногда просто достаточно выработать привычку сразу класть вещи на свои места и ситуация выровняется.
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
ПОЛЯ
Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а так же к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.
Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и
расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.
Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит
об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточитель
ность.НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК
Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчи вости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство чес толюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также дея тельности, самоуверенности и стремлении к успеху.
Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный человек, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.
Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.
Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве ха рактера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.
Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.
Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.
Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,
2 доходящая до трусости.
Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть по требность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия.
НАКЛОН БУКВ
Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчиво сти, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.
Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительно сти, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.
Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, на правлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие беспокойство.
Типы почерка:
Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокров ные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.
Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчи вым, решительным, стремящимся к господству.
Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.
Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щедрость и расточительность.
Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесха рактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.
Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.
Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нереши тельности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.
Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.
Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности .
Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, само стоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно со путствует успех.
Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.
Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности харак тера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.
Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоя тельных, всегда находящихся под чужим влиянием.
ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК
Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчер ки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинст ва.
Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, богатое воображение.
Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторож ности.
Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительно сти.
Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.
Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.
Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.
Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.
Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.
Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.
Углы и дуги . Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми ли ниями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.
Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное пись мо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способст вует ему.
Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требова тельность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. Заостренное написание у женщин — их повышенная активность.
Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страни цы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.
Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишуще му) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический харак тер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.
Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пи шущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.
Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добродушие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).
Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятель ности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.
Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.
Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Раз личают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.
Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гармоничность) говорит о богатой образной памяти.
Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, ис кренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра- шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).
Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об из воротливости в области мысли, предприимчивости.
Знаки препинания . Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную воз будимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.
Подпись . Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волни стый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.
Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.
Центробежное направление подписи — честолюбие.
Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.
Темперамент и почерк . Интересна связь между темпераментом и почерком, которую иссле довал графолог Моргенштейн.
1.
Личность сангвинического
темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).
2.
У флегматической
личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли
графические (Крылов).
3.
Для меланхолика
характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).
4.
Для холерика
характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).
Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.
Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными
особенностями человека
Графологический признак | Индивидуальные особенности |
Строки: прямые | Уравновешенность,сдержанность,последовательность |
волнистые | Гибкость, пластичность, демократичность |
параболические | Импульсивность, нетерпеливость, горячность |
поднимающиеся вверх | Энергичность, честолюбие |
Наклон: нормальный (вправо) | Дисциплинированность, исполнительность |
вертикальный | Сдержанность, самообладание, выносливость |
опрокинутый влево | Своенравность, упрямство, скрытность |
разнотипный (разные наклоны) | Капризность, аффективность |
Буквы: преувеличенный размер пропис ных букв | Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность |
то же в соединении с украшенностью | Тщеславие |
сжатые, низкие, короткие | Упрямство |
поправка букв и слов | Мнительность, недовольство собой |
круглые | Миролюбие, общительность |
Угловатые | Упрямство, требовательность |
Подпись: без росчерка | Простота, скромность |
росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов | Энергичность, активность, целеустремленность |
подчеркивание подписи | Чувство собственного достоинства |
снизу вверх | Честолюбие |
заканчивается точкой | Склонностьксамоанализу,повышеннаятребова тельность к себе |
Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).
1.
Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.
2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.
3.
Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч
ки ползут вниз — 1.
4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.
5.
Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде
лению — 18; смешанный стиль — 15.
6.
Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.
7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.
Оценка результатов:
38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;
99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.
1 Графологическая экспертиза
Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.
1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равномерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержанность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на вы держанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И на оборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособность, проявляющуюся отдельными вспышками.
2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элемен тов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.
3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфическо го почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообра зия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права ду мать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится вне сти в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.
Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стре мясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочте ния, свой стиль.
Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвер гая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.
Нажим . У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равно мерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обла дает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и характеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.
Строки . Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.
Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не до водя его до конца.
Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто до ходящую до трусости.
Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.
Наклон . Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы ви дим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почер ков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почер ки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.
Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, само обладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.
Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятель ных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных есте ственных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.
Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, кото рым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.
Связь . Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соеди ненных между собой букв, что-то означает.
Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчивого, сообразительного, энергичного человека. 3 Штрихообразование в почерке . Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно бо ится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой- нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).
Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистич ность.
Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличенно длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчи вость).
Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фак тической проверке.
Примерная класс ификация почерков . В зависимости от высоты и ширины почерка раз личают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.
Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.
Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного
достоинства, он — непрактичен.
Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.
Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, осмотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, по следние буквы будут уменьшены и стеснены).
Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ров ность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишу щий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.
Была известна с давних времен. Первый труд об этой науке был опубликован в 1622 году, он назывался «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего» и принадлежал итальянцу Камилю Больджо. Во времена Больджо труд о графологии остался незамеченным: в ту пору малый процент населения вообще умел писать.
В семидесятых годах 20 века графология проникла в самые разные сферы жизни: графологическую экспертизу стали применять в криминалистике, при приеме на работу. Сегодня официальная психология имеет и более точные способы диагностики личности.
Однако во многих западных государствах графология стала традицией: до сих пор при приеме на работу в некоторых фирмах США и Голландии соискатель пишет резюме от руки, чтобы пройти графологическую экспертизу работодателя.
Определить черты собственного характера или характера близких при помощи графологии довольно просто: достаточно взять белый (не расчерченный) лист бумаги, шариковую ручку (не гелевую!) и написать несколько строк о себе своим обычным почерком. После чего исследуем написанное по следующим параметрам.
Наклон почерка
Почерк прямой, без наклона:
Свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет очень уравновешенный человек.
Легкий наклон вправо:
Самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.
Сильный наклон вправо:
Так пишет человек моментально появляющегося и быстро угасающего энтузиазма.
Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости.
Слабый наклон влево:
Свидетельствует о мужественности характера . Женщины с таким наклоном почерка руководствуются разумом чаще других. Они умны, рассудительны.
Сильный наклон влево:
В обладательнице такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.
Наклон резко «назад» свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях.
Направление строк
Строки направляются вверх:
Обладатель такого почерка — оптимист . Он может быть немного инфантилен, наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него сегодня особенно хорошее настроение.
Строки идут ровно и прямо:
Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладательница аккуратна, предусмотрительна и собранна.
Строки идут вниз:
Вы в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия.
Величина почерка
Крупный почерк:
Такой почерк встречается у открытых, сердечных и уверенных в себе людей. Часто свидетельствует о завышенной самооценке.
Слишком крупный почерк бывает у людей, зацикленных на самих себе. Попросту говоря — у эгоистов.
Средний почерк:
У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой обычно почерк имеет средний размер. Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения — его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается — напротив, испытуемый хочет чего-то скрыть.
Маленький почерк:
Миниатюрный почерк может быть связан с нарушениями зрения . Также маленький, аккуратный почерк говорит об аналитическом складе ума, о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладательницы мелкого почерка довольно застенчивы.
Форма почерка
Округлый почерк:
Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладательница не слишком хитра и не любит интриги. Она относится к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой.
Острый почерк:
Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у не слишком добродушных людей.
«Угловатый» почерк:
Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, ровные «палки» букв — речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающим происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими.
Если угловатый почерк довольно большой, это свидетельствует о склонности его обладателя к манипуляциям.
Кончики букв
Если «хвосты» некоторых букв (например, буквы «Р») уходят сильно вниз, это свидетельствует о сексуальной активности, страстности и сильном половом влечении .
Если преобладают верхние «кончики», например, при написании «б», то обладатель такого почерка человек духовный, «возвышенный», часто верующий.
Аккуратность
Каракули:
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе.
Кроме того, каракули — это почерк гениев. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк.
Ясный почерк:
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме.
Нажим
Погладьте обратную сторону листа — вы чувствуете буквы?
Средний нажим:
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем.
Слабый нажим:
Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке.