Главные проблемы современных учеников: интервью со школьным психологом. Психологические проблемы в школе

Многие современные псхилоги и передовые педагоги склонны считать, что нынешняя школа не подходит современным детям. Сам подход, ритм, стиль обучения не учитывают те изменения, которые произошли в обществе, родителях, а значит, и детях. Именно поэтому школьники "выпадают" из системы, становятся чужими в ней... Отсюда ситуации, когда очевидно одаренные дети не могут учиться хорошо, а любознательные малыша вдруг теряют мотивацию к приобретению знаний и даже любители пообщаться с друзьями вдруг отказываются ходить в школу.

Причин тут много. О некоторых из них мы спросили у практикующего школьного психолога одной из киевских школ - Натальи Балахтарь. У нее же узнаем, что делать родителям, если у ребенка проблемы в школе.

ТМ: В чем может быть причина неуспеваемости умного и развитого ребенка: мозговые дисфункции, поведенческие нарушения, ошибки воспитания...?

Наталья Балахтарь: Как правило, умные и развитые, хорошо подготовленные к школе детки могут быть неуспешними по нескольким причинам.

Ребенок подготовлен хорошо, но детский коллектив, в который он попал, особой подготовкой не отличается. В первом полугодии ребенок расходует меньше энергии на адаптацию и чувствует себя очень хорошо, а во втором полугодии ему становится скучно и неинтересно, потому что учитель ориентирован на уровень большинства, а умненький малыш готов двигаться и развиваться быстреее.

Состояние «Я-звезда» (как правило сформированное родителями): когда ребенок и его любые действия вызывали у родителей, семьи бурное восхищение и любование, но в школе «звезда» не находит такого эмоционального подкрепления и внимания и начинает «гаснуть».

Перфекционизм (желание все делать идеально). Это состояние тоже формируется родителями. Но известно, что все детки, даже самые-самые, в школе совершают разные ошибки (не так прочитал, написал, подчеркнул…). Такое нормальное явление для ребенка-перфекциониста может стать тяжелым испытанием, и если он не уверен в своих силах и успешности выполнения задания, может даже отказываться от выполнения задания, чтобы не быть неуспешным=плохим.
Часто бывает так, что ребенок умен и развит, но не обучен элементарным нормам поведения в коллективе (когда хочу, тогда хожу-кричу-бегаю… и попытки остановить и договориться вызывают бурный протест (ведь такой ребенок не привык, чтобы его ограничивали), а значит, как следствие, негативное отношение к учителю, а потом и ко всем вокруг. И какая уж тут учеба и успешность, если «я в окружении врагов».
Бывает и так, что ребенок хорошо подготовлен, но адаптация происходит сложно и ребенок начинает болеть. Тогда организм бросает силы на поддержание здоровья, а учеба отходит на второй план.

ТМ: Какие способы мотивировать малыша вы можете предложить родителям? Как разогревать интерес школьника у обучению?

Наталья Балахтарь: Когда ребенок идет в школу, появляется множество факторов, которые влияют на его мотивацию учиться. Назову несколько основных и попробую рассказать, что с этим делать.

1. Школьные оценки. В школе оценки становятся основною мерой того, насколько успешен ребенок, влияют на формирование его самооценки. И любая выставленная оценка запускает в ребенке мотив «избегания».

У каждого человека, и взрослого и маленького, чтобы он ни делал, работают мотивы «стремления» или « избегания». Можно учиться хорошо, исходя из мотива «мне это интересно, я хочу это знать, я хочу об этом рассказать, нарисовать...», а можно учиться хорошо, стараясь не получить плохих оценок, избегая замечаний, осуждений со стороны учителя, родителей - это мотив избегания (это как кирпич, который висит над головой и в любой момент может упасть и сделать больно; и конечно же, учиться, писать, рисовать комфортнее, не имея « кирпича» над головой).

Задача родителей - сформировать у самих себя и у ребенка правильное отношение к оценкам: это не оценка всей личности ребенка, а всего лишь сигнал, что нужно приложить немножко больше усилий разобраться, понять.

А также верить в своего ребенка и любить его вне зависимости от того, какие оценки он получает, как справляется с заданиями. Ребенку важно быть хорошим для родителей и давая ему в этом уверенность, мы убираем «кирпич» над его головой и позволяем проявлять себя.

2. Учиться неинтересно. С приходом в школу информация, которую получает ребенок, часто определяется школьной программой и учебником. А если вы когда-нибудь заглядывали в детские учебники, то знаете, что особенного интереса они не вызывают и огромное количество действительно интересной информации по этим же темам остается в стороне. И если еще и с учителем не повезло, ребенку становится просто неинтересно.

Поэтому задача взрослых - помочь ребенку заинтересоваться предметом. Конечно, это требует от взрослых определенного труда (вложения времени, сил), но результат того стоит. Ведь есть огромное количество тематических музеев, выставок, фильмов, интернет-ресурсов, которые могут помочь пробудить интерес и мотивацию, помочь понять, что «учиться - интересно».

А дополнительный бонус: качественное общение с ребенком и совместные интересы лишь укрепят ваш отношения.

3.Часто у ребенка действительно многое не получается и он теряет веру в себя, отказывается даже от тех дел, которые способен выполнить. Формируется позиция «я-неудачник». Это тоже можно изменить, только изменения потребуют времени и терпения, внимания к собственному ребенку.

Для начала нужно разобраться с тем, что ваш ребенок умеет, что у него получается хорошо, искренне радоваться этому. Следующий шаг - помочь ребенку найти свои скрытые ресурсы, определить свои сильные и слабые стороны, научить опираться на них в трудные минуты.

ТМ: Когда снижение желания учиться в школе закономерно? Каковы причины этого с точки зрения психолога?

Наталья Балахтарь: Школьные психологи наблюдают определенную закономерность, которая отражается в школьной статистике по успеваемости: начиная с 6-го класса учебная успеваемость детей падает (у кого-то стремительно, у кого-то плавно, есть единицы детей, которые являются исключением). Школьные статистические графики фиксируют снижение и в 7 классе, а дна кривая всегда достигает в 8 классе, и только после этого начинается рост успеваемости. Этому есть простое объяснение. Примерно в 6 классе, когда ребенку 11-12 лет, начинается всем известный подростковый возраст. Основной задачей этого возраста является совсем не учеба, а поиск себя (понимание того, кто я, что я умею) и социализация (выстраивание отношений, умение общаться и поддерживать контакт). На это направлена большая часть энергии подростков, а на учебу-то, что остается.

Обязательно нужно отмечать даже небольшие успехи ребенка. Ведь когда ты понимаешь, что у тебя получилось и это заметили другие, энергия увеличивается и хочется сделать еще что-то.

ТМ: Каковы ваши наблюдения: когда дети в большинстве своем начинают учиться осознанно и занимаются для себя?

Наталья Балахтарь: Осознанно отношение ребенка к учебе меняется примерно в 9 классе. Многие уже знают, куда хотят пойти учиться, знают какие предметы и для чего им нужны, ставят себе цели и начинают прикладывать усилия для достижения этих целей. Кроме того, появляется еще одна внутренняя мотивация. У старшеклассников появляется желание озвучивать свою позицию по любому вопросу, а для того чтобы позиция была аргументированной и неглупой, необходима информация, поэтому появляется стимул для самообразования, для расширения своего кругозора...

ТМ: Какие возможности есть у школьного психолога, дабы помогать детям и учителям?

Наталья Балахтарь: Те директора и учителя, в школах которых действительно работает психологическая служба, говорят о том, что без работы психологов в школе было бы намного сложнее. Психолог помогает более эффективно и с наименьшими потерями для сторон решать конфликты, оставаясь при этом над ситуацией. Помогает участникам конфликтов увидеть ситуацию по-другому.

Сопровождает непростые моменты адаптации детей в 1, 5, 10-х классах. Помогает увидеть и развить свои сильные стороны и найти точку опоры. А часто становится единственным слушателем и помощником, когда кажется, что ситуация зашла в тупик и выхода нет. Если в школе психолог проводит тренинги, то это хорошая возможность попробовать или отработать новые навыки. Психологи, работающие в школе, шутя, говорят «мы способствуем гармонизации пространства вокруг».

ТМ: Что делать, если ребенок категорически не хочет учиться. Или не хочет ходить в школу. Вплоть до слез и болезней...

Наталья Балахтарь: Необходимо попробовать найти причину происходящего. Причина может быть как дома, так и в школе. Если дома, в семье есть серьезная неразрешенная проблема (ссоры, развод родителей, болезни, смерть), энергия ребенка будет направлена на, то, что происходит дома, и тогда это будет проявляться как нежелание или отказ идти в школу. Если же дома все спокойно, тогда ищем причину в школе. Часто это могут быть следующие моменты:
1) у ребенка нет контакта с учителем (проблема может существовать реально - учитель может быть резок, груб с ребенком, не уделять достаточно внимания, а может существовать в видении ребенка, когда идеальный образ учителя не совпадает с реальным, но при этом учитель не нарушает границы ребенка.
2) нет контакта с одноклассниками. Здесь также есть варианты: ребенка обижают, игнорируют или ребенок по каким-то причинам сам избегает общения. В зависимости от варианта выбираем решение проблемы, в том числе, вместе с психологом.
3) школьные задания и нагрузки не соответствуют возможностям ребенка, ему очень тяжело, а первые симптомы проблемы были не замечены или проигнорированы родителями. И тогда проявляется яркий протест против школы со всеми ее нагрузками. Вариантов выхода из ситуации много: от правильной организации работы и отдыха до смены школы.
4) Ребенок по желанию родителей перегружен разнообразными секциями, кружками, на которые уходит много сил, энергии и времени, а на школу этих ресурсов не остается. А ведь школьных домашних заданий никто не отменял, и требования к успеваемости из-за участия во внешкольных кружках никто смягчать не будет. Поэтому, ребенок заранее спрогнозировав свою неуспешность, отказывается идти в школу.
5) Сформировавшаяся позиция «я-неудачник». О том, как быть в этом случае, смотри информацию выше.

Главная задача родителей - интересоваться жизнью ребенка в школе и вне школы, помогать там, где нужно и не слишком опекать там, где малыш может справиться сам. А если нужно, обращаться за помощьюк специалистам, в том числе, и школьным психологам.

В конце декабря 2014 года Гражданской комиссии по правам человека стало известно о случае в Москве, когда 9-летний ребенок пытался шантажировать родителей угрозой собственного суицида. Родители были шокированы поведением сына, учитывая, что до недавнего времени, он ни разу не проявлял неадекватного поведения, был общителен, активен, дружелюбен со сверстниками и родителями. Также ребенок никогда не отличался конфликтностью.

К счастью, сразу после «угрозы» убить себя, ребенок легко признался родителям, что просто пошутил. Когда родители стали искать причину этой «шутки», выяснилось, что школьный психолог обычной московской школы рассказывал детям о случаях, когда другие школьники шантажировали родителей угрозой самоубийства, используя угрозу в качестве способа достижения своих целей. После приведенных примеров школьного психолога ребенок тоже решил «попробовать».

При общении с родителями психолог легко оправдал свои действия и назвал главной причиной неадекватного поведения ребенка то, что мальчик неправильно понял то, что сказал психолог.

Обратившиеся родители также сообщили, что они были не единственными родителями из школы, где учится их сын, кто жаловался на подозрительное и нетипичное поведение собственного ребенка вскоре после проведенных психологических бесед.

В данном случае инцидент закончился мировым соглашением родителей со школьным психологом — психолог пообещал, что более никогда не будет рассказывать детям в школе подобных историй.

Родители решили пока не подавать жалобу в Департамент образования города, хотя при подаче жалобы закон был бы на их стороне, поскольку согласно статье 42 закона «Об образовании в РФ»: « п сихолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».

Является ли подобное поведение школьного психолога профессиональным поведением человека, которому доверено психическое состояние детей в школе?

Сейчас в российских школах предлагают ввести урок психологии. Инициатива исходит от членов Совета Федерации, полагающих, что уроки психологии помогут детям и подросткам справиться с проблемами.

Несмотря на то, что уроки психологии не входят в стандартную учебную программу, в российских школах, начиная с 2000 года появляются первые школьные психологи и начинают использоваться различные психологические программы. Многие школы после нескольких месяцев психологических экспериментов отказались от таких программ по причине их негативного воздействия на здоровье детей.

Вот некоторые факты.

Несколько лет назад разразился скандал относительно образовательных программ психологического центра «Холис», которые внедрялись в школах города Екатеринбурга при поддержке Министерства образования России. «Холис» пропагандировал сексуальную распущенность и извращенное поведение под видом профилактики СПИДа. Данное «образование» проходило с участием Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ. Такие программы по заявлению СМИ были распространены в 40 школах Екатеринбурга и на 35 регионов России. Программы вызвали резкий протест родителей и общественности, которые требовали уголовного преследования работников "Холиса", чиновников министерства, а также публичных извинений руководства российского отделения ЮНИСЕФ (п одробнее об этом в публикации «Растление малолетних за бюджетные деньги» в газете «Известия» от 23.03.2006).

В 2006 году на на телеканале «ТВ Центр» вышел документальный фильм, представляющий собой журналистское расследование о психологическом эксперименте в школе № 953 города Москвы. В фильме с участием родителей пострадавших школьников было показано, что после уроков психологической разгрузки некоторые школьники впадали в транс и с ними случались истерические приступы. Здоровье некоторых школьников потребовало медицинского вмешательства после уроков психологии.

Можно долго приводить факты причинения вреда детям в следствии вмешательства непрофессионалов. При этом в наших школах, безусловно, есть настоящие знатоки своего дела, помогающие детям решать их проблемы, и таких людей не мало.

Во избежание злоупотреблений в школах и с целью остановки возможного негативного вмешательства в семью и в процесс воспитания, любые психологические программы, тем более, в отношении детей и подростков, должны не просто проходить тщательнейшую проверку на эффективность, но и должны быть вынесены за пределы учебных заведений.

Куда и к кому обращаться родителю со своим ребенком, в случае проблем, — это должен решать исключительно сам родитель и при этом должно соблюдаться право родителей на добровольное информированное согласие.

Кроме этого, достижение всех заявленных психологами результатов той или иной психологической программы, должно подтверждаться реальными результатами в 100% случаев, поскольку никто не имеет права списывать со счетов здоровье и психическое состояние даже одного ребенка. В случае, если существует малейшая вероятность не достижения цели или причинения вреда, психологическая программа должна отправляться назад разработчику.

В противном случае любое психологическое вмешательство в жизнь ребенка или подростка — это эксперимент с непредсказуемым результатом, причем на глазах у родителей. Один ребенок, решивший свести счеты с жизнью по причине того, что кто-то якобы случайно дал ребенку ложные данные и забрал у него надежду, — это слишком большая цена для общества.

Смотрите 3-х минутное видео о том, кому выгодно психологическое вмешательство в жизнь ребенка в школе:

Так уж получилось, что в последнее время практически все мои разговоры с подругами – о школе, так как в этом году моя старшая дочь пошла в первый класс. И вот буквально на днях, когда мы в очередной раз обсуждали эту животрепещущую тему с соседкой, ее сын, веселый мальчуган одиннадцати лет, скорее всего, от скуки решил поучаствовать в нашем разговоре, и настолько живо и непосредственно описал свою школьную жизнь, что я попросила его записать этот рассказ для меня.

Стилистика мальчишки хромала, что и неудивительно, поэтому мне пришлось немного подправить текст, заменив в нем не совсем привычные для взрослого уха и глаза слова на более корректные, но по смыслу все осталось так, как было. Что получилось из моего эксперимента, судите сами.

«В школу ходить прикольно. Первый день в учебном году. Ну ладно, первую неделю. Все эти разговоры про школу – родной дом, про самое лучшее время в жизни, все эти мамины слезы и вздохи при воспоминании о «школьных годах чудесных» – ужасная чушь. К реальной жизни все это не имеет ни малейшего отношения. Возьмем к примеру вчерашний день.

Утро началось с...

А мама продолжает сюсюкать: «Вставай скорее, солнышко, а то опоздаешь в школу. Завтрак уже на столе». И вот приходится открывать слипшиеся глаза и выползать из теплой кровати на холод (зима не зима, мама утром всегда открывает окно, чтобы поток городского кислорода быстрее разбудил меня). Ладно, встаю, иду умываться. На кухне на столе ждет неизменная овсянка и чашка чая. Послушно двигаю челюстями и просматриваю свою страничку «ВКонтакте». Надо же, народ столько нового понаписал. Когда они только успевают!

Наконец-то завтрак съеден, форма надета, рюкзак собран, даже ботинки начищены. По привычке бросаю взгляд на свою прыщавую физиономию в зеркало и послушно бреду к автобусной остановке.

Про Искру, Ираиду и Неллечку

В этом году я перешел в среднюю школу и по праву могу считать себя продвинутым школьником. Мне больше не приходится делать зарядку перед первым уроком и сидеть в одном кабинете весь день. Почти по всем предметам у нас разные учителя, которых очень прикольно сравнивать между собой. Самый мегакрутой преподаватель у нас по русскому и литературе. По идее она уже давно должна быть на пенсии, но какая-то немыслимая сила упорно гонит ее каждый день в нашу районную школу. Зовут ее Искра Евсеевна (то еще имечко, о чем думали ее родители, когда называли так своего ребенка, не очень понятно), и по внешнему виду она самый настоящий божий одуванчик. Но в душе наша Искра – просто тиран. На ее уроках мы не то что в телефоне покопаться или поболтать – в туалет выйти боимся. Ну и в предмете она шарит так, что будь здоров. Поэтому Искру мы любим, хоть и побаиваемся немного.

С математикой все намного хуже. Во-первых, нас все время пугают тем, что скоро лафа закончится и нам придется изучать алгебру и геометрию, что звучит устрашающе. Во-вторых, наша преподавательница, Ираида Михайловна – настоящий солдат в юбке. Хотя нет, какой там солдат. Полковник. А мы все – рядовые, провинившиеся перед ней одним фактом своего рождения. Ненависть ко всем детям без исключения читается в каждом ее жесте, взгляде, слове. Признаюсь, мы отвечаем ей взаимностью. Так что атмосфера на уроках у нас недоброжелательная. Но, как говорит отец, что не убивает, делает нас сильнее. И он советует относиться к школе как к своеобразной школе жизни. Вот мы и выживаем на Ираидиных уроках, как можем.

Зато на некоторых уроках можно оторваться по полной. Возьмем к примеру нашу англичанку, Нелечку. На самом деле ее зовут Нелли Константиновна, но ни одному уважающему себя пятикласснику не придет в голову называть ее так за спиной. Нелечка – и точка. В целом она прикольная, только уж больно молоденькая и забитая. Скажу без ложной скромности, мы вьем из нее веревки. Шум и гам на английском стоят такие, что иногда я за весь урок так и не могу уловить, о чем вообще идет речь. На английском мы можем все – играть в телефоне, сидеть в соцсетях, потихоньку есть конфеты и просто валять дурака. Но Нелечку мы любим и в обиду не даем. Один раз Милана, особо избалованная и наглая девчонка, нахамила нашей англичанке, так пацаны за учительницу сразу заступились, а Миланке потом бойкот объявили, чтобы не заигрывалась.

Вообще мои любимые предметы – история и география. Видно, что оба преподавателя серьезно готовятся к урокам, часто делают интересные презентации, показывают отрывки из фильмов, превращают обычные уроки в интерактивные игры. Больше всего мне понравилась игра про экологию, когда наш класс разбили на команды, и каждая должна была как можно дольше жить на планете используя ограниченное количество ресурсов. Впечатлений осталась масса! Учителю – респект!

Отдельного разговора заслуживает наша завуч старших классов с говорящим прозвищем Массовик-затейник. Как говорит моя мама, ей надо было работать в театре, а не в школе. Каких только выступлений у нас нет: то неделя английских пьес, то – народных танцев, то массовые масленичные гуляния, то Хэллоуин, то имитация посвящения в пионеры. Все это очень увлекательно, не скрою, но порой от этого так устаешь! Особенно когда репетиции затягиваются до позднего вечера, а мне так хочется погулять на улице с друзьями. А что делать? Пропустить репетицию очередного концерта намного хуже, чем, к примеру, итоговое тестирование по математике. Поэтому нам всем приходится петь и плясать.

«Ботаны» и «понтовщики»

Свой класс я люблю, но без фанатизма. Ребят можно разделить на несколько условных групп. Любимцы учителей и пример для всех нас – «ботаны». Как правило, это девчонки с сосредоточенными лицами, которые всегда повторяют уроки на переменах и изо всех сил тянут трясущиеся руки, чтобы первыми ответить на вопрос учителя. Они мне не нравятся. Ну совсем. И не потому, что я им завидую, а просто не вижу я в них жизни. Какие-то они механические, что ли. И всегда хотят быть лучшими. А лучшими везде и всегда быть нереально. Вот и ходят они из-за этого своего нездорового стремления постоянно нервные и озабоченные.

Конечно, в любом классе есть «понтовщики». Ну, с ними все просто и ясно. Они постоянно приносят в школу последние модели телефонов, рассказывают байки про своих родителей, водителей, крутых друзей и соседей. Если у тебя в кармане последний IPhone и тебя привозят в школу на дорогой иномарке – ты в тусовке, тебя принимают и уважают. Если нет – сиди и жди лучших времен. Правда «понтовщики» иногда заигрывают с «ботанами», если им нужно списать домашнее задание или тесты, но надолго их не хватает. Зато всех остальных они тупо игнорируют.

Есть еще «драчуны», «лузеры» и «хорошисты». Я отношусь к последним. Вроде нормальный парень, но до «понтовщиков» не дотягиваю, да и до «ботанов» тоже. Но я этому даже рад. Сижу себе и не высовываюсь. Зато и вызывают меня нечасто. Фамилия на букву К, в середине алфавита, да и оценки средние. Беспроблемный ученик.

Люблю ли я школу?

Скорее нет, чем да. Общаться с народом прикольно, но это практически единственное, что примиряет меня с действительностью. Предметы далеко не все интересные. Постоянные концерты и конкурсы утомили. Требования учителей на любую тему делать «проект» или «презентацию» угнетают. Получается, что те, кому помогают родители, получают всегда «отлично», а проекты, сделанные самостоятельно, бракуются – как неконкурентоспособные. И от этого становится ужасно обидно. Школьная еда – отстой, в столовке воняет ужасно.

Хотя если вдуматься, все это мелочи. Главное, в школу ходят мои закадычные друзья, без которых я не могу прожить и дня. Всегда есть куча новостей, которые можно обсуждать, забавные высказывания учителей, которые так весело повторять и передразнивать, девчонки, которых так классно троллить, и проекты, которые интересно делать всем классом. Все зависит от настроя. Когда я понуро бреду в школу, день, как правило, проходит не слишком удачно. А вот в хорошую погоду, особенно перед каникулами или в пятницу, когда по расписанию две физкультуры, кажется, что моя жизнь очень даже ничего, и отчего-то вспоминаются слова родителей про «школьные годы чудесные».

Трагедия с захватом заложников учеником московской школы поставила перед обществом много вопросов из серии «кто виноват» и «что делать»

Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист - значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.

Комитет по образованию Госдумы обсудил подготовку школьных психологов и решил обратиться в Минобрнауки с требованием проверить компетенцию и профессионализм педагогов-психологов. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни и вообще нужны ли они, выяснял у специалистов «МК».

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

Безусловно, школе нужны психологи. Вот только работать в школе психологом может настоящий энтузиаст, понимающий весь ужас происходящего с нашим образованием и тем не менее готовый помогать, успокаивать и детей, и родителей, и учителей. Я работаю в школе педагогом-психологом уже больше 5 лет, работы очень много. Детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом все больше. Конечно, среди психологов есть непрофессиональные люди, которым не место в школе. Грамотный специалист сумеет организовать работу так, что станет настоящим помощником учителям, родителям и детям. Просто необходимо создать психологу условия для работы и четко прописать обязанности психолога именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. Кроме того, психологам необходимо повышать квалификацию - в учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев - формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка - это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

Как правило, в школу приходят молодые девочки с дипломами сомнительных институтов, которые не умеют делать ровным счетом ничего. В конце концов, на таких «психологов» просто сваливают часть секретарской бумажной работы, чтобы они приносили хоть какую-нибудь пользу. Да еще ученики, которые хотят прогулять уроки, регулярно просятся к ним на разговор. Но и это не худший вариант. В школе, где я работала, была женщина-психолог, которая, на мой взгляд, наносила детям реальный вред. После занятий с ней ребята из моего класса несколько раз прибегали ко мне в слезах. Однажды она попросила, чтобы дети принесли из дома рисунки, нарисованные их мамами и папами. Естественно, многие родители выполнили эту работу наспех. В результате на «разборе полетов» психолог при всем классе рассказывала, что, исходя из картинки, мама Маши - неряха, а Димин папа - разгильдяй… Ясно, что таких психологов к детям подпускать просто опасно.

Психологическая служба в школах должна быть прежде всего профессиональной, ведь к детям, особенно к подросткам, очень сложно найти правильный подход. А так как хороших психологов в нашей стране крайне мало, вероятность, что они придут работать в школу на небольшую зарплату, ничтожна. В наших школах роль психологов иногда берут на себя классные руководители, некоторым это даже вполне успешно удается. Ведь они лучше знают детей, которых у них всего 25–30 человек, а не целая школа, как у психолога. Но, конечно, с этой задачей могут справиться далеко не все учителя, так как загружены они сейчас и так по полной программе.

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

Психология - очень быстро развивающаяся наука. В такой ситуации педагог-психолог должен проходить курсы повышения квалификации раз в три года, а лучше чаще. Но реальность такова, что чиновники делают все, чтобы в школах психологическое сопровождение стало фикцией. Раньше Департамент образования сам перечислял деньги на повышение квалификации и переподготовку специалистов непосредственно нам, и мы быстро собирали группы. Но начиная с января 2014 года деньги на это будут направляться непосредственно в школу. Теперь директор школы сам решает, кого направить на обучение: предметников или дополнительных специалистов. И если раньше мы выпускали за курс от 1000 до 1500 специалистов, то теперь не можем набрать группу. Психологи и раньше всегда стояли в хвосте очереди: на кабинет, на материалы, а теперь и на повышение квалификации. А ведь грамотный, подготовленный психолог мог бы предотвратить трагическое развитие ситуации в школьном конфликте, если бы он вовремя узнал о существовании самого конфликта.

Мир изменяется быстро. Двадцать пять лет назад, когда я училась в университете, преподаватели говорили, что «современный мир» 90-х годов стремителен и период полураспада существующих знаний и появления новых составляет пять лет. Поэтому нам, студентам того времени, придется постоянно учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Для меня мнение преподавателей было авторитетным. Уже во время учебы была необходимость много работать и анализировать большое количество информации. В те годы интернет был недоступен и персональные компьютеры были большой редкостью. Приходилось много времени проводить в библиотеках и методическом кабинете.

Компетенции, которые выделяют современные социологи и психологи, так называемые «четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление» были необходимы студентам не только прошлого века, но и гораздо раньше!

По моему мнению, одна из серьезных причин кризиса современной школы именно в том, что учителя, да и родители перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка!

Какая разница, какие оценки будут у ребенка, если у него не будет физического здоровья и психологического благополучия к выпускным испытаниям в школе. Формирование самооценки и характера - длительный процесс, который начинается с рождения ребенка и продолжается лет до 25-27. Да, у меня имеются ссылки на исследования по этому поводу! Некоторые родители могут разочароваться, узнав, что «воспитывать» ребенка придется не до 5-7 лет или подросткового возраста, а гораздо дольше. И все же, если ребенок, и родители ориентированы на получение высшего образования и современной востребованной специальности, то стоит учитывать, что взросление тоже может быть длительным и потребуется больше времени на обучение и получение профессии.

Я периодически консультирую родителей и занимаюсь психотерапией с подростками и молодежью именно по вопросам трудностей в школе. Ко мне обращаются взрослые люди, трудности которых начались во время обучения в школе: из-за проблем с учителем, одноклассниками или из-за того, что ребенок не оправдывал ожидания собственных родителей.

Если не помогать собственному ребенку справляться со сложностями в школе, то может случиться, что всю последующую жизнь собственное развитие, реализация и эффективность для взрослого человека будут неактуальны.

Все внимание такого человека будет направлено на решение проблем, появившихся в школе и лечению травм, полученных в то время. Тогда будет необходима длительная работа с психологом… Без стабильной самооценки и опыта самостоятельного разрешения трудностей в детстве и с помощью родителей, невозможно ожидать, что взрослый человек сможет находить себе друзей, создавать семью и заниматься любимым делом, тем более, если придется работать в высококонкурентной среде.

В советское время в среде психологов существовал афоризм, что «ребенок-вундеркинд - это ребенок, у которого все в прошлом»… К сожалению, даже не все психологи знают, что...

Осознанный выбор профессии в 11-м классе способны сделать около 5% мальчиков и 5-7% девочек. Поэтому раннее профессиональное самоопределение - скорее исключение, чем правило.

Для школьников и студентов очень важно сохранять интерес к получению знаний: чтению книг, участию в работе кружков и секций, участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Опыт достижений и удач, полученный в детстве, - существенная опора, с которой человек пойдет по жизни дальше. И в этом случае важно, чтобы и ребенок, и родители считали успехи ребенка не целью, а одной из характеристик, лежащих в основе представления ребенка о самом себе и его самооценки. Родителям достаются сложные задачи - дать своим детям время на поиски профессии, помогать формированию самооценки и поддерживать их материально до поры, пока они не смогут сами себя обеспечивать. И это очень сложно для родителей! Сроки психологического взросления человека всегда индивидуальны. Поэтому родителям приходится быть внимательными и поддерживающими наставниками для собственных вырастающих детей и надеяться, что труд родителей даст результат в виде благополучия и удовлетворенности жизнью повзрослевшего сына или дочери.

Хочу добавить.

    Родителям необходимо заботиться о психологическом и физическом здоровье и благополучии собственных детей. Показатели здоровья молодого человека являются необходимым минимумом для хорошего старта во взрослой жизни и профессии.

    Быть внимательными и не ожидать, что ребенок обязательно будет успешным : проявит себя в спорте или будет отличником и гордостью школы. Сейчас все больше говорят, что важнее быть хорошим человеком, имеющим друзей и семью, чем злобным амбициозным одиночкой. Очень важно воспитать и научить ребенка проявлять свои лучшие качества по отношению к людям.

    Основной акцент - на умении ладить с другими людьми: общаться, заводить друзей, да и просто договариваться о чем-то. Умение вести себя в группе помогло выжить человеку, как биологическому виду, и до сих пор одно из основных условий успешной адаптации в мире. Сюда же можно отнести и кооперацию - возможность организовывать вокруг себя людей для достижения общих целей.

В современном мире сформировался культ потребления, мы живем в избытке товаров и услуг, поэтому важно развивать способность мыслить нестандартно - креативно. Оригинальный взгляд на решение какой-либо проблемы дает вероятность, что молодой человек придумает или заметит новую возможность для себя и реализации своей идеи. Для того, чтобы это качество развивалось у ребенка и подростка, важно, чтобы родители спокойно относились и не критиковали ошибки и неудачи взрослеющего наследника. Мне очень близка позиция У. Черчилля о том, что «успех - это возможность двигаться от одной неудачи к другой без потери оптимизма».

Критическое мышление также формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, интересно узнавать новое, это возможно, когда от него не ждут быстрых результатов!

Стоит помнить, что если выращивать морковь и постоянно подтягивать ее за ботву, в надежде, что она станет лучше расти, что есть большая вероятность повредить растение и не получить урожай… Поэтому родителям необходимо проявлять терпение и поддерживать собственных детей.

Современный мир позволяет самим родителям стать примером для собственных детей и получить новое образование, специальность и реализовывать себя именно в той области, которая кажется самой нужной для ребенка. Дети не могут и не должны оправдывать ожидания собственных родителей!

Если быть честным с самим собой, то как много тех, кто оправдал ожидания собственных родителей и счастлив от того, что выбрали именно тот институт и специальность, на которых настаивали родители?

Мне не нравится высказывание, что «ребенок - это проект родителей». Ребенок - это отдельный и уникальный человек, который появляется у пары и делает их родителями. Ребенок позволяет нам быть более внимательными к окружающему миру, реагировать на изменения и дольше поддерживать собственное здоровье и активность. Мы растим и воспитываем ребенка по тем установкам, которые были у наших родителей, а ребенок с завидной регулярностью демонстрирует нам, как же мы отстали от современной реальности. Поэтому быть родителем очень трудно, ответственно и это поддерживает необходимость оставаться в контакте с меняющимся миром.

Природа наделяет любого человека определенным запасом прочности и поэтому некоторым взрослым удается вырасти не только «благодаря», но и «вопреки» воспитанию родителей и влиянию жесткой и равнодушной школы. Поэтому, у нас остается надежда, что дети вырастут, получат образование и даже реализуют свои способности. И родителям важно оставаться любящими, внимательными к собственным детям и помогать в ситуациях, когда ребенку трудно и самостоятельно он не справляется.