Дидактические игры на половую принадлежность детей. Картотека на тему: картотека игр по гендерному воспитанию

Организация: ДО МБОУ «СОШ №2» д/с «Теремок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

Использование универсального дидактического пособия «Волшебный цветок» в следующих дидактических играх:

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Дом добрых дел» (со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Д/ игра «Достань слово из корзинки». Это игра с использованием карточек. В зависимости от того, кто изображён на карточке. Этому человеку необходимо сказать ласковое слово. Мальчики дарят комплименты девочкам, говорят ласковые слова мамам, бабушкам, сестрёнкам. А девочки – наоборот: папам, дедушкам, братикам, другу.

В старшем дошкольном возрасте элементарные знания об организме человека закрепляются в дидактической игре «Чей силуэт?» (женщина, ребёнок, мужчина) дети перечисляли признаки, по которым они определяли, кому принадлежит каждый из рисунков. Мужчина – плечи более широкие, ступня большего размера, короткая стрижка; у женщин – плечи уже, руки меньше, чем руки мужчин, длинные волосы и тд.

Практическое задание «Мальчики или девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

«Секретное совещание» с мальчиками и девочками»

По отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи. Драться не только с ними, но и в присутствии, говорить грубые слова);

К девочкам нужно проявлять внимание – пропускать вперёд, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать польто;

Мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее.

Нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;

Нужно замечать какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;

Нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.

«Кому что нужно для игры»

Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие – девочке.

Для работы с родителями по гендерному воспитанию:

Задание № 1 - "Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

Задание № 2 - "Рассказы в картинках".

А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)

Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.

Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.

Пример рассказа мамы Саши П.:

Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.

Задание №3 - "Девочки это:.., мальчики - это:…".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".

Задание № 4 - "В Детском мире".

Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.

Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Задание № 5 - "В гостях у сказки".

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

  • "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
  • "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
  • "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."

Используемая литература:

  1. Гендерный подход в образовании Играют девочки.
  2. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании

МДОУ д/с общеразвивающего вида поселка Октябрьский

Картотека

Дидактических игр по гендерному воспитанию

Составила воспитатель:

Муравьёва Н.В.

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

для детей дошкольного возраста.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма.

« За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

2 вариант « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

3 вариант « Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

Дидактическая игра «Пожелания»

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

как ты отблагодаришь человека за помощь?

как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

что нужно говорить при встрече с человеком?

что нужно говорить всем, уходя домой?

что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

Дидактическая игра « Ушки на макушке».

Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

Дидактическая игра «Чемодан»

Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными не закрашенными чемоданами, цветные карандаши.

Описание игры. Педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. С помощью карандашей надо «наполнить» чемодан соответствующими полу вещами.

Вариант игры: папа (мама) привезли подарки сыну (дочке)

Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши".

Цель: формирование гендерных представлений у детей.

Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша,

две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

Чем похожи наши мамы (папы)?

Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

Какие внешние признаки их объединяют?

Какие качества присущи всем мамам (папам)?

Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

Дидактическая игра «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.

Оборудование: набор сюжетных карточек:

Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит.

Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит.

Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.

Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.

В дверь выходит мальчик, за ним девочка.

В дверь выходит девочка, мальчик ее пропускает.

Мальчик садится за стол, девочка двигает стул, помогая ему сесть.

Девочка садится за стол, мальчик двигает стул, помогая ей сесть.

Описание игры. Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Дом добрых дел»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Дидактическая игра «Собери цепочку »

Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.

Оборудование: набор карточек с изображением младенца-мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика; младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.

Ход игры: Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.

Дидактическая игра «Найди правильно»

Цель: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.

Оборудование: набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.) .

Ход игры: Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.

Дидактическая игра «Кто что носит? »

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)

Ход игры: Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

Дидактическая игра «Кто кем работает? »

Цель: формировать знания о тендерной составляющей профессий.

Оборудование: большие карточки с изображением мужских и женских профессий (воспитатель, медсестра, капитан, летчик, пожарный) и нейтральных профессий (врач, учитель, продавец, кондуктор, кассир, музыкант) ; маленькие карточки с изображением профессиональных инструментов (игрушка, градусник, глобус, штурвал, пожарный рукав, лестница, фонендоскоп, указка, весы, сумка кондуктора, касса, скрипка)

Ход игры: Детям предлагается:

разложить большие карточки по принципу: мужские профессии, женские профессии, нейтральные профессии;

подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей.

Дидактическая игра «Имена»

Цель: формировать у детей представление о мужских и женских именах.

Оборудование: фигурки мальчика и девочки.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Педагог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому (мальчику или девочке) имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое «двойное» имя, и т. д.

Дидактическая игра «Ушки на макушке»

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

Дидактическая игра «Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Например, « Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)

После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

Дидактическая игра «Смайлик»

Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал: Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.

Ход игры:

Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.

Смайлик увидел друзей.

Смайлик заболел.

Смайлик сердится.

Смайлик поет песенку и т. д.

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.

Дидактическая игра «Собираемся в гости»

Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.

Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.

Остальные дети наблюдают за своими друзьями.

Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?

Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.

Дидактическая игра «Друг»

Цели: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Материал: резиновый мячик, мягкие игрушки.

Ход игры: Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например: не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.

Или другая ситуация, воспитатель говорит, что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят разные слова (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг и др.)

Дидактическая игра «Девочки – мальчики»

Цель игры. Установить дружеские отношения в группе. Учить рассказывать о себе. Описание игры:

Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Правила игры:
1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.
2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.
3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.
4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
Примечание. Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.

марина машитлова
Картотека Игр по гендерному воспитанию 1 часть

Диалогово-игровые методы

«Беседа с героем сказки» .

Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью.

Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей.

Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница).

Выбрав пару (мальчик-девочка, разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например : сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т. д.) ; придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

«Главные слова» .

Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности.

Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко» , сказанные падчерицей : «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!» . Отсюда понятно : вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь : «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль : трудолюбие, отвага, сила, смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями.

Метод диалога с самим собой, содержание

которого - реальные проблемы; «Мне грустно, потому что,.» , «Мне радостно, и я.» , «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой, то. ,», «Мне бывает страшно, когда.» , «Больше всего я люблю.» , «Когда вырасту, я. ,» , «Когда стану папой (мамой, я.» и т. д.

Коммуникативные методы

«Подсказ на ушко» .

«Спроси у девочки, не помочь ли ей поднести корзину с игрушками» . «Поинтересуйся у мальчика, сможет ли он сам красиво заправить постель» .

«Посмотри в глаза» .

Детям предлагают разобраться по парам, посмотреть в глаза и представить, каким (какой) будет партнер (партнерша, когда вырастет. Рассказать об этом.

«Секретные совещания» .

Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки - аналогично.

«Подарок» .

Все дети сидят в круге (мальчик - девочка - мальчик - девочка) . Воспитатель предлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку : «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке) . По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка.

«Сделай комплимент» .

Педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца или королеву, а девочки - как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают : чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты?

Моделирование ситуаций

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд решений, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

«Прими решение» .

Цель - формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе.

Педагог читает детям сказку : «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Наконец, ключи были найдены и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было.»

Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются.

«Я и моя семья» .

Дети моделирую! ситуации, которые произошли ранее в семье, где они поочередно берут па себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способы поведения в ней.

Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности

Совместная трудовая деятельность. Детям предлагаются поручения, где они предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в целях общего положительного результата. (Стирка кукольной одежды : мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки вывешивают. Уборка в природном уголке : мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают цветы, орошают их водой, мальчики расставляют цветы по местам; мальчики меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животным и т. д.)

Специально-организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например.

Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Алеша из старшей группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых мальчиках мы читали в книжках? (Глушнев Г. Защитник; Даг. нар. сказка «Храбрый мальчик» и др.) . Кого должны защищать мальчики и почему?

Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили - плачет, платьице испачкала - плачет, рисунок не получился - плачет. Знаете ли вы таких девочек? Как их называют? А книжки мы читали про таких девочек? (Барто А. «Девочка-ревушка» ; Прокофьева С. «Когда можно плакать» ; рус. нар. сказка «Царевна-Несмеяна» и др.) .

Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям. (Варткинаян А. «Помощницы» ; Воронько П. «Мальчик-Помогай» ; Люшнин Г. «Мастерица» ; Александрова 3. «Сережа моет калоши» и др.)

В нашей группе все девочки красивые, аккуратные, опрятные. И я очень рада, что у нас нет таких девочек, о которых написано в книжках (Барто А. «Девочка чумазая» ; Благинина Е. «Как у нашей Ирки» , Воронкова Л. «Маша-растеряша» и др.) . Нравятся ли вам героини этих книжек? Почему?

Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Ты :

уступишь ей свой стул;

скажешь воспитателю ;

будешь кушать, не замечая девочки.

Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Ты :

бежишь впереди, разглядывая витрины;

громко требуешь купить поправившуюся игрушку;

предлагаешь маме помочь донести сумку.

У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Ты :

просипишь Наташу угостить тебя конфетами;

подбираешь конфеты и отдаешь их девочке;

не обращаешь па Наташу внимания.

Миша забрал у Анечки игрушку. Анечка плачет. Ты :

отберешь у Миши Анечкину игрушку и вернешь ее девочке;

уступишь Анечке свою игрушку;

будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.

В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал толпа детей. Ты :

расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;

пропускаешь девочек вперед, потом входишь в зал;

заходишь в числе первых, занимаешь место себе и знакомой девочке.

На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками. Ты :

говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;

отвечаешь, что у тебя есть и получше;

просишь поносить бантики.

В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет. Ты :

скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;

назовешь его «плаксой-ваксой» ;

будешь играть с другими детьми.

На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку. Ты :

говоришь «спасибо» , кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;

разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверное, интересная;

говоришь, что у тебя книжек и так полно.

После обеда мама просит помочь убрать со стола. Ты :

с радостью помогаешь маме;

говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;

отказываешься помогать.

Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой. Ты :

приносишь домой букет цветов из парка;

рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;

ничего не говоришь о прогулке.

Дидактическии игры

«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели : Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал : семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры : Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям , что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос :

Чем похожи наши мамы (папы?

Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?

Какие внешние признаки их объединяют?

Какие качества присущи всем мамам (папам?

Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог , что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей , ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

«Волшебный цветок»

1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки?»

Цели : Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал : цветок из разноцветного картона

Ход игры :Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы» , но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант «Как я дома помогаю?»

Цели : Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал : цветок из разноцветного картона , лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают » младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант «Кто я в семье?»

Цели : Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)

Материал : цветок из разноцветного картона , лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры : С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели

Материал : два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров , головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду : мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой) .

Ход игры :К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик . Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок» , который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели : Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал : игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры : Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе.»

«Вежливые слова»

Цель : Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал : сюжетные картинки , на которых изображены разные ситуации : ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д. Ход игры : Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы . Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку? как ты отблагодаришь человека за помощь? как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы) что нужно говорить при встрече с человеком? что нужно говорить всем, уходя домой?

что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т. д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова : здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«Благородные поступки»

Цель : Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал : мячик

Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам) . Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков :

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.

Благородные поступки для девочек : называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

«Ушки на макушке»

Цели : Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры : Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним» .

Например : Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

«Смайлик»

Цели : развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.) .

Материал : Большой круг из картона- Смайлик , вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.

Ход игры :Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.

Смайлик увидел друзей.

Смайлик заболел.

Смайлик сердится.

Смайлик поет песенку и т. д.

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.

«Собираемся в гости»

Цели : Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки) . Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал : на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.

Ход игры :Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.

Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок : красиво одеться, причесаться и т. д.

Остальные дети наблюдают за своими друзьями.

Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?

Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.

«Друг»

Цели : Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Материал : резиновый мячик, мягкие игрушки.

Ход игры : Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит , что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например : не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.

Или другая ситуация, воспитатель говорит , что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят разные слова (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг и др)

«Кто что носит?» .

Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона .

Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.

Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки : девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

«Наши прически» .

Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.

Материал. Картинки , сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами : расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.

Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик , на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок : стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

«Сундучок русской хозяюшки» .

Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.

Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).

«Мама» .

Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов» , помогающих дарить окружающим

радость, сохранять дружбу.

Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов» .

Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток

разыгрывают ситуации : «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры) », «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы» . Игра заканчивается совместным

определением того, кто самый внимательный : дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

«Кем я хочу стать? Как буду работать?» .

Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал. Картинки , изображающие людей разных профессий.

Ход игры. 1. Беседа по темам :«Сколько профессий может освоить человек?» , «Что определяет название профессии?» , «Почему человек стремится овладеть профессией?» , «Какая профессия самая лучшая? Почему?» , «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?» .2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?» , 3. обсуждение темы : какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской. 4. Вывод, к которому подводит воспитатель : главное – любить и хорошо знать свое дело. Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;

Самолетом правит. (летчик,

Трактор водит. (тракторист,

Электричку -. (машинист,

Стены выкрасил. (маляр,

Доску выстрогал. (столяр,

В доме свет провел. (монтер,

В шахте трудится. (шахтер,

В жаркой кузнице -. (кузнец,

За прилавком -. (продавец) .

Кто все знает -. (молодец! .

После прочтения стихотворения воспитатель продолжает : «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина - женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное - любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.

«Настроение» .

Цель :формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду. Игровой материал : набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Ход игры : педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.

Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе раз-вертывания сюжетной линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель может использовать графические модели различных эмоций.

Резида Гареева

Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации и адаптации ребенка в обществе. В нашей современной жизни порой возникают проблемы, так как девочки теряют женственность и становятся брутальными, грубоватыми, а мальчики перестают быть мужественными, обретая тихость, незаметность, боятся ответственных ролей. Именно обретению своей индивидуальности и дружбе между полами учат такие игры .

1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ (национальные игры ) . Игры русских и татарских народов сейчас иногда смешиваются, но сохраняют актуальность. Это игры "Горшки", "Моя семья", "Тимербай", "Серый волк", "Лисички и курочки","Пеньки","Хлопушки". Из русских игр - "Бояре", "Ручеек", "Гуси-лебеди", "Котик и мыши", "Жмурки", "Краски","Коршун", "Почта","Заря-зарница","У медведя во бору" и другие.

Особенность народных игр в том, что в них есть общие правила, что раскрывают психические возможности всех детей и обычно при такой деятельности развивается речь ребенка.

2. ИГРЫ-БРОДИЛКИ . Эти игры обычно на деревянном поле больше интересны девочкам , тк. в них нет напряженного сюжета, они вырабатывают внимание и спокойствие у девочек . Нужно просто гулять по игровому полю и собирать монетки или избегать опасностей для своего персонажа.

3. ИГРЫ-ПРИКЛЮЧЕНИЯ (КВЕСТЫ) . Современный вид игры , более подойдет для мальчиков . в них возможны гонки с серьезными препятствиями, возьмите атрибуты - валики или бревнышки, лесенки, обручи из физуголка и активная веселая деятельность детей обеспечена!

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЦИФРАМИ ,МАГАЗИН. Здесь есть чему поучиться и мальчикам , но повторяющиеся действия и выбор продуктов или товаров в магазине по душе, конечно, девочкам .

5. ИГРА "ЗЕРКАЛО".Играют 2 ребенка, когда 1 пытается в зеркальном отражении передать движения и эмоции, мимику другого человека. Эта игра, проводимая под музыку, отлично поднимет настроение и полезна обоим полам.

6. УГАДАЙ СКАЗКУ. Игра-пантомима, где участники получают задание продемонстрировать отрывок из сказки, а другая команда должна отгадать ее название. Дети подходят к этому творчески, развивая речь и мышление.

7. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. Похожая игра, в которую играют, если у ребенка развита музыкальная культура.

8. ЧТО - КОМУ? Дети должны определить, какие предметы и вещи принадлежат девочкам , а какие - мальчикам . Еще вариант игры - предметы , нужные в определенных профессиях. Выбираются преимущественно женские и мужские профессии - строитель, учительница,швея, парикмахер,спортсмен и др.

9. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ . Они интересны всегда и всем без исключения, помимо того, что развивают все стороны личности ребенка, в сюжетных играх твердо определены роли и они, по возможности, корректируются воспитателем. "Семья", "У врача", "В кинотеатре", "На празднике", "День рождения", "В морском плавании" и тд.

10. ИГРЫ С СЕМИЦВЕТИКОМ . Делается цветок с 7 обычно лепестками, ребенок выполняет задание, беря в руки 1 лепесток, игра проводится с группой детей. Варианты игры :

а)Как я дома помогаю?

б)Вежливые слова

в)Ты мне нравишься, потому что.

11. СМАЙЛИКИ. Угадывать эмоциональное состояние, которое нарисовано на смайлике. Когда мы его испытываем, отвечать. Особенно учить этому девочек , тк они теряют эмоциональную чуткость и мягкость.

12. ИГРЫ С ВОЛШЕБНЫМ ШАРОМ , ПАЛОЧКОЙ, ЦВЕТКОМ И ТД. Дети встают в круг и передают волшебный предмет по кругу. Варианты игры :

а)Комплименты.

б)Пожелания.

в)Кто есть кто в семье. (кто кому и кем приходится)

13. ТЕРЕМОК ДОБРА. Дети строят из кубиков и конструктора домик и говорят, какие добрые дела можно совершить в определенной ситуации. Здесь необходима предварительная работа над словарем и по картинкам. Можно сделать связь с этическим и экологическим воспитанием.

14. ИГРЫ -ДРАМАТИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ, ПОПУЛЯРНЫХ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. Воспитатель продумывает внешний интерьер - домашнюю утварь, одежду, продукты и посуду. Дети очень любят такие игры . Мальчикам необходимо и полезно учиться в них волевому поведению, брать активные роли.

Нашим детям чрезвычайно нравятся все эти игры , потому что они, сохраняя право на детство, как ни 1 игра, готовят их ко взрослой жизни.

Рыцарь ведет свою даму через препятствия по дороге, на открытом занятии.

Передай волшебный мяч и скажи приятное соседу - соседке.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка, исходя из собственных представлений о том, каким должен быть взрослый человек. Мы хотим вырастить из маленького мальчика сильного, ответственного, умного и смелого мужчину, способного стать добытчиком и защитником своей собственной семьи. Женщина же, по общепризнанному мнению, должна быть нежной и хрупкой, доброй и ласковой, любящей женой и матерью, хранительницей домашнего очага.

В соответствии со своими предпочтениями мы и воспитываем своих сыновей и дочерей. В построении правильной линии гендерного (полоролевого) воспитания дошкольников родителям и воспитателям помогают дидактические игры, по которым дети учатся моделям поведения.

Игра как средство воспитания дошкольников

Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Ведь детей 3-5 лет не усадишь за парты, требуя внимания. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.

Примеры гендерных игр в детском саду

Воспитателям детского сада принадлежит в этом вопросе особая роль. Проводя с детьми много времени, они имеют возможность корректировать их поведение, в том числе и половое, в нужную сторону. К примеру, мальчиков следует учить тому, что нельзя обижать девочек, потому что они слабее; нужно, наоборот, уступать девочкам место, пропускать вперед, ухаживать и помогать. Этого можно достичь с помощью следующих игр, проводить которые рекомендуется в средних и старших группах, ведь именно в этом юном возрасте дети постигают науку коллективного общения.