Диагностика детей художественно эстетического развития. Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства. Тема: «По реке плывет кораблик»

надежда соболь
Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие » (ПОП ДО «Истоки» ) Изобразительная деятельность

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения ; создавать образ разными способами : мазками, пятнами, штрихами, линиями.

«Неваляшка»

Материалы : карандаши, краски, фломастеры и др.

Инструкция : Нарисуй неваляшку.

Критерии оценки :

1 балл – низкий уровень – ребенок плохо справляется с заданием, формообразующие движения освоены недостаточно. Недостаточно развито умение , пользоваться изобразительными материалами .

2 балла – средний уровень – с заданием справился, работа выполнена точно, передал образ .

3 балла – высокий уровень – с заданием справился очень хорошо. Изображение дополнено декоративными деталями.

Приобщение детей к лепке из глины , теста, пластилина с целью создания образа разными способами : отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединения готовых частей друг с другом.

«Зёрнышки для птичек» .

Материал : пластилин, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить зёрнышки для птичек, способом отщипывания.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, создает выразительные образы разными способами .

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается от выполнения задания.

«Оладушки для матрёшек» .

Материал : пластилин (глина, тесто, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить оладушки для матрёшки, способом сплющивания.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

«Угощения для кукол» .

Материал : пластилин (тесто, глина, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку : конфету - круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов.

«Укрась салфетку»

Материалы : готовые формы для аппликации, клей, клеенка, салфетка, кисточка.

Инструкция : Укрась салфеточку по образцу .

1) раскладывают формы на листе бумаги.

2) берут деталь.

3) намазывают клеем на клеенке.

4) аккуратно кладут на прежнее место.

5) прижимают салфеткой.

Критерии оценки :

Низкий уровень – путают последовательность действий, аппликацию выполняют не аккуратно.

Средний уровень – используя готовые формы, последовательно выполняю действия.

Высокий уровень – выполняет аппликацию самостоятельно и аккуратно, проявляет творчество.

«Шарики катятся по дорожке»

Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет (сравнивает с образцом ,

обращается за помощью к взрослым,

Художественное конструирование

Конструирование из бумаги

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Закрепление способов «сминания» и «разрывания» бумаги, знакомство с новым - «скручивание» .

«Цветочек»

Материалы : салфетки (для сминания и скручивания, прямоугольники цветной бумаги зеленого цвета (разрывание - листья, образец .

Инструкция : Ребенку предлагается выполнить работу по образцу .

Критерии оценки :

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Формирование первой ориентировки на большом листе бумаги.

«Изучение ориентировки на листе бумаги»

Материалы : лист бумаги, цветные геометрические формы.

Инструкция : Положи красный кружочек вверху листа, синий квадратик в центре, а снизу – зеленый треугольник.

Критерии оценки :

обращается за помощью к взрослым

Освоение действий достраивания и построения выразительного образа .

«Девочка с зонтиком»

Материалы : картинки девочка, зонтик, капельки, белый лист бумаги.

Инструкция : Расположи картинки на листе бумаги.

Критерии оценки :

1 балл – не справился с предложенным заданием.

2 балла – справился частично, при затруднении обращается за помощью к взрослым

3 балла – выполняет задание самостоятельно.

Художественная литература и фольклор

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни , источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению с взрослым.

Настольно-печатная игра «Литературная страна» .

Методика диагностики . Для проведения педагогической диагностики ли-тературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры «Литературная страна»

Остановка «Книжкин дом»

Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги? Это - Книжкин дом - главный дом Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок, но недавно был ремонт, и теперь все книги перепутались, и пока ты не наведешь здесь порядок - дальше путешествовать невозможно!

В Книжкином доме - несколько комнат, в каждой живут одинаковые книги, ты можешь их расположить по своему желанию. Начнем?

Любишь ли ты книги?

Какие книги ты любишь больше всего?

Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие литературные произведения ты знаешь?

Что тебе нравится больше : сказки или рассказы? Почему? Какие сказки ты помнишь? Какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и расположи на первом этаже в первой комнате.

О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комнатах книги по разным темам! Приведи примеры!

Какие книжки ты расположишь ближе, а какие - дальше : веселые, по-учительные, познавательные (объяснить ребенку при необходимости, с кар-тинками или «толстые» повести?

Ты здесь поселишь только детские книги? А какие «взрослые» книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя ждут но-вые интересные задания.

Критерии оценки

Низкий уровень проявляется в бедности литературного опыта ребенка, от-сутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом назы-вает знакомые книги, иногда ограничиваясь формулировкой «про то, как.» , «где этот герой был» . Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса участвует в задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «остановке» на карте.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более раз-нообразны , но неглубоки и слабо мотивированы. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересо-ваться темой, задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсужде-нию.

Высокий уровень образен . Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых. Охотно и эмо-ционально участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрос-лого по теме.

Остановка «Литературная гостиная»

Методы : Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «Литературная страна» .

Где тебе чаще читают книги : дома или в детском саду?

Любишь ли ты, когда тебе дома читают книги?

Часто ли это бывает?

Ты попал в Литературную гостиную. Так называется место, где люди об-щаются с литературой, то есть читают книги, беседуют о них с другими людь-ми.

Есть ли такое место в вашем доме?

Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?

- Каких книг там больше : для детей или для взрослых ?

Достаточно ли тебе тех детских книг, которые есть дома?

Где они хранятся?

Критерии оценки

Низкий уровень : недостаточность литературного опыта ребенка, отсутствие у него выраженного интереса к литературе определяются недочетами се-мейного воспитания. По утверждению ребенка : ему мало и редко читают книги дома, домашняя библиотека небогата, место для детской библиотеки отсут-ствует, в ней немного книг. Дома родители и сами читают редко, они и ребенок предпочитают просмотр телепередач.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное отношение к слушанию книг и совместному «чтению» с родителями. В семье ребенку чи-тают книги довольно часто, но непродолжительно. Местом для чтения является диван, кровать ребенка или любое другое случайное место. Библиотека с книгами для взрослых намного богаче детской библиотеки, для которой выде-лено место рядом с играми и игрушками ребенка. Ребенку нравится слушать чтение взрослых, но, по его признанию, гораздо чаще он смотрит телевизор.

Высокий уровень : литературный опыт ребенка достаточно богат и разно-образен ввиду серьезного отношения к литературе и литературному развитию в семье . Разные члены семьи проявляют к книгам устойчивый интерес, разви -вая его и у дошкольника, постоянно читая ему книги. По словам ребенка, дома богатая библиотека, для нее выделено специальное место, рядом расположены полки с детскими книгами, которых тоже достаточное количество. Книги для взрослых и детей постоянно пополняются. Дома есть специальное место для чтения и обсуждения книг. Ребенок любит слушать чтение взрослых, сам не-много читает (или любит часто «смотреть» книги сам). В семье есть подборка аудио- и видеосредств для ознакомления с литературными произведениями.

Четвертый год жизни

Слушание музыки

Образовательные задачи

Приобщение детей к слушанию небольших музыкальных пьес и фрагментов более крупных сочинений в исполнении оркестра и отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, баян и др.) .

Наблюдение за детьми в экспериментальных ситуациях

Ход диагностики . Выявление особенностей реагирования на музыку у детей четвертого года жизни в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная детская песня) .

Ситуация 2. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (фрагмент классического произведения, например А. Вивальди «Времена года . Весна» ).

Ситуация 3. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная современная музыка) .

Ситуация 4. Внесение в музыкальный уголок нового, но знакомого музыкального инструмента, например дудочки.

Ситуация 5. Внесение в музыкальный уголок нового, незнакомого музыкального инструмента, например трещотка.

Ситуация 6. Игра воспитателя на музыкальном инструменте.

Ситуация 7. Пение воспитателем знакомой детской песни.

Ситуация 8. Проблемно-игровая ситуация : «В гости пришла кукла Таня. Она хочет, чтобы мы устроили ей музыкальный концерт. Что будем делать; петь, танцевать или играть на дудочке? А может быть, послушаем музыку?»

Ситуация 9. Одеваемся на прогулку под музыку.

Ситуация 10. Собираемся ко сну под музыку.

Критерии наблюдения за детьми во время организации диагностических ситуаций :

Избирательность, предпочтение вида музыкальной деятельности;

Сила и устойчивость эмоциональной реакции на музыку.

Формирование эмоционального отклика на музыку, умения слушать ее, чувствовать ее общее настроение.

Наблюдение в условиях специально организованного процесса восприятия музыки (Н. А. Ветлугина)

Цель : изучить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания музыки.

Подготовка исследования. Подобрать 3-4 незнакомых детям музыкальных произведения разных жанров в соответствии с их возрастом (например : «Камаринская» М. Глинки, «Марш Фортинбраса» Д. Шостаковича, «Аквариум» К. Сен-Санса; «Шутка» И. -С. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского,

Ход наблюдения. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения. Изучают непосредственные реакции детей на музыку . Музыкальные произведения исполняют или слушают с ребенком с интервалом в 1-2 дня, наблюдая за его мимикой, пантомимикой, речью.

Критериями оценки эмоциональных проявлений ребенка становятся :

желание слушать музыку;

сосредоточенность, устойчивость внимания;

продолжительность восприятия;

двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация;

сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Результаты.

По уровню экспрессивности в процессе восприятия музыки детей делят на 3 группы .

1 группа - высокая степень экспрессии в процессе восприятия музыки;

2 группа - средняя степень экспрессии при восприятии музыки;

3 группа - неэкспрессивное восприятие музыки.

Диагностическая игровая ситуация «Кукла спит - кукла пляшет»

Цель : выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку .

Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) в аудиозаписи :

«Лошадка» , муз. Е. Тиличеевой;

«Колыбельная» , муз. В. Агафонникова.

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет) .

«Игра с лошадкой» , муз. И. Кишко;

«Дождик» , русская народная песня в обработке Т . Попатенко;

«На парад идем» , муз. Ю. Слонова;

«Праздничная» , муз. Т. Попатенко.

Детям предлагаются следующие игровые действия : кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются :

эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания) ;

сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями; ^ внимание и сосредоточенность;

адекватность игрового действия музыкальному произведению.

Образовательные задачи

Обеспечение бережного отношения к певческому и речевому голосу ребенка, недопущение громкого пения и форсированного звучание речи.

Игровое творческое упражнение «Песенное творчество»

Цель (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Организация игры. Ребенку предлагается спеть знакомую песенку (определяется степень точности интонирования) .

Пение малознакомой песни с сопровождением (вокальная память, точность интонирования) .

Критерии оценки :

3 – поет протяжно, напевно, интонирует соответственно мелодии песни;

2 – старается петь напевно, интонация не устойчивая, дикция до конца не выработанная;

1 – «поет» говорком на одной высоте, звуки проговаривает не четко;

Диагностика исполнительской (песенной) деятельности.

Цель : изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Используемые методы диагностики : беседа, наблюдение, диагностическая ситуация , анализ продуктов детской деятельности.

Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.

1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?

2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?

3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?

4. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь : дома или в детском саду?

В ходе беседы необходимо выявить следующее :

Какие песни предпочитают дети;

Кто чаще всего является героем детских песен;

Отношение детей к пению ;

Песенный репертуар, характерный для детей данной группы .

Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т. д.) проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия .

Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям :

Музыка звучит в повседневной жизни детского сада ;

Дети поют по своему желанию;

Проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы;

Занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;

Сочиняют песни по собственному желанию;

Проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;

Привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Обучение детей правильному звукообразованию , позволяющему петь естественным звуком, без крика и напряжения, передача настроения и характера песни.

Игровое творческое упражнение для выявления чистоты интонирования «Эхо» , муз. Тиличеевой.

Цель : выявить уровень умения чисто интонировать.

Методика проведения : дети хором поют заданный текс, а ребенок повторяет его, точно воспроизводя мелодию :

Дети : Эхо!

Дети : Отзовись!

Реб : Отзовись!

Дети : Чисто петь

Не зевай!

Все за мной

Повторяй!

Критерии оценки :

Высокий уровень : интонационно точное воспроизведение мелодии и вслух и про себя;

Средний уровень : нестабильно точное воспроизведение мелодии;

Низкий уровень : неточное воспроизведение мелодии.

В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного мониторинга? Помимо двигательной (физической) активности, результаты которой можно надежно измерить и сравнить, описать количественно и качественно, следует отметить определенные преимущества художественно-продуктивной деятельности.

Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.

Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития ребенка-дошкольника . Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное самостоятельное творчество детей.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.

Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.)

Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина) ; целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) .

Средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.

С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) ; свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.

Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения) .

В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.) .

Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве;

Конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса) ;

Легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ;

Охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов;

Самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.

Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники;

Умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;

Интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.

www.maam.ru

Педагогический проект Художественно- эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования , цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства - Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников - Педагогика - Test.ru

Страница 1

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства) .

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт, портрет.

Способы обработки и анализа материалов.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:

Н – низкий уровень (синий)

ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

не знает и не называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

не отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

не реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

не использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

не использует образные сравнения при рассматривании предметов;

не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С – средний уровень (зелёный)

ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

недостаточно эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

частично использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В-высокий (красный)

ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует;

знает и называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – «созерцание», повторное рассматривание;

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;

использует образные сравнения при рассматривании предметов;

выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки») ;

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет) .

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы) .

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла)- дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла)- в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл)- дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст.

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст) . _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам) ? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.) . _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Ф. И. О. ____________________________________________________________________

1. Указать образование и стаж работы. _________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым ознакомить детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством? ____________________________________________________

3. Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?_________________ __________________________________________________________________________

4. Какое отношение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству? _____________________________________________________________________________

5. Какие качества личности можно формировать в процессе приобщения детей к искусству? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Какие формы ознакомления с искусством вы считаете наиболее целесообразными?

_____________________________________________________________________________

7. Какой уровень анализа ребенком произведения искусства? _________________________

8. С какими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства знакомы дети? ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Какую роспись дети узнают и предпочитают в своем творчестве? ___________________ _____________________________________________________________________________

10. Что по-вашему влияет на эстетическое воспитание детей? ________________________ _____________________________________________________________________________

11. Какие виды работ находят место в творчестве детей под влиянием искусства?

_____________________________________________________________________________

12. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?

_____________________________________________________________________________

13. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам больше всего нравится?

_____________________________________________________________________________

14. Любите ли вы рисовать, лепить, делать аппликации из разных материалов?

_____________________________________________________________________________

15. Чему вы хотели еще научиться, какие техники освоить? __________________________ _____________________________________________________________________________

16. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду. _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

1Вопросы для повторения

Инструкция: Например, ребенку демонстрируется изображение…, предлагается ответить на вопросы….

Критерии оценки.

Тематика «Я в музее» (варианты: «Я иду в музей») , или «Я играю на компьютере» (тему можно скорректировать подл возраст) .

Вопросы по рисунку и опыту (можно спроектировать н6а основе материалов 3х томника по «Диагностике») . – 4-7 вопросов, направленных на выявление опыта детей посещения музея, впечтаелнеий, понимания правил и т.п.

Составляют коллекцию детских работ по теме:

«Я иду в музей» (варианты: Я играю на компьютере», для младших _ «Я!») .

Нужно: 1 предложить 3-5 лдетям выполнить работу по теме (не подсказывать) как нарисуют.

Проанализировать работы по основным средствам вырезительности.

    Анализируют одну из образовательных программ – раздел «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

По следующим критериям : Задачи работы.

Особенности содержания (разделы, их взаимосвязь, доступность, ориетированность на возрастные возможности, многообразие содержания)

Соотнесенность разделов по развитию восприятия и деятельности.

Представленность интеграции с другими разделами, средствами развития (например математического, музыкального и т.п.)

В межсессионный период студенты ИЗУЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО следующие вопросы:

1. Музейная педагогика. Для этого – знакомятся с презентацией по музейной педагогике. Выстраивают план ответа.

Во втором семестре – просматривают выданные программы по музейной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

    Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1997.

    Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. –

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (Введение) .

    Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В. Б. Косминской. – М.: Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. Просвещение, 1985.

    Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

    Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956.

5 Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - С.458-465.

Парциальные программы

    Воробьева Д. И. Гармония: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995.

    Золочевский С. А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.

    Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) М., 2002.

    Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

    Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа. М.,2001.

    Куревина О. А.. Селезнева Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М.,1999.

    Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М.,1999.

    Ражников Б. Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей "Маленький Эмо"// Дошкольное воспитание.,1996,№9-с.58-65

    Торшилова Е. М. Программа "Шалун или мир дому твоему" и методика эстетического развития дошкольника – М., 1999.

1. Эстетическое воспитание 1. понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

художественное воспитание22. 2 2 трактуется как воспитание средствами искусства.

Художественно образование – процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.

художественно-эстетическое развитие3 3 как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека.

Эстетическое восприятие 4 как сложный целенаправленный эмоционально окрашенный процесс отражения воспринимаемого объекта с позиции эстетического идеала, обладает рядом особенностей: оценочно, целостно (восприятие в единстве содержания и формы) , эмоционально, субъективно.

Художественное восприятие 5 понимается как процесс узнавания, понимания, эмоционально-эстетической оценки художественного произведения.

Искусство – 6 специфическая особая форма общественного создания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира, высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах, связано с трудом, бытом, познанием.

художественный образ , 7 как форма отражения действительности в искусстве с позиции эстетического идеала; эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности, в более частном случае - элемент, часть художественного произведения, способ бытия и воспроизведения особенной, художественной реальности.

Эстетические суждения 8 рассматривают как умственный акт, реализующий отношение личности к конкретному эстетическому явлению (с разной степенью сложности, глубины – основанных на представлениях, эстетическом опыте) .

Эстетическая оценка9 9– целенаправленное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами.

Высшим критерием эстетической оценки, предполагающим сопоставление явлений, социально обусловленное представлений личности о совершенстве, красоте, воспринимаемое как цель, имеющим побудительный характер – выступает эстетический идеал.

Эстетический интерес , 10 понимаемый как целенаправленность личности на эстетическую деятельность и характеризуемый широтой, глубиной, устойчивостью, и в дошкольном возрасте только закладываются его основы.

эстетического отношения к миру ,11 которое в современных источниках рассматривается как метакатегория педагогики искусства, уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия, интегрирующий и гармонизирующий взаимосвязи человека с окружающей действительностью в целях создания целостной, личностно значимой эстетической картины мира (

Творчество 12 как активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, создающий новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

«творческая активность ребенка » – является интегративным качеством личности, включающим мотивационный, процессуальный, результативный компонент, проявляющейся в разных видах художественной деятельности (Заплатина) .

Способности 13. понимаются какиндивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения каким-либо деятельностью (Б. М. Теплов) , присущие всем и поддающиеся развитию.

Синтез искусств 11414 14 (перев.соединение, сочетание ) понимается как «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах» (Ю. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева) .

  • Начертить «дерево идей» в области художественно-эстетического развития детей, указав временные рамки (этапы или примерные годы) , основные идейные ориентиры (проблема соотношения «творчество-обучение», «развитие способностей», вопросы приобщения детей к искусству, проблемы музейной педагогики) .

    Соотношение социальных и биологических факторов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

    Доступно ли искусство дошкольникам?: за и против.

Задачи художественно- эстетического развития

    Активизация и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (эстетических эмоций и чувств ) , развитиехудожественно-эстетического восприятия .

    Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе обогащение иначальное обобщение представлений об искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне) .

    Способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ, становлению и проявлению у детейинтересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности, на их основе формированиеэмоционально-нравственных и эстетических ориентаций, подведение детей к пониманию ценности искусства , художественной деятельности , и поддерживание проявления ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне) .

    Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам (произведениям искусства, объектам природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям) .

5. Развитиеизобразительной деятельности .

Современные технологии художественно-эстетического развития и воспитания детей проектируютсяна следующих принципах, которые ярко отражают методические ориентиры: принцип комплексного подхода к эстетическом и целостному развитию, связи искусства и науки, преемственности прогрессивных элементов культуры (формирование понимания связей между развитием традиций) , полихудожественного и интегратвиного подхода, учета географических, исторических, культурологических факторов, эстетизации всей жизни детей, единства обучения и самостоятельного художественного творчества детей (соотношения «обучения» (освоения способов деятельности) и самостоятельного поиска и самодеятельности детей) , раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах детской деятельности (Б. П. Юсов) . Выделяют также принципы – «методические рекомендации»: «педагогической драматургии» (создание ситуаций уподобления) , целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение) , постоянства связи с жизнью (привлечение личного опыта, поисковой деятельности, взаимодействий с родителями, внесение созданных детьми работ в пространство класса или группы) , опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создание потребности в приобретении знаний и умений (Б. М. Неменский) 1.

1Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – Стр. 195-202.

Соседние файлы в папке изоозо_1

Подробней на сайте www.StudFiles.ru

«Правовое воспитание дошкольников» - Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на отдых. Семьею нужно дорожить! Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. «Золушка». Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Развитие памяти у дошкольников» - 1. Методика «Опосредованное запоминание». Диаграммы. Задачи: Структура работы: Следствия нарушения памяти: Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Трудности в усвоении программы воспитания и обучения; снижение продуктивного потенциала; - школьная дезадаптация. Условия проведения диагностического обследования:

«Экология для дошкольников» - Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Интеграция экологического воспитания с образовательными областями. С праздником 8 МАРТА. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю точность. Предмет исследования – компоненты психологического здоровья детей при переходе из детского сада в школу. Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста».

«Безопасность дошкольников» - «Формы работы с родителями по пропаганде знаний о безопасном поведении дошкольников». Консультации: «Безопасное детство»; «Захват в заложники» «Безопасность на воде» «Безопасность на городских улицах» и др. Информационно-аналитические формы работы: Активные формы взаимодействия: Ширмы: «Безопасность ребенка» «Безопасность на дороге».

«Игры для дошкольников» - Игра. Главный профессиональный девиз: «Не навреди!». Словарь. Родителю. Гибкое речевое поведение. Яшнова Ольга Игоревна. Старший воспитатель МДОУ д\с №393 «Росток» р.тел 66-50-72. Связная речь. Артикуляция. Педагогический опыт. Экологическое воспитание дошкольников. Структура направлений работы. Барановская Ольга Викторовна.

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

С целью изучения у детей способностей в изобразительном искусстве, а также выявления эффективности разработанного комплекса занятий и упражнений с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников была проведена исследовательская работа на базе Жаманжольской основной школы, миницентра. Для проведения данного эксперимента были изучены две группы: контрольная и экспериментальная.

Целью нашей работы являлось изучение уровня художественно-творческих способностей и эстетических знаний детей старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес и активность к занятиям по изобразительной деятельности направленных на развитие эстетического воспитания, но эпизодически и нерегулярно. Технические навыки у детей данного возраста слабо развиты. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы : наблюдение, эксперимент, диагностика и тестирование, анализ продуктов деятельности, метод исследования личности.

Задачами исследовательской работы являлись:

Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

Разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;

Апробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию старшего дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направлениями изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей, направленных на эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи.

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

1 –й этап. Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей, направленный на эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде диагностических методик «Нарисуй картинку», «Моя семья», «Дорисовывание кругов», «Дорисуй».

Диагностическая методика «Нарисуй картинку» направлена на изучение изобразительно-творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Оборудование для методики:

А) фигура овальной формы из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура;

Б) чистый лист бумаги; В) клей; Г) цветные карандаши.

Детям дается инструкция: «Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ. С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, чтобы получилась задуманная вами картина. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю. Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю. Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю».

Критерии оценки методики «Нарисуй картинку»:

Оригинальность. При обработке результатов используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5 % и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

При оценке разработки баллы даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами.

0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название:

    обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Задание по рисованию направленное на изучение творчества и исполнительства детей старшего дошкольного возраста.

Тема:«Моя семья»

Оборудование:краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Выводы: В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень(3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».

Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

1. Нулевой тип. Ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Оборудование:

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»-количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень- ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа. Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 -низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов)

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов.

Разный уровень развития мыслительных операций: анализ выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:

В умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

В способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

В готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла-рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла- изображение, в котором передавалось 2-3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл, в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента проведенного в экспериментальной и контрольной группах

Анализ рисунков говорит о том, что большинство детей используют воздушную перспективу изображения. Возможно, это объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется, по словам воспитателей, в том, что вертикальное расположение в основном используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка). Предполагается, что педагогами в рисовании навязан шаблон, что препятствует развитию творческих способностей детей.

При рисовании все дети имели замысел, то есть знали, что они будут рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации. Таким образом, констатируем, что основная часть детей находится на низком уровне владения средствами композиции, как в контрольной группе (65%), так и в экспериментальной группе (80%). Рисунки показали недостаточное развитие образного творчества, характерное одинаковое горизонтальное расположение листа. Представление детей ограничено введением воспитателями шаблона в процессе рисования. Предположительно воспитатели с младших групп часто использовали показ детям готового образца. В результате чего у детей произошло торможение развития комбинаторских способностей воображении. Также дети затрудняются в передаче динамики движения изображаемого, что свидетельствует о недостаточном развитии графических способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Слабое владение графическими навыками не позволило некоторым детям отразить в рисунке свои впечатления.

У двоих детей в контрольной группе и одного в экспериментальной наблюдается высокий уровень композиционных навыков (15%). Они владеют умениями построения перспективы, используют яркий цвет героев, ритм, динамику движения героев, изображают объекты по всему листу, придумали оригинальные названия своим рисункам.

Пять человек в контрольной группе (25%) и трое в экспериментальной группе (15%) показали средний уровень развития, все расположили свои композиции по всему листу, придумали оригинальное название, но не смогли придумать и рассказать историю по своему рисунку.

Вывод констатирующего эксперимента : из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.