Что умеет малыш в 3 месяца развитие. Что делать, если ребенок отстает в развитии. Развиваем зрительное восприятие

За четверть года малыш сильно меняется и внешне, и психологически. Из худенького опухшего новорожденного кроха превращается в милого карапуза, который многому научился. Ежедневно он продолжает стремительно расти, приобретать интересные и забавные навыки, удивляя родителей новыми умениями.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

Существуют установленные и согласованные в медицинских учреждениях стандарты, отражающие физиологическое и эмоциональное состояние малышей в конкретном возрасте. Развитие ребенка на 3 месяце жизни указывается для здоровых детей, матери которых не имеют вредных пристрастий, придерживаются рекомендаций педиатров в отношении и ухода за малюткой. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого младенца и не паниковать при незначительных несоответствиях нормальных и реальных показателей.

3 месяца ребенку – развитие, вес и рост

Рассматриваемые стандарты зависят от нескольких косвенных факторов:

  • масса и длина при рождении;
  • тип питания;
  • генетические данные.

Отечественные и зарубежные нормативы, отражающие, сколько весит ребенок в 3 месяца, слегка отличаются. Согласно мировым медицинским стандартам, масса тела должна составлять:

  • 5-8 кг – мальчики;
  • 4,5-7,5 кг – девочки.

Дополнительно развитие ребенка в 3 месяца показывает увеличение его роста:

  • 57,3-65,5 см для мальчиков;
  • 55,6-64 см для девочек.

Важным параметром считается и окружность головы младенцев:

  • 38,1-42,9 см – мужского пола;
  • 37,1-42 см – женского пола.

Ребенок в 3 месяца – развитие и питание

Чтобы расти и набирать вес крохе нужно хорошо кушать. Если малютка ест специальную смесь, необходимо строго следовать рекомендациям производителя, указанным на упаковке или в инструкции. Для младенцев, наслаждающихся грудным молоком, рекомендуется питание по требованию. Количество дневных прикладываний составляет 10-12, ночью малыш может проголодаться 2-4 раза.

Важно ничего не добавлять в меню, когда исполняется 3 месяца ребенку – развитие прикорм не предусматривает. В рационе крохи не должно быть никаких фруктовых соков или жидких пюре, даже если у мамы наступил или имеются другие проблемы с лактацией. За 2-3 дня выработка молока стабилизируется, в противном случае можно временно (или на постоянной основе) перевести чадо на смесь.

В описываемом возрасте грудничок еще много спит, до 17 часов в сутки, но если он бодрствует, то ведет себя активно. Как развивается ребенок в 3 месяца:

  • перекатывается на бок;
  • находясь на животе, может опереться на предплечья, хорошо держит головку;
  • внимательно рассматривает предметы;
  • следит за подвижными объектами;
  • изучает свои руки и ноги, трогает лицо;
  • понимает, откуда исходит громкий звук, поворачивается в правильную сторону;
  • старается координировать движения рук;
  • пробует все на вкус (тянет в рот).

Иногда физиологическое развитие ребенка в 3 месяца немного ускоряется. Некоторые дети уверенно хватают яркие игрушки и могут их удерживать в кулачках, переворачиваются с живота на спину и наоборот. Есть малыши, способные произносить слоги, объединяя протяжные звуки с согласными, «гулить», «ворковать», особенно если с ними ласково разговаривать.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Младенцы в этом периоде становятся очень коммуникабельными и дружелюбными, они охотно идут на контакт даже с незнакомцами, пытаются по-своему поддержать разговор. Что делает ребенок в 3 месяца:

  • искренне и громко смеется, широко улыбается;
  • узнает лица родителей;
  • копирует звуки;
  • подражает мимике;
  • стесняется;
  • задумывается, увидев что-то необычное;
  • капризничает с целью привлечь внимание.

Грудничок умеет показывать радость, заинтересованность и недовольство. Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что ему приятно внимание окружающих, поэтому кроха не ждет установления контакта, а пытается наладить его самостоятельно. Карапуз целенаправленно ищет лица, смотрит в глаза, лепечет и расплывается в улыбке. Особенное удовольствие ему доставляет наблюдение за мамой, даже если она с ним не играет, а просто появляется в поле зрения.

Недоношенный ребенок в 3 месяца – развитие

«Нетерпеливые» малыши тоже активно растут и приобретают новые умения, но чуть позже. Это зависит от того, когда родился грудной ребенок – 3 месяца развитие происходит со смещением на время, которое кроха должен был провести еще в утробе. «Скороспелый» младенец может весить немного меньше и уступать в росте, но психологически такой грудничок прогрессирует наравне с доношенными детьми.

Говорить о серьезных нарушениях в четверть года слишком рано, поэтому важно не беспокоиться преждевременно. Нет четкого перечня навыков, которым обязан обучаться ребенок 3 месяца – развитие (что должен уметь и делать) протекает у каждого малыша индивидуально. Отставанием считается, если у крохи не пропадают рефлексы новорожденного и сохраняется высокий мышечный тонус. В таких случаях необходимо обратиться к опытному неврологу, он проведет исследования, оценит физиологические и психологические параметры малютки, назначит соответствующее лечение.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Прогресс детей зависит от усилий и количества времени, которое им уделяют родители. Темпы развития ребенка в 3 месяца – показатель внимательности и любви мамы и папы. Для приобретения нужных физических навыков следует ежедневно заниматься с крохой разными упражнениями, стимулировать его для активных действий. Как развивать малыша в 3 месяца:

  1. Чаще класть младенца на животик.
  2. Располагать рядом с грудничком яркие и привлекательные игрушки, чтобы он захотел дотянуться до них, потрогать.
  3. Массировать и разминать ступни, ладошки, пальцы крохи.
  4. Аккуратно растягивать, сгибать и разгибать ручки и ножки.
  5. Купать в наполненной взрослой ванной, плавание способствует улучшению мышечной моторики и координации движений.
  6. Давать ребенку пощупать и рассмотреть интересные предметы (с разными текстурами, издающие звуки, светящиеся).
  7. Включать ритмичную музыку, петь и танцевать вместе с карапузом.
  8. Часто называть малыша по имени.
  9. Гримасничать, показывать крохе «рожицы», чтобы ему хотелось их скопировать.
  10. Улыбаться малютке, смеяться вместе с ним, хвалить за достижения.
  11. Помогать изучать части тела и лица, дотрагиваться до них пальцами.
  12. Держа младенца на руках, носить его по комнатам, обращать внимание на яркие предметы, рассказывать о них.

3 месяца ребенку – развитие и игры

Коммуникабельность крохи в рассматриваемом возрасте помогает родителям работать над его физическими, социальными и эмоциональными навыками. Как играть с малышом в 3 месяца:

  1. Спрятать свое лицо за широким платком или ладонями, отчетливо спросить: «Где мама?» Убрать «ширму», радостно произнести: «Ку-ку!» Повторить действия, но в следующий раз спрятать лицо ребенка.
  2. Показать яркую крупную игрушку, дождаться, пока младенец ее заметит. Медленно водить предметом в поле зрения грудничка, чтобы он следил за ней взглядом.
  3. Взять погремушку и пошуметь ею рядом с малышом, спросить: «Где звенит (гремит, динь-динь)?». Дождаться, пока он не повернется в нужную сторону, показать игрушку.
  4. Приблизившись к лицу ребенка, произносить простые звуки и слова («агу», «да-да», «бу-бу», «мама» и аналогичные), стимулируя его повторять.
  5. Выложить младенца на животик, перед ним расположить интересующую его игрушку. Подставить под пяточки свою ладонь, чтобы малыш смог оттолкнуться ногами и дотянуться до предмета.

Возраст 3 месяца иногда называют «золотым периодом». К этому времени обычно колики и высыпания, появившиеся в первые недели жизни ребенка, идут на спад или пропадают совсем, а до зубок и связанных с ними проблем еще далеко. Кроме того, в этом возрасте дети становятся более активными и общительными.

К 3 месяцам у грудничков обычно практически исчезает повышенный тонус мышц. Это приводит к тому, что сжатые в кулачки ладошки разжимаются, а движения ножек и ручек становятся более активными. При сохранении гипертонуса стоит проконсультироваться с педиатром и пройти курс специального массажа. В этом возрасте мышцы шеи становятся намного крепче и хорошо удерживают шею в вертикальном и горизонтальном положении, что облегчает прогулки с малышом.

Число дефекаций снижается до 5 раз в сутки, а для искусственников эта цифра еще меньше.

Вес грудничка в 3 месяца растет еще довольно быстро. Для девочек эта цифра может составлять от 4,2 до 7 кг, а для мальчиков – от 4,5 до 7,5 кг. Рост грудничков в 3 месяца увеличивает еще быстрее, чем вес. Девочки в таком возрасте могут вырасти до 55,5 – 64 см, а мальчики – до 57 – 66 см.

Развитие грудничка 3 месяцев, помимо физических параметров, включает и освоение новых навыков. Обычно детки этого возраста умеют:

  • хорошо поднимать голову в положении на животе, многие малыши пытаются в такой позе смотреть по сторонам;
  • улыбаться и смеяться, а также нередко груднички 3 месяцев начинают ворковать и гулить;
  • узнавать маму и протестовать при ее уходе;
  • переворачиваться из положения лежа на животе на бок;
  • тянуться к яркой игрушке ручкой и хватать ее;
  • тащить в рот ручки и схваченные игрушки.

Груднички 3 месяцев активно познают окружающий мир и учатся взаимодействовать с близкими людьми. Поэтому дети в этом возрасте любят, когда их носят на руках, разговаривают с ними. Дети уже умеют поворачивать голову по своему желанию и фокусировать зрение на двигающихся предметах. В этот период малыши проявляют интерес к музыке и музыкальным игрушкам. Многие детки знают свое имя и реагируют на него.

Если трехмесячный грудничок в хорошем настроении, он может заливисто хохотать и гулить. Звуки, которые произносит малыш, становятся все более отчетливыми, особенно если с ним много разговаривают, поют песенки, включают музыку.

Занятия с грудничком 3 месяца

Ребенок к этому возрасту становится подвижным и очень активным. Он уже может поворачиваться, играть, двигать ногами и руками. С грудничком в 3 месяца можно начинать заниматься и играть. Для него подойдут следующие занятия:

  1. Игры с яркими подвесными игрушками. В кроватке, манеже или коляске, где лежит ребенок можно повесить несколько погремушек или зверьков. Малыши обычно начинают тянуться к ним, что развивает их мускулы. Вместо этого можно использовать специальные детские коврики.
  2. Гимнастика. Лучше всего, для нее подходят утренние часы. Упражнения для грудничков 3 месяцев направлены на развитие связок и мышц и на освоение новых умений. При этом обязательно нужно учитывать вес малыша, так как при значительных отклонениях от нормальных показателей требуются специальные комплексы упражнений и особые занятия.
  3. Массаж. Ежедневный легкий массаж могут проводить родители в домашних условиях. Обычно дети любят эту процедуру.
  4. Прогулки на свежем воздухе. В 3 месяца ребенка можно не только возить в коляске, но и доставать из нее на улице и носить на руках. Малыш с большим интересом будет оглядываться по сторонам, наблюдая за машинами, животными, растениями и прочим.
  5. Упражнения на специальном мяче. Фитбол хорошо помогает справиться с кишечными коликами, которые являются обычным делом для детей первых месяцев жизни. Кроме того, занятия на нем развивают координацию и мышцы ребенка.

Занятия с грудничком 3 месяцев могут включать игры в самодельные игрушки, которые изготавливают из материалов различной жесткости и текстуры. Для развития моторики полезно давать в ручки малышам различные предметы, конечно, следя за тем, чтобы они были безопасными для ребенка. В этом возрасте малышу можно приобрести мягкие кубики, различные погремушки.

Понятно, что трехмесячные дети еще не играют с другими малышами, но они с удовольствием наблюдают за ними. Груднички этого возраста любят смотреть на свое отражение, для этого можно поместить в его манеже небольшое зеркальце (важно, чтобы оно было безопасным). В период, когда ребенок бодрствует, можно включать различные песенки или веселую ритмичную музыку. Под нее можно танцевать с малышом на руках или хлопать в его ладоши в такт музыке. Перед тем как уложить грудничка спать, можно включить спокойную размеренную музыку. Если делать это регулярно, то ребенок уловит связь музыки с действиями родителей и будет легче засыпать.

Режим дня грудничка 3 месяца

Режим дня грудничка 3 месяцев несколько меняется. Продолжительность сна становится заметно меньше. В этом возрасте малышу достаточно спать около 14-15 часов в сутки, но некоторым деткам хватает и меньшего времени. К этому возрасту обычно определяется режим дня и сна ребенка. В большинстве случаев грудничок спит без перерыва примерно 8 часов ночью, а также 2 раза днем по 1-2 часа и 1 раз – до 3 часов. Именно последний период сна наиболее подходит для прогулок. При отсутствии сильных морозов, ливней и жары гулять с малышом этого возраста нужно ежедневно не менее 5 часов.

Кроме массажа, гимнастики и регулярного купания, в 3 месяца можно добавлять еще и воздушные ванны. Как и в более раннем возрасте, каждый день обязательно проводится утренний и вечерний туалет ребенка, включающий умывание очищение ушей и носа, промывание глазок. Желательно ежедневно, перед ночным сном, купать малыша. В ванну можно добавить настой череды или отвар ромашки, это поможет справиться с возможными опрелостями, потницей и другими высыпаниями.

Гимнастика для грудничка 3 месяца

Для проведения гимнастики грудничку 3 месяцев можно использовать дополнительные предметы, такие как гимнастический мяч, рельефный коврик и другие. Любое достижение малыша должно приветствоваться похвалой.

Основными упражнениями для грудничка 3 месяцев становятся следующие:

  1. Ползание. Кроху укладывают на живот и сгибают его ножки так, чтобы коленки расходились в разные стороны. Затем стопу малыша упирают в ладонь взрослого. Ребенок отталкивается от нее и уползает вперед. Следует проводить это упражнение только там, где для него достаточно места, и смотреть, чтобы младенец не упал.
  2. Эмбрион. Грудничка кладут на спину, при этом его ручки складывают на груди крест-накрест, ноги с разведенными коленками прижимают к животику, а головку слегка наклоняют к груди.
  3. Ходьба. Ребенка крепко держат под мышками и опускают так, чтобы он доставал ногами до ровной горизонтальной поверхности, а затем немного наклоняют вперед. Малыш реагирует на это своеобразными шагами. При этом нужно следить, чтобы грудничок не опирался сильно на ножки и не становился на носочки.
  4. Сухое плаванье. Ребенка кладут на живот так, чтобы его грудная клетка находилась на руке взрослого, а ноги малыша придерживают второй рукой. После этого грудничка слегка поднимают над столом, поднимая ножки чуть выше его головы. В таком положении младенец может провести несколько секунд.
  5. Перевороты. Грудничка кладут на спину, дают ему в руку палец, придерживая другими пальцами руки кисть малыша, второй рукой нужно держать ножки малыша. Осторожно следует совершить переворот со спинки сначала на бок, а затем на живот. Можно проводить упражнение и в обратном порядке, переворачивая ребенка с живота на спину.
  6. Скольжение. Кроху укладывают на спинку. Руками берут его ножки в нижней части. Затем потихоньку выпрямляют одну ногу малыша, скользя при этом стопой по поверхности стола. После этого повторяют упражнение для другой ноги.

Помимо привычных и всем известных гимнастических упражнений, существуют и другие варианты проведения гимнастики. Один из них – динамическая гимнастика, включающая в себя различные упражнения, которые проводят в воздухе. Многих родителей, а тем более бабушек, такая гимнастика с первого взгляда пугает. Желательно, осваивать подобные упражнения в группах.

Массаж для грудничков 3 месяца

Массаж для грудничков 3 месяцев специалисты разделяют на две группы: лечебный и общеукрепляющий. Первый из них должен прописываться врачом и проводиться квалифицированным специалистом, иначе он может привести к негативным последствиям. При правильном использовании массаж поможет справиться с различными болезнями и отклонениями в развитии ребенка.

Общеукрепляющий массаж допускается проводить дома самостоятельно. Он способствует правильному развитию мышц и связок, положительно сказывается на всех органах и системах грудничка.

Проведение такого массажа хорошо совмещать с воздушными ваннами, укрепляющими иммунитет ребенка. Важно, чтобы настроение малыша было хорошим. Сначала грудничка нужно раздеть и положить на пеленальный столик или другую ровную твердую поверхность. Проводят массаж легкими поглаживающими движениями, продвигаясь снизу вверх, с ног к области паха. Особое внимание следует уделить стопам малыша, погладив и посчитав каждый пальчик. Затем переходят к массажу ручек, продвигаясь от кистей к плечам. После этого массируют грудь по направлению от центра к ручкам. Массаж живота заключается в поглаживании его по часовой стрелке, это способствует лучшему отхождению газиков и уменьшает проявление колик.

Проводить массаж грудничку можно только тогда, когда он находится в хорошем расположении духа. При этом нужно разговаривать с малышом, петь ему песенки, рассказывать стихи и прибаутки и смеяться. Такой массаж доставит удовольствие как маме, так и малышу.

Грудничок 3 месяца: прикорм

Одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых специалистами и родителями малышей, является ранний прикорм. При этом в этой области существует два диаметрально противоположных мнения. Одни люди считают, что ранний прикорм полезен и дает малышу необходимые элементы, а другие уверены, что младенцу в этом возрасте вполне достаточно материнского молока.

Разбираясь, кто же все-таки прав, стоит отметить, что все детки разные, и потребности у них тоже значительно различаются. Конечно, грудничку 3 месяцев прикорм еще не нужен, но встречаются и такие ситуации, когда он просто необходим. К ним относится дефицит у матери молока, недоношенность, недобор веса и прочее. Прикорм в этом возрасте может состоять из овощного сока, жидкого пюре или каши. Первое введение непривычной пищи не должно превышать четверти маленькой ложки. Затем постепенно увеличивают эту порцию, доводя до допустимой по возрастным нормам. При этом нужно внимательно следить за реакцией малыша на новый продукт, так как это может привести к нарушениям пищеварения или аллергическим реакциям.

Для правильного введения прикорма нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Кормление начинают с прикорма, а затем ребенку дают грудь.
  2. Первые порции нового продукта должны быть минимальными.
  3. После введения одного продукта, следующий можно вводить не ранее, чем через неделю.
  4. При появлении любой реакции на прикорм его сразу же отменяют.
  5. В день можно давать ребенку только один вид прикорма.

Прикорм для грудничков 3 месяцев не только необязателен, а даже нежелателен. Для малышей этого возраста лучшей пищей остается материнское молоко. Поэтому при отсутствии причин для введения раннего прикорма, лучше отказаться от него до тех пор, пока ребенку не исполнится 5-6 месяцев.

Кризис 3 месяцев у грудничков

Далеко не все родители знают, что в 3 месяца у многих грудничков начинается кризис, которые также носит название «лактационный». Очень важно правильно преодолеть его, так как в противном случае малыш может отказаться от груди, прекратив естественное вскармливание. Первыми признаками кризиса 3 месяцев становятся следующие проявления:

  • ребенок отказывается от груди. Здесь могут быть вариации: малыш может совсем не брать грудь, может плохо сосать, может бросать грудь через 1-2 минуты после начала сосания и т.д.;
  • грудничок нередко голодает, закатывает голодные истерики, плачет, но упорно отказывается от груди;
  • младенец плохо спит, часто просыпаясь;
  • ребенок может немного сбросить вес.

Точный период лактационного кризиса определить невозможно. Начинается он у каждого ребенка в разное время, но в большинстве случаев кризис происходит в 2,5-4 месяца. Далеко не все малыши переживают лактационный кризис. Преодолеть этот кризис не очень сложно, но для этого нужно приложить определенные действия. Детские специалисты для этого советуют:

  1. Ни в коем случае не бросать естественное кормление, переводя малыша на смеси. Давать малышу грудь в это время нужно в любое время по его желанию. Режим питания в дальнейшем быстро восстановиться после преодоления кризиса, ведь рано или поздно голод победит, и ребенок снова начнет сосать.
  2. Все капризы и истерики грудничка нужно просто перетерпеть. Он еще слишком маленький, поэтому не поймет окриков и уговоров. Лучше вести себя спокойно, поглаживая ребенка, целуя его. Можно петь малышу спокойные протяжные песни, чтобы успокоить его.
  3. В период кризиса младенец требует больше внимания. Его нужно чаще брать на руки, играть с ним и развлекать.
  4. Можно попробовать кормить ребенка в другой непривычной для него позе. Возможно, именно это поможет ему отвлечься и вернуться к правильному питанию.

Нельзя забывать и о питании мамы. Во время кризиса нужно пересмотреть рацион, исключив из него все жирные, горькие, острые и жареные блюда. Некоторые продукты могут придавать молоку неприятный вкус и запах, от них тоже нужно отказаться.

Похожие материалы:

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

Поиграем?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса . И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Что в 3 месяца должен уметь ребенок, интересует молодых мам и пап. Малютка развивается строго индивидуально. Набор веса и психоэмоциональные достижения не совпадают точь-в-точь. Но существуют усредненные нормы, по которым определяется соответствие росту и развитию здорового ребенка. Их следует знать. Если по нескольким точкам одновременно происходит отставание, пора обратиться к врачу.

Педиатр проведет полное обследование, направит кроху на консультацию к профильным специалистам. Коррекция произойдет быстро и безболезненно. В дальнейшем малютка ничем не будет отличаться от сверстников.

Рост и вес малыша в 3 месяца

Рост и вес - важные показатели развития малыша. Они отражают биологическое созревание, соответствие нормальному развитию. В 3 месяца вес крохи составляет 4,5-5 кг. За третий месяц крохотуля наберет около 600 г. Рост трехмесячного малютки будет колебаться в пределах 56-57 см.

Трехмесячный малютка округляется: щечки наливаются, ручки и ножки полнеют, на тельце образуются перевязочки. При сильном отставании показателей врач изучит рацион крошки и проведет коррекцию питания (при необходимости).

Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок

К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.

Члены семьи наблюдают, как развивается малютка, и соотносят его достижения с контрольными точками. При несоответствии по нескольким показателям следует обратиться к педиатру.

Двигательная активность

Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:

  • подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
  • переворачиваться со спинки на животик;
  • отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
  • стремится схватить интересующий предмет.

Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.

Зрение

Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.

Слух

Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.

Эмоции и поведение

В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:

  • гулить;
  • улыбаться;
  • шевелить ножками и ручками.

При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним.

Речь

Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:

  • хмурится и плачет при резких высказываниях;
  • улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.

Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы.

Сознание

Третий месяц - новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:

  • мамочка уходит - начинается плачь;
  • мама возвращается - радость и улыбка;
  • член семьи берет ребенка на ручки - радостное гуление;
  • то же делает не понравившийся малютке человек - плач.

Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.

Крупная, мелкая моторика

У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики - разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку. Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет.

В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.

Социальное развитие

Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации голосов и улыбку на лице.

Развитие собственной речи

Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.

Тактильные ощущения и движения

Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.

Малютка активно играет с листком бумаги. Он его рвет, сминает и берет в ротик. Разрешать играть с бумажками самостоятельно запрещается.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде). Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи. Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Купать кроху следует за 30-50 минут до укладывания на ночь.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний - на ночь. Главная особенность - малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными.

Развивающие игры

По сравнению с месячным, малыш подрос и окреп. Развитие 3-месячного крохи требует наличия специальных предметов. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. При этом важно соответствие игры возрасту малютки.

Перед тем как играть, родителям следует изучить инструкцию и самостоятельно проверить безопасность аксессуара.

Для зрительного развития

Лучшие друзья крохи - яркие игрушки. Он подолгу рассматривает подвешенные над кроваткой гирлянды из погремушек, пытается ухватить их ручками. Малютка активно играет на развивающем коврике. В комплект игрушки входит безопасное зеркало. Кроха любит рассматривать свое отражение.

Интересуют малыша цветные кубики с фактурной поверхностью. Для удобного хвата рекомендуется приобрести набор из ткани с липучками: предметы сжимаются под пальчиками, малютке проще удерживать их. Но играть он должен в компании мамы. Она должна называть цвета предметов, протягивать погремушки крохе, брать протянутые ей.

Для слухового восприятия

Кроха любит слушать песенки, потешки, заклички, сказки в исполнении мамочки. Очень важны тон и темп исполнения. Крайне полезна известная игра «Сорока-ворона». Это одновременно и потешка, и гимнастика для пальчиков, и массаж ладошек. При недостатке времени рекомендуется поставить аудио-диск со сказками или песенками. Малютка с удовольствием послушает и его.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Важно вовремя заметить недостатки и поставить в известность участкового педиатра. Врач проведет осмотр, назначит обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, хирурга и ортопеда. Это требуется для исключения тяжелых диагнозов.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения - помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.