Что такое Семья: значение Семьи в жизни человека. Что такое ресурсы семьи? Их виды. Семья с несовершеннолетними детьми

Определений, что такое семья существует великое множество. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».

Классическое определение, что такое семья , звучит следующим образом: семья это ячейка общества или малая социальная группа, являющаяся важнейшей формой организации личного быта и основанная на родственных связях и супружеском союзе - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи являются следующие: завести детей и продолжить свой род; иметь рядом человека, способного понять и оказать поддержку; быть кому-то нужным; выполнить моральную обязанность по созданию семьи; избежать одиночества; иметь благополучную и устроенную жизнь; не расставаться с любимым человеком; иметь стабильные интимные отношения. Для каждого человека существует свое определение, что такое семья , и чем она является для него. К примеру, чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни,

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Специфической особенностью семьи, помимо стабильности и уверенности, которые она дает, является ее «несвобода» - в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным исследований можно выделить общие черты, свойственные семьям
в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. Основные виды семей в современной действительности, согласно оценкам семейных психологов разделяются на: патриархальную, детоцентристскую и супружескую (подробнее о видах семей смотрите здесь).

Семьи также различаются уровнем психологического благополучия, которое присутствует во внутри семейных отношениях. Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами. В той связи психологи выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семей.


Нормально функционирующая (гармоничная) семья - это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь - это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а собственная внутренняя семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности. В нормально функционирующей семье удовлетворяются основные потребности ее членов (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самореализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой - автономию членов. Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют, а дополняют друг друга. Никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединения одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальным проблемам. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой степенью устойчивости к действию психических травм.

Дисфункциональная (негармоничная) семья - та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для стрессовых ситуаций и взаимного непонимания. Дисфункциональная семья в значительной степени подвержена нестабильности, члены такой семьи довольно болезненно реагируют на внешние негативные факторы, так как не чувствуют себя защищенными, и не получают должной поддержки. Дети, рожденные в таких семьях, более подвержены появлению комплексов и неуверенности в себе, наследуют неправильную модель построения семьи и налаживания внутрисемейных отношений. Вполне возможно, что и в своей взрослой жизни они реализуют тот же тип дисгармоничной семьи с большим комплексом проблем и нереализованных потребностей.

Дополнительная информация

  • seotitle: Определение что такое семья

Прочитано 2103 раз Последнее изменение Понедельник, 03 Октябрь 2016 08:53

Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Членами нашей семьи мы, как правило, дорожим и прислушиваемся к их советам. О том, что такое семья и как добиться гармонии в отношениях с семьей, - мы обсудим в нашей статье.

Что такое семья: определение

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Возможно, вы уже предполагали, что такое семья. Но не стоит забывать, что согласно определению, члены семьи связаны между собой взаимной помощью, общностью быта и правовой, а также моральной ответственностью. Семья является достоянием общественных ценностей. Каждый человек с момента своего рождения уже обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. В жизни часто можно услышать вопрос: что такое семья? Определение даётся также в семейном праве. Оно гласит, что семья - это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

Чтобы усвоить определение семьи, ознакомьтесь с её главными признаками:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. соблюдение прав и обязанностей, которые предусматривает законодательство;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. взаимная поддержка членов семьи.

Структура семьи

Структура семьи учитывается во время переписей населения и играет важную роль в жизни общества и государства. На данный момент существуют множество типов семей с её различной организацией:

  • Например, моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
  • Семья может быть однополой и разнополой. Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.
  • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
  • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья и в чём её особенность? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
  • Одной из незащищенных групп населения является молодая семья. Что такое молодая семья и чем же она отличается от других семей? Дело в том, что семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.

Что такое ресурсы семьи: их виды

Чтобы удовлетворить потребности членов семьи, необходимо обладать определенными ресурсами, которые смогут обеспечить развитие личности, а также его жизнедеятельность. Ресурсы семьи - это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

Существует несколько видов ресурсов:

  • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
  • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
  • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
  • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

Как построить семейное счастье

О том, что такое счастье семьи и как достичь той самой гармонии, написано немало книг. Но, чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Таким образом, чтобы построить семейное счастье вы должны обладать пониманием, уважением и самопожертвованием к своему партнеру. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких "я" в семье не существует, только "мы". Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья - это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия. Также необходимо найти с ребенком тот контакт, при котором вы сможете выявить его интересы и вписаться в них. Если ваш ребенок дошкольного возраста, то уделите внимание развитию смысловой сферы, чтобы в будущем у ребенка не возникли проблемы с получением новой информации и развитием личности.

Таким образом, для того, чтобы узнать, что такое семья, сочинение будет бессмысленным. Прислушайтесь к изложенной информации в нашей статье, и помните, что счастье семьи зависит только от вас.

Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития.
Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Так что же такое семья, что-как там?

Что такое семья: определение

Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, получением сексуальных удовольствий (для мужа и жены), рождением и воспитанием детей.

Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».

Определение семьи даётся также в семейном праве: семья — это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления. «Полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей). «Неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).

Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать.
А. Моруа

Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново.
Б. Бардо

Вот главные признаки семьи:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. взаимная поддержка членов семьи;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  6. Закрытость, межличностная интимность.
  7. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Основные функции семьи:

  1. Рождение потомства, воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  2. Удовлетворение сексуальных потребностей , получение сексуального удовольствия.
  3. Экономические выгоды для членов семьи; удовлетворение материальных потребностей членов семьи, рост благосостояния и семьи, и отдельных ее членов.
  4. Восстановление физических и интеллектуальных сил. Это как будто аквариум, где можно плавать в теплой расслабляющей атмосфере.
  5. Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите, любви и восхищении.
  6. Совместные проведение досуга и духовное обогащение друг друга.

Семья = не Семь + Я, а МЫ

Крепка бывает та семья,
Где нет владений буквы «я»,
Где правит только слово «мы»,
Где есть совместные мечты.
© Мать Тереза

Супружеские пары бывают четырех видов:

  • ты и я равняется Ты;
  • ты и я равняется Я;
  • ты и я равняется Мы;
  • ты и я равняется Ты и Я.

Это во многом определено принятыми между людьми, участниками такой семьи, правилами такой игры, как «семья» .

Стоит напомнить: отношения – это выбор и ответственность обоих людей. Это выбор – быть или не быть, а если быть, то как.

В жизни складывается так, что чтобы что-то получить, надо потрудиться. Когда-то просто попросить, а когда-то прямо-таки вложиться.

Чтобы удовлетворить свои потребности в еде, в крыше над головой, в финансовой безопасности, мы прикладываем массу усилий. А чтобы удовлетворить свои потребности в любви, в человеческом тепле, в нежности, заботе, ласке, душевной, духовной и физической близости..? Кто отвечает за то, чтобы мы были сытыми, довольными и счастливыми? Чья эта ответственность?

Мамы с папой, а может Его или Её? Взрослый человек сам отвечает за удовлетворение своих потребностей .

А теперь, давайте рассмотрим семью «Я плюс Я» и семью типа «Мы» — это две разные модели семьи.

Семья «Я+Я»

Семья «Я+Я» это когда партнеры живут каждый своей жизнью, заботятся все-таки в первую очередь о себе и дорожат своей личной свободой. А точнее, независимостью. А если честнее - то своей свободой от другого.

Я уважаю территорию твою - ты не залезай на мою территорию. Хорошо? Ну и славно, дай тебя поцелую, милый!

Семья «Я + Я» - это сделка двух индивидуумов, взаимное использование: ты мне, я тебе.

Обычно в основе модели Я+Я лежит вера, что у мужчины изначально свои мужские интересы, и женщина там может быть только временно. Или женщине нужно свое (например, ребенок), а мужчина нужен только как источник денег (статуса, надежности, роли отца или других важных моментов для жизни).

Каждому из нас нужно свое, но вместе и рядом нам быть выгоднее, чем жить отдельно.

Один из признаков семьи Я+Я — желание иметь запасной аэродром: так, на всякий случай.

Семья типа «МЫ»

Что такое семья типа «МЫ» ? Это такие отношения двух людей, когда все участники таких отношений становятся как будто одним целым.

Это не какое-то конечное состояние. Можно сказать, что чем более идеальная семья или пара, тем больше они МЫ, а не Я+Я+Я…

Это можно представить как шкалу.

С одной стороны участники семьи могут чувствовать себя абсолютно «САМИ ПО СЕБЕ». Это не очень высокого уровня семья. Очень близко к тому, что ты живешь один. Вы смотрите на мир, принимаете решения только с позиция «Я», особо не рассматривая интересы других участников семьи. На поддержку другого члена такой семьи можно особо не рассчитывать.

А с другой стороны — вы чувствуете себя частью «МЫ». У вас есть ощущение, что вы часть такой общности, как «СЕМЬЯ». Вы смотрите на мир как часть семьи, в своих решениях вы думаете о других членах семьи, учитываете и их интересы. Вы знаете, что вы можете рассчитывать на поддержку других членов семьи, но и вы сами готовы оказать такую поддержку при необходимости. Вы как бы являетесь одновременно всеми членами своей семьи.

И между этими сторонами есть множество промежуточных состояний.

Семья — не семь Я, это МЫ

О разводе не может быть и речи, поэтому у нас два варианта:
либо стреляться, либо научиться договариваться

Суть семьи МЫ: забота о нас обоих, о себе и о тебе, о нашей паре. Мы были отдельные, а стали вместе, стали парой: ты становишься частью меня, я частью тебя. «Ты и я — мы одно целое».

В «МЫ»: Ты и я — одно целое, продолжение друг друга . В семье МЫ могут быть элементы сделки, но основа ее другая: пара живет верой в любовь , в то, что другой может о тебе заботиться, как о себе самом.

Тип семьи «МЫ» подходит немногим. Она подходит только тем:

  • кто именно такую семью хочет. В реальности таких не очень много.
  • кто в возможность такой семьи верит. Молодежь часто в такую семью верит ровно до тех пор, пока не попробует от романтических сказок и «ля-ля» перейти к делу.
  • тем, кто такую семью осилит, у кого хватит силы личности такую семью построить.

Семья «МЫ» — существенно более трудная конструкция, чем семья Я+Я. Она реально по силам только людям зрелым, с жизненным опытом и мудростью.

От мужчины она требует умения быть главой семьи, от женщины — готовности поддержать решения мужа. И от обоих — думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах семьи.

Но если пара или хотя бы один в паре с отношениями МЫ не справляется, появляются спорные и просто кривые варианты отношений МЫ.

Структура семьи

Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья - это клан, который скреплен клеем любви и держится на цементе взаимного уважения. Это убежище от бури; дружественный порт, когда волны жизни становятся слишком большими и бурными. Этого невозможно понять, если не являться членом семьи.

Существуют множество типов семей с её различной организацией:

  • Моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
  • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
  • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
  • Молодая семья. Семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.
  • Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.

Есть одно очень важное наблюдение. Важно, чтобы оба члены семьи четко понимали, кто из них в семье является лидером. Не важно, мужчина это или женщина, но они оба понимают, кто это.

Если лидер в семье мужчина, то семья, по некоторым наблюдениям, более счастлива. Возможно это как-то связано с историческим распределением ролей в семье и с физиологией, а конкретно с вырабаткой тестостерона — мужской гормона.

Ресурсы семьи: их виды

Муж всё прощает, пока суммарная ценность благодаря жене быстро возрастает.
Елена Ермолова

Для удовлетворения потребности членов семьи необходимо обладать определенными ресурсами.

Ресурсы семьи — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

Существует несколько видов ресурсов:

  • Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
  • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
  • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
  • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
  • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

Семью можно сравнить с компанией. Некоторые компании располагают большим финансовым и технологическим потенциалом, и они способны оказывать большое влияние на жизнь. Быть частью такой компании — очень комфортно и приятно. Но надо помнить — такие компании не сразу строились.

Но некоторые семьи похожи на компании-банкроты. Быть частью их — это вечные потери, нервотрепка, убытки и полное отсутствие перспектив. Но, опять же, эти компании были так созданы и их банкротное состояние постоянно поддерживается.

Психологический климат семьи

Какими словами вы будете называть своих жену и детей, такими они для вас по жизни и будут. Прежде всего, не называйте их «Дорогими»!
Стас Янковский

Психологический климат — это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает из настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Хорошая эмоциональная атмосфера семьи обеспечивает стабильность брака.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он создается и может меняться. Каждый член семьи создает этот климат и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. И как долго продлится брак.

Для благоприятного психологического климата характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В такой семье каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, а к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи оказывается под угрозой.

Семья и ребенок

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. В детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы. А потом, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д.

Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.

Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно и все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

Семья и родители

Семья – самое важное в жизни. У тебя могут быть удачные дни, могут быть отвратительные, но вечером каждого дня дома тебя кто-то будет ждать.

Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья – это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение – это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:

  • это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
  • это способ сплотить семью и попробовать себя в новой роли;
  • дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.

Роль семьи в жизни общества

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества.
Гюго В.

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.
Бэкон Фрэнсис

Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу:

  • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
  • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть очень хорошая база для дальнейшего развития.

Семейное счастье

Секрет семейного счастья: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.

Чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких «я» в семье не существует, есть только «мы» . Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

Семья — как лодка, в которой плывут все вместе

А для ребенка, семья — это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия.

Как создать свою семью-крепость

Вначале вам определенно стоит определить для себя, что и как именно вы хотите иметь в своей семье. Понять или определить для себя, что и как в ней будет происходить. Вы можете спроектировать свою семью как долгосрочную игру. Как это сделать описано .

Основа отношений между мужчиной и женщиной — это любовь. И ее нужно создавать постоянно. Вы можете научиться делать это с легкостью — разберитесь в этом . Не забудьте и про знание основ сексуальной жизни .

Помните, что когда женщина злиться или негодует. Чаще всего она просто нуждается в подтверждении вашей любви к ней . И лучше всего — просто не давать ей и малейшего повода для сомнений .

И, хоть это и неприятно, но иногда случаются и измены. Что и как делать в этом случае — смотрите .

Хорошая семья — это большая ценность. И теперь вы больше знаете что и как в семье.

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Помните шутку, что семья — это маленькое государство, в котором папа — президент, мама — власть, а дети — это народ? Нужно сказать, что доля правды в ней все же присутствует. Как у любого государства у семьи есть функции, структура, ресурсы и проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить целостность.

Каждая третья семья распадается из-за онлайн зависимости хотя бы одного из родителей. Молодые пары предпочитают просто жить вместе вместо того, чтобы официально оформить отношения. Что случилось с институтом семьи в современном мире? Почему люди перестали верить в брак и в семью в классическом понимании этих слов?

Психологи провели исследование, в результате которого выяснилось, что современный человек стал более эгоцентричным. Ему требуется больше свободы в действиях, поступках, мыслях. А дает ли эту свободу брак? Ведь семейному человеку необходимо думать не только о себе, но и о своей второй половинке, детях. Может, именно в этом и кроется причина большого количества незарегистрированных союзов? Сами подумайте: вроде и вместе, но в то же время каждый сам по себе. Каждый сам решает свои проблемы. Мужчине не нужно беречь свой доход, чтобы "прокормить семью", а женщине не нужно стремглав бежать домой, чтобы "навести уют в семейном очаге". И все же, подобные союзы все чаще и чаще сравнивают с семьями. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся и узнаем что такое семья.

Что такое семья? Определение

Что такое семья и что она обозначает? Само понятие "семьи" и необходимость ее создания возникла еще во времена, когда наши предки жили племенами. Именно в то время людям стало ясно, что женщина (даже несмотря на то, что она занималась бытом) в одиночку не справиться с воспитанием детей и их полным обеспечением едой и кровом. Ей нужен был надежный помощник, которым стал мужчина. Жизнь грамотно распределила обязанности, и вплоть до 60-х годов XX века на плечах мужчины лежала материальная забота о семье, а женщина заботилась об уюте, быте и образовании детей.

Дать какое-то одно определение слову "семья" тоже не легко: кто-то будет рассуждать с точки зрения социологии, кто-то — с юридической точки зрения, а еще кто-то объяснит вам этот термин как психолог. Но все они будут настаивать на одном: семья — это одна из самых основных ячеек общества, члены внутри которой всегда будут связаны определенными отношениями и выполнять определенные функции, а именно: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную и образовательную.

Структура семьи

Функции семьи всегда остаются неизменными, даже несмотря на различную семейную структуру.

Семьи бывают — моногамные (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамные (союз, который подразумевает нескольких партнеров одновременно).

С точки зрения структуры родственных связей, семьи делятся на нуклеарные или простые (родители и их дети) и расширенные или сложные (состоят из нескольких поколений, которые, обычно, живут в одном доме и ведут одно хозяйство).

В зависимости от количества детей семьи бывают бездетными (инфертильными), малодетными и многодетными.

Если молодые супруги живут вместе с родителями жены — это матрилокальная семья. Соответственно, если с родителями мужа — патрилокальная, и если супруги живут отдельно — неолокальная семья.

Что же касается форм власти, то типы семей будут следующими: матриархат (власть в руках женщин), патриархат (власть в руках мужчин) и демократическая семья (супруги равны в своем влиянии друг на друга).

Такая разнообразная структура семьи позволяет рассматривать ее и изучать с разных сторон и аспектов, с точек зрения разнообразных наук. А это, в свою очередь, делает все исследования более полными, детальными и интересными. Но даже такая расширенная структура не меняет такой аспект как ресурсы семьи.

Что такое ресурсы семьи? Их виды

Ресурсы семьи — это все деньги, ценности, материалы, которыми владеет семья, а еще это все возможные источники доходов и запасов.

Ресурсы бывают:

  • Трудовыми. Абсолютно каждый член семьи что-то может делать: например, отец чинит автомобиль, мама готовит еду, сын убирает комнату и т.д. А если собрать все эти возможности вместе, то мы получим трудовые ресурсы определенной семьи.
  • Материальными. Сюда можно отнести все, чем владеет семья: квартиры, дома, приусадебные участки, автомобили, техника и др.
  • Финансовыми. Обычно, это наличные, ценные бумаги, счета в банке, страховые полисы.
  • Технологическими (информационными). Каждый член семьи что-то делает по дому, тем самым запоминает технологию процесса. Так, отец по-своему чинит пол, у мамы своя технология приготовления блюда… И данные ресурсы в разных семьях могут быть разными.

Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.

Как построить семейное счастье?

Данный вопрос можно отнести к категории риторических. Но не потому что на него нет ответа. Причина в том, что не существует абсолютно одинаковых семей с абсолютно одинаковыми проблемами. Поэтому психологи всего мира готовы расшибиться в лепешку, чтобы создать единый рецепт семейной гармонии. Но, как говорят, что лучше решать проблему еще до ее появления. В нашем случае — еще до брака. Ведь один из частых вопросов, который задают супруги: "Почему я за тебя вышла замуж (я на тебе женился)?" Ответ прост. Чтобы создать счастливую семью, нужно знать, почему ты ее создаешь, какую цель ты преследуешь в браке. И тут все тоже просто: большинство из нас стремятся к собственной гармонии и счастью, вместо того, чтобы сделать счастливым свою вторую половинку.

Еще один секрет счастливых семейных отношений. Вы должны понять, зачем вам нужен брак. Кто-то скажет, чтобы иметь общий дом, чтобы воспитывать детей в семье, чтобы иметь стабильные интимные отношения. Но мы живем в обществе свободном от предрассудков, поэтому чтобы иметь дом, семья совсем не обязательна. Дети могут расти и без штампа в паспорте их родителей. Не говоря уже об интиме. Ваш ответ не должен иметь никакой материальной составляющей. Помимо решения ряда социальных проблем, брак освобождает от одиночества. На работе, в толпе нас постоянно окружает море людей, но от этого мы лишь больше чувствуем себя одинокими. Придя же домой, мы сталкиваемся с человеком, которому не безразличны наши проблемы и радости, с которым мы можем быть такими, какие мы есть на самом деле. Может, это и есть та самая необходимая причина?

Над отношениями в браке, как и над любыми другими, необходимо работать. Работать, в первую очередь, над собой. Возможно, придется постепенно отучиваться быть равнодушным и эгоистичным. Для своей второй половинки мы должны стать именно тем идеалом, о котором он или она всегда мечтает.

Не забывайте о доверии в семье. Кто как не родители лучше всего поймут проблемы своего ребенка-подростка. Кто как не жена лучше всех выслушает о плохом дне на работе. В семье не должно быть страха рассказать что-то сокровенное и быть непонятым.

Разговаривайте. Не зря же проблемы иногда называют недомолвками. Конечно, сейчас намного легче уткнуться в смартфон (планшет, компьютер…) и просто помолчать, тем самым усугубив проблему. Если что-то пошло не так, об этом нужно говорить открыто и спокойно, вместе искать пути возможного решения. Таким образом, вы не только все разрешите, но и укрепите свои отношения.

Если так получилось, что ссоры не избежать, то дайте ей произойти и простите любимого человека. Все мы не идеальны, да и ссоры бывают разные. Но если семья достаточно крепкая, то в ней не позволят взять верх отрицательным эмоциям. И еще, помните пословицу: "Не выноси сор из избы". Старайтесь все конфликты решать внутри своего маленького государства, не жалуясь друзьям. Постороннее мнение нередко может нанести необратимый ущерб.

И последний, но немаловажный секрет счастливых семейных отношений: любите друг друга. Да, вы будете ругаться из-за разных взглядов на воспитание детей и распределение бюджета, но именно любовь поможет вам найти общее решение для всех проблем.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.