Что можно делать по дому. Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста. Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Неубранная детская комната, разбросанные игрушки, гора грязной посуды и общая несамостоятельность детей рано или поздно заставляют маму с папой задуматься над тем, как приучить малыша помогать по дому.

В каком возрасте и как следует прививать трудолюбие детям? Сегодня мы поделимся простыми, но эффективными советами психологов, которые обязательно помогут вам воспитать маленького помощника.

К домашней работе ребенка необходимо приучать с раннего возраста. Зачастую малыша даже просить не нужно – он сам стремится помыть посуду, постирать штанишки и даже помочь папе собрать мебель.

Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного чада, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что подросток на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Приучаем детей помогать по дому с раннего детства

Психологи советуют закреплять за подрастающим поколением конкретные поручения, только проследите за тем, чтобы они были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью.

Так, даже двухлетний малыш может выполнять несложные задания: приносить маме кошелек, телефон или перчатки.

Давайте узнаем, какие дела вы сможете поручать деткам в разном возрасте.

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью, умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может:

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае.

После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения. О чем еще стоит помнить родителям?

1. Делайте вместе

Постарайтесь не отмахиваться от детей, которые предлагают свою помощь. Занимайтесь хозяйственными хлопотами вместе. Не прогоняйте малыша из кухни, пусть он примет посильное участие в замешивании теста, нарежет салат, накроет стол к обеду.

Неподалеку от взрослой гладильной доски разместите игрушечную, и пусть ваша дочка «гладит» рядом с вами.

2. Хлопочите по дому и общайтесь с детьми

Эти два занятия не обязательно разделять. К примеру, приучая ребенка убираться в комнате, рассказывайте волшебную историю о куклах или плюшевом медвежонке, которые огорчены тем, что не могут найти свою коробку, в которую ложатся спать после игры. Пусть ваше чадо поможет любимой игрушке добраться до своего местообитания.

3. Не забывайте хвалить

Есть замечательная фраза, которая буквально окрыляет как взрослых, так и маленьких детей. Она звучит следующим образом: «Эту важную работу я могу поручить только тебе». Малыш, услышав, какой он необходимый и уникальный, станет еще тщательнее подметать пол, вытирать пыль или пылесосить в комнате.

4. Не забывайте учитывать детские желания

В важном деле приучения ребенка к труду обязательно следует обращать внимание на его предпочтения какого-то конкретного вида деятельности. Так, одни дети любят мыть посуду, другие предпочитают ходить с мамой в магазин, третьи – работать на даче.

Чтобы малыш почувствовал себя совсем взрослым, составьте список поручений, которые соответствуют его возрасту и навыкам, и разрешите ему выбрать, чем он хотел бы заниматься.

5. Превратите уборку в развлечение

Не секрет, что даже скучные повседневные хлопоты предприимчивая мама может превратить в забавное занятие. Предложите крохе побыть бульдозеристом, убирающим мусор, или таксистом, который развозит кукол и медвежат по домам.

Совсем маленький ребенок сможет превратиться в курочку, «клюющую» разбросанные по ковру кусочки мозаики. Кстати, а вы замечали, что пылесос похож на голодного слоника, а ботинки напоминают уставших лошадок, которых необходимо помыть и почистить?

6. Позвольте ошибаться

Поначалу не следует ожидать высокой производительности труда. Малыши не смогут с первого раза выполнить все ваши поручения должным образом. Вас ждут разбитые тарелки, грязный пол после генеральной уборки, однако ругать детей за подобную небрежность не стоит. Просто будьте готовы переделывать за своим маленьким помощником и объяснять, как можно исправить допущенные ошибки.

7. Будьте терпеливы

Да, вы сможете выполнить задание намного качественнее и быстрее. Однако не следует подгонять, корить за медлительность, особенно если в семье подрастает меланхолик или флегматик.

Разрешите крохе работать в собственном темпе и следите, чтобы он старался доводить начатое дело до логического завершения. Иначе есть высокая вероятность того, что малыш с раннего детства будет думать, что можно не заканчивать поручение, бросать задание на полпути.

8. Никогда не наказывайте трудом

Если вы будете наказывать малыша хозяйственными делами, он станет воспринимать любое ваше поручение как неизбежное зло, от которого он начнет отлынивать любыми способами.

9. Не платите за выполненную работу

Относитесь с осторожностью к денежным вознаграждениям за учебу и помощь семье, иначе вы рискуете воспитать эгоиста, не способного на бескорыстную поддержку. Если дети хорошо постарались и вы хотите их поощрить, лучше сходите вместе в кинотеатр, цирк, парк аттракционов.

Домашние обязанности – не предмет торга, а точно такая же естественная сторона детской и подростковой жизни, как общение со сверстниками и игры.

10. Учите на собственном примере

Родителям не стоит ждать, что их ребенок станет трудолюбивым, чистоплотным и аккуратным, если они сами не моют тарелки после обеда, разбрасывают свои вещи по комнате.

Приучая к порядку, забудьте о двойных стандартах. Хотите, чтобы дети убирали за собой? Демонстрируйте правильный образец поведения!

Приучить ребенка помогать по дому и выполнять ваши поручения не так хлопотно и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того, сами родители должны стать достойным примером и подойти к этому вопросу с должным вниманием и любовью.

Ведь маленьким детям нравится, когда любимые мамочки проводят с ними много времени. А значит, даже домашнюю работу можно превратить в увлекательную и интересную игру.

В том, что маме помогать действительно надо, никто не сомневает­ся. Только вот почему-то мы это не всегда делаем вовремя. Признайся нам откровенно, сколько раз бывало так, что ты раздражённо отмахи­вался от просьб мамы помочь ей, ссылаясь на то, что у тебя важное де­ло (в то время как ты играл в компьютер). «Мне некогда, я не могу, сделай сама!» – сколько раз твоей маме приходилось слышать это от тебя.

Твои обязанности по дому

Ты считаешь, что ты ещё маленький, чтобы помогать по дому. Но мы же не заставляем тебя делать что-то трудное. А маме помогать на­до, тем более что ты будущий мужчина. А мужчинам на роду написано защи­щать и оберегать женщин.

Мы не собираемся и дальше читать тебе нотации. Мы просто хо­тим тебе напомнить то, что мама - это самый дорогой человек для те­бя на свете. Ей приходится много работать, после чего она ещё дома вынуждена готовить обед, стирать и убираться. Ты не задумывался о том, что это очень тяжело для одного человека? Рано или поздно, но твоя мама не выдержит такой нагрузки, и ей придётся немного отдох­нуть, .

Кстати, ответь нам на такой вопрос: какие обязанности по дому возложены на тебя? Ответь честно, положа руку на сердце и не кривя душой. Ответил? Прекрасно. А теперь давай подумаем, смог бы ты пе­реложить часть маминых обязанностей с её хрупких женских плеч на свои сильные мужские плечи. Если тебе эта процедура не кажется об­ременительной, то давай подумаем, чем конкретно ты можешь помочь маме . Да, не будем забывать о том, что результаты твоей помощи должны быть положительными и не напоминать разгром. А то полу­чится, как в том анекдоте про мальчика, который решил помыть полы. С этим делом он справился отлично, только вот его самого пришлось отмывать да ставить все вещи в доме на место.

Главное - не бойся, что у тебя не получится, что ты не справишь­ся с возложенными на тебя обязанностями. У тебя обязательно всё по­лучится наилучшим образом, а мама будет очень рада, что у неё по­явился помощник.

Уборка кухни: с чего начать?

Первое, с чего ты можешь начать, - это мытьё посуды. Причём оно должно осуществляться своевре­менно и без напоминаний со стороны взрослого. Ты наверняка слышал та­кое выражение, как «поел - убери за собой». Оно должно стать прави­лом номер один для тебя. Как бы ты ни ленился, лучше сразу вымыть за собой посуду. Мама не очень обраду­ется, если, придя домой, найдёт в раковине целую гору грязной посу­ды. Много посуды мыть втройне тяжелее, нежели одну-две тарелки.

1. Мытьё посуды

Ты ни разу в жизни не мыл по­суду? Вот это удивил. Ну хорошо, давай вместе подумаем о том, как это лучше и побыстрее сделать. У мамы обязательно должна быть специальная жидкость для мытья по­суды, а также соответствующая тряпочка или мочалочка. Всё делается очень просто: на эту мочалочку выдавливается немножко моющего средства, а потом этой же мочалочкой ты моешь тарелочку или каст­рюльку, обязательно с двух сторон.

В мытье посуды тоже есть определённый порядок. Например, не стоит мыть чашку из-под чая после жирной тарелки из-под супа. Как правило, сначала моют бокалы и чашки, затем ложки, ножи, тарелки и только потом все кастрюли и сковородки. Кстати, последнее относит­ся к числу самых трудных посудных приборов, которые надо мыть. Ведь там остаются остатки пищи, которые не удалишь обыкновенной мочалочкой.

Чтобы очистить сковородку от остатков пищи, тебе понадобится тёрка, из тонкой металлической проволоки. Она очень быстро устраня­ет все остатки пищи, но смотри не переусердствуй, потому что можешь получить кастрюлю с дыркой. Это, конечно, шутка. После того как ты оттёр все остатки пищи, тебе ещё надо удалить жир с этой кастрюли. Для этого надо помыть её мочалочкой с моющим средством.

Успеха тебе! И даже если вдруг в благородном порыве ты нечаянно разбил одно-два блюд­ца, то это к счастью!

Всю вымытую посуду тебе надо складывать на полотенце, чтобы она там высохла, или же поместить её на специальную сушилку. Сковородки и кастрюли надо обяза­тельно протереть тряпкой и только потом ставить на место. Если ты мокрыми закроешь их крышками и так поставишь на место, то не исключено, что там будет небольшая плесень.

2. Уборка стола

Посуду мы относительно благополучно помыли, а теперь надо стереть все крошки со сто­ла. На этот случай у твоей запасливой мамы тоже имеется специальная тряпочка. Ты думаешь, что с та­кой мелочью, как убрать со стола, ты вполне справишься. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. нам приходилось наблюдать за тем, как мальчишки стирают со столов. Не­ся двумя пальцами на расстоянии вытянутой руки злосчастную неотжатую тряпку, они начинали лениво возить ею по столу, не столько вытирая крошки и пятна, сколько смахивая их на пол. Так вот, чтобы ты не делал того же самого, прислушайся к нашим советам.

Во-первых , хорошенько прополоскать и отжать тряпку. Во-вторых , собрать этой самой тряпкой все крошки и остатки пищи со стола. В-тре­тьих , оттереть все пятна и ляпы от разных соусов, чая и т. д. В-четвёртых , вытереть стол сухой тряпкой.

Раз уж мы заговорили о том, что надо стирать со стола, то тогда необходимо сказать о следующем. После обеда на столе остаются недо­еденные продукты: салаты, хлеб, масло, соусы и т. д. Это всё следует убирать на место. Хлеб - в пакет, салаты и масло - в холодильник, предва­рительно накрыв тарелочкой, чтобы не заветрели.

3. Чистка плиты

Ой, мы с тобой забыли про плиту. Она тоже нуждается в том, что­бы её отмыли от всяких кулинарных ляпов. Делается это очень просто. Надо подождать, пока остынут конфорки. Потом убрать решётку, кон­форки, налить на поверхность плиты какого-нибудь чистящего средст­ва и потом устранить всю грязь. Кстати, решётку тоже надо бы по­мыть, потому что на ней бывают пятна.

Итак, теперь ты худо-бедно сможешь помыть посуду, убрать со стола, почистить плиту. Надо добавить, что делать это всё следует каж­дый день безо всяких напоминаний. Причём возьми себе за правило убирать не только за собой, но и за остальными членами семьи. , которые с успехом могли бы проделывать всё то же самое, то почему бы вам не поделить обязанности. Если это по какой-то причине не удаётся сделать мирным путем, то договоритесь так: один день за порядком будет следить он/она, а другой - ты.

Уборка комнаты

Теперь давай поговорим о том, что ты вполне можешь . Совсем незачем доводить комнату до та­кого состояния, что она становится похожей на загон для лошадей. Те­бе потом самому становится трудно всё это разгребать. При условии, конечно, что это делаешь ты, а не бедная мама.

Итак, давай начнём. Придя из школы и пообедав, а также убрав­шись на кухне, ты можешь приступить к своей комнате. Каким бы сильным ни было твоё желание завалиться смотреть какой-нибудь бо­евик, не стоит ему поддаваться. Сделал де­ло - гуляй смело.

Для начала протри влажной (а не мокрой) тряпкой пыль со стола, книжных полок, шкафов, то есть со всего того, куда заглядывает глаз человеческий. Когда с этим будет закончено, убери все вещи в шкаф. Одно маленькое условие - вещи должны быть сложены так, чтобы на следующий день их не пришлось гладить. Книги, тетради и прочие должны находиться в специально отведен­ных для этого местах: книги - на полке, ручки и карандаши - в орга­найзере, ненужные бумажки - в мусорном ведре.

МАГАЗИН - для маленького ребёнка это целое событие. Надо найти товар и обязательно нарисовать денежки. Сначала ты будешь продавцом, а потом - он/она. Причём можно ведь играть как в про­довольственный магазин, так и в магазин промышленных товаров. На каждый предмет наклеивается ценник. Обязательно надо сделать при­лавок, а покупателю надо дать в руки большую сумку. Можно вклю­чить в игру такой элемент: покупатель должен торговаться.

БОЛЬНИЦА - это одна из самых распространённых и любимых детьми игр. На доктора надевается белый халат, на шею вешается фо­нендоскоп. Берём все пустые ненужные пузырьки, бутылочки. На стол кладём какую-нибудь тетрадь, которая будет журналом для записи больных. Сначала врачом будешь ты, чтобы примерно показать ма­ленькому, как быть врачом. А потом вы поменяетесь ролями. Чтобы не возникало всяких ненужных скандалов, тебе нужно выполнять всё, что скажет маленький доктор, или хотя бы притвориться, что ты это дела­ешь. Иначе братишка или сестрёнка быстро поймут, что ты их обманы­ваешь, и тогда плача не избежать.

ПРЯТКИ - если в эту игру играть достаточно спокойно, то впол­не можно обойтись без шума и гама. Главное - не забывай хоть не­много поддаваться младшим.

Если фантазия истощилась, посмотрите какие-нибудь мультфиль­мы по телевизору или .

А вообще, тебе должно быть видно самому, что в доме требует тво­его вмешательства, и тогда твоя мама будет тебе очень благодарна. Лю­бая мамина просьба, начиная с просьбы сходить за хлебом и заканчи­вая уборкой в своей комнате, должна выполняться тут же, безо всяких отговорок и отнекиваний.

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.