Чрезмерная опека родителей: в чем опасность? Чрезмерная родительская опека: польза или вред

Группа американских ученых во главе с Ларри Нельсоном выяснила, что родительский контроль, независимо от того, связан ли он с любовью и привязанностью к своим отпрыскам, серьезно вредит им. Его последствиями являются низкая самооценка и склонность к рискованному поведению. Результаты исследования были опубликованы в журнале Emerging Adulthood.

Последствия суперконтроля

Исследователи привлекли к участию 438 студентов, обучающихся в четырех различных университетах. Сравнивались такие данные, как академическая успеваемость юношей и девушек, их самооценка, склонность к риску, а также уровень родительского контроля и количество тепла, которое получали они в детстве от родителей (последний параметр учитывал, сколько времени родители проводили с детьми и вели ли они со своими чадами доверительные разговоры).

Оказалось, что у тех, кого родители в детстве и подростковом возрасте чрезмерно опекали, была заниженная самооценка, а также они чаще злоупотребляли алкоголем, наркотиками и другими вещами, которые ведут к саморазрушению.

Наиболее плачевно обстояли дела у тех, кого родители "муштровали", при этом не выказывая к ним достаточно внимания и тепла.

Дисциплина вместо любви

В этом разделе:
Новости партнеров

На первый взгляд кажется, что повышенный контроль со стороны родителей — признак любви к детям. Но на деле дети и подростки, которых чрезмерно контролируют, нередко чувствуют себя одинокими и нелюбимыми. Взрослые могут следить за каждым их шагом, предположим, требовать, чтобы они не задерживались после школы, вовремя делали уроки, соблюдали жесткую дисциплину с правильным питанием и физическими упражнениями, подробно отчитывались за траты карманных денег, и прочее. Все это родители обычно объясняют искренней заботой о ребенке, тем, что хотят, чтобы он вырос нормальным человеком…

Когда же чадо вырастает и выходит из-под контроля, оно нередко пускается во все тяжкие. Позволяет себе то, чего раньше было нельзя не под каким видом: спиртное , наркотики, секс "без тормозов"… Если родители заставляли правильно питаться, юноша или девушка может увлекаться фастфудом, пивом, всякими вредными продуктами… Словом, повзрослевшие дети добирают то, чего были лишены, когда зависели от родителей. Между тем, у них часто бывают проблемы с самооценкой, так как многим из них в детстве говорили, что они плохие, глупые, неловкие, неудачники… И это прочно засело в голове.

Задушить гиперопекой

Но и если ребенка искренне любили, это еще не значит, что он вырастет полноценной личностью. Дело в том, что порой родители, особенно матери, буквально душат отпрысков своей любовью. Они не дают взрослеющему чаду и шагу ступить самостоятельно, решают за него все проблемы и принимают вместо них любые решения — в какие секции ходить, в какой вуз поступать и на ком жениться… Да, наступление зрелости не спасает от гиперопеки. Мама внимательно следит за тем, что ест взрослый сын или дочь, во что одевается, с кем встречается… Стоит задержаться на пару часов у друзей, как начинаются нервные звонки на мобильный: "Где ты? Когда будешь?" И все в том же духе.

Узнать родителя, склонного к гиперопеке, можно по тому, как он говорит о своих детях. В отношении даже взрослого отпрыска он любит употреблять слово "ребенок". Также для него характерны выражения: "Мы поступили в институт", "Мы устроились на работу", "Мы сыграли свадьбу".

Каким вырастет ребенок, которого чересчур опекают из любви? Скорее всего, он будет несамостоятельным и, оторвавшись от родителей, начнет бессознательные поиски нового опекуна — друга или возлюбленного, который возьмет на себя ответственность за него. Если от родителей оторваться так и не удастся, он будет советоваться с ними по каждому поводу. У него будут непременно возникать проблемы с принятием самостоятельных решений.

Хотя не исключено, что "маменькин сынок" или "папенькина дочка" начнут бунтовать — попытаются уйти из дома и зажить своей "отдельной" жизнью. Но из чувства противоречия они могут наломать дров по полной программе…

"Мы думали, что есть что-то позитивное в чрезмерной родительской опеке, но мы этого не нашли", — прокомментировал руководитель исследования Ларри Нельсон. Он и его коллеги полагают, что подросткам и молодым людям, бесспорно, требуются поддержка и забота со стороны родителей, однако не стоит "оберегать" их от самостоятельности.

Любой хороший родитель защищает своих детей от беды. Но некоторые родители переоценивают уровень опасности в мире и лишают своих детей их собственного опыта и радостей.

Настойчивые действия родителей по опеке детей чаще всего эмоционально или социально обусловлены. Иногда это связано и с образованием, которое получили родители. Но надо признаться, что совсем не легко определить, что хорошо, а что плохо, когда речь идет о твоем собственном ребенке.

Примеры такого поведения и страхи гиперопекающих родителей

Такие родители кажутся всегда бдительными, они всегда начеку, как будто ждут того, что что-то пойдет не так. Эта настороженность проявляется сильнее, когда ребенок находится вне дома. Гиперопека со стороны родителей может возникнуть в раннем детстве ребенка и превратиться в устойчивый вариант взаимоотношений родителей и детей.

Признаки чрезмерной опеки, которые могут проявиться до школы или в начальной школе:

— Защита ребенка, как физическая, так и эмоциональная;

— Когда родитель тут же бежит к ребенку, не успев понять, что это было простое падение, которое не причинило ему никакого вреда; даже если это вызвало всего лишь хныканье со стороны ребенка, у родителя уже наготове конфетка или игрушка, чтобы его успокоить;

— Куча правил, как то оставаться всегда в той же комнате, где находится родитель, даже если ребенку уже 5 или 6 лет;

— Строгие правила в плане опрятности, которые не позволяют ребенку пачкать себя или одежду;

— Ожидания, что ребенок понимает правила взрослых о том, как себя вести и кого уважать, а также готовность сразу же наказать его за невыполнение этого правила;

— Дисциплинарные методы могут быть слишком жесткими даже для небольших провинностей;

— Слишком структурированная система правил, которая пытается охватить все сферы жизни ребенка;

— Излишний акцент на важность успехов в учебе;

— Чрезмерная зависимость от системы поощрений и наказаний;

Родителей, замеченных в таком яром следовании своим же правилам, нельзя назвать плохими. Они, вероятнее всего, очень любят своих детей, но не совсем понимают, как их действия повлияют на формирование личности ребенка. Они могут испытывать очень сильные страхи по поводу того, что может случиться с их детьми или их детки выйдут из-под контроля, или еще хуже, причинят сами себе вред.

Очевидно, что родители должны установить правила, которые будут справедливыми и выполняться на постоянной основе. У попустительства тоже есть свои недостатки, так как можно вырастить абсолютно грубого ребенка, который станет в будущем безответственным взрослым. Эффективное родительство требует нечто среднее между авторитарностью и вседозволенностью.

Возможные негативные последствия гиперопеки

  1. Гиперопекающие родители, сами того не хотя, часто вынуждают детей им лгать. Их дети знают, что ожидания от них очень высокие, и это подталкивает их ко лжи или умалчиванию о какой-то оплошности, чтобы избежать родительского гнева. Конечно, когда родители выясняют, что ребенок солгал, они наказывают его еще сильнее, чем могли ранее. Так образуется порочный круг.
  2. Дети могут стать неестественно тревожными, потому что мир им кажется очень опасным. Родительская гиперопека препятствует нормальному принятию таких рисков, как катание на карусели в первый раз или любые другие активные игры на спортивной площадке
  3. Поскольку чрезмерная опека основывается на власти над ребенком, дети учатся тому, что власть важна в жизни. Послушных детей любят, но когда они лично не будут подвергать сомнению никакую власть, они очень легко могут попасть под влияние дурной компании, которая вовлечет их в намного более опасные ситуации.
  4. Родителям будет сложно общаться с детьми, когда они уже вырастут. Излишняя опека подразумевает уступчивость со стороны детей, но не общение, и это может вызвать совсем не доверительные отношения. Основой для честности, взаимоуважения и привязанности служит не сила.
  5. Система поощрений и наказаний может вырастить человека, который будет ценить материальные ценности и захочет манипулировать людьми. Чувство, что он сделал что-то не так, приведет к депрессии, потому что он вырос с пониманием, что плохое поведение и плохие мысли неприемлемы.
  6. Так как ребенок видит, что у других детей больше свободы в вопросе принятия решений или действий, то в нем растет обида на родителей. Обида может легко обратиться в протест, который проявится в подростковом возрасте, потому что ребенку захочется бороться с несправедливостью.

Родители могут защитить своего ребенка, но не быть при этом авторитарными.

Родители, которые сомневаются в верности своей стратегии гиперопеки, могут начать с того, чтобы просто поговорить с другими более успешными родителями, на их взгляд. Важно понимать, что нельзя ожидать от ребенка невозможного или того, что неподвластно ему в его возрасте. Дети – это не маленькие взрослые. Им нужно время и возможность просто побыть детьми.

Они должны пройти определенные этапы, прежде чем будут вести себя достойно в обществе или поймут, что ложь и воровство – это плохо. Им нужно помочь и объяснить, что играть с ножами или в одиночку уходить из дома опасно. Родители, которые остро реагируют на любые поступки детей, не добьются лучших результатов по сравнению с тем родителями, которые просто сидят с ребенком и говорят с ним на его языке.

Каждый хнык или плач ребенка – это не сигнал к мгновенному действию. Мир детей полон расстройства и мелких несчастий, которые должны случиться, чтобы ребенок понял, как себя вести в этой ситуации. Родители должны поощрять активные действия ребенка по выходу из сложной ситуации своей своевременной реакцией.

Чрезмерно опекающие родители или родители, придерживающиеся авторитарного метода воспитания, ставят под угрозу самого ребенка и его поведение во взрослой жизни, которое может привести к негативным последствиям, в первую очередь, для него самого.

Родительство – сложная задача, которая, однако, под силу каждому. Заботьтесь о ребенке, будьте бдительным, но сдерживайте свою излишнюю заботу разумными ожиданиями от вашего ребенка.

Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Им свойственно более адекватное осознание своего «я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

Состояние некоммуникабельности, например, как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызвавшие ее к жизни, уже отсутствуют.

Характер отношения родителей к детям оказывает серьезное влияние на их установку к жизненным перспективам. Различные ориентации молодежи на будущее, хотя она живет в одно и то же время и находится в социальных условиях, дающих одинаковые возможности и шансы, зависят от культурного уровня ближайшего окружения (прежде всего семьи), и особенно от хороших эмоциональных связей с семьей. Отсутствие таковых деформирует чувства молодого человека и его отношение к обществу, существенным образом сказывается на уровне его жизненных притязаний. Деформированность чувства, неразвитость ребенка источник его школьных неудач, ведущих к «общей демобилизации и отказу от более значительных усилий для планирования и реализации своего будущего». То есть эмоциональные связи влияют не только на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, но и на энергию, с помощью которой ребенок осуществляет свои цели.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Первое социальное отношение ребенка, говорит, например, английский психолог Л. Джексон, есть его отношение с матерью, важность его нельзя переоценить для развития характера индивида. Оно служит в качестве модели для всех последующих отношений. К такому же выводу приходят Г.В. Драгунова и Д.В. Эльконин. Даже такое отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости к ним со стороны родителей, ведет, как показали их исследования, к тому, что они воспроизводятся детьми в коллективе сверстников. И наоборот, дети, воспитанные в нормальных условиях, строят свои собственные отношения со сверстниками на морально-этической основе.

«Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство»,– писал А.С. Макаренко. Подобных примеров можно привести немало. Проведенные многочисленные исследования обнаружили прямую связь между нормальным психическим и нравственным развитием ребенка, такими его качествами, как альтруизм, гуманизм, теплые и дружественные отношения к другим людям, устойчивый положительный образ «я», и спокойной, доброжелательной атмосферой семьи, внимательным и ласковым отношением к ребенку со стороны родителей. Существует немало доказательств того, что даже инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.

Многочисленные исследования в то же время убедительно демонстрируют тот факт, что, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у последних сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого же являются отставание в развитии интеллекта, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.

Еще более опасно для ребенка такое отношение к нему родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью (раздражительность, резкость, грубость, отчужденность и т.д.).

Дурное обращение с ребенком ранит и ожесточает детское сердце. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии об их взаимоотношениях вообще и об отношении к нему самому. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Отсюда состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены искать порочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие – наиболее распространенные из них. Со временем эти черты становятся устойчивыми качествами детского характера, а в дальнейшем основой приспособленчества, низости, беспринципности и других отвратительных пороков. Повышенная детская чувствительность в условиях деспотического, равнодушного отношения к ребенку родителей ведет к острому ощущению своего одиночества. Зачастую такая ситуация отражается в его сознании чувством личной неполноценности, неуверенности в своих силах, что снижает социальную активность ребенка, сдерживает его духовный рост.

Подобный опыт мешает ребенку правильно воспринимать и осмысливать идущие извне влияния и адекватным образом реагировать на них, он делает его маловосприимчивым к ценностям подлинной культуры и излишне восприимчивым к ценностям мнимым, иллюзорным. Эмоциональная недостаточность делает подростка психологически незащищенным и нравственно неустойчивым. В такой ситуации человек легче становится на асоциальный путь поведения. Таким образом, деструктивность отношений родителей к детям выступает в качестве фактора криминогенного.

Отношение родителей к детям оказывает не только непосредственное влияние на духовное развитие ребенка. Это влияние опосредуется собственно воспитательной деятельностью взрослых. С одной стороны, мерой родительской любви определяются степень внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция к учебным успехам и достижениям и т.д. С другой стороны, успех, результативность воспитательных усилий находятся в прямой зависимости от установки со стороны воспитуемого на носителя данных усилий, от степени идентификации с ним. Несомненно, что степень идентификации будет более высокой в том случае, если ребенок любит своих родителей. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь, внимание и заботу способствует тому, что значительно легче достигают цели предписания и требования взрослых, касающиеся ребенка, форм его деятельности. «Тот, – писал В.А. Сухомлинский, чье детство освещено солнцем любви... отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, и их доброй воле, и их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям».

Любовь и привязанность ребенка к родителям в известной мере становятся и тем внутренним «табу», которое предохраняет его от недостойных поступков. И в этом смысле глубоко справедлива (хотя еще по-настоящему не осмыслена и не оценена, с точки зрения воспитательной практики) мысль К.Д. Ушинского о том, что дети, любящие своих родителей, редко становятся дурными людьми. И наоборот, воспитательные усилия и даже изощренные приемы оказываются порой бессильными, если взаимоотношения родителей и детей окрашены отрицательными эмоциями. Иными словами, ценность и значимость воспитания неизмеримо возрастают при наличии гармоничных и полноценных эмоциональных отношений к детям. Утеря же их – это не только обкраденный, обедненный мир детства, но и утеря воспитательных возможностей семьи.

Однако корнем множества пороков может стать и неразумная родительская любовь, т.е. такая, которая не регулируется чувством долга, требовательностью по отношению к нему. Неразумная родительская любовь форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения. Чрезмерная опека родителей подавляет личность ребенка, притупляет его ум и волю, делает его безынициативным, несамостоятельным в мыслях и делах. Сплошь и рядом она сопровождается бездумным и нетактичным посягательством на достоинство подростков, его чувства взрослости.

Трудно искоренимый след в сознании и поведении ребенка оставляет потворство их капризам и прихотям. Удовлетворение любого желания сына или дочери, которое часто связано с отказом родителей себе в самом необходимом, способствует развитию у них представления о своей исключительности, формирует нездоровые потребности, нежелание считаться с потребностями других членов семьи, а, в конечном счете – с потребностями окружающих, интересами общества. Незаметно, постепенно идет неумолимый процесс разложения личности: формирование иждивенчества, эгоизма, потребительского отношения к жизни. Вырастая эгоистами и белоручками, такие дети оказываются не приспособленными к жизни, труду, а, став взрослыми, ищут легких путей в жизни и тем самым вступают в разлад с обществом, законом.

Социальная неполноценность человека – продукта неразумной родительской любви – это не только общественная, но и серьезная личная проблема, которая со временем будет восприниматься все острее: избалованного ребенка чаще подстерегают разочарования в жизни. Ему намного труднее войти в коллектив сверстников, а затем – в трудовой коллектив. У него больше шансов быть отвергнутым, непонятым и нелюбимым окружающими, что может нанести ему тяжелые психические травмы.

Материалы исследований, таким образом, свидетельствуют, что внутрисемейные отношения – сильнейший специфический воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, «ее ахиллесова пята», если эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное общественное воздействие на личность. Борьба за здоровое нравственное и духовное развитие подрастающих поколений неотделима, следовательно, от забот об укреплении семьи, о создании гармоничных и полноценных нравственно-эмоциональных семейных отношений.

Страхи присущи всем детям. Они - нормальный этап созревания детской психики. Большая часть страхов носит временный характер, с ними не нужно бороться, просто следует поддержать ребенка. Однако бывают другие страхи, их называют «невротическими». Постоянные запреты, чрезмерный контроль, одергивания и окрики - все это провоцирует невротические реакции.

Многие родители, обучая ребенка навыкам безопасности, не задумываясь, сеют в его душе панику . «Не гладь собаку - можешь заразиться», «Не выходи из дома один - попадешь под машину»… Чем тревожнее чувствует себя взрослый в окружающем мире, тем безграничнее его страх за своих детей, и тем драматичнее и подробнее будут его рассказы-страшилки, призванные научить ребенка избегать опасностей.

Болезни роста

Любому росту и любому взрослению сопутствует хаос. Совершенно нормально, что в детской комнате разбросаны вещи. Абсолютно правильно, когда карапуз исследует лужу, а повзрослевшая девочка интересуется маминой косметикой. Дети познают мир - и признаемся, что родителям это может доставлять серьезный дискомфорт. Им проще что-то запретить, ничего при этом не объясняя и не предлагая никакой альтернативы. Стоит ли потом удивляться, что в итоге отчуждение только возрастает?..

Современные исследования показывают, что дети родителей, любящих держать все под контролем, чаще страдают от тревожности и депрессии. Более того, это влияет на их способность устанавливать связь с окружающими. Они чувствуют, что не способны управлять своей жизнью, и в результате из них вырастают те самые неудачники.

Вспомнить все

Взрослым следовало бы почаще вспоминать, какими они были в детстве и как они сами реагировали на бесчисленные запреты. Гиперопека - самый простой способ воспитать невротика и инфантила . Родители, к сожалению, очень часто не понимают, что их желание оградить любимое чадо от всех мыслимых и немыслимых трудностей имеет лишь одно объяснение - избежать проблем здесь и сейчас. К примеру, гораздо проще запретить ребенку лезть в лужу, чем потом отмывать его от грязи. А между тем развивающейся личности нужен свой собственный опыт, свои ошибки и свои выводы.

Гораздо правильнее было бы научить ребенка не просто делать выбор, а еще и нести ответственность за принятое решение. С ребенком нужно не только разговаривать, но и приучить его рассуждать. Ему нужно учиться доверять - и при этом обязательно контролировать, но не в форме приказа, а подспудно и незаметно. Именно тогда возможны отношения на равных. И именно тогда у вас в семье будет не просто ребенок, но еще и друг.

Личность человека формируется в эмоциональной атмосфере его семьи, и одну из основных задач родителей составляет воспитание в ребенке уверенности, способностей к самостоятельности. Препятствием для этого является чрезмерная опека родителей.

По мнению специалистов, родительская гиперопека заключается в системе отношений в семье, где родители всячески хотят оградить ребенка от всех забот, трудностей, приложения каких-либо усилий, в результате этого ему сложно приспособиться к реальной жизни. На самом деле, дети учатся на собственном опыте, а не опыте кого-то другого. В ответ на чрезмерную опеку ребенок начинает выражать агрессию, погружающуюся внутрь его, а затем перерастающую в депрессию.

Часть детей излишне беспокоящихся родителей, вырастая, не могут покинуть родительский дом. И, даже находясь в браке, такой ребенок не сможет избавиться от родительской зависимости. Часть из них приобретает жилье, которое располагается рядом с домом родителей. Это происходит из-за того, что детям, которые воспитывались в такой обстановке, их эмоциональное состояние не дает возможности чувствовать себя безопасно, находясь далеко от родителей.

Родители, применяющие гиперопеку, зачастую воспитывают ребенка, внушая ему, что он не сможет заботиться о себе, поэтому у него возникает низкая самооценка. То время, когда дети учатся общению со своими сверстниками - наиболее важное в жизни.

В большинстве случаев чересчур волнующиеся мамы и папы ограничивают ребенка в контакте с окружающими, в результате у него практически не существует возможности выстраивать социальные отношения. Это ведет к замкнутости ребенка. Кроме того, специалисты доказали, что дети, которые были подвержены чрезмерной опеке, имеют склонность к появлению различных психических нарушений.

Родители при чрезмерной опеке переживают за ребенка даже, если вопрос касается решения нетрудных задач, они стремятся все его трудности брать на себя. Это приведет к тому, что ребенок становится уже взрослым, но при этом не взрослеет.

Такие дети характеризуются отсутствием собственных интересов, так как все подчинено воле их родителей. В итоге все это приводит к абсолютной зависимости и очень слабому стремлению к собственной самостоятельности.

Если в детстве ребенок привык, что за него все делают остальные, то и в дальнейшем ситуация не меняется. Такие дети очень неуверенные в себе, они боятся рисковать, исследовать, заниматься своим развитием. Но существует и иная сторона чрезмерной опеки. Она заключается в том, что слишком уставшие дети от давления своих родителей, немного подрастая, бегут из родного дома. Обычно считается, что бродяжничеством занимаются те дети, в семьях которых неблагополучная атмосфера. На самом деле среди маленьких бродяжек зачастую встречаются дети из благополучных семей.