Бульварное кольцо: зелёный пояс вместо белой стены. Улицы Бульварного кольца. История

Современное Бульварное кольцо представляет собой подковообразный длинный бульвар, зеленая лента которого окантована с внутренней и внешней сторон серой лентой автомобильной магистрали. На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

От Бульварного до Садового кольца

Бульвары Бульварного кольца

Бульвары Бульварного кольца - окружают центр старой Москвы уютным ожерельем парковых аллей и деревьев, где бульвары соединяются друг с другом, образуя подковообразную зеленую ленту.

Площадь Арбатских ворот

Площадь Арбатских ворот - возникла в конце XVIII века после сноса Арбатских ворот Белого города.

Никитские ворота

Никитские ворота - площадь Никитских ворот оформилась окончательно только в последние десятилетия XX века, когда пространство вокруг существовавших в то время ворот было освобождено от двухэтажных старинных жилых домов.

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь - до 1937 года она называлась Страстной по Страстному женскому монастырю, основанному в 1654 году по соседству с Тверскими воротами

Зауязье

Заяузье - ещё в XII - XIII веках к востоку от Кремля, на левом берегу Яузы, появились сельские поселения. Здесь проходила дорога от Боровицкого холма в Коломну и на Рязань.

Замоскворечье

Замоскворечье - так называется район на правом берегу реки Москвы напротив Боровицкого холма и Китай-города.

Большая Ордынка

Большая Ордынка - когда-то по этой улице проходила дорога из Кремля в Золотую Орду, а на самой улице жили "ордынцы" и дворовые слуги великих русских князей.

Большая Полянка

Большая Полянка - до XVIII века улица называлась Космодамианской по имени церкви в самом её начале.

Большая Якиманка

Большая Якиманка - в XIV веке здесь проходила дорога на Калугу, и в XVII веке улица называлась Калужской. В это же время на ней поставили церковь Иоакима и Анны, и получилось новое название - Якиманка.

Остоженка

Улица Остоженка - известна с XIV века. В источниках под 1328 годом упоминается село Семченское, находившееся в окрестностях Остоженки.

Пречистинка

Улица Пречистинка - Эта улица, расположенная между площадью Пречистинских ворот и Зубовской площадью, известна с XVI века, когда она связала Кремль с построенным в те времена Новодевичьим монастырем.

Старый Арбат

Старый Арбат - Улица Арбат возникла в XIV - XV веках, по ней шла дорога на Смоленск.

Новый Арбат

Новый Арбат - улица здесь была проложена давно, ещё в XVI веке. В 1658 году царь Алексей Михайлович приказал называть улицу Смоленской. В 1962 - 1969 годах был построен современнейший проспект, названный Калининским.

Поварская

Поварская улица - в XII - XIV веках по ней купцы отправлялись в Новгород. Затем Иван IV Грозный причислил улицу к опричнине, и в XVII веке князья и дворяне ещё жили здесь, между дворами царских поваров.

Петровка

Улица Петровка - Улица возникла в XIII веке. Она связывает Петровку, которая продолжается за Бульварным кольцом до Успенского переулка, с Садово-Каретной улицей.

Цветной бульвар

Цветной бульвар - в стародавние времена здесь текла река Неглинная. В середине XIX века реку Неглинную упрятали в подземную трубу и устроили здесь Трубный бульвар. В 1851 году сюда перенесли цветочный рынок, и с тех пор бульвар стал называться Цветным.

Сретенка

Улица Сретенка - между Сретенскими воротами и проспектом Мира находится улица Сретенка. Отсюда из Москвы шла дорога в северные земли Руси, в Троице-Сергиев монастырь, а во второй половине XVI века - и к Белому морю, к Архангельску.

Покровка

Улица Покровка - расположена между площадями Покровских ворот и Земляной Вал. В XVI - XVII веке по обеим сторонам улицы находились дворцовые слободы: Огородная, Барашевская, Садовая, Казенная.

Бульварное кольцо. История

Старые названия площадей напоминают москвичам о тех временах, когда на месте Бульварного кольца стояла почти окружавшая город стена Белого города, построенного под руководством Ф. С. Коня в 1585-1593 годах в оборонных целях.

На месте пересечения стены Белого города и дорог, лучами расходящихся от Кремля были сооружены ворота. К середине XVIII столетия это крепостное сооружение утратило оборонное значение, обветшало. Чтобы сохранить его для потомков, нужны были огромные средства. К тому же город развивался по сложившимуся атомарному (кольцевидному) плану. Он просто обязан был иметь новую орбиту, новое кольцо.

Во второй половине XVIII века стену Белого города разобрали. В те же годы был составлен в общих чертах план Бульварного кольца, а в 1782 году началось строительство первого участка от Никитских до петровских ворот. В 1796 году работы были завершены, хотя планировка всего Кольца закончилась после пожара 1812 года.

На протяжении следующих двух веков бульвары были, и по сей день остаются, любимым местом прогулок здешних жителей и местом встречи влюбленных, друзей или одноклассников, коллег и деловых людей.

В последние годы XX века это изумрудное ожерелье было украшено памятниками, скверы освобождены от старых деревьев, сделаны парковые дорожки.

На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

На месте пересечения Бульварного кольца с радиальными улицами образовались красивые просторные площади с названиями, дошедшими до нас из древности: Арбатские ворота, Никитские ворота, Петровские ворота - ворот давно уже нет,а названия остались.

В современное время XXI века прогулочные дорожки, для экологичности и красоты были выложенны плиткой, появились ухоженные газоны, цветочные клумбы и велопрокаты.

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).

Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Прогулки по Москве , Маневич И.А.. Эта книга подробно рассказывает обо всех десяти бульварах знаменитого кольца: здесь собраны интересные факты, курьезы, странички истории, старинные и современныефотографии сохранившихся и…
  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король. Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать…

От Masterweb

07.06.2018 12:00

Если посмотреть на карту Москвы, то хорошо видна сеть улиц, большой дугой опоясывающих Кремль. Схема Бульварного кольца оказывается незамкнутой. Но откуда именно взялось такое построение улиц и почему их объединение названо кольцом? Сегодня уже не каждый москвич сможет ответить на этот вопрос. История начинается в далеком прошлом, когда городу приходилось отстаивать право на свое существование с оружием в руках.

С чего все начиналось?

Кремлевские стены были не единственным укрепительным районом старой Москвы. Городу приходилось постоянно обороняться от набегов кочевников и не дружественных соседних княжеств. По мере укрепления военной мощи росли торговля и ремесло. Город постоянно расширял свои границы. Для защиты населения кремлевских и Китайгородских стен становилось недостаточно.

В конце XVI века царствовавшим Федором Иоанновичем было принято решение о строительстве крепостной стены, окружавшей белый город. Окруженная с трех сторон 10 км стеной, а с третьей - протекавшей Москвой-рекой, столица царства стала неприступной крепостью.

С годами город рос. Уже в XVIII веке царствовавшей династией Романовых было принято решение о переносе границ столицы и о строительстве нового Камер-коллежского укрепительного вала. Стала ненужной величественная крепость. Стены стали разбирать. В 1742 году решено на их месте создать Бульварное кольцо.

Храм Христа Спасителя

С Бульварным кольцом Москвы лучше начинать знакомиться с храма Христа Спасителя. Величественное здание, воздвигнутое в честь павших героев Отечественной войны с Наполеоном, долгое время служило Кафедральным собором для Русской православной церкви. Начиная с 1839 года, храм строился на народные пожертвования долгие 44 года. Россия не знала лучшего. Только столичный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по грациозности и красоте был ему равным. Не случайно памятный собор был возведен на месте примыкания крепостной стены к Москве-реке, тем самым освещая славу всех российских героев.


Во времена сталинских преобразований храм разрушили, и только в конце XX века он возродился.

Арбатская сторона

От храма Христа Спасителя до Арбатской площади идет Гоголевский бульвар. Кольцо начинается с одного из лучших уголков Москвы. Рядом на Волхонке находится Музей имени А. С. Пушкина, Галерея искусства Европы и Америки. С левой стороны по ходу движения примыкают уютные арбатские улочки. Возле величественного здания Министерства обороны находится знаменитый на всю страну Художественный кинотеатр. На бульвар выходит прославленный Арбат с его уличными музыкантами и Театром Вахтангова. Здесь каждый камень дышит историей.


Заканчивается улица правительственной трассой - Новым Арбатом. Сталинское творение, некогда олицетворявшее мощь советской власти.

Никитский бульвар

Затем идет Никитский бульвар. Кольцо проходит мимо Музея искусства народов Востока. Созданный сразу после Октябрьской революции музей собрал лучшие мировые коллекции, представляющие искусство Дальнего и Ближнего Востока. Хорошо представлена история Средней Азии, Кавказа, Закавказья. Отличные коллекции из Казахстана, Бурятии, с Чукотки.

Заканчивается улица у бывших Никитских ворот. Рядом стоит Храм Преподобного Феодора Студита. Это место, которое было освящено еще до строительства крепостной стены и Никитской башни. Правда, первая деревянная церковь не сохранилась. Сегодня мы видим храм, построенный в начале XVII века.

Тверская сторона

За Никитскими воротами начинается Тверской бульвар - старейший на кольце. Свою историю он ведет с 1796 года. С левой стороны к нему примыкает Малая Бронная, которая ведет к Патриаршим прудам. Здесь начинаются приключения Булгаковских героев из «Мастера и Маргариты».

Возле Бульварного кольца расположился театр на Малой Бронной. Затем по ходу движения - театр "АпАРТе", Московский музей современного искусства, дом-музей М. Н. Ермоловой, театр Пушкина, МХАТ имени Горького. На схеме Бульварного кольца Москвы это самая длинная улица.

Пушкинский сквер


Пределы Бульварного кольца в этом месте размыты. Основное внимание - на Пушкинскую площадь. Это один из символов Москвы. Многие века на этом месте кипят страсти. Когда-то плац перед Тверскими воротами и стоявший рядом монастырь стали местом, которое видело много революционных потрясений. За памятником поэту построен самый знаменитый кинотеатр в городе – «Россия». Страстной бульвар сжался до улицы между кинотеатром и библиотекой имени Чехова. За кинотеатром бульвар резко расширяется и снова обретает свои границы.

Петровка

При переходе Страстного бульвара к Петровскому дорога достигает своей самой южной точки и поворачивает на северо-восток.


На этом месте сохранился Высоко-Петровский монастырь. Многие считают, что он основан в начале XIV века. В 1929 году советской властью он был закрыт, а возобновил работу только через восемьдесят лет. Сегодня сохранившиеся постройки XVII-XVIII веков приведены в порядок. Ведутся богослужения.

Другим замечательным местом, примыкающим к Бульварному кольцу, является церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках. Здесь хранится Кийский крест, являющийся точной копией Креста Христова, и чудотворная Феодоровская икона.

Сретенский монастырь

На следующем Рождественском бульваре кольца Москва сохранила сразу два монастыря. Первый, самый древний женский монастырь города, был основан в конце XIV века при князе Андрее Серпуховском. В 1922 г. монастырь был закрыт и возобновил службы через семьдесят лет.

Второй построен в 1397 году и посвящен памяти чудесного избавления Москвы от орд Тамерлана. Многие годы это был центр основных московских крестных ходов, посвященных чудесному избавлению от кочевников. После Октябрьской революции он был закрыт и возобновил служение только в 1991 году. Сегодня это общепризнанный центр духовного просвещения. При нем находится крупнейшее издательство. С 2000 года работает самый посещаемый православный интернет-портал.

Чистопрудный бульвар


Его смело можно назвать центром культурной жизни. В окрестностях расположено несколько театров, а на самом бульваре летом работают многочисленные уличные музыканты, проходит большое количество выставок современного фотоискусства.

Практически каждый дом на улице связан с именами известных людей. Квартиры Бульварного кольца в этом месте - одни из самых дорогих в Москве. Большинство советских коммуналок давно переделаны в элитные апартаменты.

Покровские ворота

За Чистопрудным бульваром начинаются старые Московские застройки. Большая часть была заселена при Павле I, когда велось строительство его знаменитых Покровских казарм. Северная часть, после Казарменного переулка, застраивалась только после Великой Отечественной войны.

Яуза

Заканчивается маршрут Яузским бульваром. Крепостная стена упиралась в место слияния Яузы и Москвы-реки. Сегодня здесь разбит Устьинский сквер, сохранилась Петропавловская церковь у Яузских ворот.


Здание церкви было построено в первые годы XVIII века на месте старого храма. Новому храму на Кулешках повезло. Это одна из немногих церквей, которая не закрывалась в советский период. В годы гонений храм помогал многим православным, хранил святыни закрытых церквей. С конца XX века храм был преобразован - теперь это Патриаршее подворье, восстановлено представительство братской Сербской православной церкви. Сегодня оно служит символом братства двух церквей.

Вот мы и совершили путешествие по Москве длиною в 6,5 километров - именно такова длина Бульварного кольца, вернее, дуги по левому берегу города. Некогда высокие крепостные стены надежно охраняли белый город. Сегодня улицы верно хранят память о прошлом. В принципе, кольцо можно замкнуть по Кремлевской набережной. Расстояние между двумя крайними точками дуги - менее 2,5 км.

В период великих преобразований сталинские архитекторы хотели соединить кольцо по правому берегу Москвы-реки. В 1935 году был представлен план реконструкции Москвы. Схема Бульварного кольца продолжалась по противоположному берегу до Пятницкой улицы, через Ордынку и край Болотного острова. Дорогу можно было вывести к новому Сомойловскому мосту и замкнуть круг. По отзывам, это был не самый плохой план, но ему не суждено было сбыться. Помешала Великая Отечественная война. Бульварное кольцо так и осталось незамкнутым.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Бульварное кольцо - ландшафтная достопримечательность Москвы - возникло в конце 18-го века на месте Белгородской стены, оборонительной фортификации, которая была упразднена и разобрана за ненадобностью. Проездные башни стены также были разрушены, а на их месте образовались площади, названия которых напоминают о прошлом их назначении. В названиях сохранилось упоминание о воротах: Покровские Ворота, Арбатские Ворота, Никитские Ворота и т. д.

Сколько бульваров в Бульварном кольце?

Всего было образовано десять бульваров, которые расположились друг за другом в форме подковы, окружая центр Москвы. Концы "подковы" упираются в образуя непосредственно Бульварное кольцо. Карта Москвы содержит полную информацию обо всех бульварах вместе с площадями. В отличие от Садового кольца, Бульварное имеет более компактные очертания.

Бульварное кольцо (Москва, как известно,долго строилась) в нынешнем его виде появилось не сразу. Первый бульвар, Тверской, был заложен в 1796 году архитектором С. Кариным, а затем в обе стороны от Тверского бульвара разошлись девять остальных бульварных проспектов. Окончательно московское Бульварное кольцо сформировалось в первой половине 19-го века.

Свое начало оно берет от Соймоновского проезда на Пречистенке и продолжается от площади Пречистенские Ворота до Арбатской площади. Этот участок называется Гоголевским бульваром. Арбатская площадь переходит в Ворота. От Арбатских Ворот начинается Никитский бульвар, который упирается в площадь В этом месте Бульварное кольцо пересекается с Большой Никитской улицей, выходящей на Манежную площадь.

После Никитских Ворот кольцо продолжается Тверским бульваром, упирающимся в Пушкинскую площадь. От площади А. С. Пушкина отходит его окончанием является площадь Петровские Ворота, которую пересекает знаменитая московская улица Петровка. После Петровских Ворот, Бульварное кольцо продолжает Петровский бульвар, который простирается до Трубной площади.

Сретенский бульвар оканчивается площадью Тургенева, соединяющей Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова. В конце Сретенского бульвара расположена площадь Мясницкие Ворота, от которой берет свое начало Чистопрудный бульвар, переходящий в площадь Покровские Ворота. Следующая площадь, Хохловская, является местом, откуда начинается Покровский бульвар, который сразу переходит в бульвар Яузский.

Яузский бульвар оканчивается площадью от которой отходит Устьинский проезд, последнее звено московского Бульварного кольца.

Бульвары и их отличия

Некоторые из 10 бульваров кольца имеют свои признаки отличия. Гоголевский бульвар проходит на трех уровнях. Внутренняя магистраль идет по верхнему уровню, средняя по среднему ярусу, а внешний проезд проходит по самой нижней линии. Такую ступенчатость бульвар получил благодаря разным по высоте берегам ручья Черторой, протекавшего когда-то на месте Гоголевского бульвара.

Самый "молодой" бульвар из всех - это Покровский, долгое время его образованию мешали Покровские казармы и огромный плац при них. Плац снесли в 1954 году, и только после этого аллея была превращена в полноценный бульвар.

Самым коротким бульваром является Сретенский, его длина всего 214 метров, а самый длинный - Тверской бульвар, 857 метров. Рекордной шириной - 123 метра - отличается Страстной бульвар.

Памятники

Бульварное кольцо знаменито своими памятниками:

  • А. С. Пушкину на
  • Владимиру Высоцкому и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре.
  • Н. В. Гоголю и Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре.
  • А. С. Грибоедову на бульваре Чистопрудном.
  • На Тверском бульваре Сергею Есенину и К. А. Тимирязеву.
  • На выходе со Сретенского бульвара установлен памятник В. Г. Шухову.

Станции метро

По периметру московского Бульварного кольца расположены следующие станции метро:

  • станция "Кропоткинская" (Сокольническая линия);
  • станция "Арбатская" (Филевская линия);
  • станция "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия);
  • станция "Тверская" (Замоскворецкая линия);
  • станция "Чеховская" (Серпуховско-Тимирязевская линия);
  • станция "Трубная" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Тургеневская" (Калужско-Рижская линия);
  • станция "Сретенский бульвар" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Чистые пруды" (Сокольническая линия).

Конка и трамвай

Транспорта на Бульварном кольце не было, москвичи обходились извозчиками. Однако в 1887 году на бульварах появились конные экипажи. Конка работала до 1911 года, затем по Бульварному кольцу пустили трамвай. Маршрут считался кольцевым, хотя вагоны ходили только до набережной Москвы-реки в обе стороны.

В 1947 году Бульварное кольцо было частично отреставрировано к 800-летию Москвы. Устаревшие скамейки в скверах заменили на новые, современные. Полностью заменили сетчатую ограду, к тому времени уже проржавевшую. Вместо нее установили литые чугунные заграждения. С 2011 года Бульварное кольцо стало излюбленным местом для всевозможных протестных митингов и демонстраций.