Брат Деда Мороза — Синтерклаас из Голландии. Вера без дел мертва

30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от Санта-Клауса, кто-то от Деда Мороза, а кто-то от Йоулупукки


Встать в строй!

Предок Деда Мороза из восточнославянской мифологии олицетворял мороз. Функциями праздничного деда, дарящего подарки, обрядового Мороза наделили в начале XX века. Запрещенный после революции дед вновь появляется в стране в 1930-х годах. Его образ тиражируется на всей территории союзных республик и дружественных государств. Многие из них переодевают персонажа в национальные костюмы и переводят его имя на свои языки, но по сути новогодний старик остается на этих территориях тем же Дедом Морозом.

Занять позицию

В XV–XVI веках св. Николай был главным рождественским персонажем. Однако в XVI–XVII веках Реформация запретила почитание святых. Св. Николай сохранил свой авторитет в некоторых странах. В это время в Европе появились и другие герои, так называемые отцы Рождества. В XVII веке вместе с переселенцами из Голландии св. Николай (или, как его называют, Синтерклас) попал в Америку. Постепенно он сменил епископскую митру на шапку и превратился в Санту. В XX столетии его образ повлиял на внешность европейских коллег.

Перейти в наступление

Санта-Клаус может считаться одним из символов глобализации. Во многих странах сказочные новогодние и рождественские персонажи сохранили по большому счету только свои традиционные имена, а вот внешность их американизировалась и все больше напоминает облик Санта-Клауса.

Традиционные национальные персонажи:

15. Агиос Василис, Греция
16. Паккайне, Карелия
17. Шэн Дань Лаожэнь, Китай
18. Эхээ Дьыл, Якутия
19. Оленцеро, баскские регионы Франции и Испании
20. Юльтомтен, Швеция
21. Дади на Ноллаг, Ирландия
22. Зюзя, Белоруссия
23. Бифана, Италия
24. Ежишек, Чехия, и Ежишко, Словакия
25. Саган Убугун, Бурятия
26. Гаспар, Бальтасар и Мельчор, Мексика, Аргентина
27. Йоуласвейдн, Исландия
28. Йыулувана, Эстония
29. Ямал Ири, Ямало-Ненецкий округ
30. Увлин Увгун, Монголия
31. Йоулупукки, Финляндия
32. Сёгацу, Япония


Держать оборону

Унификация рождественских дедов встречает во многих странах сопротивление. Одни стараются сохранить подлинного св. Николая, а не светского американского толстяка-весельчака. Другие выводят на главные роли своих особых героев. Например, в Нидерландах традиционный персонаж Керстман разносит подарки накануне Рождества, а Синтеркласа чествуют 6 декабря. В Австрии вместо Санты миссию дарителя исполняет Кристкинд (изначально это образ младенца Христа, но сейчас в его роли выступает не мальчик, как можно было бы подумать, а белокурая девочка). В Мексике дети ждут прихода трех Королей (их прототип - волхвы). Стремясь сохранить национальную культуру, используют и героев, далеких от религиозных традиций, например гномов.

Иллюстрация Анна Суворова, Олег Тищенков

взято с big-rostov.ru

Где-то на краю земли в деревянном доме живет старичок. В его хоромах полно удивительных вещей: огромный трон, теплый камин, кровать с отдельными подушками на каждый день и даже комната желаний. С наступлением холодов, когда снег ложится уверенным покровом на землю, начинает дедушка обход владений. То речку заморозит, то дерево оденет в иней, а то вьюгу на дома людей пошлет. В новогоднюю же ночь он является с огромным мешком подарков за плечом. Достает оттуда разноцветные большие и маленькие сюрпризы и дарит детям счастье, радость и чудо. Самое настоящее волшебство. Кто же показывает его малышам? Без кого невозможно в наше время представить Новый год? И кто этот загадочный старичок с белой бородой? Конечно же, Дед Мороз! История его возникновения очень занимательная, а современная жизнь еще интересней.

Прообраз Дедушки Мороза

взято с bigslide.ru

Кто такой этот Мороз Красный нос и сколько ему лет − вопросы, которые волнуют и детишек, и многих взрослых. Много кто интересуется, но мало кто знает, что согласно многим источникам Волшебнику уже не менее 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки славяне считали могучего и хмурого старика Трескуна. В народе называли его еще:

  • Зимник;
  • Морозко;
  • Морок;
  • Студенец.

Языческий бог обладал огромной силой. Он мог замораживать одним дуновением. Под его ногами замерзали реки и озера, а от взмаха палки в руках деревья покрывались инеем. Вот где был настоящий Дед Мороз! В те времена ни о каком добром новогоднем волшебнике и речи быть не могло. Внешне он был очень похож на современного гостя новогодних праздников, только ростом отличался маленьким. Деда остерегались, а встречи с ним очень боялись, ведь можно было остаться в лесу замороженным навсегда. Некоторые суеверные люди до сих пор при дуновении метели низко опускают голову и прячут глаза, чтобы не встретиться взглядом с повелителем зимы. Не верящие в подобные образы толкуют такие деяния просто осторожностью перед завирухой, когда не хочется ощутить вкус снега на губах и холод за воротом.

Подтверждением того, что история появления Деда Мороза не является выдуманной, является и факт существования вполне реального Святого – Николая Чудотворца. Старец жил в 4 веке в городе Патары (Малая Азия) и творил богоугодные дела. Он стал прототипом нынешнего Зимнего кудесника и благодаря внешнему сходству, и добрым деяниям.

В 1700 году указом Петра Первого Новый год стал официально отмечаемым праздником. Символом и гостем утренников, новогодних вечеров и гуляний вполне мог стать как раз Дед Мороз. Палку он в то время уже сменил на менее грозный посох, а послушным детям стал приносить подарки. Шалунам, которые баловались и огорчали родителей и учителей своим поведением, доставались «колотушки» розгами.

Если во все времена сказания о Дед Морозе были только на слуху, то в 1840 году впервые кудесник был упомянут в литературе. Он фигурировал в рассказе Одоевского, где читатели наконец-то узнали настоящее имя старика − Мороз Иванович. Нрав у него по-прежнему был крут, сам он отличался могуществом, но в характере появилась доброта, сочувствие и понимание.

В 20 веке в разные периоды отмечания новогодних праздников, как и установка елки, то запрещались, то снова возобновлялись. И уже с 1935 года официально при Сталине было объявлено торжество с 31 декабря на 1 января. Гостем программ обозначался именно Дед Мороз, который в этом же 35-ом году впервые показался на празднике в Москве со Снегурочкой.

Свой День Рождения русский Дедушка Мороз с недавних пор празднует 18 ноября. Дата эта является знаменательной с точки зрения изменений погодных условий. По данным, которые были получены в результате обобщения цифр за много лет, именно с этого дня в России наступает настоящая зима. Земля укрывается надежным слоем снега и приходят зимние морозы. Детишки любят праздновать день Рождения их кумира, а потому присылают ему открытки с поздравлениями и подарки, сделанные собственными руками.

Дед Мороз в разных странах

взято с classpic.ru

Тем, кто хотел бы узнать что-то из рубрики « Дед Мороз интересные факты», предлагается познавательная информация. В первую очередь, следует упомянуть о Деде Морозе и Санта Клаусе. В настоящее время на новогодних плакатах, как и в современных мультфильмах и кинолентах, эти два образа зачастую отождествляют или заставляют сродниться. Действительно, зимние старички очень походят друг на друга: те же белые борода и усы, глаза с усмешкой, теплое одеяние и подарки для деток. Вот только наш Мороз:

  • высок, могуч и статен;
  • не изменяет вкусом в одежде: носит длинную шубу и высокую шапку с меховой окантовкой;
  • всегда появляется с волшебным посохом;
  • кладет подарки детям под елку, пока те спят.

Санта Клаус же часто появляется в очках, носит курточку и штаны красного цвета, красный колпак с помпоном, а в дом к детишкам попадает через дымоход. Многие семьи нашей страны переняли американскую традицию развешивать у камина красочные носки, в которые Санта прячет подарки для деток. Это и дополнительное развлечение, и декорирование помещений к новогодним праздникам, и для ребятишек запоминающееся событие.

Санта Клаус в разных странах выглядит по-разному, да и способ доставки подарков малышам отличается. Так, во Франции Пер Ноэль помещает сюрпризы в башмаки, которые предусмотрительные хозяева домов оставляют перед камином. Приезжает же Волшебник в обители на осле, да еще и в деревянных башмаках. Вместо мешка у него имеется корзина с подарками, а кафтан оснащается капюшоном.

В Голландии кудесника зовут Синдерклаас. Он неизменно обут в белые сапоги и одет в кафтан. Перед Новогодней ночью волшебник пребывает в столицу на корабле, а подарки детишкам раздают приближенные Синдерклааса − мавры.

Фины называют Деда Мороза Йоулупукки. Он очень похож на Санта Клауса, только вот живет в Лапландии (север Финляндии) вместе со своей женой. Любимым занятием Дедушки является кормления любимого оленя Рудольфа лишайником и, конечно же, дарение подарков заждавшимся его детишкам.

В Италии Мороза называют Баббо Натале, в Грузии – Товлис Бабуа, в Армении он носит имя Дзмер Папи. Белорусские детишки встречают Зюзю или Дзэда, а эстонские − Йыулувану. На Гавайях Волшебнику разрешено являться не в длинной шубе и штанах, а курточке и шортах, а в Австралии Санта может нарядиться в смешную синюю шапку-тюбетейку из меха.

Где обитает зимний Волшебник?

взято с dvholidays.ru

Город Великий Устюг заслуженно носит свое величественное название. Он окружен великолепными пейзажами, чем олицетворяет истинную русскую природу. Населенный пункт является и родиной великих мастеров по дереву и серебру. Вот почему Великий Устюг стал вотчиной и Деда Мороза. Здесь в тишине, спокойствии и гармонии с окружающим миром живет Покровитель зимы, который каждый год с радостью встречает приехавших в гости ребятишек.

Резиденция Зимнего волшебника находится в 15 км от самого города. Сосновый бор, речка Сухона, деревянные терема способствуют созданию поистине сказочной атмосферы. В самом доме Дедушки царит волшебство. Находятся здесь:

  • гардеробная;
  • тронный зал (комната желаний);
  • спальня;
  • гостиная;
  • остальные из 13 комнат.

В гардеробной Дед Мороз хранит все свои наряды для разных событий. Здесь можно увидеть шубы разных цветов и узоров, летние кафтаны, а также спортивный лыжный костюм! В комнату желаний стремится каждый ребенок, который хочет, чтобы его мечты исполнились. Считается, что достаточно очень-очень чего-то захотеть и подумать об этом, а комната дальше сделает свое дело. Многие детишки и родители возвращаются в комнату повторно, дабы загадать следующее заветное желание. Интересно побывать и в помещении, где собираются многочисленные подарки для самого Дедушки мороза. Дети присылают ему поделки и красивые открытки, а друзья деды Морозы − забавные вещицы, например, шаманский бубен!

Кроме дома в Великом Устюге могучий Волшебник появляется в своих . Хоромы есть в Москве, Питере, Кемерово, в Крыму и в Екатеринбурге. Накануне новогодней ночи Дедушка Мороз вместе со своей любимой внучкой Снегурочкой и помощниками приезжает в гости к ребятам из разных уголков страны. Например, резиденция в Екатеринбурге является единственной на Урале, а потому здесь собираются жители городов близлежащих областей.

Для ребят очень важно провести новогодние праздники в компании Повелителя зимы. Для них Мороз со своей свитой всегда готовит массу развлечений. В резиденциях находятся аттракционы, площадки для игр, каток (в Московских апартаментах), а также увлекательное катание на санях, запряженных оленями!

Письма и подарки

взято с img.com

Дед Мороз в глазах малышей и школьников является олицетворением чудес, волшебства и того, что сказка может стать явью. В такие дни никак нельзя обойтись без главного сюрприза − подарков для ребят. В резиденциях Волшебника, на вотчине и на площадях в городах устраиваются массовые гуляния. Вокруг елки водят хороводы, зажигают гирлянды и пускают фейерверки.

К утренникам в детских садах и школах, как и мероприятиям в резиденциях Деда Мороза, дети готовятся основательно. Самые маленькие разучивают веселые и несложные четверостишья. Ребята постарше могут выучить смешные или повествовательные стихотворения, хором спеть праздничную песенку. За старания ребята одариваются подарками. Из огромного мешка, который Дед Мороз всегда носит с собой, он достает чудесные игрушки, конструкторы, куклы, мячи и много чего еще интересного и такого долгожданного.

Для ребят, которые точно знают, что же они хотели бы получить из этого волшебного мешка, существует почта Деда Мороза. Дети вместе с родителями могут написать письмо Кудеснику, вложить его в красивый и украшенный своими руками конверт и отправить адресату. Чтобы дедушка услышал ребят и подобрал для них подарки, следует быть вежливыми с ним, уважительно относится к нему и его свите, а также благодарить за новогоднее настроение.

Поверья и интересные наблюдения

взято с hmmasters.ru

Многие ошибочно сравнивают Дедушку Мороза со Снежной Королевой. Мол, оба повелевают холодом и вьюгой, замораживают и холодят. Только вот Снежная Королева превращает сердца людей в льдинки, потому что у нее самой вместо сердца в груди находится кусок замерзшей воды. Дед Мороз же, наоборот, согревает сердца своей добротой и теплотой. Он дает каждому шанс исправиться в наступающем новом году, оставить все плохое и неправильное в году уходящем. Он щедро одаривает детей подарками, а взрослых − радостью наблюдать за счастьем своих чад. Только благодаря ему зажигаются на елке разноцветные огоньки, деревья укутываются в иней, а в каждом доме под елкой в новогоднюю ночь появляются подарки.

Личная жизнь дедушки Мороза, по поверьям, сложилась довольно удачно. В женах у него − сама Зима. По одним суевериям у него в бороде живет вьюга, а метель подчиняется его воле, по другим же Вьюга − это его дочка. Любимой внучкой Мороза считается красавица Снегурочка, обладающая добрым сердцем и любовью к детишкам. Снежная девушка всегда сопровождает своего дедушку, помогает поздравлять ребят, водит с ними хороводы и поет песенки. В резиденциях страны для Снегурочки заготовлены личные терема, где она может отдохнуть и заплести свою красивую косу.

Существует еще несколько суеверий, которые определяют деда Мороза как величественного и могучего Повелителя холодов:

  1. Когда Мороз в холода обходит свои владения, он оставляет на стеклах окон неповторимые узоры. Где ступает его нога − льдом покрывается вода, а если посохом ударит он по избе, то треснет бревнышко на срубе.
  2. Кроме морозящего посоха в руках у Волшебника всегда находится мешок с подарками. Считается, что он бездонный. Дед Мороз никогда не роется в нем, дабы извлечь подарок. Он просто пускает туда руку, и в его варежку нужный подарок сам прыгает.
  3. Путешествует Мороз Красный нос на санях, запряженных тремя красавцами жеребцами. Зовут лошадей по именам зимних месяцев − Декабрь, Январь и Февраль.
  4. В гардеробе Кудесника имеются длинные шубы трех цветов: белая, синяя и красная. Все они украшаются сказочными узорами, оторачиваются белым мехом и подпоясываются широким поясом.

В настоящее время факты и поверья относительно этого Волшебника тесно переплелись и создали в тандеме чудесные легенды, предания и поверья. Что из всего правда, а что выдумка, определить довольно трудно. Легко узнать только одно: новогодние праздники, а особенно ночь, наполнены чудесами. И сбываются они особенно у тех, кто верит в них всей душой!

4.8 (95%) 20 votes

Вот-вот уже начнётся всенародное гражданское празднование наступления календарного нового года. Однако у православных людей подлинным праздником считается далеко не любой красный день календаря.

Вместо эпиграфа

Примерно в это время несколько лет назад моя шестилетняя дочь, которая могла вполне по-взрослому рассуждать о роли ангелов в нашей жизни, совершенно случайно повергла в ужас свою подружку – такую же московскую дошкольницу. Без какого-либо инструктажа со стороны взрослых она предположила, что подарки под ёлку кладёт не дед мороз, а мама с папой. По выражению лица остановившейся посреди дороги подружки родители поняли, что её детское представление о мире, а заодно и доверие к ним, дало глубокую трещину…

ДЕД МОРОЗ – полностью вымышленный персонаж, рассказывая о котором взрослые лгут детям и тем самым формируют у них извращенное представление о допустимости лжи.

“Не лишайте детей детства…”

История получила неожиданное продолжение. Обмен впечатлениями с мамами на детской площадке на этот раз впечатлил уже и жену: оказалось, что почти все родители в сознании своих детей намеренно культивируют миф о Деде морозе. При этом никто не смог внятно объяснить, как будет смотреть в глаза ребёнку после того, как их «мантра» лопнет.

Уточнение от автора: С момента первой публикации в 2014 году прошло уже три года. Почти 10-летняя подружка дочки по-прежнему верит в деда мороза. У троих других одноклассников, уже успевших “узнать правду”, эта новость сопровождалась сильным стрессом и негодованием в адрес родителей. Как это отразится на их психике и доверии в семье – читайте в будущем. Моя дочка на эту тему умильно хихикает и на данный момент никакого недоверия в общении с ней мы не испытываем…

Был бы повод…

Исторически каждому православному празднику предшествовало знаменательное событие, которое вспоминается в церкви особыми молитвами. Собственно говоря, не-церковных праздников на Руси никогда и не было. С этой точки зрения наступление современного нового года первого января, то есть во время последней недели рождественского поста, видится вовсе не значительным и потому никак в истории Церкви не отмеченным.

До революции зимние праздники вполне обходились без Деда мороза

Существует, конечно же, и иная точка зрения, мол, это – «народная традиция». Действительно, за какую-то сотню лет Церковь не на словах, а на деле отделилась от государства, а потому для многих традицией стало то, чего таковой отродясь никто не считал…

Попробуем разобраться, кто и когда придумал обычай пить и гулять в пост, откуда взялся «Дед мороз», а также понять, когда на самом деле нужно праздновать Новый год. Информации много, но далеко не вся лежит на поверхности.

День знаний: с Новым годом!

Не в пользу сторонников «традиций » будет напоминание, что новый год начал «наступать» зимой, а не в сентябре, всего лишь 300 лет назад. Соответствующий указ издал в 1700 году император Пётр I, которого многие современники считали антихристом, хотя отнюдь не только за это. Примечательно также, что самодержец своей властью установил сразу две новые точки отсчёта: «новый» 1700 год на самом деле был 1708 годом от Рождества Христова…

Таким вот чисто административным способом был совершен первый этап перехода России на «европейское время»: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить» (из указа Петра I).

После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить елку, но… на крышу или перед воротами. Причем не убирали ее оттуда на протяжении всего года, лишь непосредственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего елка почти на полтора столетия стала символом кабака. Их так и называли: «елка», «пойти к елке», «упасть под елкой».


С цензурой раньше было всё в порядке, и дух второго праздника передавали подобающе…

Лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев в России елка начала потихоньку утверждаться как символ Нового года. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай I, которому понравился увиденный у иностранцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.

Однако традиция эта так «легко» приживалась, что для учебных заведений новый год до сих пор наступает одновременно с церковным новолетием – 1 сентября. Школы до революции были не светскими, а церковно-приходскими, что и позволило консервировать древнюю традицию в школьном календаре.

Впрочем, через 80 лет елку снова убрали. В 1916 году, во время Первой Мировой войны, новогодняя елка в России была запрещена как “немецкий обычай”. После революции 1917 г. в СССР елка была запрещена не только как буржуазный, но и как религиозный пережиток, так как ассоциировалась не только с Новым Годом, но и Рождеством.

И только 28 декабря 1935 года газета “Правда” опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах.

После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме. Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже.

В 18-19 веке на Руси ёлка – символ кабака.
Круг времени: Примерно так выглядели привычные нам календари пару сотен лет назад.

Дед мороз, ты кто?

Утром 1-го января в дверь квартиры раздаётся звонок. Маленькая девочка, радостно почуяв скорый приход сказочного героя, озорным голосом спрашивает через дверь: «КТО?»
Хриплый бас с лестничной клетки отрезает: «Дед мороз».
– А правда?!
– Век воли не видать!

К теме календарей нам понадобится вернуться еще раз, а теперь закономерный вопрос: «А как же дедушка-то новогодний, как же Дед Мороз? Это же и символ объединяющий, это же св. Никола. Он же как Санта Клаус, только наш!»…

Ну, да. Дед Мороз на Руси известен давно. Но до Петра никаким новым годом он не занимался: Новый год ассоциировался с праздником окончания сбора урожая, и морозы тут явно не уместны…

В представлении наших предков-язычников занимался этот дед обыкновенными для нечистой силы делами: снегом землю снабжал, путников замораживал, потому как в зимние месяцы даже Яриле-солнцу не по силам было с ним совладать. Означенный дед охотно одаривался подношениями и жертвами, дабы подобрее к людям и скоту относился и не объявлялся, когда будущий урожай весной начинал из земли прорастать.

С принятием Русью христианства Дед Мороз упразднился и стал героем сказок. Причём с зимними новогодними праздниками, введенными при императоре Петре Романове, его не связывали очень долго.

Сне-гу-роч-ка-а!!!

«Раскрутка» деда началась в конце 19 века. Драматург Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». В оной отец Снегурочки - Дед Мороз - был противником любви Снегурочки и торговца – Мизгиря. В пьесе присутствуют также языческие леший, ярило-солнце.

До революции на Рождество обходились без Деда мороза

Петр Чайковский написал к пьесе музыку. Позднее Римский-Корсаков на текст пьесы написал оперу «Снегурочка». Художник Васнецов, писавший декорации к постановке оперы, стал создателем образа Деда Мороза. В музее «Абрамцево» хранится эскиз костюма к этой роли, который был сделан художником в 1885 году. Так началась визуализация языческого божества и его превращение в рождественского, а затем в новогоднего персонажа.

Образ Деда Мороза в исполнении В. М. Васнецова для оперы «Снегурочка» А.Островского

Даже в конце 19 века этот зимний дед для русских людей совсем не ассоциировался с Рождеством, но только с языческим прошлым. Образ так и не прижился, и рождественские ёлки обходились без деда и снегурочки. Потом был всем известный мятеж и переворот…


Дети часто становились разменной монетой кукловодов

Новая власть не сразу добралась до таких символов ушедшей эпохи, как рождественская ёлка. В некоторых источниках упоминается, что вождь мирового пролетариата незадолго до смерти таки устроил в горках детям праздничную ёлку. Есть расхождения во мнениях по поводу того, какую: новогоднюю или рождественскую . Но ёлка все же была, а если учесть стыдливо замалчиваемый коммунистами факт церковного венчания вождя и Надежды Крупской, то она вполне могла быть рождественской.

Календарный калейдоскоп

Первым делом после прихода к власти большевики завершили реформу Петра I. Сразу после революции, 26 января 1918 года на основании «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря» гражданский календарь перешёл на новый католический стиль, прыгнув на 13 дней вперёд. С тех пор «Новый год» стал наступать до Рождества.

К чести рядовых новообрядцев того времени следует сказать, что несмотря на политическое давление Православная Церковь на территории России не перешла на новый стиль, и все праздники и службы по-прежнему совершаются по старому. Если быть точнее, в 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее чем через месяц.

Однако календарная эпопея не закончилась. Сменившие умершего вождя большевистские деятели были еще более решительно настроены против «пережитков прошлого». Никонианский семинарист Джугашвили отменил не только имеющую сомнительное отношение к православию ёлку: он отменил … воскресенья!


Такие ассоциации по сравнению с большевистскими кажутся даже забавными…

В 1929 году был введен новый календарь, в котором недели были пятидневными. Каждый месяц имел тридцать дней, оставшиеся пять дней считались праздничными. Такой календарь был в древнем Египте. Оставив верующих без воскресенья, а детей без рождественской ёлки, советское правительство полностью вернулось к традиционному календарю в 1940 году, а частично в 1931.

Емелькино похмелье

Главный идеолог и вдохновитель безбожной политики советского государства Миней Израилевич Губельман, «работавший» под псевдонимом Емельян Михайлович Ярославский, приложил на своем посту достаточные усилия, чтобы в стране прекратилось празднование Рождества Христова и других церковных праздников.


Миней Израилевич Губельман, он же Емельян Михайлович Ярославский, руководитель Союза воинствующих безбожников

Емелька Ярославский руководил Союзом воинствующих безбожников, был учредителем газеты «Безбожник», создателем детской организации юных безбожников. О масштабах его работы говорит численность членов организации безбожников - три миллиона человек. сайт , произошедшем с «миссионером дьявола» на одной из пасхальных агитмероприятий в российской глубинке.

Ёлки снова появились в стране в 1935 году после статьи другого деятеля – Павла Постышева – в газете «Правда». «Давайте вернем детям новый год» , писал автор статьи. И хотя вернуть бы надо было Рождество, а не новый год, который никогда и не праздновался, да еще и выпадал теперь на рождественскую седмицу…

Итак, забрали Рождество, а вернуть решили Новый год, и уже через несколько дней в Харькове прошла первая новогодняя ёлка. Через одиннадцать месяцев ВЦСПС (тогдашний профсоюз) постановил узаконить праздник нового года. Именно тогда начала создаваться «древняя русская традиция» – праздновать наступление нового года.

О ёлочке бедной замолвите слово

Новогодних героев и их имидж создавали маститые режиссеры и сценаристы. Так, у деда дочка стала внучкой, и вместе они долгое время славили на детских ёлках лучшего друга советских детей, ходивших на праздник в будёновках и подобных революционных костюмах. Затем морозная семейка славила царицу - кукурузу. Когда сценаристов детских праздников Льва Кассиля и Сергея Михалкова сменили создатели Чебурашки и «Ну погоди», праздники стали сказочными и вовсе не политизированными. Но это не изменило их сути.


Воспитательница Марья Петровна с накладной бородой на утреннике в саду – это предтеча Кончиты Вурст…

Наверное, нужно здесь сказать, что Постышев – автор подмены празднования Рождества на празднование нового года – впоследствии был лишен всех наград и расстрелян, а старый большевик Ярославский почил мирно и оставил потомство, часть из которого достигло заметных карьерных успехов. Ну и еще штрих: прах покойного Минея Израилевича Губельмана покоится в кремлёвской стене на Красной площади. Вот ведь какую честь русский народ до сих пор оказывает безбожникам!

Авторитетный ответ журнала “Церковь”

ВОПРОС: Во время святок устраивают елки и вокруг них веселятся. Не погрешительно ли это? Говорят, что делается это в честь родившегося Христа и потому не погрешительно.

ОТВЕТ: Такое устройство елки должно отнести к области обычных народных увеселений, а не к прославлению Господа нашего Исуса Христа. Разве Спаситель нуждается в том, чтобы мы занимались пустячными делами, украшали деревья и веселились вокруг них? Разве Он явился миру для того, чтобы мы предавались таким пустячным забавам?

Такое елочное веселие отнюдь не должно относиться к чему-либо богоугодному, а просто должно усматривать в нем пережиток языческих празднеств, которые язычники устраивали в честь своих ложных богов. Подобное подражание язычникам, нам, християнам, решительно воспрещается святоотеческими учениями (см. 62 и 65 правила VI Вселенского собора).

Насколько греховно такое устройство елки с увеселениями, следует судить по самому характеру такого увеселения. Чем больше оно принимает облик, не соответствующий християнской жизни, тем оно греховнее. Но объяснение такого веселия, что оно является прославлением Христа, является сугубой греховностью, ибо это уже кощунство над Христом Спасителем и Его Божественным Промыслом, проявленным Им в рождении и спасении людей.
(журнал «Церковь», 1912 год, № 38; «Ответы редакции»).

Верую во единого деда мороза

Итак, советской властью была создана детская религия – вера в «Деда Мороза». Был создан культ, у которого появилось множество служителей. От дедов морозов «по вызову» до целого города - родины деда мороза.


В числе служителей этого культа, причём в первых рядах, оказались сердобольные чадолюбивые родители. Как же не умилиться искреннему детскому счастью и восторгу, когда переодетый нарумяненный человек с накладной бородой за плату вручает чаду предварительно купленный родителями, тайком переданный в коридоре пакет с подарком…

А как готовятся к этому событию: «Будешь плохо себя вести, скажу деду морозу, чтобы не приносил тебе подарок!»…

Мороз – не Никола. Это Coca-Cola!

Тут нам знатоки конечно же напомнят о Санта Клаусе. Вы что, скажут нам, не знаете? Это же Святой Николай! Просто это по-нерусски звучит как «Санта Клаус». И дед мороз – это он же, Никола!

Родословную нашего деда мы уже рассмотрели. Ясно, что это – точно не он. О возникновении друга американских детей мы скажем чуть позже. А сейчас скажем, что святой Никола не живет ни в Лапландии, ни на Северном Полюсе. Не может себе никто представить такой образ святого: с пузом и в очках-велосипедах… Разве что Емелька-безбожник: крикливый старик, погоняющий оленей.

Сторонников версии, что Санта Клаус - это Никола Чудотворец, и обозреть образ Николы Мирликийского Чудотворца.

Наверное, найдутся и упрямые любители «хоть каких» традиций, кто скажет, что главное не это, а «чтобы в детских сердцах продолжал жить образ доброго святого. Пусть он оброс легендами, лишь бы детям на радость…»

Ладно. Забудем на минутку, что обманывать, в том числе и себя, – не хорошо, и обратимся к образу, который так продолжает жить. Откуда же он взялся?

Вы, вероятно, уже знаете, что компания, производящая напиток с названием «Кока-Кола», активно использует в своей рекламе образ Санта Клауса. И имеет на это полное право. Она и создала этот образ. Как раз в рекламных целях. Причём имеет право точно такое же, как и на слово «кока » в своем названии. Кстати, догадайтесь сами, почему второй типаж Деда мороза весь в сине-голубых тонах:))

Не сочтите рождественской колядкой, ведь в составе напитка, запатентовавшего красно-белого деда в чёрных сапогах сто лет назад, содержался кокаин . Да, кокаин и спирт. После введения в Америке сухого закона спиртное пришлось из состава убрать, но кокаин там оставался: хорошо помогал солдатам отвлекаться от ран, полученных в гражданскую войну. Поэтому Кока-Кола и стала национальным напитком свободной страны, эксплуатировавшей негров.

В начале ХХ века от кокаина тоже пришлось отказаться, и он остался только в названии. Короче говоря, когда состав был уже не такой притягательный, компании понадобилась реклама. Так и появился почти святой Клаус. Не верите – послушайте сами: любимый напиток еще и нацистов финансировал, причём последние искренне считали его национальным напитком третьего рейха: с маркетингом у них всё в порядке было…

Йоулупукки: за козла ответишь

Зимние деды есть во многих странах. Всегда отчего-то вызывает улыбку финский Йоулупукки - рождественский козел. Он так и ходил по домам: в тулупе мехом наружу и с козлиными рогами на голове. Дети его боялись и не любили, потому что он наказывал непослушных и уносил с собой праздник. Сейчас он почти такой же, как и «святой» Кока-Клаус.

Можно и еще поискать, наверняка подобные деды есть у каждого народа. Но только американским детям на деньги от продаж растворенного в напитках кокаина, придумали почти святого Клауса. А советским детям «вернули» неизвестного доброго волшебника Деда Мороза, выполняющего любые детские капризы, которые только в состоянии оплатить их родители…

Вера без дел мертва

Подумать только, как любители духовного ширпотреба задрапировали лукавую сущность мифического персонажа! На пустом месте создали и культивируют образы, облекая их в надуманный смысл:

«Вера в Деда Мороза развивает искренность, фантазию, правильное восприятие мира. Подготовка к празднику, ожидание волшебства, новогоднее настроение создают в семье приятную и радостную атмосферу. В свою очередь, это благоприятно сказывается на иммунитете и здоровье ребенка. Рассказывайте своим детям про Деда Мороза и сами храните веру в чудеса!» – пишут на сайте, посвященном празднованию нового года.

Иными словами, такая «вера» учит врать и быть толерантными к лжи. Думаю, что сравнивать Рождество с назначенным вместо него гулянием по поводу смены календарной даты будет лишним. Настоящим Божьим промыслом можно, пожалуй, считать лишь то, что 1-го января по новому стилю Церковь празднует память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавления от винного запойства. У старообрядцев стало доброй традицией .


Цитато о том, как следует изображаить св.Внифантия на иконе: (В. Д. Фартусов Руководство к писанию икон. М., 2002 (переизд.))

Пусть это выглядит немного надуманно, так как по уставу ночное бдение в этот день не требуется, зато ощущения от такой молитвы в часы массового народного безумства трудно передать словами…

Тем, кто не знаком с Евангельским событием Рожества Христова и его значением для последователей Христа, предлагаем вкратце познакомиться сними .

А тем, кто знаком и празднует «Новый год» по привычке, приводим строки из романа Федора Достоевского «Бесы»:

В одном сатирическом английском романе прошлого столетия некто Гулливер, возвратясь из страны лилипутов, где люди были всего в какие-нибудь два вершка росту, до того приучился считать себя между ними великаном, что, и ходя по улицам Лондона, невольно кричал прохожим экипажам, чтоб они пред ним сворачивали и остерегались, чтобы он как-нибудь их не раздавил, воображая, что он все еще великан, а они маленькие. За это смеялись над ним и бранили его, а грубые кучера даже стегали великана кнутьями; но справедливо ли? Чего не может сделать привычка?

Вот чего не может сделать привычка? Биты же будем кнутьями хотя бы и совести. Знаем же, что не так много пройдет времени, и доверчивое детское сердце станет недоверчивым. Узнав про обман с дедом морозом, оно перестанет верить и в настоящие чудеса… За шелухой иностранных наркоморозов в обществе обесценилась история как таковая. Уже и Библия многим кажется какой-то мифической, будто бы не существовало две тысячи лет назад Христа и апостолов, проповедовавших и учивших нам свету Его откровения…

Возвращайтесь уже из страны лилипутов! Никто уже не принуждает вас заменять истинные праздники псевдотрадиционными гуляниями. Никто не принуждает считать истинную веру верой в вымыслы, а веру в вымыслы – истинной верой! Зачем же продолжать дело воинствующих безбожников, чурающихся не только Бога, но и собственного имени?

Вот как мудро Ф.Е. Мельников в трудные для страны времена:

Все теперешние бедствия нашей родины мало вдумчивые обвинители сваливают на одних только большевиков и даже на одних их вождей: Ленина, Бронштейна, Каменева и проч., точно эти господа - великие чудотворцы, которым стоило только сказать магические слова о земном рае, как вся Россия полетела в пропасть.

Выходит что мы, празднующие и умиляющиеся, обманывающие детей и заменяющие настоящее вымышленным, являемся иллюстрациями к этим строкам. Никто, только мы сами причина наших бедствий.

Итак, стоит ли умалчивать о чуде рождения Христа и заменять это на чудо доставания из мешка праздничного продуктового набора и игрушки ряженым служителем культа? Не лучше ли привести малыша к Богу, а не обрекать его на долгие разочарования в «дедах морозах»? Ведь человек все равно будет искать Истину и Путь. А мы в самом начале пути разворачиваем и направляем его в другую сторону.

Канонический вопрос

Приводим мнения Святых отцев по теме участия в светстких празднествах и увеселениях.

Правило 24-е: “Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И Если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен”. http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r24.htm

Правило 51-е: “Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго”.

Зонара: “Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ея настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев…Запрещает также и пляски на сцене. А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает, как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене, исполняют ли их мужчины, неприлично вертясь и бесчинствуя во время пляски, или женщины, вызывая зрителей к невоздержанию. А не соблюдающих этого правила, но предающихся тому, что сим правилом запрещено, если они клирики, подвергает извержению, а если миряне – отлучению”.

Аристен: “Не быть смехотворцем, и не допускать театров и звериных представлений; ибо мирянин за это отлучается, а клирик извергается.
И от мирян, как христиан, требуется, чтобы они проводили жизнь честно. Поэтому правило тех из них, которые предаются предосудительной игре, или исполняют на сцене пляски, или делаются смехотворцами, или собирают людей на зрелище, или занимаются травлей зверей собаками, – отлучает; а клириков, если они сделают что-нибудь правилом запрещенное, извергает”.


Вальсамон: “В 24-м правиле настоящего собора мы писали не мало о конских ристалищах, травле зверей собаками и прочих зрелищах, равно как и о смехотворцах и пляске на сцене. И прочти это. Но спросит кто-нибудь: почему то правило определяет, что лица посвященные и монахи, присутствующие на конских ристалищах, или на позорных играх должны или перестать, или быть извержены; а настоящее правило говорит безразлично, что все предавшиеся этому, клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Решение. Одно сноснее, именно то, когда кто-нибудь иногда бывает на конских ристалищах, или уличен в посещении позорищных (театральных) игр; другое не извинительно, именно предаться этому и иметь это своим постоянным делом. Поэтому однажды сделавшие проступок и сознавшиеся в этом, приглашаются перестать, если не хотят быть извержены. А пребывающие в этом зле клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Знай, что хотя мы написали в том правиле, что некоторые говорят о том, что совершаемые в настоящее время конские ристалища не запрещаются, но пляски на сцене и зрелища смехотворцев на сцене всеми без различия признаются заслуживающими наказания, на основании обоих правил…”

Славянская кормчая: “Ни шпильманом быти, ни позорищ глядати, ни лова деяти, отлучаютбося: причетницы же се творящи, измещутся”.

Толкование обою правилу: “И мирстии человецы христиане суще, чисто житие имети истязаемы суть: того ради правило се, аще кто от них играет, или плясания творит, или шпильманит, рекше, глумы деет, и на видение человеки собирает, или ловитвам прилежит, таковые отлучает. Причетницы же аще что отреченных сих сотворят, да извергнутся”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r51.htm

Правило 62-е: “Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, Если суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, Если же миряне, отлучать от общения церковнаго”.

Зонара: “Календы суть первые дни каждого месяца, в которые у еллинов обыкновенно совершались некоторые обряды. А Воты и Врумалии были еллинские праздники. Ибо Врумий было прозвание Диониса. Все это и другое подобное отцы запрещают верным. Запрещают также и всенародные женские плясания, как возбуждающие зрителей к невоздержанию, и все что у еллинов делалось во имя лжеименных богов их мужчинами и женщинами. Повелевают, чтобы мужчины не употребляли женских одежд, или женщины мужских, как делали на праздниках Диониса; не надевали личин комических, трагических, или сатирических…”

Славянская кормчая: “Еллинских обычаев удалятися, личин на ся не налагати, и плясания не творити”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r62.htm

Крафагенский собор:

Правило 18-е: “Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления”.

Правило 55-е: “Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения”.
Как видим, в этом правиле как актёры (позорищные), так и зрители (глумящиеся на зрелищах) приравниваются к отступникам от веры.

Правило 72-е: “Подобает просить также и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем более что в продолжение восьми дней святой Пасхи народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно переменить определенные для игр дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждать к сим зрелищам”.

Правило 74-е: “Подобает просить еще и о сем: если кто восхочет от некоего игралищного упражнения приступить к благодати христианства и пребывать свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склонять или принуждать такого вновь к тем же занятиям”.

“Речь идет об актерах, которые еще не были христианами, но выразили желание креститься. От них требуется отказ от своей профессии, и гражданскую власть просят ограждать их от всякого принуждения, ибо в то время записавшийся в число актеров обязан был продолжать свою деятельность на сцене под угрозой наказания. Отцы Собора просят Императоров освободить их от такой ответственности”. (Подборка правил предоставлена Георгием Маулем).

Материал статьи подготовлен Игорем Степовым для сайта сайт

Материал по теме:


Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

«Наша среда online» — Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего - а не рождественского - праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.

История возникновения

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей - блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья - традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.

Формирование образа

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь: «… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. … В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.»

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) - единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) - 31 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф.

Дед Мороз и православие

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз - это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза - это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.»

Дед Мороз в России

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия - Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». В 2004 г. Мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго - Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 г. Распоряжением Правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18-го ноября - дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тыс. писем.

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.

Инга Маяковская


Время на чтение: 13 минут

А А

Мы привыкли к имени и образу нашего главного новогоднего Волшебника – Деда Мороза, с окладистой бородой, в длинной красивой шубе. Но любопытно, что такой персонаж в старой Руси был отрицательным – им пугали детей.

С развитием советского кинематографа Деда Мороза снабдили положительными качествами и доброй душой, благодаря которым, он на каждый Новый год, вместе со своей внучкой, Снегурочкой , привозит на тройке лошадей детям подарки и посещает детские праздники, поздравляя с Новым годом.

Известно, что дети Австралии, Америки и некоторых стран Европы на новогодних торжествах ожидают подарков от Санта Клауса – самого известного брата нашего Деда Мороза, который наряжается в красный костюм с белой отделкой и ездит на оленьей упряжке по небу, разнося подарки. Какие же ещё зимние братья-волшебники есть у этих двух?

Знакомьтесь, брат Деда Мороза из Татарстана — Кыш Бабай

Добрый дед Кыш Бабай , с которым всегда приходит его снежная внучка — Кар Кызы, поздравляет детишек с Новым годом в Татарстане. Костюм у этого зимнего волшебника – синий. У Кыш Бабая – белая бородка, хитрые глаза и очень добрая улыбка.

Новогодние действа с участием Кыш Бабая в Татарстане сопровождаются присутствием персонажей из татарских народных сказок — Шурале, Батыр, Шайтан. Кыш Бабай так же, как и наш Дед Мороз, дарит детям подарки – их у него всегда полный мешок.

Юль Томтен – маленький брат Деда Мороза в Швеции

Этот зимний волшебник – очень маленького роста, и его имя в переводе звучит, как «Рождественский гном». Этот персонаж обосновался в зимнем лесу, и имеет верного помощника — снеговика Дасти.

К Юль Томтену можно сходить в гости в зимний лес – если, конечно, не боитесь темного леса, на дорожках которых бегают маленькие эльфы.

Брат Деда Мороза в Италии — Баббе Натале

Итальянский зимний волшебник приходит в каждый дом. Двери ему не нужны – он пользуется печной трубой, чтобы спуститься с крыши в помещение. Для того, чтобы Баббе Натале смог немного поесть с дороги, у камина или печи дети всегда оставляют чашку с молоком.

Подарки детям Италии дарит добрая фея Ла Бефана, а озорники получают уголек от сказочной злой волшебницы Бефаны.

Увлин Увгун – брат Деда Мороза из Монголии

На Новый год в Монголии празднуют ещё и праздник пастухов. Увлин Увгун ходит с кнутом, как самый главный пастух в стране, а на поясе в сумке носит главные предметы для пастухов – трут и огниво.

Помощница Увлин Увгун – его внучка, «снежная девочка», Зазан Охин.

Брат Деда Мороза — Синтерклаас из Голландии

Этот зимний волшебник – любитель мореплавания, ведь он каждый год под Новый год и Рождество приплывает в Голландию на красивом корабле.

Его сопровождают много чернокожих слуг, которые помогают в путешествиях, а также в приготовлениях к праздничным Новогодним торжествам.

Йоулупукки в Финляндии – брат нашего Деда Мороза, живущий в горах

Имя этого зимнего волшебника переводится, как «Рождественский дед». Дом Йоулупукки стоит на высокой горе, в нем живет также его жена – добрая Муори. Помогают по хозяйству Йоулупукки семейство трудолюбивых гномов.

Сам Йоулупукки носит куртку, сшитую из козлиной шкуры, широкий пояс из кожи, а также красный колпак.

Якутский Эхээ Дьыл — северный брат Деда Мороза

Эхээ Дьыл имеет прекрасного и сильного помощника – огромного быка. Каждую осень этот бык выходит из океана и старается отрастить большие рога. Чем длиннее вырастет рог у этого быка – тем крепче будет мороз в Якутии.

Одзи-сан – японский брат Деда Мороза

Одзи-сан ходит в красном тулупе и внешне очень напоминает Санта Клауса. Этот зимний волшебник привозит детям подарки на корабле по морю.

Святой Николай из Бельгии – самый старший зимний брат Деда Мороза

Святой Николай считается самым первым, старшим Дедом Морозом. Он облачен в белоснежную епископскую мантию и митру, ездит этот волшебник на коне. Святой Николай поздравляет детишек в Бельгии и дарит подарки, его повсюду сопровождает мавр Черный Питер, в руках у которого – розги для озорников, а за спиной – мешок с подарками для послушных детей.

Каждая семья, которая приютит Святого Николая у себя, получит от него в дар золотое яблоко.

Корбобо – узбекский брат Деда Мороза

Добрый дедушка Корбобо, который приносит детишкам подарки под Новый год, всегда путешествует в сопровождении своей внучки Коргыз. Он ездит на ослике, и поэтому может приехать даже в самые дальние кишлаки.

Пер Ноэль – брат Деда Мороза из Франции

Этот зимний волшебник из Франции – экстремал. Он бродит по крышам домов и проникает в дома по дымоходам каминов и печей, чтобы положить для детей подарки в башмаки.

Ямал Ири – брат Деда Мороза с Ямала

У этого зимнего волшебника есть постоянная прописка на Ямале, в городе Салехарде. Хотя Ямал Ири вышел из древних легенд коренных Северных народов, сегодня он живет вполне современной жизнью, пользуется интернетом и телефоном.

Стуча в свой волшебный бубен, Ямал Ири отгоняет злые силы. Если прикоснуться к волшебному посоху Ямал Ири, то все загаданные желания исполнятся. Одежда Ямал Ири – это традиционное одеяние северных народов: малица, кисы и украшения из костей мамонта.

Паккайне – карельский брат Деда Мороза

Это – младший брат Деда Мороза, ведь Паккайне молод и не исмеет бороды. У него есть постоянное место проживания недалеко от Петрозаводска, в чуме.

Паккайне Имеет темные волосы, он облачается в белые одежды, светлый тулуп, красную накидку и синие рукавицы. Паккайне дарит детишкам Карелии подарки, сладости и журит за непослушание самых озорных.

Брат Деда Мороза в Удмуртии — Тол Бабай

Удмуртский великан Тол Бабай, самый младший в семье великанов, в совершенстве владеет языками животных и птиц, он долгие десятки лет изучал пользу растений и стал главным охранником природы этого красивого края.

К людям Тол Бабай приходит не только в Новый год, он встречается с ними всегда, 365 дней в году, даря подарки и рассказывая о природе Карелии. Подарки для детей и взрослых Тол Бабай носит в берестяном коробе за спиной.

Соок Ирей из Тувы – ещё один северный брат Деда Мороза

Этот зимний волшебник ходит в богато украшенном, очень красивом национальном костюме сказочных героев Тувы. Этот тувинский зимний волшебник имеет собственную резиденцию – в скором будущем к ней будет построен культурно-развлекательный центр.

Сопровождает Соок Ирей матушка-зима по имени Тугэни Энекэн. Главный Дед Мороз Тувы дарит детям подарки. Раздает сладости, он умеет также сдерживать морозы и дарить людям хорошую погоду.

Якутский брат Деда Мороза – мощный Чысхаан

Зимний волшебник из Якутии имеет своеобразный костюм – он носит шапку с рогами быка, а одежда просто потрясает роскошностью украшения. Образ Чысхаана – якутского Быка Зимы — соединил в себе два прообраза – быка и мамонта, символизируя силу, мудрость и мощь.

По легенде якутского народа, осенью Чысхаан выходит из океана на сушу, принося с собой холод и морозы. Весной же у Чысхаана отваливаются рога – морозы слабеют, затем отпадает голова – наступает весна, а тело льды уносят в океан, где он чудесным образом восстанавливается до следующей осени.

Якутский Чысхаан имеет свою собственную резиденцию в Оймяконе, куда к нему могут приехать гости и получить в подарок себе холода и мороз.