Ассортименте а также в элегантности. Элегантность. Аристократичная простота. О манерах и дополнениях к костюму

Что такое элегантность? Элегантность - это одна из форм проявления ума. Д. Армаш, великий кутюрье современности

Это завораживающее понятие всегда связано с представлениями о шарме, очаровании человека. Мне же кажется, что именно умение быть элегантным и наличие собственного неповторимого стиля неразрывно связаны (если не являются синонимами). Как бы смело ни звучало это утверждение, попробуем определить истоки элегантности, возможные направления в создании собственного стиля с точки зрения хорошего вкуса.

По мнению знаменитого кутюрье нашего времени Джорджио Армани, существует определенная связь между элегантностью и интеллектом человека. Этот постулат довольно сложно доказать, но, опираясь на многие авторитетные мнения и мои личные эмпирические наблюдения, хочется думать, что это так.

Приведу слова уже упоминаемого Оноре де Бальзака, известного ценителя женской красоты и очарования. Однажды он заметил: «Если женщина к тридцати годам не стала красавицей, то она полная дура!» При всей резкости этих слов не могу с ними не согласиться. Если человек, мужчина или женщина, относится с уважением к себе и своей внешности, знает обо всех своих достоинствах и недостатках, при выборе костюма учитывает эти особенности, а также соблюдает логичность в оформлении собственной внешности в целом, то, скорее всего, он весьма неглупый человек. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - это уже наш непререкаемый авторитет А. С. Пушкин. Но как часто встречаются люди, которые желают слыть интеллектуалами, абсолютно далекими от бренных «мелочей». Позвольте вам не поверить, господа и милые дамы. Когда вы не носите рубище подобно Диогену или подкрашиваете ресницы, вы стремитесь украшать себя. И если у вас не слишком хорошо получается «сл-мовыражаться» через внешний облик, не ищите себе оправданий, учитесь - это вы умеет? делать хорошо! Ведь корень слова «самосовершенствование» - совершенство.

Впервые об элегантности как о необходимом элементе в искусстве одеваться заговорила легендарная Коко Шанель. Ее определение звучит так: «Элегантность - это не синоним красивого, это хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое то, можно свободно и естественно двигаться». Действительно, каноны красоты изменчивы, но если вам присуще быть элегантным, то эта способность с вами уже навсегда. Шанель особо отмечает, что одежда должна вам подходить, быть уместной, комфортной для вас, а также соответствовать вашей пластике движения. Надеюсь, что в этом вопросе мы уже стали единомышленниками.

Наиболее полным и интересным определением элегантности мне представляется мнение Макса Люшера, психолога и психиатра. Он исследовал моменты выбора человеком «вещей», которые будут окружать его в жизни,- одежды, украшений, дома, машины, домашних животных и т. д.,- анализировал, почему разные люди отдают предпочтения тем или иным предметам материального мира. Именно Люшер ввел определение уровня притязаний человека. И вот как обозначает элегантность Макс Люшер:

Во-первых, каждый отдельный элемент одежды должен быть сознательно отобран по цвету, форме, рисунку и должен быть согласован с другими элементами одежды .

Вторая и для многих недостижимая способность... добавить нечто особенное, порожденное радостью риска и тщательно отобранное . Своего рода „трюк"... индивидуальную „изюминку", этакий сформированный собственной личностью оригинал... Эта особенность проистекает из способности радоваться прекрасному... и создавать собственную гармонию».

Возможно, благодаря тонкому выводу замечательного ученого вы совершенно точно определили для себя, что есть элегантность и индивидуальный стиль.

Что можно считать каждым отдельным элементом? Это не только сама одежда или аксессуары, это и форма воротников и пуговиц, каблуков и пряжек на обуви, замочков на сумках и портфелях. И выбор этот осознанный, а не методом ♦тыка». Каждый элемент одежды, обуви, аксессуаров тщательно отобран по цвету, форме и рисунку исключительно из принципиальных позиций. Диктуется данный принцип неповторимыми особенностями внешности - габаритами фигуры, типом сложения, манерой двигаться, овалом лица, размером запястья и щиколотки - именно вашей фактурой. Эту необычайную избирательность некоторых людей можно определить как интуитивный хороший вкус, сами же они просто чувствуют «свою вещь».

При этом важно, чтобы все выбранное вами согласовывалось между собой. Часто к хорошо составленному костюму применяют выражение ансамбль, что означает соподчиненность деталей целому. Детали - это одежда, ее отделка, аксессуары и обувь. А целое - это вы, такой, каким вы чувствуете и представляете себя. Словом, соподчиненность отдельных элементов между собой - лишь полдела, главное - точно выбирать их для себя. Именно столь тщательный выбор и создает «правильную» элегантность. Это та основа, в которой действуют правила логики.

Вторая способность, о которой потрясающе тонко говорит Люшер,- иррациональна - это умение играть на грани фола , что-то нарушая в правилах, заявленных выше.

Большинство искусствоведов склоняются к мнению, что истинным произведением искусства можно считать «предмет», в котором существует согласие между формой и содержанием.

Но есть и другие мнения - что как раз наличие некоего, трудно уловимого противоречия в произведениях любой формы позволяет им оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие на нас, и именно в этот момент любые творения становятся произведениями Искусства.

Балансировать на противоречиях, испытывая чувство чистой радости, создавать нечто, не существовавшее ранее,- собственную гармонию. Искусство создания собственного неповторимого стиля развивается по схожему принципу - игры противоречий, тонкого нарушения привычных канонов гармонии. Но всегда ли, и у всех нас получается особое нечто, когда мы соединяем различные стилевые направления? Смешанный стиль - он же диффузный, что переводится как взаимопроникающий, соединяющий различные направления. Но не нужно путать его с набором случайной одежды, надеюсь, что мы с вами, дорогой читатель, уже договорились о первой, «правильной»,ступени элегантности.

Основные правила создания элегантного стиля

  • Во-первых, чтобы выглядеть элегантно, нельзя нарушать общую основную линию всего костюма и аксессуаров к нему .

    Так, с длинным строгим пальто не носят мягкие по силуэту брюки, например слаксы и джинсы. С элегантным костюмом не смотрятся мешковатые сумки-торбы или сапоги-«луноходы».

    Именно по этой же причине воспринимаются как дурной тон джинсы и кроссовки с классическим пиджаком.

    Еще один пример, встречаемый довольно часто,- когда с толстым и рыхлым трикотажем, который создает явно округлый силуэт, женщины носят обувь и сумки жестких прямолинейных конструкций. И даже если в моде именно такие сумки и обувь, значит, они предлагаются к строгим классическим костюмам, а смешение стилей и основных линий в этом случае не рождает элегантного образа

    .

    Босоножки - это босые ножки в буквальном смысле, поэтому такая обувь строго сезонная, летняя, и даже в качестве нарядной в глубоко вечернее время босоножки обувают на босу ногу, поэтому сезонность лучше соблюдать. Повседневные босоножки и панталеты ближе по стилю к спортивной одежде, к «бермудам» и шортикам, но с яркой цветной вышивкой и на каблуке - это уже чистый романтический стиль, и его время - вечернее.

  • Во-вторых, чтобы выглядеть элегантно необходимо соблюдение равновесия и гармонии между всеми отдельными деталями внешнего вида . Даже если вы выбираете их из чувства противоречия, сохраняйте «продвинутый» здравый смысл, способность к критическому мышлению и умение видеть себя со стороны. Придерживайтесь равновесия между собственной фактурой - фигурой и манерой двигаться, чертами лица - и абсолютно всеми деталями костюма и аксессуаров, выбирая лишь те, которые несут необходимую смысловую нагрузку. То есть не перегружают, не «засоряют» информационное поле вашего неповторимого образа.
  • И третье, последнее условие - физиологическое и психологическое соответствие вам , любимому, где обязательным является - умение носить! Чтобы в одежде любых стилей и фасонов вы могли легко и Подобные казусы, связанные с неумением носить костюмы, свойственны и мужчинами. Часто обращают на себя внимание джентльмены в новой одежде именно потому, что как-то по-особому осторожно двигаются, старательно усаживаются, одергивают и оглаживают ежеминутно свою одежду, оглядываются в зеркала и витрины. Такая суета у них постепенно проходит по мере привыкания, это период прохождения стадий от «чужого» костюма к «своему». Встречаются и более яркие случаи, когда человек, скажем, сельского колорита надевает экстравагантный щегольской костюм, сохраняя пластику в движении, соответствующую свободной и непритязательной одежде. Надеюсь, ваше образное видение нарисовало достаточно наглядные картинки, и вы улыбнулись.

    Стремление сохранять и пестовать свой собственный стиль, даже если вы предпочитаете повседневные, спортивного плана костюмы, уже будет вести вас к элегантности. То есть можно быть человеком с шармом в любой одежде. Для наших предков самые обычные жизненные предметы и явления - еда и вода, любовь и рождение, одежда и украшения - одновременно являлись и обыденными, и священными. Бытовая магия и ритуалы всегда были связаны с одеждой, и особенно с украшениями. Мы же утратили способность видеть чудесное в обыденном, в окружающих нас предметах. Очень хочется верить, что на новом витке развития человечества мы сможем вернуться к священнодействию при выборе своей одежды, аксессуаров и других необходимых предметов, окружающих и украшающих нашу жизнь. И пока нет другого определения, возможно, мы можем называть подобное священнодействие элегантностью.

    по материллам Белоусовой Хороший вкус у вас в кармане

Элегантность как качество личности – способность оставаться в поведении и одеянии верным своей природе, точно выбирать вещи «под себя», простые и удобные, надев которые можно свободно, изящно двигаться, демонстрируя сдержанную гармонию, благородную простоту, спокойствие, расслабленность, строгость и плавность.

Впервые об элегантности как качестве человека, состоящем, в частности, в проявленной способности искусно одеваться, заговорила легендарная Коко Шанель: «Элегантность - это не синоним красивого, это хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место, можно свободно и естественно двигаться». Из ее слов становится понятным, что элегантность может проявляться вне и помимо капризной моды. Если человеку присуща элегантность, это качество личности остаётся с ним на всю жизнь. Этот человек уже не раб моды, слепо следующий за каждым её «писком». Элегантный человек всегда выберет то, что ему подходит, что для него уместно и комфортно, что соответствует пластике его движений, и не будет своим видом шокировать или сильно удивлять окружающих.

Интересную трактовку элегантности предложил психолог и психиатр Макс Люшер: «Это категорически не „изящный», „рафинированный» и „утонченный» аллюр. Эстетическая элегантность требует гораздо большего. Во-первых, каждый отдельный элемент одежды должен быть сознательно отобран по цвету, форме, рисунку и должен быть согласован с другими элементами одежды. Вторая и для многих недостижимая способность… добавить нечто особенное, порожденное радостью риска и тщательно отобранное. Своего рода „трюк»… индивидуальную „изюминку», этакий сформированный собственной личностью оригинал… Эта особенность проистекает из способности радоваться прекрасному… и создавать собственную гармонию».

Известный кутюрье Д. Армаш сказал: «Элегантность - это одна из форм проявления ума». Точное попадание в цель. Элегантность – это искусство, рождающее умных мастеров. Несомненно, между элегантностью и умом, интеллектом существует определенная связь. Человек с проявленной элегантностью – прежде всего, личность, задумывающаяся о гармоничности, очаровании, стильности и красоте. Развитый ум – это хороший вкус. Ум управляет пятью чувствами человека – зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Человеческие чувства по своей природе ненасытны и трудно управляемы. Они то и дело привязываются к какому-либо заинтересовавшему их объекту и кричат уму: «Купи! Мы хоти это носить. И это купи. Мы хотим это надеть». Неугомонные, вожделенные чувства заставляют ум не советоваться с разумом и принуждают скупать все, что попало в их поле зрения, слуха или тактильных ощущений. Накупив кучу барахла, подавленный чувствами ум говорит: «Носите, раз купили». О каком вкусе тут можно говорить, когда надо одеть вещи, выбранные в спешке, под влиянием жадности, капризности и упрямства?

Великий французский писатель — известный ценитель женской красоты Оноре де Бальзак справедливо заметил: «Если женщина к тридцати годам не стала красавицей, то она полная дура!» Трудно не согласиться с автором монументального творения — «Человеческой комедии», состоящего из 98 романов и новелл и являющегося грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Когда человек уважителен к мнению окружающих, внимателен к своему облику, осознает все свои достоинства и недостатки, хорошо знает плюсы и минусы своей внешности, проявляет чувство меры, логичность, последовательность и хороший вкус, то есть все основания считать его весьма развитым в умственном отношении человеком. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - писал А. С. Пушкин. Элегантность по вкусу и мужчинам и женщинам. Мужской ум видит прямую связь между женской элегантностью и умом ее обладательницы. Элегантная женщина сразу представляется мужчинам умной, интеллектуальной и самодостаточной.

Специалисты Дома мод «Кристиан Диор» – обители наивысшей элегантности, говорят: «Мода возвращается к классике, но не к строгому классицизму. Крайности последних двадцати-тридцати лет обогатили ее, придали ей теплоту, которой не хватало традиционному стилю. Но элегантность – это нечто большее, чем одежда в нашем гардеробе, это умение остаться верным своему образу, своим идеям, своему характеру. Быть тем, кто ты есть, независимо от всего, даже от классического стиля». Точные, замечательные слова.

Элегантность всегда заботится об удобстве. Слишком неудобная обувь, чересчур затянутая талия, глубокий вырез до пупка – в этом нет и капли элегантности. Элегантность предполагает изящность движений, свободу, естественность, непринужденность и благородную простоту. Но откуда всему этому взяться, если женщина всё время думает о рукавах, сползающих с плеч, узкой юбке, в которой она семенит, как японская гейша под лакированным зонтиком?

Французский писатель и поэт Жан Кокто однажды сказал: «Элегантность - это искусство не вызывать удивления». Грейс Келли - олицетворение элегантности - не допускала, чтобы ее затмевала одежда. Она была в высшей степени элегантна, однако удивления не вызывала. Софии Лорен метко заметила: «Язык элегантности тих, ему ближе гармония, а не сенсация».

Первое условие проявления элегантности – простота и скромность одеяния. По этому поводу Коко Шанель сказала: «Скромность — оборотная сторона элегантности! Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы…» Модельеры трактуют это правило как «минимализм» — Ne quid nimis! (Ничего лишнего!). Элегантность – это отсутствие обилия цветов, бантов, сборок, разрезов, хлястиков. Когда смотришь по телевидению церемонию вручения премий на кинофестивалях, хорошие концерты, сразу обращаешь внимание на элегантных женщин. Их наряды минималистичны, в них всегда присутствует только одна броская деталь, например, колье, брошь или браслет. Никаких излишеств и при этом всё «очаровывает душу».

Простота элегантности направлена не на дешевый внешний эффект, а на внутренний мир личности. Она адресована внутрь. Умные мужчины, отмечая достоинства фигуры и наряда, тем не менее, получают возможность рассмотреть лицо, глаза, словом, личность женщины, а не только ее выпуклости. Джорджио Армани сказал: «Быть элегантной не значит бросаться в глаза, это значит - врезаться в память».

Второе условие элегантности сформулировала Габриэль Шанель: «Истинная элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность движения».

Третье условие элегантности описал Оноре де Бальзак: «Множество красок всегда указывает на плохой вкус… Только животное внешним прикрытием защищается, глупец с помощью одежды - разряжается, и только элегантный человек - одевается». Но ведь и наши дамы любят «разряжаться»! «Шикарно», «как ни у кого»! Ему вторит Георг Лихтенберг: «Пестрые птицы поют хуже других. То же относится и к людям. В вычурном стиле не следует искать глубокую мысль».

Высшую точку элегантности модельеры называют шиком. Шик – это когда все детали наряда гармонируют между собой, когда к созданному образу нечего добавить, как не старайся, когда человек ощущает уверенность, радостность и благодать. Словом, полная гармония проявленной элегантности – это и есть шик.

Элегантность – это не только умение стильно, искусно одеваться, но и поведение, манеры, отражение внутреннего мира личности. Невозможно представить элегантность без деликатности и тактичности, вежливости и воспитанности, без красивого поворота головы и правильной жестикуляции, без простоты и изящества, артистичности, изысканности и утончённости, без искусства выбирать вещи под свою природу, свой характер.

Петр Ковалев 2013 год


Элегантно
- это не просто синоним красивого. Элегантно- значит, красиво, но с чувством меры и в соответствии с фигурой, с учетом места и времени, сообразуясь с возрастом. Зерно элегантности - индивидуальность, ибо одежда должна быть слита в нерасторжимом единстве с человеком, его манерами, осанкой, походкой, жестами, позами. Элегантности достигнуть нелегко, но труд, наблюдательность, определенные усилия непременно дадут результат.
В нашей сегодняшней жизни есть одна разновидность одежды, позволяющая добиться элегантности наиболее простыми средствами. Речь идет о костюме- женском и мужском.
Женский костюм, жакет на подкладке и юбка (иногда брюки).- универсальная одежда делового, повседневного характера, легко трансформируемая в официально-праздничную. Его носят и в помещении. и в теплое время на улице. Наиболее удобный вариант - из гладкой, однотонной ткани. Но возможны и твиды с мелкими переплетениями разноцветных ниток. А вот клетчатая ткань делает костюм более буднично-спортивным (если, конечно, не иметь в виду классические варианты костюмов «Шанель»- это особый стиль, о нем особый разговор). Однотонный костюм допускает большее число вариантов сочетания с дополнениями и. следовательно, большую индивидуализацию.
Осанка
- мягко опущенные плечи, прямая (но не «деревянная») спина, слегка втянутый живот (по ощущению «подобранности»), прямые в коленях (но без напряжения) ноги с параллельно стоящими ступнями, чуть согнутые в локтях руки. и. конечно, поднятый (но не «задранный») подбородок. Тогда жакет нет надобности застегивать на все пуговицы, он будет легко и непринужденно сидеть на плечах вне зависимости от его покроя - прямого, полу- или значительно приталенного. Средней длины или короткий (при любой полноте фигуры) жакет всегда элегантнее, чем длинный, который идет, как правило, только высоким женщинам.
Походка
- легкая, двигаться должны ноги, а не голова, бедра, руки. При каждом шаге колени должны полностью распрямляться. ступать нужно на полную ступню, не семеня на «цыпочках» и не топая пятками, вне зависимости от обуви-на высоких или низких каблуках. Легкая походка, правильная осанка создают впечатление стройности и хорошего роста независимо от реальных физических данных человека.
Жесты
- скупые, неразмашистые. определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному. нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. Для этого и одежда должна быть удобной - рукава не длиннее запястий, воротничок (бант, шарф) не стягивает шею и не съезжает набок при повороте головы.
Позы
- естественные. Стоя, можно слегка согнуть одну ногу в колене, немного выставить ее вперед или отставить назад: если юбка удлиненная или достаточно закрывает колени. ноги можно и скрестить, опираясь на носок одной из них; сидя (в транспорте или там. где мимо проходят люди), нужно ноги ставить параллельно. не раздвигая коленей. даже если вы в брюках. Заложить ногу на ногу позволительно в том случае, если это не мешает другим людям, если перед вами не стоит собеседник (тем паче - собеседница). если разрез на юбке не заставляет вас его то и дело поправлять. Полным женщинам следует избегать этой позы, так как юбка приоткроет не самую красивую часть ноги. Не рекомендуется также складывать руки под грудью, выпячивая при этом для поддержки живот.
Манеры
не должны быть вызывающими. Разговаривая, не утрируйте мимику, не смейтесь слишком громко и не… Словом, не делайте ничего слишком. но будьте естественны и не напускайте на себя скучное притворное равнодушие ко всем и всему. Какое это имеет отношение к элегантности? Самое прямое-элегантность не может быть достигнута без привлекательности. без человеческого обаяния.
Дополнения к костюму (разумеется, по обстановке) должны подбираться также и в зависимости от склада природного характера: для кокетливых. румяных хохотушек нужно поменьше рюшей, воланов, набивных пестрых» рисунков на блузке или шарфе, платке, а для. сдержанных, склонных к замкнутости, даже суровости. наоборот, мягкие, округлые воротнички, живые контрасты светлых и ярких цветов, мелкие складочки или рюши на блузках. цветные чулки, светлые перчатки, изящная обувь.
Разумеется, все эти рекомендации адресованы взрослым женщинам любого возраста, то есть элегантность присуща облику взрослых людей с уже сложившимися навыками и оценками явлений жизни. У юных же иной стиль, а значит, иные критерии.

«Быть элегантной – не значит бросаться в глаза, это значит – врезаться в память»

Джорджио Армани

Что такое элегантность в женщинах? Это макияж от известных визажистов? Это одежда за тысячи долларов? Что делает одна женщина такого, что окружающие начинают восхищаться ее элегантностью, а на другой женщине подобное уже элегантностью не является?

Элегантность женщины — магнит, который притягивает к ней успех во всех сферах жизни.

Элегантность происходит от французского слова élégant, что означает изысканный, грациозный, утонченный, изящный.

Главное правило элегантной женщины звучит так: мелочей не бывает!

1.Умеренность

На женщине может быть слишком много надето, но слишком элегантной быть невозможно.

Коко Шанель

Действительно, элегантность — это когда все в меру. Слишком экстравагантный стиль в одежде, слишком яркая косметика, слишком много цветосочетаний – враги элегантности.

Например, в Вашем наряде должно «вести» что-то одно – или цвет, или фасон, или фактура ткани.

Акценты в макияже ставим, либо на (дымчатый , яркие подводки, четкие стрелки), либо на губах (яркие и глубокие оттенки).

Возможно, использовать сразу и два цветовых акцента, это могут быть брови и скулы, брови и глаза, скулы и губы, выбирать Вам.

2. Соответствие

Софи Лорен

Макияж и внешний вид должны всегда соответствовать возрасту, месту, . Так, например, недопустимо, пойти на прием в джинсах или на пикник в коктейльном платье.

Старайтесь, не совмещать в своем образе более трех цветов.

3. Умение подчеркнуть достоинства

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

Ив Сен Лоран

Не все умеют подчеркнуть свои достоинства так, что о недостатках окружающие и не задумаются. Элегантная женщина знает, как выбрать для себя самый выигрышный силуэт платья, цвет, который сделает лицо молодым и украшения, которые заставят сиять ее глаза.

Знание своего цветотипа поможет Вам выявить наиболее подходящие цвета и оттенки, существенно облегчит процесс создания базового гардероба и макияжа.

4. Классика

Классика – стиль, проверенный временем и актуальный всегда.

Коко Шанель

Элегантная классика всегда в моде. Черное и белое, всегда будет в моде и хорошо смотрится на женщине в любом возрасте.

Добавив яркие акценты в макияже (стрелки на глазах, яркую помаду, либо яркую обувь и аксессуары) Вы не останетесь без внимания.

5. Умение пользоваться аксессуарами

Драгоценности не призваны помогать вам выглядеть богатыми. Они должны украшать вас. А это совершенно разные вещи.

Коко Шанель

Аксессуары подбирают по стилю, цветовой гамме и ситуации.

Элегантность – очень многомерное понятие. Это и крой одежды, и стиль гардероба, и манера поведения. А еще - особое состояние души.

Элегантность очаровательна. Всегда обращает на себя внимания. Ею восторгаются и любуются. Её всегда запоминают.

При этом далеко не всем удаётся выглядеть элегантно, и это не вопрос больших денег. Элегантность не зависит от степени идеальности фигуры, от стоимости и даже фасона одежды.

Мы расскажем Вам несколько правил, соблюдая которые, вы всегда будете элегантной леди.

ПРАВИЛО № 1. ВАША ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНОЙ ВСЕГДА.

Какой бы вы ни были утонченной и благородной, люди все равно будут оценивать вас по внешнему виду. Даже скромная и милая Золушка не решилась пойти на бал в старом подранном платье, а попросила крестную наколдовать ей красивый и безупречный наряд. Так уж сложилась, что люди хотят общаться с опрятными и стильно одетыми людьми, а если вы будете приходить на встречу в вылинявшем платье, то желающих оценить ваш богатый внутренний мир может и не оказаться.

Поэтому не достаточно одеваться стильно, модно и красиво, нужно, чтобы ваша одежда всегда была отутюжена, чтобы на ней не было пятен, катышков, торчащих ниток, разошедшихся швов, потертостей и выгоревших участков ткани. Говорить о том, что одежда должна хорошо на вас сидеть, соответствовать вашему размеру, думаю, вообще не стоит. Ровно как и не стоит напоминать, что помимо одежды и обуви, весь ваш внешний вид должен быть безупречным: состояние кожи, маникюр, педикюр, макияж.

ПРАВИЛО № 2. ОДЕВАТЬСЯ НУЖНО ПО СИТУАЦИИ И ВОЗРАСТУ.

Элегантная девушка всегда интуитивно чувствует, куда и как одеваться. Она знает, что одежда в офис и на важное деловое совещание – это совершенно разные вещи. Она понимает, что приходить на работу в мини нельзя, точно также как и являться в модный ночной клуб в строгом деловом костюме.

Точно ощущать, как одеваться в той или иной ситуации, – признак элегантной женщины. Одеваться очень шикарно на встречу с простыми людьми, которые не могут себе позволить и аксессуары из вашего образа, – это тоже недопустимо. Элегантная женщина в таком случае оденется скромно, но со вкусом, без шика, лоска и дорогих деталей.

Кроме того, элегантные женщины никогда не позволяют себе одеваться не по возрасту. Молоденькая девушка в бабушкином пальто будет выглядеть также нелепо, как и женщина в возрасте, надевшая мини-юбку. Поэтому не стоит чересчур молодиться, или наоборот прибавлять себе годы с помощью одежды – желаемого все равно не достигнете, а удивление у окружающих вызовете.

ПРАВИЛО № 3. НЕ ХРАНИТЕ НЕНУЖНУЮ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ, ВОВРЕМЯ ЧИНИТЕ ИЛИ ОБНОВЛЯЙТЕ СВОЙ ГАРДЕРОБ.

Полные шкафы, которые не закрываются от переполнившей их одежды, это не всегда хорошо. Если они наполнены стильным модным гардеробом, то это еще куда ни шло. Но когда при полном гардеробе его обладательница каждый день не знает, что ей надеть, то тут уже надо принимать соответствующие меры. Возьмите себе за правило регулярно делать в шкафу уборку, во время которой вы будете перебирать свои вещи и выбрасывать те, которые уже вышли из моды, которые уже не подходят вам по размеру, разонравились или пришли в ненадлежащий вид и ремонту не подлежат.

Если же вещь дорогая, но на ней появилась дырка или трудновыводимое пятно, то отдайте эту вещь в ремонт или химчистку. Всегда следите, чтобы на вашей обуви не были сбиты набойки, а если носки у туфель окажутся счесанными, то вовремя покупайте себе новые туфли, ведь именно такие мелочи портят весь внешний вид, и элегантной женщиной вас уже будет трудно назвать.

Кроме того, следует всегда проверять на крепость пришитые пуговицы, чтобы потом не искать их там, где они оторвались. То же самое касается и молний – они не должны расходиться, «собачки» должны быть целыми. Если вы носите одежду, украшенную стразами, бусинами, пайетками или декоративными камнями, то следите за тем, чтобы они не терялись, а то наполовину присутствующая аппликация из страз – это жалкое зрелище. То же самое можно сказать и о наполовину распустившейся вышивке.

ПРАВИЛО № 4. ОТДАВАЙТЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ НЕ ЯРКОЙ ОДЕЖДЕ, ВЫБИРАЙТЕ БЛАГОРОДНЫЕ ОТТЕНКИ БАЗОВЫХ ЦВЕТОВ.

Выглядеть элегантно в очень яркой одежде практически невозможно. Поэтому отдавайте предпочтение базовым цветам и их оттенкам, спокойной расцветке, приглушенным тонам. Если хотите выглядеть интересно, то выбирайте интересные оттенки привычных цветов. И никогда не носите одновременно больше трех цветов (это касается не только одежды, но и обуви, и аксессуаров, и украшений).

Также помните, что полностью черный образ удается удачно носить далеко не всем, посему лучше разбавить свою одежду каким-то другим цветом. Это же касается и белого цвета, особенно, когда его надевает женщина в возрасте. Женщинам за 40 лучше выбирать не чисто белый цвет, а, например, цвет слоновой кости, кремовый, светло-бежевый, молочный.

ПРАВИЛО № 5. В ВАШЕМ ОБРАЗЕ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ ЭЛЕГАНТНЫЕ И СТИЛЬНЫЕ АКСЕССУАРЫ.

Даже очень дорогое и красивое платье в сочетании с шикарными туфлями будет смотреться как-то не так, если вы не завершите образ с помощью подходящих аксессуаров. Элегантная широкополая шляпка, длинные перчатки, красивый палантин, стильный шарфик – эти вещи добавят «изюминку» в ваш образ, сделают вас неповторимой и узнаваемой в толпе. Ведь главный принцип элегантной женщины: одеваться как все, но с индивидуальным подходом и уникальными деталями.

Покупайте качественные и дорогие аксессуары, и тогда никто не заменит на вас более простого и недорогого платья.

ПРАВИЛО № 6. ОТДАВАЙТЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ НАТУРАЛЬНОМУ НЕЯРКОМУ МАКИЯЖУ.

Элегантная девушка не будет краситься сильно ярко. В идеале вы должны выглядеть так, как будто на вас нанесено минимум косметики. Натуральный макияж должен дополнять идеально гладкой и красивой кожей лица, шеи, зоны декольте, красивым маникюром и педикюром.

ПРАВИЛО № 7. ВЫУЧИТЕ ВСЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ВСЕГДА СЛЕДУЙТЕ ИМ, ГДЕ УГОДНО И С КЕМ УГОДНО.

Элегантная девушка должна наизусть знать все правила этикета и везде и со всеми безукоризненно их соблюдать. Ее не застанут врасплох в престижном ресторане, разложив на стол сразу несколько разных столовых приборов. Она знает, как правильно приветствовать разных по статусу и полу людей, и не станет целовать в щеку своих деловых партнеров.

Элегантные девушки обладают хорошими манерами и всегда рады их продемонстрировать. И даже, находясь дома наедине сама с собой, истинная леди не станет класть руки на обеденный стол по время еды, громко размешивать чай ложкой, сербать и чавкать. У элегантных женщин хорошие манеры в крови, а не игра на публику.

ПРАВИЛО № 8. НЕ БУДЬТЕ ВЫСОКОМЕРНЫ, ОТНОСИТЕСЬ КО ВСЕМ ВЕЖЛИВО И ДОБРОДУШНО.

Те, кто считают, что прилично одетые женщины, выходящие из дорогих авто, должны держаться гордо и напыщенно, ошибаются. Элегантность – это умение быть вежливой и приветливой со всеми, даже теми, кто гораздо ниже по статусу и уровню благосостояния. Здороваться с уборщицами и дворниками, занимая должность директора крупной компании, – это и есть признак настоящей элегантности. А заносчивость и чересчур завышенная самооценка, демонстрируемая где нужно, и где не нужно, говорит о недостаточном воспитании женщины.

ПРАВИЛО № 9. БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ, СЛУШАЙТЕ СОБЕСЕДНИКА, ВНИКАЙТЕ В ЕГО ПРОБЛЕМЫ, ПОКАЗЫВАЙТЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩИХ.

Как вы думаете, почему с элегантными женщинами многие хотят общаться? Нет, не потому, что дружить с ними – это привилегия и признак хороших связей. На самом деле настоящие элегантные женщины всегда слушают своего собеседника, они участвуют в беседе, стараются вникнуть в то, о чем им рассказывают, запоминают, о чем им говорят, показывают участие в проблемах окружающих.

Если вы научитесь подмечать тонкости в разговоре, например, запомните дату рождения дочери партнера по бизнесу, который случайно упомянул ее в вашей неофициальной беседе, а потом со временем поздравите его с именинницей, то увидите, как изменится его мнение о вас. Людей, которые не просто слушают и пропускают все мимо ушей, а запоминают и анализируют, очень ценят в обществе, причем, в любом.

Именно поэтому элегантная женщина никогда не пригласит своего коллегу на выставку кошек, если он когда-то совсем случайно признался ей, что у него аллергия на кошачью шерсть. Элегантная женщина никогда не будет расхваливать своих детей перед женщиной, которая давно о них мечтает, но имеет определенные трудности со здоровьем и не может зачать. Элегантная женщина не станет советовать малообеспеченным людям, где лучше покупать дорогие ювелирные украшения, не будет давать им рекомендации относительно выбора качественных деликатесов и т.п. Будьте всегда и со всеми тактичны и увидите, как высоко станут ценить вас люди, и как хорошо они будут о вас отзываться.

ПРАВИЛО № 10. УМЕЙТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ЛЮБОЙ РАЗГОВОР, НЕ ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ И НЕ ПРИВЛЕКАЙТЕ СИЛЬНО БУРНУЮ МИМИКУ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА.

Элегантные девушки имеют хорошее образование, они начитаны и эрудированны. Умение поддержать любой разговор, знания в разных сферах, тонкое чувство юмора, умение корректно шутить и рассказать интересные факты обо всем – вот что отличает элегантную девушку, от обычной.

Кроме того, во время разговора с окружающими не стоит активно жестикулировать и проявлять бурную мимику – вы не выступаете в театре, а потому должны быть сдержанными. Не стоит на людях громко выяснять отношения, решать проблемы с помощью угроз и манипулирования, нецензурно выражаться и громко смеяться с открытым ртом.

Соответствовать всем этим правилам достаточно нелегко, и на достижение этого соответствия могут уйти долгие годы, но оно того стоит. Не все рождаются благородными леди, элегантными от природы, но абсолютно все могут научиться быть элегантными. Помните это и стремитесь к совершенству!