Арт-терапия в коррекции детских страхов. Арт-терапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста» Арт терапия страхов у детей

Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии.

Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов.

В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы:

· рисование страха;

· вербализация страха;

· экспрессивная драматизация страха.

Детская потребность в ярких образах ненасытна. Необходимо не только удовлетворить ее, но и использовать для развития внимания, наблюдательности, профилактики и коррекции тревожности и страхов. Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, они интуитивно выбирают рисунок среди других способов самовыражения. Этот своего рода невербальный способ коммуникации позволяет детям выплеснуть свои эмоциональные проблемы, поэтому арт-терапевтические упражнения считаются наиболее приемлемыми для преодоления страхов в работе со школьниками.

Так как, арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития моторики, воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, школьник дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Выделяют несколько аспектов экспрессивной, изобразительной деятельности ребенка, а именно, диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный , развивающий.

Диагностический аспект (продуты изобразительной деятельности - ценная информация о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний).

Терапевтический аспект (процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка).

Катарсический аспект (рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию , ослабляет чувство неполноценности).

Бихевиоральный, поведенческий аспект (в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы).

Развивающий аспект (в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления).

Практическая ценность рисования состоит в предоставлении школьнику дополнительных возможностей для невербального выражения фантазий и переживаний.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

На первом, ориентировочном этапе, проводятся групповые занятия, идет установление эмоционально-позитивного контакта с каждым ребенком, знакомство участников группы и установление взаимоотношений , ориентировка в обстановке комнаты, а также знакомство с правилами и нормами поведения во время занятий.

Второй этап – это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в изобразительной деятельности, в общении со сверстниками; диагностика трудностей личностного развития ребенка и особенностей его поведения в конфликтных ситуациях с помощью художественно-продуктивной деятельности; эмоциональное отреагирование ребенком негативных чувств и переживаний.

Третий этап – индивидуальный. Основные задачи на этом этапе таковы: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; формирование способности к произвольной регуляции эмоций; формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Четвертый этап – обобщающе-закрепляющий; его задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов поведения ребенка, способов преодоления тревожности и страхов.

Исходя из представлений и об этапах групповых занятий, мы предлагаем следующую структуру групповой арт-терапевтической работы.

Основные процедуры:

1. Подготовительный настрой;

2. “Разогрев” (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения, упражнения под музыку);

3. Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком);

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка);

5 . Драматизация, обсуждение;

6. Коллективная работа;

7. Заключение (рефлексия).

Каждое занятие начинается с подготовки детей к спонтанной, художественной деятельности. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, предлагает различные варианты техники “Каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”, позволяющие снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования (Д. Винникотг, Ф. Кейн, М. Ричардсон, Э. Ульман и др.) При рисовании с закрытыми глазами, ребенок способен лучше настроиться на свои переживания, мысли, внутренний мир. Отмечая данную особенность непроизвольных рисунков, Г. Фурт даже назвал их молитвой своему внутреннему “Я”

М. Бетенски считает, что каракули создают свободное символическое пространство для борьбы между хаосом и автономией и позволяют добиться некоторой целостности, интегрированности.

В качестве примера, рассмотрим несколько вариантов арт-терапевтических упражнений и техник (по М. Либман, М. Наумбург). Настроиться на работу помогает упражнение “Рисование в пространстве”, в котором размашистые движения воображаемой кисти по “пространству картины” (в воздухе) постепенно переходят в мелкие мазки, штрихи. Отметим также одно из понравившихся детям упражнений, которое называется “Прогулка по пространству тетрадного листа”. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу ведущего все замирают, а затем обсуждается, кто в какой части листа находится.

Таким образом, все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на собственных ощущениях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по словам Дж. Райн, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе.

Второй этап (“разогрев”) включает элементы пальчиковой гимнастики, упражнения в тетради или рисование под музыку, дыхательные упражнения.

В содержание второго этапа целесообразно включить упражнения на развитие пространственной ориентации, координации движений и графических навыков, где необходимо, например, нарисовать обеими руками одновременно рисунок по образцу, будь то: “Морской пейзаж” или “Геометрические фигуры” или “Домик с трубой”. Во втором этапе можно чередовать упражнения: так, на одном занятии использовать упражнения на развитие пространственной ориентации, на другом – упражнения, которые выполняются в тетради, на третьем – дыхательные упражнения, а на четвертом занятии – музыкальные упражнения.

Во второй этап можно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Можно предложить детям рисовать под музыку. С закрытыми глазами дети рисуют любые линии, геометрические фигуры. Затем другим цветом, который соответствует в данный момент настроению, рисуются “каракули” с открытыми глазами. После такой процедуры другой участник должен дополнить сделанную работу таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

На третьем этапе (актуализация ощущений, эмоций ) используются терапевтические упражнения с песком. Упражнения для данного этапа заимствованы у -Евстигнеевой, . Сначала ребята представляют ситуацию, свои ощущения страха в той или иной ситуации, а затем рассказывают о своих чувствах. Испытываемые чувства они изображают на подносе с песком с помощью разного рода отпечатков и линий.

Песочная композиция создается на песочной основе, находящейся на мелком прямоугольном подносе размером 50x70x7.

Свойства песка позволяют создавать из него универсальные структуры, что становится возможным благодаря прямому тактильному контакту ребенка с материалом. Песочница – своеобразная миниатюрная модель естественной природной среды, включающей в себя пляжи, океан, небо. Эта природная среда является тем местом, где человек получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность, спонтанность и креативность тесно связаны между собой. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и индивидуализированный характер. Работа с песком и миниатюрными фигурками активизирует фантазию и воображение ребенка. По мере того как создаваемый ребенком образ обретает форму, происходит прояснение его смысла. Образы способны исцелять за счет того, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и, тем самым, обеспечивают взаимодействие “Я” с источником психической жизни.

Актуализация ощущений, эмоций с помощью арт-терапевтических упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений.

Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Плоская поверхность песка служит основой для рисования и создания отпечатков (рук, других частей тела или предметов).

Л. Штейнхардт выделяет три основных типа работы с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью (заполнение песком формочек, изображение на песчаной поверхности линии, отпечатков, создание горок). Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка (рытье ямок и тоннелей, прятание в песок предметов и последующее их извлечение). К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода. Согласно юнгианскому подходу, “песочная терапия является одним из связующих звеньев между арт-терапией и глубинной психологией”.

Четвертый этап занятия очень важен, он предполагает индивидуальное творчество для исследования ребенком собственных чувств, проблем и переживаний. Ребенок в символической форме сообщает о себе, старается понять и проанализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать. По утверждению Э. Крамер, продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках. По мнению, рисование – “... это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды”. Интерес, проявляющийся при рисовании, гасит эмоцию страха, появляется сосредоточение и творческое удовлетворение от выполненного задания. Повышенная тревожность, страхи преодолеваются благодаря методу рисуночной терапии (изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой “страх” терпит поражение).

На этапе индивидуальной работы дети рисуют углем страх в виде маски (по) “Маска страха”. На данном этапе можно использовать технику пластилиновой живописи. Так, при изображении образа дерева, многие ребята предпочитают пластилин. Они сочиняют истории, которые “дерево” хотело бы рассказать от первого лица.

Отметим, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит ребенок (некоторые ребята закрашивают весь рисунок, другие пытаются помять, разорвать, выбросить). Этап индивидуальной работы предполагает сублимацию и канализацию агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта . Многие считают сублимацию более адаптивной, поскольку она приводит к социально одобряемым результатам. Поэтому, одним из вариантов сублимации является творчество, в ходе которого ребенок трансформирует свои фантазии в художественные образы. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

На пятом этапе хорошо использовать приемы драматизации. Для этого детям можно предложить для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения, кукол. Заметим, что при изображении доброго персонажа, дети вырисовывают глаза, губы, волосы. Рисуя лицо злого персонажа, ребята используют “ломкие” линии, заостренные углы. Многие выражают агрессию, изображая зубы, пустые глазницы, острый нос.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Играя со своим ожившим страхом, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Придуманная история про свой страх разыгрывается, потом куклы, изображающие “страхи”, уничтожаются “Добрая Баба-яга”. Степень открытости и откровенности зависит от уровня доверия к группе, психологу, личных особенностей и определяется самим ребенком. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует. Можно предложить сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начало рассказа “Жил-был человек, похожий на меня...” помогает ребенку в словах выразить свое внутреннее состояние. Р. Гарднер считал, что именно детские рассказы открывают путь к внутренним конфликтам, переживаниям, защитным реакциям ребенка и с помощью них можно составить представление о ребенке, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Обсуждение, входящее в пятый этап занятия, помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний. Каждый ребенок показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности.

После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых достигнут положительный эффект, рисунки с бывшими страхами рвутся или убираются.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: “А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься”. Ребятам подсказывается, что страх сказочных персонажей можно изобразить, например, следующим образом: не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него. Теперь ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции.

По мнению, подобные установки действует в качестве “косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия”.

Непосредственно перед просмотром новых рисунков вместе со старыми, дается инструкция: “Если ты перестал бояться того или иного страха, изображенного на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, еще боюсь”.

Некоторые ребята изображают активными себя на рисунках, что говорит о преодолении страхов.

Самое главное, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов. Как считает, данное обстоятельство позволяет обеспечить постепенную деактуализацию страха в сознании, овладению его образом, и, наконец, ребенок начнет верить в свои силы и возможности. Придумывая и рассказывая “страшные” истории со счастливым концом ребята освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.

В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний.

В качестве шестого этапа группового арт-терапевтического занятия предлагается выполнение коллективной работы. Например, создание общей работы, с использованием кусочков цветной бумаги. Также, можно предложить ребятам упражнение, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (например, придумать и изобразить животное, которое ничего и никого не боится).

Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. Задается определенная тема, например, нарисовать лекарства от страха и по кругу передается один лист бумаги, на котором каждый по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Заключительный, седьмой этап, предполагает подведение итогов работы, рефлексивный анализ, вербализацию мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы. Всем желающим ребятам дается возможность выступить, рассказать, интерпретировать свою работу, дополнить, “подправить” и объяснить то, что не удалось изобразить. При этом реализуется потребность быть понятым и принятым группой. Завершая занятие, важно подчеркивать успех каждого и всей группы, в целом.

Преодоление различных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у детей достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).

Экспрессивный рисунок – является безопасным способом выпустить “пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Невербальная речь (рисунок) позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому она уникальна для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.

Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В процессе рисования происходит “оживление чувства страха”, и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Литература

1. Бетенски М. Что ты видешь? Новые методы арт – терапии. М.: Из-во ЭКСМО – Пресс. 2002. С. 256.

2. Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя...” / Пер. с англ. . М.: Независимая фирма “Класс”. 1996. С.224.

3. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт – терапии. СПб.: Питер, 1999. С.256.

4. Ермолаева психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194с.

5. Захаров и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство “Союз”, 2004. – 448с.

6. Захаров преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. – 98с.

7. Захаров детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.

8. Зинкевич-Евстигнеева источник творчества: Сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе, 1997, № 3. С.

9. Зинкевич-, Грабенко по песочной терапии. – СПб.: Изд. “Речь”, 2002. – 224с.

10. Изард эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

11. В вашем классе – неблагополучный ребенок // Народное образование, 1998, № 2. С. 1

13. Карабанова в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 192с.

14. Копытин и практика арт - терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368с.

15. Лебедева арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.

16. Лэндрет терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 226.

17. Овчарова психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”, 1999. – 240с.

18. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

19. Орлова художественно-продуктивной деятельности в развитии сенсомоторики детей с ДЦП (практикум для психологов, педагогов и логопедов). Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2005. – 48с.

20. Поршнев и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов.

В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы:

  • рисование страха ;
  • вербализация страха ;
  • экспрессивная драматизация страха .

Детская потребность в ярких образах ненасытна. Необходимо не только удовлетворить ее, но и использовать для развития внимания, наблюдательности, профилактики и коррекции тревожности и страхов. Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, они интуитивно выбирают рисунок среди других способов самовыражения. Этот своего рода невербальный способ коммуникации позволяет детям отреагировать свои эмоциональные проблемы, поэтому мы считаем арт-терапевтические упражнения наиболее приемлемыми для преодоления страхов в работе с дошкольниками.

Так как, арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет “более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты” и предоставляет естественную возможность для развития моторики, воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Мы выделяем несколько аспектов экспрессивной, изобразительной деятельности ребенка, а именно, диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий.

Диагностический аспект (продуты изобразительной деятельности - ценная информация о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка).

Терапевтический аспект (процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка).

Катарсический аспект (рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности).

Бихевиоральный, поведенческий аспект (в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы).

Развивающий аспект (в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления).

Практическая ценность рисования состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения фантазий и переживаний.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

На первом, ориентировочном этапе, проводятся групповые занятия, идет установление эмоционально-позитивного контакта с каждым ребенком, знакомство участников группы и установление взаимоотношений, ориентировка в обстановке комнаты, а также знакомство с правилами и нормами поведения во время занятий.

Второй этап – это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в изобразительной деятельности, в общении со сверстниками; диагностика трудностей личностного развития ребенка и особенностей его поведения в конфликтных ситуациях с помощью художественно-продуктивной деятельности; эмоциональное отреагирование ребенком негативных чувств и переживаний.

Третий этап – индивидуальный. Основные задачи на этом этапе таковы: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; формирование способности к произвольной регуляции эмоций; формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Четвертый этап – обобщающе-закрепляющий; его задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов поведения ребенка, способов преодоления тревожности и страхов.

Исходя из представлений А.И. Копытина и Л.Д. Лебедевой об этапах групповых занятий, мы предлагаем следующую структуру групповой арт-терапевтической работы.

Основные процедуры:

1. Подготовительный настрой;

2. “Разогрев” (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения, упражнения под музыку);

3. Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком);

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка);

5. Драматизация, обсуждение;

6. Коллективная работа;

7. Заключение (рефлексия).

Каждое занятие начинается с подготовки детей к спонтанной, художественной деятельности. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, Л.Д. Лебедева предлагает различные варианты техники “Каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”, позволяющие снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования (Д.Винникотг, Ф.Кейн, М.Ричардсон, Э.Ульман и др.) . При рисовании с закрытыми глазами, ребенок способен лучше настроиться на свои переживания, мысли, внутренний мир. Отмечая данную особенность непроизвольных рисунков, Г.Фурт даже назвал их молитвой своему внутреннему “Я” .

М.Бетенски считает, что каракули создают свободное символическое пространство для борьбы между хаосом и автономией и позволяют добиться некоторой целостности, интегрированности .

В качестве примера, рассмотрим несколько вариантов арт-терапевтических упражнений и техник (по М.Либман, М.Наумбург) . Настроиться на работу помогает упражнение “Рисование в пространстве”, в котором размашистые движения воображаемой кисти по “пространству картины” (в воздухе) постепенно переходят в мелкие мазки, штрихи. Отметим также одно из понравившихся детям упражнений, которое называется “Прогулка по пространству тетрадного листа”. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу ведущего все замирают, а затем обсуждается, кто в какой части листа находится.

Таким образом, все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на собственных ощущениях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по словам Дж.Райн [см., 18], помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе.

Второй этап (“разогрев”) включает элементы пальчиковой гимнастики, упражнения в тетради или рисование под музыку, дыхательные упражнения.

В содержание второго этапа целесообразно включить упражнения на развитие пространственной ориентации, координации движений и графических навыков, где необходимо, например, нарисовать обеими руками одновременно рисунок по образцу, будь то: “Морской пейзаж” или “Геометрические фигуры” или “Домик с трубой” (см. ). Во втором этапе можно чередовать упражнения: так, на одном занятии использовать упражнения на развитие пространственной ориентации, на другом – упражнения, которые выполняются в тетради, на третьем – дыхательные упражнения, а, на четвертом занятии – музыкальные упражнения.

Пальчиковые игры, по мнению А.Е. Белой , очень эмоциональны, увлекательны, отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр”, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности . Пальчиковые игры, по мнению А.Ю. Хвостовцева, не только побуждают к творчеству (сочинительство своих движений), но и оказывают положительное воздействие на контакт ребенка с самим собой, со своим телом, дают заряд положительных эмоций .

Упражнения в индивидуальных тетрадях предназначены для раскрепощения ребенка, настроя его на художественно-продуктивную деятельность. Примерами таких упражнений является рисование по опорным точкам, графические упражнения – “Парашютисты”, “Обведи по линиям”, “Дождик”, “Дорожки”, “Соедини по точкам”, “Штриховка” и др.

Во второй этап можно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Можно предложить детям рисовать под музыку. С закрытыми глазами дети рисуют любые линии, геометрические фигуры. Затем другим цветом, который соответствует в данный момент настроению, рисуются “каракули” с открытыми глазами. После такой процедуры другой участник должен дополнить сделанную работу таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

На третьем этапе (актуализация ощущений, эмоций ) используются терапевтические упражнения с песком. Упражнения для данного этапа заимствованы у Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко . Сначала ребята представляют ситуацию, свои ощущения страха в той или иной ситуации, а затем рассказывают о своих чувствах. Испытываемые чувства они изображают на подносе с песком с помощью разного рода отпечатков и линий.

Песочная композиция создается на песочной основе, находящейся на мелком прямоугольном подносе размером 50x70x7.

Свойства песка позволяют создавать из него универсальные структуры, что становится возможным благодаря прямому тактильному контакту ребенка с материалом. Песочница – своеобразная миниатюрная модель естественной природной среды, включающей в себя пляжи, океан, небо. Эта природная среда является тем местом, где человек получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность, спонтанность и креативность тесно связаны между собой. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и индивидуализированный характер. Работа с песком и миниатюрными фигурками активизирует фантазию и воображение ребенка. По мере того как создаваемый ребенком образ обретает форму, происходит прояснение его смысла. Образы способны исцелять за счет того, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и, тем самым, обеспечивают взаимодействие “Я” с источником психической жизни .

Актуализация ощущений, эмоций с помощью арт-терапевтических упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений, а также работу с формочками: “пирожки”, “горки”.

Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Плоская поверхность песка служит основой для рисования и создания отпечатков (рук, других частей тела или предметов).

Л.Штейнхардт выделяет три основных типа работы с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью (заполнение песком формочек, изображение на песчаной поверхности линии, отпечатков, создание горок). Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка (рытье ямок и тоннелей, прятание в песок предметов и последующее их извлечение). К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода. Согласно юнгианскому подходу, “песочная терапия является одним из связующих звеньев между арт-терапией и глубинной психологией” .

Четвертый этап занятия очень важен, он предполагает индивидуальное творчество для исследования ребенком собственных чувств, проблем и переживаний. Ребенок в символической форме сообщает о себе, старается понять и проанализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать. По утверждению Э.Крамер , продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках. По мнению А.И. Захарова, рисование – “... это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды” . Интерес, проявляющийся при рисовании, гасит эмоцию страха, появляется сосредоточение и творческое удовлетворение от выполненного задания. Повышенная тревожность, страхи преодолеваются благодаря методу рисуночной терапии (изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой “страх” терпит поражение).

На этапе индивидуальной работы дети рисуют углем страх в виде маски (по Л.Д. Лебедевой). В Приложении 1 представлены детские работы на тему “Маска страха”. На данном этапе можно использовать технику пластилиновой живописи. Так, при изображении образа дерева, многие ребята предпочитают пластилин (см., Приложение 2 ). Они сочиняют истории, которые “дерево” хотело бы рассказать от первого лица.

Отметим, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит ребенок (некоторые ребята закрашивают весь рисунок, другие пытаются помять, разорвать, выбросить). Этап индивидуальной работы предполагает сублимацию и канализацию агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Многие считают сублимацию более адаптивной, поскольку она приводит к социально одобряемым результатам. Поэтому, одним из вариантов сублимации является творчество, в ходе которого ребенок трансформирует свои фантазии в художественные образы. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

На пятом этапе хорошо использовать приемы драматизации. Для этого детям можно предложить для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения, кукол. Заметим, что при изображении доброго персонажа, дети вырисовывают глаза, губы, волосы. Рисуя лицо злого персонажа, ребята используют “ломкие” линии, заостренные углы. Многие выражают агрессию, изображая зубы, пустые глазницы, острый нос.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Играя со своим ожившим страхом, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Придуманная история про свой страх разыгрывается, потом куклы, изображающие “страхи”, уничтожаются (см., в Приложении 3 - пример арт-терапевтического занятия “Добрая Баба-яга”). Степень открытости и откровенности зависит от уровня доверия к группе, психологу, личных особенностей и определяется самим ребенком. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует. Можно предложить сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начало рассказа “Жил-был человек, похожий на меня...” помогает ребенку в словах выразить свое внутреннее состояние. Р.Гарднер считал, что именно детские рассказы открывают путь к внутренним конфликтам, переживаниям, защитным реакциям ребенка и с помощью них можно составить представление о ребенке, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими .

Дети рассказывают о том, что изображено на рисунках, то есть выражают словами свои страхи.

Юра: “...страшный волк, мчится быстрый поезд, Кощей”;

Влад: “...поезд едет, и я падаю под колеса; отрубленные головы, вампиры”;

Наташа: “...быстрый поезд едет мимо меня, но я стою далеко от него; я боюсь заблудиться в лесу”;

Маша: “...мальчик прыгает из окна”.

Обсуждение, входящее в пятый этап занятия, помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний. Каждый ребенок показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности.

После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых достигнут положительный эффект, рисунки с бывшими страхами рвутся или убираются.

Наташа: “...я не боюсь ходить в лес. Там много красивых деревьев, цветов”.

Юра: “...я не боюсь Кощеев, они в сказках”.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: “А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься”. Ребятам подсказывается, что страх сказочных персонажей можно изобразить, например, следующим образом: не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него. Теперь ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции.

По мнению Р.В. Овчаровой, подобные установки действует в качестве “косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия” .

В малых группах участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие комические спектакли, в которых эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. В ходе таких драматизаций ребенок забывает о страхах, одерживает победы. Подражание любимым героям (Джек-Воробей), помогает побороть страх. Изменение психического состояния происходит потому, что в ходе драматизации жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Данный этап предназначен для ситуаций “публичного” проживания страха, так, например, на занятии “Рисуем маски”, ребятам можно предложить придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами; а, далее, расположить их на листе ватмана и дорисовать “картину”.

Непосредственно перед просмотром новых рисунков вместе со старыми, дается инструкция: “Если ты перестал бояться того или иного страха, изображенного на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, еще боюсь” .

Некоторые ребята изображают активными себя на рисунках, что говорит о преодолении страхов.

Влад: “...я догоняю волка с палкой. Он боится меня”.

Юра: “...я в вагоне поезда и мне ничего не страшно”.

Маша: “...мальчик хорошо приземлился, так как надел парашют”.

Самое главное, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов. Как считает Е.Н. Степанова, данное обстоятельство позволяет обеспечить постепенную деактуализацию страха в сознании, овладению его образом, и, наконец, ребенок начнет верить в свои силы и возможности . Придумывая и рассказывая “страшные” истории со счастливым концом ребята освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию .

В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний.

В качестве шестого этапа группового арт-терапевтического занятия предлагается выполнение коллективной работы. Например, создание общей работы, с использованием кусочков цветной бумаги. Также, можно предложить ребятам упражнение, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (например, придумать и изобразить животное, которое ничего и никого не боится).

Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. Задается определенная тема, например, нарисовать лекарства от страха и по кругу передается один лист бумаги, на котором каждый по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Заключительный, седьмой этап, предполагает подведение итогов работы, рефлексивный анализ, вербализацию мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы. Всем желающим ребятам дается возможность выступить, рассказать, интерпретировать свою работу, дополнить, “подправить” и объяснить то, что не удалось изобразить. При этом реализуется потребность быть понятым и принятым группой. Завершая занятие, важно подчеркивать успех каждого и всей группы, в целом.

Преодоление различных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у детей достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).

Экспрессивный рисунок – является безопасным способом выпустить “пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Невербальная речь (рисунок) позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому она уникальна для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.

Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами. Примеры контрсуггестивных упражнений в арт-терапевтической коррекции представлены в Приложении 4 .

В процессе рисования происходит “оживление чувства страха” , и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Литература

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002. – 46с.
  2. Бетенски М. Что ты видешь? Новые методы арт – терапии. М.: Из-во ЭКСМО – Пресс. 2002. С. 256.
  3. Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя...” / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М.: Независимая фирма “Класс”. 1996. С.224.
  4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт – терапии. СПб.: Питер, 1999. С.256.
  5. Гульянц Э.К., Гриднева С.В., Тащева А.И. Психологическая коррекция страха у детей дошкольного возраста (от 3 до 5) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону. 1994.
  6. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194с.
  7. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.
  8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство “Союз”, 2004. – 448с.
  9. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. – 98с.
  10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества: Сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе, 1997, № 3. С. 96- 112.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Изд. “Речь”, 2002. – 224с.
  13. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008.
  14. Капранова С.В. В вашем классе – неблагополучный ребенок // Народное образование, 1998, № 2. С. 155- 166.
  15. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов н/Д. 1997.
  16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 192с.
  17. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном и Д.
  18. Копытин А.И. Теория и практика арт- терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
  19. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.
  20. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 226.
  21. Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения // Д.В.,2000, №10. С.42-53.
  22. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”, 1999. – 240с.
  23. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.
  24. Орлова Л.В. Использование художественно-продуктивной деятельности в развитии сенсомоторики детей с ДЦП (практикум для психологов, педагогов и логопедов). Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2005. – 48с.
  25. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей) Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006. – 134с.
  26. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.
  27. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1983. – с.102-134
  28. Сказка как источник творчества детей: Пособия для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
  29. Степанова Е. Поиграем в “забавные страхи и смешные ужасы”?// Дошкольное воспитание № 5. 1997. С. 65- 69.
  30. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176
  31. Хвостовцев А.Ю. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 153с.
  32. Шабанова И. Рисуем играя // Д.В., 2000, №10. С.2-14.
  33. Штейнгардт Л. Юганская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
  34. Kramer E. Art Therapy With Children. New York: Schocken Books, Inc., 1977.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа.
Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке.

Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Процесс арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.
Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Родители должны стремиться всячески поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.

Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Список литературы

1. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999
2. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
3. В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997
4. Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997
5. К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998
. А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000
Автор: Педагог-психолог Туфанова В.А., г. Москва

Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Необходимое время : 2 ч 20 м.

Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Разогрев

Игра «Сурдоперевод»

Цель : активизировать группу.

Время : 10 м.

Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Основная деятельность

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Время : 40 м.

Материалы

Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:

  1. Какой человек выглядит симпатичнее?
  2. На кого ты сейчас похож?
  3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
  4. На кого ты хотел бы быть похож?
  5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?

Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)

Цель : снижение психоэмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура : Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

  1. Представьте свой амулет другим.
  2. Как действует ваш амулет?
  3. Какими свойствами он обладает?
  4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
  5. Почему были выбраны именно эти материалы?

Завершение

Вопросы для итогового обсуждения.

  1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?
  2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
  3. Что помогло преодолеть Ваш страх?
  4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
  5. Какие выводы вы сделали для себя?

Источники

  1. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.
  3. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 340 с.

Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В