Анализ подготовки старшеклассников к семейной жизни. Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни

2.1 Организация исследования уровня сформированности семейных ценностных ориентаций у старших школьников

Целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и укреплению института семьи невозможна без проведения обследования ценностных ориентаций учащихся.

Для исследования уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании школьников старших классов был проведен эксперимент на базе КГУ «Переваловская средняя школа». В эксперименте участвовали школьники 9-11 классов в количестве 50 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.

Цель проведения обследования ценностных ориентаций среди обучающихся состоит в выявлении уровня сформированности семейных ценностей, а также определения степени владения детьми культурой семейных отношений.

Основными задачами исследования являются:

  • - изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям и институту семьи в целом;
  • - исследование вопросов, связанных с уровнем владения культурой семейных отношений;
  • - выявление путей установления взаимопонимания между поколениями;
  • - раскрытие возможностей формирования позитивного образа семьи в образовательно-воспитательном процессе;
  • - изучение проблем воспитания толерантности в семье.

Исследование позволит более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, семьей и образовательными учреждениями, учащимися и педагогами на современном этапе развития общества; выявить те проблемные зоны, которые требуют самого пристального внимания, активной учебно-воспитательной работы, а также усилий со стороны государства и институтов гражданского общества. Наличие серьезных дефектов процессов социализации в семье, просчетов в духовно-нравственном воспитании молодежи, сложная демографическая ситуация в стране диктуют необходимость проведения кардинальных действий в области образовательной политики и широких просветительских мероприятий, направленных на укрепление семьи и формирование семейных ценностей.

Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся был применен комплект диагностических материалов, представленный в Приложении 1.

На первом этапе исследования старшеклассникам предлагалось закончить два предложения:

«Семья для меня - это…»

«Семья нужна человеку для того, чтобы…»

Второй этап заключался в проведении анкетирования с целью выявления уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании старшеклассников. Для этого на основании диагностических материалов Х.Т. Загладиной была составлена анкета, представленная в приложении 1.

Кроме того, в исследовании использовалась анкета «Семейные ценности» С.С. Носов, основанная на ранжировании испытуемыми основных семейных ценностей.

Перед началом опроса его организаторам обучаемым сообщили о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, поставленные в анкете.

Для ответов на вопросы анкеты прилагается бланк - таблица (Приложение 2). После проведения опросов необходимо суммировать одинаково выделенные ответы учащихся по каждому вопросу соответствующего блока.

Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса была проведена беседа с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.

Особое внимание родителей было обращено на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Увеличивается число трудных семей, неэффективно выполняющих функции по воспитанию детей. Неустанно растут цифры детской беспризорности при живых родителях, общество будоражат преступления несовершеннолетних. Взаимоотношения детей и родителей нередко переходят в разряд уголовных (растет число детей - жертв насилия взрослых).

В этих условиях становится очевидной необходимость помощи семье в повышении ее воспитательного потенциала, от уровня которого зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков.

Также до родителей была донесена актуальность консолидации семьи и школы, родителей и педагогов для выстраивания единого образовательного пространства в целях совместной планомерной и системной работы по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Именно это и является сегодня одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства.

Для эффективной организации такой работы, школа должна иметь хотя бы общее представление о том, в какой мере современная семья транслирует семейные ценности ребенку. Говоря иначе, школа в лице педагогов должна понять, какие механизмы трансляции традиционных семейных ценностей нарушены (то есть, чего недополучает ребенок в семье), чтобы по возможности посредством системы учебно-воспитательных мероприятий, а также психолого-педагогической поддержки семьи восполнить эти пробелы.

На вопрос о том, каким образом будет проводиться опрос учащихся, родителям был дан однозначный ответ - «анонимно». Родители должны знать, что задача данного исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности семейных ценностей у ребенка, проблемы, связанные с эмоциональным благополучием его в семье, «обозначить» зоны, требующие пристального внимания и психолого-педагогической поддержки, наметить возможные пути установления взаимопонимания между членами семьи. Если после подобного рода опроса у самих школьников или у их родителей возникнет запрос на психолого-педагогическую помощь, они имеют полное право обратиться к соответствующему специалисту, и в этом школа окажет им всяческое содействие.

Родителям было объявлено также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Вполне может случиться так, что эта информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.

2.2 Результаты исследования

Проанализировав ответы старших школьников, были получены следующие результаты.

По методике незаконченных предложений была составлена сводная таблица 1. Как мы видим, у большинства учащихся старших классов семья ассоциируется с родными, любимыми, близкими людьми, а так же с детьми и внуками. Немного меньше процент учащихся, которые считают, что семья - это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Встречались ответы, что семья - это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту, взаимовыручка. Двое учащихся видят в семье лишь совместное проживание и времяпровождение людей. Столько же учеников считают, что семья для них - это материальная поддержка. Один учащийся ответил, что семья для него - это ячейка общества.

Таблица 1

Ценности, указанные в определении семьи

Результаты наглядно показаны на круговой диаграмме (рисунок 1)

Рисунок 1 Понятие «Семья» в сознании старших школьников

Еще более интересными оказались окончания второго предложения: «Семья нужна человеку для того, чтобы…», представленные в таблице 2 и на диаграмме (рисунок 2).

Таблица 2

Основные функции семьи по мнению старшеклассников

Ценность

Количество ответов

Продолжать человеческий род

Любить и быть любимым

Для поддержки и взаимопомощи

Для удобной, комфортной жизни

Чтобы иметь постоянного партнера

Чтобы заботиться о ком-то

Чтобы не быть одиноким

Познать радость жизни

Для финансового обеспечения

Чтобы мучить себя и других


Рисунок 2 Функции семьи, выделенные старшими школьниками

Главной функцией семьи старшие школьники считают продолжение человеческого рода (30% опрошенных). Также большое число учащихся считает, что семья нужна для любви (18%), поддержки и взаимопомощи (16%), для удобной и комфортной жизни (10%). Четверо испытуемых (8%) хотят создать семью для того, чтобы иметь постоянного сексуального партнера. Трое старшеклассников (6%) видят смысл семьи в том, чтобы не быть одиноким, столько же учеников считают, что семья нужна, чтобы заботиться о ком-то. По одному ученику (2%) ответили на данный вопрос так: «… познать радость жизни», «… его финансово обеспечивали» и «…чтобы мучить себя и других». Два последних ответа заставляют задуматься о том, что у данных учеников недостаточно сформированы ценности семейной жизни, запланированы беседы с этими учениками и их родителями.

На следующем этапе проведем анализ анкет учащихся старших классов. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проведенного анкетирования

№ вопроса

Анализ показал, что большинство учеников (29 человек) считают местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно, свой дом, вдвое меньшее число учащихся (14 человек) комфортно чувствуют себя среди друзей, и лишь 7 учащихся наиболее комфортно чувствуют себя в школе.

19 человек считают, что лучше всего их понимают друзья, 15 человек отдают предпочтение родителям, 10 человек доверяют одноклассникам, и 6 человек - учителям.

Однако решение важных проблем большинство опрошенных предпочли бы осуществить с родителями (23 человека), друзьям и одноклассникам решение проблем доверяют соответственно 18 и 6 опрошенных, и 3 человека не определились с выбором.

Данные ответы свидетельствуют о том, что для большинства старшеклассников приоритетными оказываются такие ценности, как семья и дружба.

У большей половины опрошенных старших школьников сформирована такая ценность как семейные традиции. Больше половины опрошенных с пониманием относятся к выполнению обязанностей по дому.

Основным неблагоприятным обстоятельством школьники называют недоверие взрослых, отсутствие взаимопонимания, так же некоторыми учащимися были отмечены пьянство родителей, пренебрежение родительскими обязанностями и даже агрессивное поведение некоторых членов семьи. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки педагогов и психолога в рамках внеклассной работы и беседы с родителями.

Большинство же опрошенных школьников считают свои отношения с родителями доверительными, дружескими, уважительными. Однако некоторые ученики характеризуют эти отношения как «прохладные» и даже враждебные. 5 учащихся затруднилось ответить на данный вопрос, что свидетельствует о недостаточной сформированности ценности дружеских отношений в семье.

Кроме того, психологической проработки требуют некоторые семьи, в которых, по словам учащихся, конфликтные ситуации заканчиваются длительной обидой или физическим насилием.

Почти половина опрошенных детей (20 человек) считают приоритетным направлением создание семьи и рождение детей, на 2 человека меньше (18 опрошенных) отдают предпочтение получению образования и овладению профессией, а 12 человек хотят побыстрее устроиться на работу и обрести материальную независимость и обеспеченность.

Подавляющее большинство опрошенных учащихся (39 человек) в будущем хотят создать свою семью. Однако есть ученики, которые категорически против создания семьи (3 человека) или затруднились ответить (8 человек).

Практически в равной степени важным в семейном воспитании школьники считают уход за детьми, заботу, любовь родителей, проявление терпимости, уважения к личности ребенка, доверительные отношения. Среди наиболее ценных качеств для создания семьи учащиеся назвали уважение к личности супруга, проявление терпимости, взаимопомощь и взаимовыручку. По мнению большинства опрошенных, в общении с детьми наиболее важна такая черта родителей, как уважение к ребенку.

Кроме того, хотелось бы отметить, что большинство опрошенных считают наилучшим для вступления в брак возраст 20-30 лет, и в семье должно быть двое, трое и более детей.

Таковы вкратце результаты анкетирования старших школьников.

Следующая методика - тест «Семейные ценности» С.С.Носова. Для того, чтобы выявить наиболее значимые ценности, все ответы учащихся были суммированы и определено среднее значение по каждой из ценностей. При этом чем ниже среднее значение, тем значимее данная ценность для старших школьников.

Результаты обработки ответов учащихся по данной методике представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты методики «Семейные ценности» С.С. Носова

Для наибольшей наглядности по результатам тестирования построим диаграмму, на которой наиболее значимые ценности представлены большей величиной столбиков, а наименее значимые - меньшей (см. рисунок 3).


Рисунок 3 Семейные ценности в сознании старших школьников, расположенные в порядке убывания их значимости

Таким образом, тестирование по данной методике показало, что наиболее важной ценностью семейной жизни по мнению старших школьников является общение супругов, далее в порядке убывания следуют такие ценности, как нежность, сексуальные отношения, финансовая поддержка, искренность и открытость, совместный отдых, работа по дому, посвященность семье, привлекательность партнера и, наконец, восхищение.

В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных школьников достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей современной молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Следует отметить, что ответы некоторых учащихся требуют дальнейшей детализации и проработки с психологом, педагогом, совместно с родителями.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 25 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Социально-личностные достижения учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету

Проект

Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

2013

Проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Пояснительная записка

Проект "Школа подготовки к семейной жизни" представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно - и на дальнейшее развитие общества. В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во – первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девочек и феминизация мальчиков, нарушение их половых ролей. Во-вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В - третьих, обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в школе, так как девочки, опережающие в своем развитии мальчиков в среднем на 2,5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения мальчиков, ведущий к усугублению конфликтов.
Известно, что психика ребёнка, образцы поведения, нравственные и социальные установки формируются в семье. Только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения можно оказывать эффективное влияние на полноценное и гармоничное развитие ребёнка.
Основная цель проекта – глубокая и фундаментальная подготовка учащихся школы к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.
Сегодняшние ученики завтра станут родителями, и от того, насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.

Задачи:

1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Формирование высоких жизненных позиций.

3. Расширение знаний о семье, закономерностях её развития, традициях и обычаях, уклада, этикета, психологии пола.

4. Формирование ответственного «родительства».

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 раздел – 9класс

2 раздел – 10 класс

3 раздел – 11 класс

Пути реализации программы:

1. Цикл занятий для школьников.

2. Цикл занятий для родителей.

3. Цикл занятий для старшеклассников и родителей (совместно).

Формы взаимодействия:

    дискуссии и дебаты

    интеллектуальные и ролевые игры

    уроки с элементами психологического тренинга

    встречи с медработником

    родительские собрания

    классно-семейные походы (поездки)

    семейные сайты

    презентация семейного совета

    семейный вернисаж

    семейный архив

    семейный музей

    тетрадь доверия

Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни определяется по группе показателей:

    Нравственно-психологическая и интеллектуально-познавательная готовность.

    Сексуальная воспитанность.

    Социальные медицинские и правовые знания.

    Экономическая и хозяйственная подготовка.

Прогнозируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны знать :

    историю развития института семьи и брака в России;

    семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской культуры;

    нравственные нормы брака;

    произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссёров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;

-приобрести:

    опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

    опыт проектной и исследовательской деятельности по теме программы;

    определённый набор присвоенных семенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);

-быть нацеленными:

    на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

    на официальный брак;

    на рождение и воспитание детей в полной семье;

    на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

    выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

    на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

-демонстрировать:

    уважение к родителям, другим членам семьи;

    выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

    готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.

Содержание проекта

Раздел 1: « Семья как деловое партнёрство»

1 . Курс по выбору : «Семья как деловое парнёрство»

2. Классные часы по темам:

- «Семья в современном обществе»,

- «На ней-то всё и держится» (о личности в семье),

- «Искусство маленьких шагов».

- «Нужна ли нам семья?»,

- «Современная семья: кризис или поиск счастья?»,

- «А если это любовь?».

4. Тренинг-практикум: «Как рассчитать семейный бюджет»

5. Конкурс проектов: «Искусство быть супругами».

- «Правила семейной жизни»,

- «Семейный бюджет»,

- «Проблема семейного отдыха».
7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Походы и поездки,

Экскурсии на место работы.

Раздел 2: «Этика и психология семейной жизни»

1. Элективный учебный предмет: «Этика и психология семейной жизни»

2. Классные часы по темам:

- «Что муж ни сделает, то и хорошо»,

- «Золотая жена»,

- «Между нами, девочками (мальчиками)».

3.Заседание клуба «Дебаты» по темам:

- «Гражданский брак: «за» и «против»,

- «Не хочу учиться, а хочу жениться»,

- «Совет да любовь»… или «Терпения вам»?».

4. Тренинг-практикум : «Мужественность мальчиков и женственность девочек»

5. Конкурс проектов : «Моя будущая семья»

6. Родителькие собрания (лектории) по темам:

- «Как говорить с детьми о любви, сексе и семейной жизни»,

- «Психотипы матери и отца»,

- «Стили родительского поведения и воспитания».

7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Выставка «Творческая мастерская семьи»,

Конференция: «Традиции семьи и их значение».

Раздел 3: «Осознанное «родительство»

1.Факультатив «Осознанное «родительство»

2. Классные часы по темам:

- «Хороший пример»,

- «О чём забывают отцы»,

- «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

- «Дети с экономической точки зрения»,

- «А если мода на детей совсем пройдёт?»,

- «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (В.Бранд).

4.Тренинг-практикум: «Отношения - «отцы и дети»

5. Конкурс проектов : «Мама, папа, я – счастливая семья»

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

- «Заповеди родителей»,

- «Роль отца (матери) в воспитании детей»,

- «Критерии взрослости».

7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Чествование семейных династий.

Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.

Список литературы

    Захарова Л. Януш Корчак: святое величие любви.//Воспитание школьников.-2005.-№2.

    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: «Рад. шк», 1985.

    Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991.

    Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М.: Просвещение, 1998.

    Классная Методическая газета для классного руководителя «Классное руководство и воспитание школьников». №7, 2009,М.: Изд. дом « Первое сентября».

    Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 кл.: методическое пособие/ сост. Т.А. Корнива и др. М.: Глобус, 2007.

    «Подготовка подростков к семейной жизни» А.Н. Сизанов.

    Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение,1987.

    Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности. Учебное пособие для шкльников и студентов. – М.,2000.

    Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

    Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия»,2008

    Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю.Т., СОБР. Соч. в 10тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.

    Латышина Д.И. традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.

    Варга А.Я. Системная психотерапия. СПб: Речь;2001.

    Г.Навайтис «Тайны семейного (не) счастья». Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж 1998г.

Приложение №1 к проекту «Школа подготовки к семейной жизни»:

Проектирование Недели семьи.

Цели:

1) Осознание базовых ценностей семьи.

2) Предупреждение влияния на ребёнка неблагоприятных социальных факторов, помощь детям найти поддержку в семье, улучшение взаимоотношений с родителями.

Алгоритм подготовки:

1. Определить идею недели.

2. Сформулировать тему недели и родительских собраний.

3. Сформировать цель, задачи недели и родительского собрания.

4.Осмыслить, какая информация необходима для родительского собрания и каким образом её можно получить (опрос, анализ наблюдений, бесед).

5. Определить содержание недели, её конкретные мероприятия.

6. Продумать, каким образом наладить взаимодействие с родителями в ходе недели.

Основные принципы :

1) Основная идея недели выражается в названии. Оно должно быть сформулировано так, чтобы вызвать интерес у детей и родителей и желание участвовать в событиях недели.

2) Мероприятия недели должны иметь определённую смысловую направленность, отражать в конкретных формах выбранную идею.

3) Тематические мероприятия могут проводиться как с детьми и родителями определённого класса или группы детей, так и со всеми детьми и родителями школы.

4) Неделя должна завершаться общим родительским собранием, на котором подводится итог всей недели.

Формы работы: фотогазеты, выставки, акции, опросы, анкетирование, ролевые игры, классные часы, конкурсы рисунков, стихов, поделок, стенгазет и т.д.

Неделя семьи по теме: «Как построить мир в семье»

Задача: поддержать у родителей и детей представление о том, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Мероприятия:

Опрос «Что такое счастливая семья?»

Диагностическая игра «Почта»

Страница семейной истории «Как меня называют дома?»

Выставка «Колыбельная песня моего детства»

Фоторепортаж «Я и моя семья»

Родительское собрание «Как построить мир в семье?»

День открытых дверей для родителей

Неделя семьи по теме: «Дом, в котором я живу»

Цель : формирование представлений о доме как основе взаимопонимания, контактности и уважения людей друг к другу.

Мероприятия:

Выступление театральной студии для родителей. Инсценировка сказки «Последыш»

Опрос родителей «Стили родительского поведения»

Проективный рисунок «Дом, в котором я живу»

Коллаж «Цветочная клумба» на тему «Моя семья»

Анкета для учеников «Как мы общаемся дома»

Проективный рисунок «Дом, который построю я»

Акция для родителей «Мудрая мысль о воспитании детей»

Родительское собрание «Стиль семейного воспитания»

Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних

Результаты от проведения недель семьи:

Приложение №2: АНКЕТА для учащихся

Укажите пол ______________

    Выберите утверждение, более всего характеризующее, по вашему мнению,

современную семью .

Семья – это добровольный союз мужчины и женщины

Семья – это место, где я ощущаю себя нужным и значимым

Семья – это прочная связь между поколениями

Семья – это надежная опора человека в жизни

Семья – это союз двух людей, независимых друг от друга, каждый из которых имеет собственные взгляды и интересы

Семья – это материальная зависимость одного супруга от другого

Семья – это союз, основанный на любви и духовной близости двух людей

Семья – это единственное место, где я чувствую себя надежно и комфортно

Основным предназначением семьи является рождение и воспитание детей

2 . Что, по вашему мнению, способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни?

Любовь

Взаимопонимание

Материальная стабильность

Отдельное жилье

Поддержка родителей

Отсутствие внимания со стороны родителей

Отсутствие детей

Стремление сразу иметь детей

Четкое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

Совместное ведение домашнего хозяйства

Общие интересы

Стремление проводить вместе свободное время

Наличие общих друзей

Затрудняюсь ответить

    Какие традиции есть в вашей родительской семье?

Встреча Нового Года всей семьей

Семейный отдых на природе

Организация праздника на день рождения кого-либо из членов семьи

Проведение семейных советов

Организация и проведение театрализованных семейных представлений

Семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов

Совместное проведение отпуска

Почитание религиозных праздников и обычаев в семье

Празднование знаменательных для Вашей семьи дат

Семейная преемственность профессий

В нашей семье нет никаких традиций;

Затрудняюсь ответить

4. В каком возрасте вы готовы создать семью?

До 18 лет - от 18 до 20 лет - от 20 до 25 лет - от 25 до 30 лет

Старше 30 лет - Затрудняюсь ответить

5. Проставьте номер каждой ценности по мере важности для вас (1-самое важное и т.д.)

Работа - семья

Здоровье - друзья

Свободное время - саморазвитие

Деньги - образование

Карьера

6. Главой вашей будущей семьи будет:

Муж - жена - равноправие

7. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

Официально зарегистрированный брак

Не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

Не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

Затрудняюсь ответить

8. Насколько вы готовы выполнять семейные функции после вступления в брак?

семейные функции

готов

скорее готов, чем не готов,

скорее не готов, чем готов

не готов

затрудняюсь ответить

иметь детей

воспитывать детей

выполнять хозяйственно-бытовые обязанности

материально обеспечивать семью

соблюдать моральные и правовые нормы поведения в семье

способствовать духовному развитию членов семьи

соответствовать новому социальному статусу (муж, жена, мать, отец)

проводить вместе свободное время

оказывать эмоциональную поддержку членам семьи

удовлетворять сексуальные потребности

Да, для меня их мнение очень важно

Я выслушаю их мнение, но выбор сделаю самостоятельно

Нет, их мнение меня не интересует

10. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

Да, хочу

Скорее хочу, чем не хочу

Скорее не хочу, чем хочу

Нет, не хочу

Отчет

о реализации проекта «Школа подготовки к семейной жизни»

в МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район

В МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район с 2013 года реализуется социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни». Разработке и внедрению проекта способствовала большая предварительная исследовательская работа: изучены труды современных учёных, проанализирован уровень демографической ситуации в районе, проведено анкетирование по данной проблеме среди учащихся 10-11 классов. Результаты следующие:

Всего принимало участие – 39 учеников: 41% - юноши; 59% - девушки

Юношам и девушкам было предложено оценить степень готовности выполнения ими семейных функций после вступления в брак. На 1 место вышли сексуальные потребности, что можно объяснить особенностями физиологического развития молодого организма. Так же первостепенное значение – совместное времяпровождение и эмоциональная поддержка. Ниже по значимости:

Моральные и правовые нормы поведения в семье,

Выполнение хозяйственных обязанностей,

Соответствовать статусу мужа/жены/матери/отца готовы меньше половины,

Способствовать духовному развитию - характерно в большинстве для девушек.

Оптимальный возраст для создания семьи:

1) У девушек адекватная оценка: большинство ответили – от 20 до 25 лет.

У юношей ситуация интереснее:

38% считают оптимальным возраст для создания семьи 25-30 лет

32% - 20-25 лет

18% - 18-20 лет

Очевидно, что в возрасте от 20 до 25 лет достичь финансовой самостоятельности в условиях современной социально-экономической действительности, очень трудно: это период получения профобразования, поиска работы и начала собственной профессиональной карьеры. Поэтому возникает вопрос: как именно в представлении большинства юношей достигается финансовая самостоятельность, необходимая для того, чтобы быть готовым образовать семью?

Из наиболее значимых жизненных ценностей юноши и девушки предпочтение отдали свободному времени. Следующую позицию по выбору занимает саморазвитие, юноши предпочтение отдали деньгам и карьере, которая занимает третье место. Для парней также важное значение имеет образование, а для девушек друзья, образование и саморазвитие. Семья занимает только 6 место. Эта ценность является для девушек лишь немного значимее, чем для юношей. По данным результатам видно, что у современных старшеклассников снижена ценность семейной жизни.

Социальная зрелость более характерна для девушек, чем юношей, поэтому девушки чаще в своих ответах отражают реальное положение в современной российской семье, а юноши склонны идеализировать ситуацию.

Так 80% юношей считают, что главой семьи должен быть мужчина как носитель социального статуса, соответствующего роли мужа и отца.

Большинство девушек (65%) за равномерное распределение обязанностей между супругами. Стремление девушек к конструктивному взаимодействию ещё раз подтверждает их большую психологическую и социальную зрелость по сравнению с юношами.

Большая часть учащихся (90%) отдаёт предпочтение такой форме семейной жизни , как официально зарегистрированный брак.

Исследование показало, что в каждой семье существуют те или иные традиции . Наиболее популярными являются: Новый год, дни рождения, совместный отпуск, знаменательные совместные даты. Неслучайно эти традиции оказались наиболее приоритетными для молодых людей: именно благодаря им осуществляется эмоциональный и духовный контакт между членами семьи, и в таком современном высокоскоростном мире они приобретают возрастающую ценность. Возможно, этим объясняется тот факт, что почти все опрошенные собираются продолжать эти традиции в своей будущей семье.

Родительская семья накладывает отпечаток на всю дальнейшую самостоятельную жизнь. Поэтому, отвечая на вопросы анкеты, уч-ся проецировали отношения, сложившиеся между родителями на свою будущую семью. Видимо поэтому половина учеников хочет, чтобы из будущая семья была похожа на родительскую. Большинство учащихся получает необходимые знания от родителей и близких родственников. Однако третья часть учащихся не хочет сходства со своей родительской семьёй.

Бесспорно, что родители оказывают на молодёжь большое влияние, однако выбор будущего супруга большинство юношей и девушек собираются сделать самостоятельно.

Считают, что способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни по приоритетности:

Взаимопонимание,

Любовь,

Общие интересы,

Стремление провести вместе свободное время,

Наличие общих друзей,

Отдельное жильё,

Материальная стабильность.

Как показало исследование, первостепенными источниками воздействия на сознание молодёжи являются родители и друзья. Школа в основном даёт нейтральную информацию по вопросам подготовки к семейной жизни. Однако и учащиеся, и родители высказали пожелание в необходимости формирования семейно-брачных отношений и на школьном уровне.

Сделаны выводы:

1)Общая готовность молодых людей к семейной жизни - не высокая.

2)Из всех институтов социализации основное влияние на готовность молодых людей к семейной жизни оказывает семья. Школа должна выступать посредником между семьёй и обществом.

Проект «Школа подготовки к семейной жизни» представлен ученицей 11 класса Мызенко Анастасией на школьном, муниципальном, зональном и региональном уровне. Имеются дипломы 1 и 2 степени.

О результатах внедрения проекта в учебно-воспитательный процесс говорить ещё рано, но уже после первого года реализации можно отметить:

1) Более заинтересованные отношения родителей к школе.

2) Более глубокое и серьёзное отношение учеников к семейным ценностям.

3) Более дружественная, тёплая общая атмосфера в школе, улучшение взаимопонимания.

Директор В.А. Колтунов

Зам директора С.И. Кондрашкина

С помощью этого теста вы узнаете, готовы ли вы к семейной жизни или вам не стоит торопиться в отношениях с вашим партнером.

Ответьте на вопросы и утверждения. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

Текст опросника.

1. Согласны ли вы с утверждением, что семья и семейные отношения важнее дружбы, друзей и приятельских отношений?
2. Считаете ли вы, что вам следует продолжить работу по специальности после вступления в брак?
3. Не кажется ли вам, что семья без детей, что дом без хозяина?
4. Все ваши знакомые хвалят приготовленные вами блюда?
5. В будущем вы намереваетесь делиться с партнером всеми своими тайнами и секретами?
6. Не думаете ли вы, что брак ваших родителей удался?
7. Одобряете ли вы идею так называемого "пробного брака"?
8. Считаете ли вы добрачные связи предосудительными и недопустимыми?
9. Готовы ли вы простить измену вашему партнеру?
10. Можете ли вы утверждать, что снисходительно и терпимо оноситесь к недостаткам других?
11. Готовы ли вы разделять увлечения вашего партнера?
12. Склонны ли вы преувеличивать достоинства тех, кого любите?
13. Думаете ли вы, что работа вашего партнера будет менее важна, чем ваша?
14. Уверены ли вы в том, что забота о повседневных мелочах будет доставлять вам удовольствие?
15. Если с вами обращаются вежливо и деликатно, то вы можете уступить?
16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера в данный момент?
17. Часто ли вызывают ваше раздражение отдельные привычки партнера?
18. Бывает ли вам трудно общаться с родителями вашего партнера?
19. При разговоре о детях вы пренебрежительно морщитесь или переводите разговор на другую тему?
20. Вы и дня не можете прожить друг без друга?
21. Откровенны ли вы с партнером в разговорах о собственных проблемах и недостатках?
22. Считаете ли вы, что ваш партнер мог бы быть немного красивее и умнее?
23. Вам проще представить свое будущее без карьеры, чем без семьи?
24. Не кажется ли вам, что вы всерьез задумались о браке только после того, как мама одобрила ваш выбор?
25. Ваша гармония доходит до того, что вы одинаково оцениваете поступки ваших друзей и знакомых?
26. Не вызывает ли у вас раздражение стремление партнера нравиться не только вам?

Результаты теста.
Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:

1. да - 2, нет - 0, иногда - 1
2. да - 2, нет - 0, иногда - 1
3. да - 2, нет - 0, иногда - 1
4. да - 2, нет - 0, иногда - 1
5. да - 2, нет - 0, иногда - 1
6. да - 2, нет - 0, иногда - 1
7. да - 0, нет - 2, иногда - 0
8. да - 2, нет - 0, иногда - 0
9. да - 2, нет - 0, иногда - 1
10. да - 2, нет - 0, иногда - 1
11. да - 2, нет - 0, иногда - 1
12. да - 2, нет - 0, иногда - 1
13. да - 0, нет - 2, иногда - 0
14. да - 2, нет - 0, иногда - 1
15. да - 2, нет - 0, иногда - 1
16. да - 2, нет - 0, иногда - 1
17. да - 0, нет - 2, иногда - 0
18. да - 0, нет - 2, иногда - 0
19. да - 0, нет - 2, иногда - 0
20. да - 2, нет - 0, иногда - 1
21. да - 2, нет - 0, иногда - 1
22. да - 0, нет - 2, иногда - 0
23. да - 2, нет - 0, иногда - 1
24. да - 0, нет - 2, иногда - 0
25. да - 2, нет - 0, иногда - 1
26. да - 0, нет - 2, иногда - 0

Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле:

КГ = (СБ: 52) х 100%
Например, если вы набрали 23 балла, то КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%
Значит, вы готовы к браку на 44%. Стоит ли спешить?

0 - 20 баллов - неготовность к вступлению в брак.
21 - 38 баллов - частичная готовность к семейной жизни.
39 - 52 балла - готовность к браку.

Если результаты теста огорчили вас, не расстраивайтесь. Ведь любой тест рассматривают как руководство к действию. Возможно, вам просто не хватает уверенности в себе, доверия к партнеру и жизненного опыта. Все в ваших руках!

("Психологические тесты на все случаи жизни")

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

Рабочая программа

Элективного курса

в 10-11 КЛАССЕ

с. Воздвиженка 2017

Рабочая программа элективного курса составлена по программе модуля «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» автора - составителя Свиридова А.Н. к.н.н. профессора кафедры коррекционного развития и специального образования АКИПКРО

Занятия проводятся один раз в неделю для учащихся 10-11 классов.

При проведении занятий могут быть использованы такие формы работы :

Обсуждение вопросов;

Анализ и проигрывание ситуаций;

Привлечение игровой и арт-терапии;

Использование аидио- и видеоматериалов.

Учебно-тематическ ий план

наименование разделов

Восприятие себя и других

История моего имени

Социальное становление личности

Искусство общения с родителями

Конфликты и их последствия

Эмоциональный мир семьи

Семейные тайны

Репродуктивное здоровье

Планирование рождаемости в семье

Современные способы предохранения

Искусственное прерывание беременности

Сексуальность, проблема выбора

Ответственность и объективность

Любовь или зависимость

Развод. Как и почему это происходит?

Как пережить расставание?

Заключительное занятие

Коллаж «Наша группа»

Всего уроков

Результаты

Выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;

Развитие уверенности в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности;

Формирование умения строить глубокие и надежные взаимоотношения;

Приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;

Повышение Психолого-педагогической компетентности будущих родителей.

Ключевые понятия:

Физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь

Тематическое планирование по элективному курсу

«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»

всего на изучение 34 часа

Тема занятия

примечание

Восприятие себя и других

Вводное занятие. Золотое правило взаимности.

Уважение и любовь в общении

История моего имени

Самопрезентация «Кто я?» Мой жизненный девиз. Свобода принимать решения. Виды решений

География мифов о рождении. История моего имени. Фантазия «Мой внутренний мир»

Физиологические и психологические изменения в период взросления

Социальное становление личности

Социальная роль и становление мужчины и женщины. Мужественность и женственность как черты личности

От девочки к женщине. От мальчика к мужчине

Искусство общения с родителями

Вечность проблемы отцов и детей. Представление об идеальном родителе и идеальном ребенке

Умение говорить и умение слушать.

Похвала и поддержка

Конфликты и их последствия

Семья как группа. Человеческие конфликты и их последствия. Искусство выигрывать и искусство проигрывать

Умение прощать. Способы преодоления гнева и зависти. Критерии здоровья семьи.

Эмоциональный мир семьи

Основные эмоции контакта адаптированной личности. Роль позитивных переживаний

Семейные тайны

Алкоголь и наркотики. Анкета «Что я знаю о наркотиках?» СПИД. Как защитить себя от СПИДа?

Нарушение прав ребенка. Насилие в семье.

Репродуктивное здоровье

Знаю ли я историю своего рождения.

Сила и устойчивость супружеских отношений

Планирование рождаемости в семье

Естественный метод планирования семьи. Бесплатная контрацепция

Современные способы предохранения

Современные способы предохранения от нежелательной беременности

Случайные связи-оправдан ли риск? Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика.

Искусственное прерывание беременности

Жить или не жить- кто решает?

Сексуальность, проблема выбора

Сексуальное поведение и нравственная ответственность человека

Давление среды в области интимных отношений. Когда сказать «нет»?

Ответственность и объективность

Последствия добрачных сексуальных отношений

Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг…»

Любовь или зависимость

Увлечение, влюбленность и любовь как психологические состояния

Безответная любовь. Чувство обиды и пути его преодоления. Доверие и границы дозволенного

Стратегии удержания - вредные советы. Освоение конструктивных способов взаимодействия с партнером.

Модели поведения в процессе поиска достойного объекта любви.

Анкета «Какой парень или девушка тебе подходит?»

Развод. Как и почему это происходит?

Стадии переживания горя: шок, депрессия, гнев, примирение

Осознание собственной ответственности за свои личные проблемы

Чувство собственного достоинства. Уважение чувств других людей.

Как пережить расставание?

Упражнение-приключение «В неизведанное всей группой»

Значение дружеских отношений для человека. Моделирование образа «Настоящей дружбы»

Заключительное занятие

Коллаж «Наша группа»

(И.Ф. ЮНДА, 1987)

Литература:

Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико- биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29

Назначение методики:

С целью определения готовности молодых супругов к семейной жизни авторами разработана специальная тест-карта.

Оценка готовности к семейной жизни и на этой основе прогноз благополучия супружества нацелены как на создание прочного брака, так и на совершенствование взаимоотношений молодых супругов в период становления их совместной жизни. Тест будет полезен при выработке индивидуальных программ такого совершенствования, а также при подготовке юношей и девушек к семейной жизни.

В тест-карте приведены типичные ситуации, возникающие между супругами в рамках десяти функций семьи (обозначены римскими цифрами: I – создание положительного психоэмоционального фона; II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; III – хозяйственно-экономическая функция; IV- производственно-трудовая деятельность; V – налаживание здорового семейно-бытового режима; VI – интимная жизнь, VII – деторождение, VIII – воспитание детей; IX – социальное самосовершенствование; X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности).

Чтобы определить свою готовность к семейной жизни, жениху и невесте (мужу и жене) нужно порознь выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов ответа и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок (см. ниже) для каждого из трех вариантов поведения (во всех десяти ситуациях).

Типичные ситуации, варианты поведения.

I.У мужа (жены) неприятности на работе .

1. Недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы.

2. Спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения.

3. Сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости.

II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей.

1. Прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей.

2. Прием без всякого энтузиазма, без проявлений знаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство.

3. Прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно-развлекательной программой.

III. Совместные покупки, заготовка продуктов .

1. Дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие.

2. Единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их.

3. Безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»

1. Рассуждения типа: «Работа – на работе, а дома время –семье, личной жизни», отрицательная порой раздражительная реакция на производственные проблемы.

2. Отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии.

3. Уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоте одежды; белья, постели; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различия вкусов.

1. Рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник, стимул».

2. Предпочитаются самостоятельные занятия домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи.

3. «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания. Если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения.

1. Сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

2. Сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальные вопросы имеют соподчиненное значение.

3. Половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве.

1. Рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет», «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

2. Желание иметь как можно больше детей.

3. Желание иметь двое-трое детей.

VIII. Забота о воспитании детей.

1. Предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий.

2. Стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка.

3. Противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее (специальное) развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи.

1. Забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, ремеслами, выработка активной жизненной позиции.

2. Развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности.

3. Досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

Х. Выбор и развитие коммуникабельности.

1. Импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции.

2. Главным считается умение «не высовываться», быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома.

3. Стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Шкала оценок вариантов.

Типмчные ситуации (функции) Выбранный вариант поведения, баллы
I (-5)
II (-3)
III (-3)
IV (-3)
V (-5)
VI (-3)
VII (-5)
VIII (-5)
IX (-3)
X (-3)

Оценка результатов:

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.

С помощью тест-карты можно попытаться оценить и перспективы благополучия супружеских отношений. Для этого вновь обратимся к представленным в ней типичным ситуациям поведения. Результаты в баллах, подсчитанные порознь (женихом и невестой, мужем и женой), складываются, таким образом выводится общая сумма баллов, отражающая мнение обоих супругов. Затем следует разделить полученную сумму на 2, то есть определить среденее арифметическое для супружеской пары. Если искомый показатель окажется в пределах от 80 до 120 баллов, то прогноз в отношении супружеской гармонии весьма благоприятный, от 30 до 80 – благоприятный, ниже 30 баллов – малоблагоприятный.

Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи, что доказывают результаты неоднократно проведенного анкетирования.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15